КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВСТУПЛЕНИЕ. Музыкальная монодрамаСтр 1 из 6Следующая ⇒ Александр СИГАЧЁВ
МОНАСТЫРСКИЕ ПРЕДЕЛЫ Александр СИГАЧЁВ МОНАСТЫРСКИЕ ПРЕДЕЛЫ Музыкальная монодрама на сюжет поэмы из дневника А.Н. Апухтина «Год в монастыре» К 170-летию со дня рождения русского поэта А.Н. Апухтина МОСКВА 2008 МУЗЫКА Занавес опущен. Для музыки монодрамы в целом и во вступлении в част-ности, характерны соединение поэтичности, высокого духовного пережива-ния и суровой жизненной правды, господство певучей, выразительной мело-дии, лиризм. Наряду с мелодическим стилем народной музыки, ощутимо вли-яние музыки классического стиля, сказывающееся на обрисовке главного и единственного действующего лица (говорящего и поющего). Драматургия музыкальной пьесы отличается непрерывностью развития. Важную роль играют музыкальные антракты и эпизоды; они связывают воедино сюжет-но разобщённые сцены, концентрируют в их в идейно-эмоциональный смысл, дополняют и комментируют речь и пение актёра, раскрашивают их в музы-кальные тона. Проникновенно и сердечно звучит оркестровое вступление спектакля, настраивая на духовное переживание добровольного затворника. В карти-нах чередуются мелодизированный речитатив с мелодекламацией, поэтичес-кое слово, исполнение песен и романсов. В первой картине господствует возбуждённый, тревожный характер музыки, которая передаёт переживание героем неясной перспективы пребы-вания в монастыре. Вторая картина сопровождается музыкой вдохновения от русской при-роды, от вдохновенного труда; привольная мелодия певца, наполненная чувс-твом причастности к небесному началу, сопровождается особой душевной теплотой вызванной чувством от контраста с отринутой бессмысленной жизнью в удушливой атмосфере общества. В третьей картине преобладает музыка, раскрывающая глубину раскаи-вания, внутренней борьбы, самоупрёков в маловерии. Четвёртая картина образует драматургический центр пьесы борьбы души, склоняющейся к подвижнической жизни, духовному очищению, тор-жества чувства обретения пристани святой. Звучат светлые песни: «Утро» и «Без надежды надеюсь». В пятая картина характеризуется тревожным чередованием борьбы искушения, вызванных воспоминанием с весенним пробуждением природы и Воскресением Христовым. Мелодия напряжена тревожной затаённостью. Навеяны теплотой и любовью песни «Заря вечерняя» и «Город святых». Шестая картина распадается на две контрастные сцены. В первой преобладает нарастание драматизма борьбы молодой души, завершаясь исполнением «Элегии», вторая исполнена решимостью покинуть монастырские пределы во имя любви «она меня зовёт...», завершаясь песней «Из мая в май». ВСТУПЛЕНИЕ Занавес опущен. Тихо звучит музыка. На авансцене появляется Апухтин. Читает «Посвящение» к «Году в монастыре» А п у х т и н (мелодекламация) О, возврати мне вновь огонь, и вдохновенье, И светлую любовь недавней старины, И наших первых встреч счастливое волненье, И красотой твоей навеянные сны!
Останови на мне чарующие взоры, Когда-то ласково встречавшие мой стих, Дай мне услышать вновь былые разговоры, Доверчивый рассказ надежд и дум твоих.
Опять настрою я ослабленную лиру, Опять я жить начну, не мучась, но любя, И пусть погибну я – но на прощанье миру Хочу я бросить песнь, достойную тебя.
Исполняет песню «Роза» (слова Г.Х. Андерсена) Ты улыбнулась мне улыбкой светлой рая... Мой сад блестит в росистых жемчугах, И на тебе, жемчужиной сверкая, Одна слеза дрожит на лепестках.
То плакал эльф о том, что вянут розы, Что краток миг цветущей красоты... Но ты цветёшь, - и тихо зреют грёзы В твоей душе... О чём мечтаешь ты?
Ты вся любовь, - пусть люди ненавидят! Как сердце гения, ты вся одна краса, - А там, где смертные лишь бренный воздух видят, - Там гений видит небеса!..
|