КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГольбахНаиболее ярким выразителем идей французского материализма был Поль Гольбах, в работе которого «Система природы» (1770) наиболее последовательно изложены принципы материализма. Гольбах выступил с критикой религии и идеалистической философии, особенно учения Беркли. В идеализме Гольбах видел противоречие здравому смыслу. Возникновение религии он объяснял темнотой, страхом одних и обманом других. Определение материи Движение – также атрибут материи – Г. рассматривал как простое перемещение тел в пространстве. Человек, по Гольбаху, – часть природы, подчиненная ее законам. Отстаивая детерминизм, Г. вместе с тем понимал причинность механистически. Он отрицал объективное существование случайностей, определял их как явления, причины которых нам просто неизвестны [= Демокрит]. В теории познания Г. придерживался сенсуализма, выступал против агностицизма. Гольбах – наиболее яркий выразитель идей фр. материализма. Именно у Гольбаха в наиболее развернутой форме изложено механистическое материалистическое мировоззрение. В наиболее систематической форме принципы материализма изложены в работе Гольбаха «Система природы». Материя В трактовке Гольбаха материя выступает как единственная, вечно существующая субстанция, никем не сотворенная, существующая вне и независимо от человеческого сознания. Следовательно, нет и Бога-Творца. Материя, по Гольбаху, – это «все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Слабость этого определения очевидна: оно дается через познавательную способность человека, а способность эта в конце концов будет даваться через определение материи, потому что кроме материи ничего не существует. Очевидно, мы видим здесь круг в определении. Более того, если человека не существует, то не существует и принципа, на котором можно строить какое-либо представление о материи. Налицо и нелогичность определения, и тяготение к солипсизму (представление, в соответствии с которым из положений, что человек является мерой всех вещей и критерием истины, вытекает утверждение о существовании только этого человека). Свойства материи 1) Материя объективна. Объективны и первичные и вторичные качества (возражение Галилею, Локку, Беркли и др.), 2) кроме материи нет ничего. Кроме движущих причин, нет никакой другой причины, в т. ч. целевой; цель природы находится в самой себе, ибо вне природы нет ничего. Вначале существовала только неорганическая природа, потом из нее возникла органическая (здесь опять парадокс: что значит «вначале»? Если материя вечна, то почему жизнь возникает на каком-то определенном этапе? Даже Гераклит был более последователен, говоря, что мир то сгорает, то опять возникает). У французских материалистов часто можно увидеть очевидные нелепости, как в случае с возникновением жизни в вечном мире. 3) материя состоит из атомов (более мелких частиц), которые движутся в результате причинно-следственных связей. Материя состоит из неизменных и неделимых атомов, основные свойства которых – протяженность, вес, фигура, непроницаемость. 4) материя обладает различными свойствами (непроницаемость, протяженность, способностью к самодвижению – хотя Энгельс и критиковал французских материалистов за метафизичность, говоря, что они не видели источника движения материи, но эта критика не совсем справедлива, поскольку принцип самодвижения все же они признавали, отрицали диалектику, но в действительности это, скорее, их заслуга, чем недостаток. 5) материя делима, 6) материя находится в постоянном движении. Движение есть способ существования материи, оно так же вечно, как и сама материя. Движение есть способ существования, вытекающий из сущности материи; материя движется благодаря собственной энергии. Покой есть лишь некоторая форма движения, поэтому он также есть свойство материи. 7) Все существующее есть результат движения материи, в том числе и все духовные идеальные явления в настоящем мире, в том числе и явления духовного характера. 8) Материя существует в виде природы; природа есть некое единое целое; все явления природы связаны друг с другом, и связь эта выражается в виде законов природы. Материя существует в виде природы, которая есть система, объединяющая все многообразие мира в единое целое. Связь всех явлений и процессов выражается законами природы, действие которых Гольбах объяснял механистически, причем законы механики твердых тел он распространял и на органический мир, и на человеческое общество. 9) Законы существуют не только в материальном неорганическом мире, но и в органическом мире и в человеческом обществе, поэтому ничто не происходит случайно, все имеет свою причину и в обществе, и в природе [Демокрит]. Человек есть продукт природы, и у него нет никакой другой способности познания, кроме той, что исходит от его материальной организации. Отсюда – последовательный сенсуализм, критика учения о врожденных идеях: все содержание познания человек получает только через чувства. Разум представляет собой высшую форму организации материи. 10) Истина есть адекватное отражение материального мира, ее критерием является опыт. 11) Человек – продукт природы, и его познавательная способность есть следствие материальной организации. Нет никакой способности познания, отличной от материальной познавательной способности; все познается через чувства (сенсуализм). Душа представляет собой чистую доску. 12) Разум есть также высшая форма организации материи. Характерны последовательный сенсуализм, критика учения о врожденных идеях. Практически во всем последующие материалисты, в том числе и диалектического пошиба, будут повторять положения французских материалистов. Мелье. У истоков атеизма XVIII в. стоит творчество Ж. Мелье (1664-1729 г.), который доказывал вечность и несотворенность мира, критиковал доказательства бытия Бога, выступал против деизма.
|