Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Философия Нового времени. Р.Декарт, Д.Локк.

Читайте также:
  1. Анализ использования фонда рабочего времени.
  2. Античная философия
  3. Античная философия.
  4. Ападная философия XX века: неомарксизм. «Критическая теория» Хоркхаймера, «негативная диалектика» Адорно, неофрейдизм Фромма и «Великий отказ» Маркузе.
  5. Арабская религиозная философия. Ибн Сина (Авиценна) и Ибн Рушд (Аверроэс).
  6. Билет №1 Философия и мировоззрение. Самоопределение человека в мире и типы мировоззрения.
  7. Билет №22. Задача распределения трудовых ресурсов во времени. Проблемы оптимизации в перераспределении ресурсов.
  8. Блок 4 вопрос Социальный педагог как профессия нового времени. Функции, роли и принципы деятельности социального педагога. Квалификационная характеристика социального педагога.
  9. В – 3. Культурный переворот Осевого времени. 1 страница
  10. В – 3. Культурный переворот Осевого времени. 2 страница

Р.Декарт

Родоначальником философии Нового времени по праву считается французский мыслитель и ученый Рене Декарт.

С философскими размышлениями (получившими свое воплощение прежде всего в работах: «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии») Декарт органично сочетал обширные научные интересы. Он внес колоссальный вклад в математику, занимался исследованиями в области оптики и психологии. Подобно древним пифагорейцам Декарт был убежден в том, что мир математически структурирован (Творцом) и математически исчислим. А значит, философия должна стать математичной, а математика – философской. Прочно связав философию с наукой, Декарт весьма критически относился к современной ему философии, находя ее неудовлетворительной, непрактичной и догматичной. Декарт начинает построение своей философии с сомнения. Мыслитель говорит, что он решил играть сам с собой в своеобразную игру по жестким правилам: усомниться во всем, в чем только возможно, чтобы таким образом найти несомненное. Сначала Декарт сомневается в утверждениях авторитетных авторов древности и современности. Он допускает, что существует некий злой дух, который искусно обманывает нас, морочит нам голову, создавая иллюзию достоверности там, где ее нет.

Потом Декарт кладет в основу своего учения мыслящий субъект. Мышление основывает бытие, познающий субъект является основой всего мира… Все остальное еще надо доказать, выведя из «Я» - Бога, а из Бога – мир, но точка опоры в океане сомнений уже определена. Островок желанной достоверности расширился – с несомненности наличия мыслящего «Я» до обоснованности истин логики и математики. Их мы находим в себе непосредственно и усматриваем при помощи интеллектуальной интуиции в «естественном свете разума». Это высший вид познания по Декарту. А из этого постепенно выводится – дедуцируется – все остальное знание. Таким образом, дедукция дополняет и продолжает интеллектуальную интуицию, как знание опосредованное дополняет знание непосредственное и самоочевидное. Главное в дедукции – не спешить и соблюдать правила метода, подчеркивал Декарт. Во-первых, ясность и отчетливость исходных оснований. Во-вторых, детализация (расчленение сложных мыслей на простые составляющие). В-третьих, последовательность. В-четвертых, полнота рассмотрения вопроса, не упускающая из виду ничего существенного и относящегося к делу.



Философ сравнивал человеческое знание с деревом, корнем которого является метафизика, стволом – физика, а ветвями – все прочие науки. Декарт явился основоположником рационалистического направления в философии, полагающего, что не чувства, а разум является источником и основой человеческого сознания.

Д.Локк.

Две основные области философского творчества Джона Локка – это гносеология и социально-политическая философия. Наиболее важными его работами являются: «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правлении», «Мысли о воспитании», «Письма о веротерпимости», «Опыт о веротерпимости».

Философ обращается к античному сравнению человеческого сознания с «чистой доской» на которой опыт пишет свои письмена. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит. Так Локк приходит к следующему утверждению, которое можно считать лаконичным девизом всей эмпирической философии: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Мыслитель указывает на два основных источника познания: данные внешних чувств и внутренней рефлексии. При этом он особо подчеркивает, что человеческий разум может лишь различным образом комбинировать идеи, приходящие из опыта, но ни в коем случае не создавать (порождать) и не разрушать эти идеи.



Важным для гносеологии Локка является разделение идей на простые – ощущения, непосредственно данные на чувственном опыте, и сложные, являющиеся комбинацией первых.

Локк вводит наряду с понятием «идей» понятие «качеств вещей». Философ различает первичные и вторичные качества вещей. Первичные качества – это объективные, неотъемлемые свойства материальных тел: протяженность, форма, плотность, количественные характеристики, механическое движение, покой. Вторичные качества – это субъективные ощущения, не совпадающие со свойствами вещей, производимые от первичных качеств и зависящие от человеческих органов восприятия: цвет, вкус, запах и др.

 


Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 4; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия Нового времен. Ф.Бэкон, Т.Гоббс | Философия Д.Беркли, Д.Юма, Лейбница.
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты