КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дж.Г.Мид о формировании социальной реальности. Понятие конвенционального жеста.«Обобщенный другой»- образ,где частные точки зрения сливаются в одну. Понятие формируется не сразу. В процессе соц взаимодействия формируется интеракция.1) Человеческое сознание 2)Социальное Я 3)Соц структура В основу теории легли 2 биологических тезиса: 1) Биологическая слабость чел организма заставляет их с целью выживания взаимодействеют друг с другом. 2)Закрепляются те действия внутри и между чел организмом, которые облегчают сотрудничество и , следовательно, способствуют выживанию. 1 стадия:Человеческое сознание. Формирование сознания с точки зрения МИДа,происходит впоследствии отбора,где происходит сужение широкого(первично) диапозона случайных связей,а,следовательно, случайных жестов,которые совершает младенец. Изначально он способен воспроизводит жесты двух членов семьи. Запоминают жесты,которые вызывают положительные эмоции у тех,кто ребенка окружает. Конвенциональные жесты- те ,которые закреплены в сознании. Репетируя в воображении альтернативные варианты жестов, ребенок учится принимать роль другого. На 1 стадии выполняется 3 условия: 1)Развивается способность понимать конвенциональные жесты 2)Используются эти жесты,чтобы принимать роль другого(иметь ее ввиду) 3)Репетируются в воображении альтернативные варианты жестов. 2 стадия: Формирование соц Я.Человек учиться взаимодействовать с возрастающим числом других. В ходе взаимодействия человек способен создавать образ самого себя в качестве объекта оценки. Затем все сливается в устойчивую концепцию Я: определенный тип личности.Существует 3 стадии: 1)Игра Play-начальная стадия принятия роли другого. Дети способны воспринимать ограниченное число других(1 или 2) 2) Game Коллективная игра – взаимодействие с группой ,занятой определенным видом деятельности. Воспроизведение членов группы как целого ряда Я образов 3) Индивид принимает роль обобщенного другого,сообщество установок. Это зрелое состояние,когда сформированы убеждения, ценности. Человек взаимодействует с обществом в целом, это стадия сформировавшейся личности. С переходом от стадии к стадии усиливается способность принятия Я возрастающего числа других. Человек из физиологического организма прерастает в рефлексивное социальное Я. 3 стадия:Социальная структура. Структура- результат взаимодействия. Общество- сконструированный феномен,оформленный взаимодействием между индивидами. Формирование соц структуры происходит методом проб и ошибок, люди приспосабливаются друг к другу. Формируются общие цели,дальнейшие установки,нормы.Социальный институт-организованная устойчивая форма взаимодействия между людьми.(устойчивый,закрепленный конвенциональный жест). Социальные изменения: 2 понятия: I- импульсивные тенденции индивида, непредсказуемы, заставляют об-во меняться. Источник изменений есть волевое начало,которое нельзя предвидеть. Me- устойчивая форма, я образ, знание себя в опыте,совокупность интер-лизированных установок(вбирание в себя,усвоение). Способствует стабильности об-ва. В структуре социального "Я" М. различает две подсистемы. Подсистему "I" - автономный источник спонтанного поведения, определяющей специфику реакций индивида на стимулы. Она постоянно продуцирует отклонения в структуре взаимодействий, не давая последнему "окостенеть" в жестких схемах. Подсистему "me" - интернализованную структуру групповой деятельности. "I" ответственна за индивида как субъекта, "me" - как объекта. Любое взаимодействие предполагает владение языком (как символической системой), позволяющим через символы увидеть себя в мире и создавать новые символы. Способность владения символическими системами закладывается в социализации. Это необходимое условие возникновения сознания и становления индивидуальности. 93. Дж.Морено: учение о социальном атоме и неформальной структуре общества. Социометрический метод. С точки зрения Морено, помимо формальной структуры- соц инститов, макроструктуры,есть и неформальная структура- система межличностных отношений(состоит из соц атомов и молекул) Для формальной структуры очень важно,как складываются личные отношения. Ввел «социометрический метод»- выявление личностных симпатий и антипатий,которые способствуют или нарушают процесс функционирования,формирования организаций. (психологическую атмосферу) Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы. По словам Дж. Л.