Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Смертность души и нравственный закон




Его работа «Естественная история души» стала манифестом фр. материалистов. Поскольку, по мнению Ламетри, душа смертна, то нужно по-другому взглянуть и на мораль. Религиозной концепции нравственности не существует, ибо нет вечной жизни, а мораль существует постольку, поскольку нравственное чувство врожденно.

Существует некий нравственный закон, как и законы природы. Этот нравственный закон есть даже у животных, а поскольку человек есть порождение животного мира, то здесь нет ничего странного, просто человек – высшая форма развития животного.

Главными причинами исторического развития он считал пропаганду знаний и деятельность выдающихся личностей, был сторонником просвещенного абсолютизма. Будучи атеистом, подвергался за это гонениям. Однако сам Ламетри считал необходимым сохранение религиозных верований для народных масс.

Геданизм

Для Ламетри (в отличие от других материалистов) характерен гедонизм: нужно искать критерий счастья и цель жизни человека среди материальной составляющей человека, а потому таким критерием является чувственное наслаждение, являющееся главным для человека. Поэтому нравственность как таковая есть понятие вымышленное, предрассудок, совесть также бесполезна, нужно освободить человека от ее угрызений и объяснить людям, что это понятие несуществующее, ибо все люди нравственны постольку, поскольку все ищут наслаждения.

Критерий счастья и цель жизни человека заключаются в его материальной природе, чувственное наслаждение является в этом смысле главным для человека. Такие понятия, как нравственность, совесть, не более чем иллюзии, ибо люди нравственны постольку, поскольку это способствует получению наслаждения.

Дидро.

Кроме статей в «Энциклопедии» перу Дидро принадлежат множество работ, в т. ч. и литературные («Племянник Рамо», «Монахиня» и др.).

Среди философских произведений наибольшую известность приобрели небольшая работа «Разговор Д'Аламбера и Дидро», в которой сформулировано мировоззрение Дидро, и «Письмо о слепых, предназначенное зрячим», где Дидро впервые выразил свои мысли как зрелый философ, избавившийся от некоторых своих сомнений.

Дидро написал много работ по вопросам искусства и художественной критики; развил новую эстетику реализма, защищая идею единства добра и красоты. Вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль.

Происхождение сознания

В своих гносеологических взглядах Дидро отстаивал точку зрения единства материи и сознания. Он считал материю причиной ощущений и высказал мысль, что ощущение потенциально свойственно всей материи; сознание же возникает по мере усложнения органической материи. Вопрос о способе, посредством которого механическое движение материальных частиц может порождать специфическое содержание ощущений, Дидро решает в пользу мысли о всеобщей чувствительности материи. Развив этот взгляд, Дидро наметил материалистическую теорию психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой теории люди, как и животные, – инструменты, наделенные способностью ощущать и памятью.

Дидро отверг представления идеалистов о спонтанности мышления: все умозаключения коренятся в природе, и мы только регистрируем известные нам из опыта явления, между которыми существует либо необходимая, либо условная связь. Отсюда, по Дидро, не следует, будто наши ощущения – зеркально точные копии предметов; между большинством ощущений и их внешними причинами не больше сходства, чем между представлениями и их названиями в языках.

Трансформизм

Вся природа, согласно Дидро, находится в вечном движении и развитии, сущее погибает в одной форме и возникает в другой. В русле идеи самодвижения материи мыслитель высказал ряд диалектических догадок: активность материи, ее самодвижение он пытался объяснить внутренней разнородностью и противоречивостью. По мысли Дидро, для материи характерны различные качественные состояния, которые не являются постоянными, а постепенно переходят с одного уровня организации на другой; мертвое вещество со временем трансформируется в живой организм (концепция трансформизма). Следовательно, человек, как и все другие существа, имеет свою историю становления.

Учение об объективности вторичных качеств

Разделяя взгляды Локка о первичных и вторичных качествах, Дидро подчеркивал объективный характер и вторичных качеств.

В отличие от других французских просветителей, опиравшихся главным образом на Дж. Локка, в своем эмпиризме Дидро во многом исходил из идей «Нового Органона» Ф.Бэкона, сенсуализм у него корректировался бэконовской трактовкой роли эксперимента в познании.

Гельвеций

Более последовательно и революционно в русле идей Просвещения разрабатывал социально-политические и этические взгляды Клод Гельвеций. В своих работах, главная из которых называется «О человеке» (опубл. в 1772), он ставил задачу найти проект возможного общественного состояния, обеспечивающего условия для осуществления нравственности и счастья людей.

Мораль

В работе «О человеке» Гельвеций последовательно разрабатывал этические взгляды. Согласно Гельвецию, не существует никакой врожденной нравственности (эту мысль разделял и Дидро), не врожден и порок. И добродетель и порок есть результат воспитания, поэтому именно от общества зависит, каким будет человек. Воспитание всемогуще, человек всем ему обязан. Воспитание Гельвеций понимает широко: это не только увещевательные слова родителей и педагогов, но совокупное воздействие окружающего мира – и общества, и природы.

