КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные термины и понятия среды Borland Delphi ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Active – свойство типа Boolean, позволяющее определить активность визуального компонента. AutoSize – свойство типа Boolean, управляет возможностью автоматического изменения размеров компонента по размерам его содержимого. BDE – Borland Database Engine, процессор баз данных, обеспечивающий доступ к данным. Приложение через BDE передает запрос к базе данных, а обратно получает требуемые данные. BDE Administrator – программа, которая позволяет настраивать параметры БД и параметры ОС, включает настройку параметров псевдонима БД, параметров драйвера и позволяет выполнить системные установки. Bevel – компонент, бордюр или фаска. Представляет собой прямоугольные области, рамки и линии. BlockRead – процедура чтения из нетипизированного файла. BlockWrite – процедура записи в нетипизированный файл. BorderIcons – свойство формы, отвечающее за наличие стандартных иконок в заголовке формы. BorderStyle – свойство формы, отвечающее за вид формы. Borland Delphi – среда визуального программирования, разработанная фирмой Borland и написанная на языке семейства Pascal. Brush – свойство, отвечающее за узор и цвет закраски геометрических фигур. Button – кнопка, управляющий элемент. Используется для выдачи команд на выполнение определенных функциональных действий. CanSelect – свойство типа Boolean, позволяющее выделять строки в компонентах, содержащих элементы в виде списка строк. Canvas – поверхность для рисования, холст. Такое свойство имеют многие визуальные компоненты. Cascade– метод упорядочения дочерних окон каскадом. Caption – текст заголовка элемента управления. Circle – процедура прорисовки окружности. ClientHeigth – высота клиентской области элемента управления в пикселях. ClientWidth – ширина клиентской области элемента управления в пикселях. CloseFile – процедура закрытия файла. Color – свойство, определяющее цвет. Это может быть цвет элемента управления, цвет выводимого символа, цвет кисти и т.п. ColorDialog – стандартное диалоговое окно Windows, позволяющее выбрать цвет. ComboBox –элемент управления, комбинированный список. Состоит из списка типа ListBox и поля ввода редактируемого элемента. Cursor – свойство, отвечающее за вид указателя мыши. Data Pump – программа, с помощью которой можно выполнить перенос данных между таблицами БД. Database – база данных. Database Desktop – программа, предназначенная для создания и редактирования таблиц, визуальных запросов и SQL-запросов, а также для выполнения действий с псевдонимами БД. DataModule – модуль данных – отдельный модуль для размещения невизуальных компонентов доступа в данным. DataSource– компонент, являющийся промежуточным звеном между компонентом, соединенным с реальной таблицей БД, и визуальным компонентом, с помощью которого пользователь взаимодействует с этой таблицей. DBComboBox – компонент, позволяющий отображать содержимое таблицы БД в виде комбинированного списка. DBGrid – компонент, позволяющий отображать содержимое таблицы БД в виде сетки. DBListBox– компонент, позволяющий отображать содержимое таблицы БД в виде списка. DBLookupComboBox – компонент, позволяющий отображать содержимое таблицы БД в виде комбинированного списка с возможностью дополнительно видеть информацию, связанную с текущей записью из другой таблицы. DBNavigator – компонент, связанный с компонентами отображения данных и позволяющий реализовать операции перемещения по набору данных и их редактирование. DBText – компонент, позволяющий отображать содержимое текущей записи набора данных и их редактирование. Delete – процедура работы со строкой. Удаляет элементы из строки. Draw – процедура вывода изображения на поверхность рисования. Edit – компонент – однострочный редактор. Ellipse – процедура прорисовки дуги эллипса. Enabled – свойство типа Boolean, определяющее, реагирует ли компонент на события, связанные с мышью, клавиатурой и таймером. Eof – функция признака конца файла. Event – событие – свойство процедурного типа, предназначенные для создания пользовательской реакции на те или иные входные воздействия. Эти реакции есть методы, которые называются обработчиками событий. Execute – метод, обеспечивающий весь жизненный цикл диалогового окна в модальном режиме. exe-файл – исполняемый файл, приложение. FloatToStr – функция перевода числа с плавающей точкой в строку. Font – шрифт – задает один из шрифтов Windows. Font.Size – свойство класса TFont, отвечающее за размер шрифта. FormStyle – свойство формы, отвечающее за ее вид. FROM – служебное слово из языка SQL. Function – один из видов подпрограмм, используемых в языках семейства Pascal. Heigth – свойство, отвечающее за высоту компонента. Hint– свойство, задающее