Морено, социальный атом – это наименьший (далее не делимый) жизнеспособный социальный элемент, но это не индивид – представление об обособленном индивиде является фикцией; филогенетически, полагал Дж. Л.Морено, индивид представляется более поздним образованием, чем агрегат индивидов. Социальный атом как наименьший элемент структуры отношений состоит из всех отношений между человеком, называемым “центральным индивидом”, и окружающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним связаны. Конфигурация притяжений и отталкиваний, действующих внутри социального атома, представляют социальное единство. Социальный атом в своем внутреннем бытии стремится к равновесию в соответствии с принципом социостаза (термин Дж. Л.Морено, говорившего в связи с этим о социальной экономике, что вызывает ассоциации с психоаналитической сексуальной экономикой). Социальный атом при распаде стремится к регенерации, обусловленной притяжением других социальных атомов. Моменты распада связаны с уходом из социального атома тех или иных людей в связи с разрывом отношений, обусловленным эмоциональной или физической их утратой; регенерация означает, что на место ушедшего приходит кто-то другой. Социальные атомы объединяются на основе спонтанных взаимных выборов, что составляет структуру группы. “Сцепление” социальных атомов образует сложные цепи отношений – психосоциальные сети. По Дж. Л. Морено, можно предположить, что силы притяжения и отталкивания, действующие между индивидами, имеют социофизиологический коррелят, как бы по-разному они ни проявлялись, – как страх, злость или симпатия. Должен существовать фактор "тела."
94. Дж.Морено: учение о социальном атоме и неформальной структуре общества. Социометрический метод.
95. Г.Блумер: символы и коллективное поведение. Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах. С.И. целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором "прочитываются" значимые символы, несущие соц. информацию.Люди действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, а не реагируют на внешние стимулы, такие как соц. силы. С.И. предлагает детерминизм значений.Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях. Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах. Значительное место в работах Блумер уделил коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов.Термин "коллективное поведение". Природа коллективного поведения предполагает рассмотрение таких явлений, как толпы, сборища, панические настроения, мании, танцевальные помешательства, стихийные массовые движения, массовое поведение, общественное мнение, пропаганда, мода, увлечения, социальные движения, революции и реформы. Групповая активность как коллективное поведение. С определенной точки зрения практически всякая групповая активность может мыслиться как коллективное поведение. Групповая активность означает, что индивиды действуют вместе определенным образом, что между ними существует некое разделение труда и что налицо определенное взаимное приспособление различных линий индивидуального поведения. В этом смысле групповая активность является коллективным делом. В аудитории, например, имеется определенное разделение труда между преподавателем и учащимися. Учащиеся действуют, придерживаясь каких-то ожидаемых от них линий поведения. Элементарные коллективные группирования: Действующая толпа психологическая толпа(группа спонтанна и живет сиюминутным настоящим. Как таковая, она не является обществом или культурной группой. У нее нет наследия или традиций, которые направляли бы ее деятельность, нет никаких условностей, установленных традицией экспектаций или правил, является направленность внимания на какую-либо общую цель).доминантным признаком экспрессивной толпы является ее обращенность на самое себя, интровертность. Она не имеет никакой цели. Мы наблюдаем подобное поведение в ярко выраженной форме на примере вакханалий, карнавалов и пляшущих толп примитивных сект. Масса(Масса представлена людьми, участвующими в массовом поведении, таким, например, которые возбуждены каким-то событием национального масштаба, или участвуют в земельном буме, крупномасштабной миграции. ее члены могут занимать самое различное общественное положение, происходить из всевозможных слоев общества;. Это можно наблюдать на примере массы людей, следящей за судебным разбирательством по делу об убийстве. Во-вторых, масса является анонимной группой, или, точнее, состоит из анонимных индивидов. В-третьих, между членами массы почти нет взаимодействия и обмена переживанием). общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).
|