КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свободные и несвободные словосочетанияПо степени смысловой спаянности компонентов словосочетания делятся на синтаксически свободныеи несвободные (нечленимые, цельные). Свободное словосочетание— это результат свободного соединения говорящим двух знаменательных слов. Каждое из слов, образующих свободное словосочетание, обладает полноценным лексическим значением, причём в свободных словосочетаниях грамматически главное слово является главным и по смыслу, а зависимое конкретизирует, уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении выполняет самостоятельную синтаксическую функцию, является отдельным членом предложения. Синтаксически цельные словосочетания — это словосочетания, в которых грамматически зависимое слово оказывается главным по смыслу. Главное слово таких словосочетаний является семантически (информативно) недостаточным, обязательно требует конкретизатора, и в результате цельные словосочетания в предложении выступают как один его член. Существует несколько моделей синтаксически несвободных словосочетаний. 1. Количественно-именные словосочетания; главное слово в них обозначает количество (число, объём) и не имеет предметного значения, зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг и т. п. 2.Словосочетания со значением избирательности; главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом из: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят. 3. Словосочетания с метафорическим значением: главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, «пламень уст» (С. Есенин), «листьев медь» (С. Есенин), «костёр рябины» (С. Есенин). 4.Словосочетания со значением неопределённости; главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый. 5.Словосочетания со значением совместности (называют равноправных участников совместного действия); главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом с: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы сприятелем. Примечание: Следует отметить, что словосочетания, построенные по модели сущ. + сущ. в Твор. п. с предлогом «с», являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое имеет форму множественного числа. Ср.: Мама с дочкой готовили обед. — Отец с сыном пошёл в зоопарк. Николай с Денисовым ходили по залам (Л. Толстой). — Элен вместе с Наташей опять вошла в гостиную (Л. Толстой). 6. Контекстуально цельные словосочетания (цельность возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания): Умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста. 7. Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых: Он начал рассказывать оприключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой. Был роста трех аршин и трех вершков – составное именное сказ; прямая линия – цельное словосочетание, метафорическое значение; фаршированная голова, Был столь малого роста, не мог без слез видеть – глагольные фразеологизмы. 2. Что такое сатира, сатирический пафос (дайте определение)? Какие явления русской жизни подвергаются Салтыковым-Щедриным сатирическому осмеянию в данном фрагменте (и в романе в целом)? Что такое пародия? Какие сочинения (исторические, литературные) получают пародийное переосмысление в данном отрывке? Кто в этом отношении был его литературным учителем?
САТИРА(латинское satira; от более раннего satura – букв. «паштет, фарш, смесь, всякая всячина»): 1). Определенный стихотворный лиро-эпический малый жанр, сложившийся на древнеримской почве (в творчестве поэтов-сатириков Невия, Энния, Луцилия, Горация, Персея, Ювенала и др.) и возрожденный в 17–18 вв. литературой классицизма (сатиры М.Ренье, Н.Буало, А.Д.Кантемира и др.). История и поэтика этого жанра изучены литературоведением достаточно полно. 2). Другой, менее определенный, смешанный жанр литературы, возникший в конце 3 в. до н.э. в творчестве греческого философа-киника Мениппа из Гадары. Название сатирического сборника, составленного римским ученым Варроном (116–27 до н.э.), закрепилось как определение этой разновидности жанра – Мениппова сатира. В менипповой сатире (Апоколокинтосис (Отыквление) Сенеки, I в., роман Петрония Сатирикон, I в., и др.) сочетаются стихи и проза, серьезное и комическое. 3) Особая, свойственная всем литературным жанрам, форма художественного отображения действительности – обличение и высмеивание отрицательных, внутренне превратных явлений жизни. Сатира - поэтическое обличение текущей действительности: таково наиболее полное определение той многообразной литературной формы, которую обиходная речь, а за нею иногда и теория, называют сатирой. Определение это слишком широко: оно переносит на весьма обширную область литературного творчества название, первоначально свойственное вполне определенной и ограниченной форме. Паро́дия — произведение искусства, намеренно повторяющее характерные черты другого, обычно широко известного, произведения или группы произведений, причём в форме, рассчитанной на создание комического эффекта.
ПАРОДИЯ — вид лит-ой сатиры, сатира на лит-ый стиль, при помощи к-рой ведется нападение на классово враждебную идеологию. Формы П. и ее роль разнообразны. Она разоблачает враждебный класс, компрометируя его лит-ру, всю его стилевую систему, или исправляет и очищает лит-ру своего класса от чуждых влияний или пережитков. В обоих случаях П. есть вид сатирического разоблачения. Иногда П., направленная на отдельные мелкие и более «невинные» недочеты своей лит-ры, становится более мягкой, и ее сатирический характер перерастает в 4юмористический. В литературе упадочной, вырождающейся в эстетское развлекательство, и П. вырождается до П.-шутки, близкой к стилизации. Таким обр. в истории лит-ры функция П. очень различна: от П.-шутки до П., игравших боевую, активную роль в классовой борьбе на лит-ом фронте. Как и всякая сатира, П. разоблачает противника смехом. Ей всегда присущ момент комического. Она доводит до абсурда, комически, обессмысливает враждебный стиль или недостатки своей лит-ры. П. и строится обычно на контрасте пародируемого и своего стиля. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства. Вероятно, наиболее распространены литературные пародии, как прозаические, так и поэтические. Широко известны кинопародии — фильмы, пародирующие либо определённые, широко известные кинофильмы, либо целые поджанры кино. Комизм пародии достигается обычно использованием комбинации достаточно стандартных методов, наиболее распространённые из которых: Гиперболизация.. Смещение контекста. От пародийных отличают пародические произведения, в которых тоже используется чужое произведение, но целью подражания оно не является, а получившееся произведение имеет утилитарное назначение (например, переделка лирического произведения "к дате"). Явления, кот пародируются (нет прямолинейных отсылок): 1) ассоциации с женским правлением 18в.; 2) насмешка над манерой гордится древностью своего происхождения (Баклан) 3) польская интервенция, заговоры 4) правитель-тиран, правитель-военный (Павел I, Аракчеев) 5) имитация правит-ой деятельности («Потемкинские деревни») 6) летопись, историческая монография 7) готовность рус народа принимать любого правителя, любить его 8) пристрасти рус-х к западу (фр, нем) 9) бездушный, жестокий административный аппарат, автоматизм 10) сентиментализм, романтизм (Г р у с т и л о в) Пародия на истор-е сочинения: Костомаров, Соловьев, Кавелин, Чичерин, Пыпин Рабле, Сервантес, Свифт Учитель Гоголь (Мертвые души), но соц-полит, а не быт 3. Структура и содержание раздела «Словосочетание» в школьной программе. Цели изучения. Произведите синтаксический разбор одного словосочетания из текста (на выбор) сначала как образец для пятиклассника, а затем – для восьмиклассника. В ШКОЛЕ. Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос. Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках. Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.). Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него. Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу. 5кл: понятие словосочетание Виды по значению(соч и подч), главное и завис-е слово. Умение находить словосочетания. 8кл: повт 5 кл + способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Синонимия словосочетаний (девушка из города, городская девушка). Синтаксическая функция словосочетаний. Цельные словосочетания. Цели изучения: 1) умение отличать словосочетания от ? 2) умение находить словосочетание 3) умение определять вид связи 4) умение определять синтаксическую функцию компонентов Разбор словосочетания. Лакомился лягушками 5кл: 1) выделить из предложения; 2) опредилить вид по значению 3) найти главное и зависимое слово 4) определить части речи: гл и сущ 8кл: 1)-3) как и в 5кл 4) указать стороение гл+сущ в Тв.п. 5) вид связи: управление 6) определить синтаксическую функцию компонентов 4. Формирование понятия о сатире в школьном курсе литературы. Подготовьте план урока о жанре романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Покажите десятиклассникам приемы сатиры, использованные автором в характеристиках градоначальников (вопросы, комментарии, сопоставление и т.д.)? 5. Сатира - поэтическое обличение текущей действительности: таково наиболее полное определение той многообразной литературной формы, которую обиходная речь, а за нею иногда и теория, называют сатирой. Определение это слишком широко: оно переносит на весьма обширную область литературного творчества название, первоначально свойственное вполне определенной и ограниченной форме. 6. Объектом пародирования здесь являются тексты древнерусской литературы, и в частности “Слово о полку Игореве”, “Повесть временных лет” и “Слово о погибели земли Русской”. В романе «История одного города» Щедрин отражает наиболее ужасные стороны жизни русского общества. В своем произведении писатель не напрямую рассказывает о проблемной ситуации в нашей стране. Не смотря на название за образом народа города Глупова, где проходит жизнь главных героев, скрывается целая страна, а именно Россия. 7кл «Повесть о том, как 1 мужик двух генералов прокормил» Особенности создания сатирического образа. Сатира и гротеск Урок: «Жанр Истории Одного города» 1. Общая характеристика произведения учителем: обличение, сатира на устройство гос. Системы; вскрытие пороков гос и соц жизни 2. Задания учащимся: Опредеоить жанр «Истроии..» пародия на летопись, сатирические очерки, сатирический роман 3. вводится понятие романа-антиутопии. Связь со спецификой приема сатиры в отл от юмора. Приемы сатиры в изображении градоначальников: гротеск, гипербола, говорящие фамилии, сарказм
|