текст подсказки. Image – компонент, предназначенный для размещения изображения. Image.Picture – свойство компонента Image, определяющее изображение, размещаемое внутри компонента Image. ImageList– невизуальный компонент, список графических образов (Image). Используется для эффективного управлением множеством пиктограмм или битовых карт. Implementation – раздел реализации программной единицы языка Pascal – модуля (Unit). InputBox – функция вызова одного из типовых диалогов Windows. INSERT – служебное слово языка SQL. Insert – процедура для работы со строкой. Осуществляет вставку подстроки в строку. Interface – раздел интерфейса программной единицы языка Pascal – модуля (Unit). INTO – служебное слово языка SQL. Items – свойство списка строк типа TListBox, в котором хранится собственно список строк и к которым можно обратиться по индексу. Label – компонент для выдачи на экран строки текста. Left – свойство компонента, отвечающее за координаты его верхнего угла. Lines– свойство многострочного редактора типа TMemo, в котором хранится собственно список строк и к которым можно обратиться по индексу. LineTo – процедура прорисовки прямой линии. MainMenu – компонент главного меню формы. MasterFields – свойство подчиненной таблицы, отвечающее за список полей, связанных с главной таблицей. MasterSource – свойство подчиненной таблицы, отвечающего за имя компонента типа TDataSourse, связанного с главной таблицей. MediaPlayer – визуальный компонент, позволяющий манипулировать файлами и устройствами мультимедиа, поддерживать воспроизведение, запись и перемещение между отдельными фонограммами. Memo – компонент, многострочный редактор. MessageDlg – одно из типовых диалоговых окон Windows. Method – процедуры и функции, включенные в описание класса. MouseDown– событие, связанные с нажатием клавиши мыши. MoveTo – процедура перемещения графического курсора. Name – свойство, отвечающее за имя компонента (объекта). ODBC– (Open Database Connectivity – совместимость открытых баз данных) применяется операционной системой для доступа к источникам данных, использующих язык структурированных запросов SQL для организации управления данными. OnActivate – событие, возникающее при активизации компонента. OnClick – событие, возникающее при клике мышкой над элементом. OnClose – событие, возникающее непосредственно перед закрытием формы. OnCloseQuery– событие, возникающее в ответ на попытку закрытия формы. OnCreate – возникает один раз при создании формы. OnEnter – событие, возникает, когда оконный элемент получает фокус. OnExit – событие, возникает, когда оконный элемент теряет фокус. OnHide– событие, возникает, когда оконный элемент становится невидимым. OnKeyDown – событие, возникает, когда нажата клавиша. OnKeyPress – событие, возникает, когда нажата клавиша, имеющая ASCII-код. OnKeyUp – событие, возникает, когда отпущена клавиша. OnMouseDown – событие, возникает, когда над элементом нажата клавиша мыши. OnMouseMove – событие, возникает, когда над элементом отпущена клавиша мыши. OnPaint – событие, возникает при необходимости перерисовки формы. OnShow – событие, возникает при отображении формы на экране. OnTimer– событие компонента Timer, возникает периодически по истечении интервала времени, определенного в свойстве Timer.Interval. OpenDialog – стандартное диалоговое окно Windows, отвечающее за выбор открываемого файла. ORDER BY – служебные слова языка SQL. OutText – процедура выдачи текста на холст. Panel – компонент, являющийся контейнером для других компонентов. Используется для размещения на нем различных управляющих элементов. Pen – перо, используется в графической системе. Перо имеет цвет, стиль, толщину. Picture – объект- контейнер для графических объектов. Графические изображения, загруженные в объект типа TPicture, определяет свойство Graphic. PopupMenu – всплывающее меню, появляющееся при нажатии правой кнопки мыши и размещении курсора в области компонента. Position – свойство формы, определяющее размещение и размер формы на экране. Procedure – один из видов подпрограмм, использующихся в языках семейства Pascal. ProgressBar – компонент, индикатор хода работы. Property– свойство. Поле объекта, доступ к которому возможен только через методы этого объекта. QRExpr – компонент отчета, значение которого формируется на основе выражений, использующих значения полей записей. QRBand – компонент отчета, полоса отчета. QRLabel – компонент отчета, надпись, содержащая текст. QRSysData – компонент отчета, системная информация, обычно использующаяся для итоговых полос. Query– компонент, реализующий реляционный способ доступа к данным с использование SQL-запросов. QuickRep – компонент отчета, главный элемент отчета. Представляет собой основу, на которой размещаются другие элементы отчета. RadioGroup – компонент, представляющий собой готовую группу радио-кнопок. Randomize– процедура инициализации датчика случайных чисел. ReadOnly – свойство типа Boolean, разрешающее или запрещающее редактирование текста в редакторах. Record– служебное слово языка Pascal, использующееся при объявлении типа данных запись. Запись – фиксированный набор данных разных типов. Rectangle – процедура прорисовки прямоугольника. Reset – процедура открытия файла для чтения. Для типизированных файлов возможна и запись. Rewrite – процедура открытия файла для записи. Содержание предыдущего файла уничтожается. SaveToFile – метод сохранения списка строк TStrings в файле. SELECT – служебное слово языка SQL. Sender – один из параметров обработчика события, через который указывается объект – источник события. SET – служебное слово языка SQL. Shape – компонент для отображения геометрической фигуры. Size – свойство, определяющее размер шрифта (Font). SpeenButton – компонент, служащий для организации кнопок быстрого доступа. Используется для организации панелей управления. SQL – Structured Query Language – язык структурированных запросов к БД. SQL Builder – программа, упрощающая создание SQL-запросов. SQL Explorer – программа, позволяющая просматривать и редактировать БД. SQL-запрос – последовательность команд на языке SQL. Stretch – свойство типа Boolean. Управляет возможностью автоматического изменения размеров изображения так, чтобы они равнялись размерам компонента, в котором оно содержится. StringGrid – компонент – таблица строк. Используется для обработки строковых данных. Table – компонент, обеспечивающий навигационный способ доступа к данным БД. TDataSet – класс, потомками которого являются классы TTable и TQuery, позволяющий не только выводить данные таблицы БД на экран, но и изменять их. Text – компонент – однострочный редактор текста. Timer – невизуальный компонент. Предназначен для инициализации события OnTimer через определенные промежутки времени. Tile – метод упорядочения дочерних окон мозаикой. TObject – базовый, корневой класс объектно-ориентированной модели семейства языков Pascal. TrackBar – визуальный компонент – ползунок или шкала. Type – служебное слово языка Pascal, с которого начинается подраздел описания типов пользователя в разделе описания. Unit – служебное слово языка Pascal, с которого начинается программный модуль. UPDATE– служебное слово языка SQL. Uses – служебное слово языка Pascal, за которым следует список подключаемых программных модулей. Var – служебное слово языка Pascal, с которого начинается подраздел описания переменных в разделе описания. Visible – свойство компонента типа Boolean, отвечающее за видимость компонента. WHERE – служебное слово языка SQL. Width – свойство, определяющее ширину компонента. База данных (БД) – способ хранения информации, обеспечивающий удобный и быстрый доступ к данным. База данных локальная – БД, расположенная на том же компьютере, что и работающее с ней приложение. База данных реляционная – БД, состоящая из взаимосвязанных таблиц. База данных удаленная – БД размещается на компьютере-сервере, а приложение, работающее с ней, находится на компьютере пользователя. Библиотека компонентов – Visual Component Library (VCL), содержит большое количество классов, предназначенных для быстрой разработки приложений. Классы VCL образуют дерево классов. Бизнес-правила – представляют собой механизмы управления БД и предназначены для поддержки БД в целостном состоянии. Визуальные элементы управления – потомки класса TControl. Все элементы, которые видны или могут быть видны в клиентской области формы. Вызов формы – если форма инициализирована, то вызов формы осуществляется методом Show или ShowModal. Если форма не инициализирована, то предварительно ее надо инициализировать используя метод Create. Вызов формы модальный – модальная форма вызывается методом ShowModal. Выход за границы массива – ошибка времени исполнения. Заключается в выходе значения индекса за границы диапазона. Контроль за такими ошибками может быть отключен. Главный – подчиненный – отношение подчиненности, определяющее связь между таблицами в реляционных БД, при которой одна таблица является главной, а вторая подчиненной. Существуют следующие виды связи: один-к-одному, один-ко-многим, много-к-одному, много-ко-многим. Графические компоненты – визуальные компоненты, не имеющие возможности получать фокус ввода. Группировка компонентов – организуется с использованием компонента Panel. Движение мыши – событие, связанное с обработчиком OnMouseMove, возникающее при движении мыши над компонентом. Диалоговое окно – как правило, модальная форма, из которой нельзя выйти, не выбрав какой-нибудь вариант ответа. Диалог стандартный – диалоги, реализованные в Windows и представляющие диалоги выбора файлов для чтения и записи, выбор цвета, шрифта, настройки принтера и параметров печати. Доступ навигационный – заключается в обработке каждой отдельной записи набора данных. Каждый набор данных имеет невидимый указатель текущей записи, который определяет, с какой записью могут выполняться операции редактирования или удаления. Реализуется с помощью компонентов Table или Query. Доступ реляционный – основан на обработке группы записей. Используются SQL-запросы. Ориентирован на работу с удаленными БД. Реализуется с помощью компонента Query. Завершение программы – для завершения программы (приложения) вызывается метод Close главной формы. При этом происходит последовательность событий: OnCloseQuery, OnClose, OnDestroy. Заголовок – см. Caption. Заготовка формы – одно из окон среды разработки Delphi. Окно формы. Запись – тип языка Pascal, объединяющий несколько данных разных типов. См. Record. Запись – строка таблицы БД. Запись текущая – запись таблицы БД, на которую указывает указатель текущей записи. Запрос – последовательность команд на языке SQL. Запрос Query – свойство компонента Query, в котором записывается SQL-запрос. Запрос реляционный – см. SQL-запрос. Защищенные – свойства и методы из раздела protected объявления класса. Имя компонента – имя, написанное по правилам языка Pascal, как правило, это значение свойства Name компонента. Индекс– механизм работы с БД, обеспечивающий увеличение скорости доступа к данным и их поиска, сортировку записей по индексируемому полю, установление связи между отдельными таблицами БД, использование ограничений ссылочной целостности. Инкапсуляция – одна из основ объектно-ориентированного программирования. Состоит в объединении и сокрытии данных и методов работы с ними. Инспектор объекта – одно из окон среды разработки Delphi. Представляет собой окно с блокнотом из двух страниц. На одной из них опубликованы свойства объекта, на другой – обработчики событий объекта. Интерфейс – см. Interface. Исполняемый файл – см. Exe-файл. Источник данных – промежуточное звено между набором данных и визуальными компонентами, с помощью которых пользователь управляет набором данных. Компонент DataSourse. Кисть – см. Brush. Класс – специальный тип, который содержит поля, методы и свойства. Класс базовый – см. класс TObject. Все классы, используемые в языке Pascal, есть потомки этого класса. Класс формы – класс TForm. Ключ – комбинация полей, данные которых однозначно определяют каждую запись в таблице. В таблице может быть определен только один ключ. Ключ обеспечивает: однозначную идентификацию записей в таблицы, ускорением выполнения запросов к БД, установлением связи между отдельными таблицами БД, использование ограничений ссылочной целостности. Кнопка – см. Button. Компилятор – специальная программа, преобразующая исходный текст программы в исполняемый файл. Компиляция– процесс преобразования исходного текста программы в двоичный исполняемый файл. Компонент – экземпляр потомков метода TComponent. Компонент можно поместить на форму, этим он отличается от других объектов. Компонент Query – см. Query. Компонент визуальный – компонент, который можно отобразить на форме. Компонент невизуальный – компонент, который не отображается на форме. Примером может служить компонент Timer. Компонент графический – компонент, который можно отобразить на форме, но который не может получить фокуса ввода, то есть не может стать активным. Компонент оконный – компонент, который можно отобразить на форме, который может получить фокус ввода и у которого есть обработчики событий, связанные с обработкой клавиш и мыши. Конструктор – метод, предназначенный для создания объектов. В Delphi это метод Create. Контейнер – специальный компонент, предназначенный для объединения элементов. Константа – данные, не изменяющиеся в ходе выполнения программы. Курсор – указатель на текущую запись таблицы БД. Массив– фиксированный набор данных одного типа, объединенных одним именем. Медиапроигрыватель – см. MediaPlayer. Меню – см. MainMenu. Методы – процедуры и функции, включенные в описание класса. Метод защищенный – метод, объявленный в разделе protected описания класса. Метод опубликованный – метод, объявленный в разделе public описания класса. Метод чтения – метод, с помощью которого читается значение поля, связанного со свойством. Модель базы данных – модель данных. Существуют локальная, сетевая, реляционная модели данных. Модель объектно-ориентированная – одна из модель базы данных. Модель реляционная – модель данных, представляющая собой набор связанных таблиц. Модель сетевая – модель данных, в которой БД располагается на сервере, а клиентские приложения – на клиентских компьютерах. Модуль – см. Unit. Модуль данных – см. DataModule. Мультимедиа-проигрыватель – см. MediaPlayer. Нажатие клавиши – события, связанные с обработчиками OnKeyDown, OnKeyPress, OnKeyUp. Нажатие мыши– события, связанные с обработчиками OnMouseDown, OnMousePress, OnMouseyUp, OnMouseMove. Наследование – одна из основ объектно-ориентированного программирования. Состоит в наследовании методов, свойств и полей классов-предков. Настройка цвета – производится в стандартном диалоговом окне ColorDialog. Нормализация – процесс проверки и преобразования отношений и атрибутов таким образом, чтобы устранить аномалии хранения данных. Обработчики событий – специальные методы, связанные с событиями. Объект – экземпляр класса. Для инициализации объекта в Delphi используется метод Create. Один ко многим – отношение, которым могут быть связаны данные главной и подчиненной таблицы. Окно – см. форма. Окно активное – окно, имеющее в данный момент фокус ввода. Его свойство Active=True. Окно главное –окно, которое первым инициируется и последним закрывается в ходе выполнения приложения. Окно редактора кода – одно из окон среды разработки Delphi. Представляет собой многостраничный текстовый редактор. Операция – некоторые действия, в результате которых происходит преобразование данных. Отладка – многошаговый процесс написания правильно работающей программы. Палитра компонентов – одно из окон среды разработки Delphi. Представляет собой многостраничный блокнот с наборами компонентов, сгруппированных по определенной тематике. Переменная глобальная – переменная, объявленная или в основной программе, или в разделе интерфейса модуля. Переменная защищенная – переменная, объявленная в разделе protected описания класса. Переменная локальная – переменная, объявленная или внутри подпрограммы, или в разделе реализации модуля. Переменная опубликованная – переменная, объявленная в разделе published описания класса. Перо – см. Pen. Поле – элемент типа запись (record) языка Pascal. Поле – столбец таблицы базы данных. Поле индексированное – поле таблицы БД, по которому построен индекс (см.). Поле ключевое – поле таблицы БД, по которому построен ключ (см.). Поле текстовое – поле БД, предназначенное для хранения текстов. Полиморфизм – один из основных принципов объектно-ориентированного программирования. Заключается в том, что методы различных классов могут иметь одинаковые имена, но различное содержание. В результате предок и потомок ведут себя по-разному при обращении к одноименным методам различных объектов. Приложение– в Windows так называется выполняемая программа. Приложение многооконное – приложение, в котором используется несколько форм (окон). Различаются SDI-приложения и MDI-приложения. Сама Delphi написана как SDI-приложение. Процедура доступная – процедура, являющаяся методом класса и объявленная в разделе public объявления класса. Процедура защищенная– процедура, являющаяся методом класса и объявленная в разделе protected объявления класса. Раздел интерфейса – см. Interface. Раздел реализации – см. Implementation. Размер клиентской области – размер внутренней область формы без учета бордюра и заголовка. Реакция на события – см. Обработчики событий. Редактор кода – см. Окно редактора кода. Редактор полей – специальный редактор для создания статических полей таблицы. Рисование – отображение графических фигур на холсте. См. Canvas. Свойства – поля объекта, доступ к которым возможен только через методы класса. Свойства доступные – свойства, объявленные в разделе public объявления класса. Связывание таблиц – см. Главный – подчиненный. Сервер – компьютер, на котором развернута БД. События – см. Event. Способ навигационный – см. Доступ навигационный. Способ реляционный – см. Доступ реляционный. Столбец – см. Поле таблицы БД. Строка – см. Запись таблицы БД. Таблица – способ хранения данных в БД. Только для чтения – см. ReadOnly. Файл исполняемый – двоичный Exe-файл. Файл модуля – имя текстового файла с исходным текстом программного модуля должно совпадать с именем модуля и иметь расширение *.pas. По нему после компиляции строится двоичный файл модуля, имя которого должно совпадать с именем модуля и иметь расширение *.dcu. Файл модуля формы – для каждой формы организуется свой программный модуль, в котором объявляется класс и экземпляр класса – форма. Файл типизированный – файл, элементами которого являются данные одного типа. Файл текстовый – файл, элементами которого являются строки переменной длины. Форма – визуальный компонент, служащий для размещения других компонентов и обладающий свойствами окна Windows. Форма модальная – форма, не отдающая фокус ввода до тех пор, пока ее не закроют. Холст – см. Canvas. Цвет – см. Color. Ширина – см. Width. Шрифт – см. Font. Экземпляр класса см. Объект. Элемент оконный – см. Компонент оконный. Элемент визуальные – см. Компонент визуальный. Язык структурированных запросов – язык SQL (Structured Query Language).
|