Признание Гельвецием решающей роли среды в формировании человека, его идея гармонического сочетания личных и общественных интересов, идея равенства умственных способностей сыграли большую роль в подготовке утопического социализма.

Основой воспитательного процесса, по Гельвецию, является физическая чувствительность человека к боли и к наслаждению. Именно через восприятие того и другого человек начинает понимать, что для него хорошо, а что плохо. Каждому человеку свойственна любовь к себе, которая есть глубочайший импульс человеческой деятельности.

Физическая чувствительность

В основу своих построений он положил “физическую чувствительность”, которая делает человека способным быть «чувствительным к боли и наслаждению» и соответственно иметь «чувство любви к удовольствию и отвращению к страданию». Из этих способностей у человека складывается любовь к себе как первичный импульс всех его действий.

Основу философии Гельвеция составил сенсуализм Локка, из которого были исключены идеалистические элементы. Объективно существующая материя, по Гельвецию, познается при помощи ощущений. Другим орудием познания Гельвеций считал память, к-рую определял как «длящееся, но ослабленное ощущение». Упрощенно трактуя мышление, Гельвеций понимал под ним лишь комбинирование ощущений.

Пружины человеческой деятельности

Описывая “механику” человеческой деятельности Гельвеции выделил 3 ее главные “пружины”:

1) страсти. Все пороки и добродетели человека обусловливаются его страстями, которые в нравственном мире имеют такое же значение, какое имеет движение в мире физическом.

2) стремление к счастью и

3) интересы. Стремления людей к достижению счастья происходит под влиянием определенных интересов: «если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса».

Из любви к себе через чувствительность к боли и наслаждению вырастают все страсти. Интересы, смысл жизни, стремление к счастью – все вырастает через чувствительность к боли и наслаждению.

Апологию страстей Гельвеций нарочито выпячивает, противопоставляя ее христианскому учению о страстях, о том, что человек должен уметь управлять своими страстями. По Гельвецию, страсти нужно культивировать и понимать их необходимость, поскольку они движут миром.

Христианская церковная мораль (даже с пантеистическим и деистическим оттенком) французским материалистам была чужда, поскольку они боролись не просто против Церкви, а против религии. Любая религия, по их мнению, есть результат обмана, невежества и человеческого страха, но в конце концов все это реализуется в результате интересов и страстей некоторых людей. Т. е. религия вырастает из обмана одних людей другими – теми, кто понимает, что своими силами удержать людей в повиновении не удастся, поэтому придумывают всемогущее существо, которое все может и всегда все видит, и держат в повиновении при помощи этого существа темный, невежественный и суеверный народ. В страхе и надежде на посмертное воздаяние угнетенные люди пытаются найти свое счастье. «Религия есть опиум для народа» (у народа есть пока обманщики).

Характеристику взглядов Гельвеция дает Маркс: «Чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания – вот главные моменты его системы» (т. 2, с. 144).

Учение об интересах

Гельвеций проводит анализ разных страстей. Напр., такие страсти, как интересы, перекликаются с выгодой и пользой и приводят к развитию общества и появлению частной собственности. Налицо попытка вывести мораль и все нравственные предписания из природы самой по себе, отходя от той точки зрения, что мораль существует как некоторое не зависящее от природы установление.

Гельвеций различал 3 вида интересов:

1) частные интересы,

2) интересы социальных групп и, наконец,

3) интересы всего общества, или “общий интерес”.

Он считал необходимым отказаться от взгляда на личные интересы как на фатально противоположные нравственности, которые в силу этого должны подавляться во имя общего интереса. Согласно Гельвецию, личные интересы сами по себе этически нейтральны, а свойства порока или добродетели они приобретают в зависимости от того, как верховная законодательная власть сформулирует общий интерес. Если последний окажется противоположным частному интересу, то действия индивидов становятся социально вредными, превращаются в пороки. Если в обществе много зла и несправедливости, то надо, считал Гельвеции, «жаловаться не на злобу людей, а на невежество законодателей».

Следовательно, сделать людей добродетельными можно только тогда, когда государство своими законами определит общий интерес таким образом, что он будет органически сочетаться с интересами частными.

Формы правления

Важным средством достижения такого состояния Гельвеции считал обеспечение законодательством принципа справедливости, согласно которому распределение благ осуществляется в строгом соответствии с реальной пользой, которую тот или иной гражданин приносит обществу. В конечном счете, вопрос сводился к установлению правильной формы государственного устройства.

Наихудшей формой власти мыслитель считал деспотизм, при котором «все – рабы, и лишь один человек свободен» и потому личный интерес здесь никогда не бывает связан с интересом общественным. При правильной же форме правления задача служения Отечеству приобретает в сознании подлинно добродетельного гражданина значение высшего личного интереса, превращается в господствующую страсть и самое сильное этическое устремление.

В выводах учение Гельвеция приобретало революционную заостренность, обосновывало необходимость перехода от феодально-абсолютистского строя к республиканско-демократической форме правления.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты