КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Госрегулирование и взаимодействие с рынком ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Регулирование [лат. regulare - приводить в порядок, упорядочивать] — направлять в нужное русло. Экономический словарь раскрывает понятие «регулирование» как обеспечение функционирования управляемых процессов в рамках заданных параметров*. Государственное регулирование осуществляется через правила и законы, изменяющие или контролирующие деятельность в определенных сферах общества. Государство распределяет ресурсы, принимает решения, приводящие к сдвигам в работе отраслей, устанавливает отношения между организациями или условия этих отношений, обладает контролем над сообществом экономических организаций. Управление и регулирование культурных процессов соответствует целям, задачам, средствам и принципам культурной политики. В Республике Беларусь основные цели и приоритеты государственной политики в отрасли культуры изложены в статье 10 «Закона о культуре Республики Беларусь» (май 2004). Культура признается в качестве одного из главных факторов самобытности белорусского народа, иных национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь, преемственности поколений, а также в качестве основы развития и саморазвития личности, образования и воспитания детей и молодежи. Теория культуры определяет культурную политику как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе культуропроизводящих институтов, как система новых принципов пропорционирования государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни, как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров для квалифицированного регулирования социокультурных процессов завтрашнего дня, а главное — как осмысленная корректировка общего содержания отечественной культуры*. Управление текущими культуротворческими процессами представляет собой комплекс оперативных действий по решению проблем существующих культуропроизводящих институтов, призванных обеспечить расширенное воспроизводство актуальных культурных форм в пределах финансовых средств, кадров, инструментария и технологий, имеющихся на сегодняшний день [там же]. Анализируя проблемы руководства культурой, следует иметь в виду специфичность этого противоречивого объекта, так как наиболее важным критерием деятельности организаций культуры выступает не столько экономический эффект, сколько социальный, и вся направленность культурного движения носит внеэкономический, воспитательный характер. В первые годы после революции в стране не было стройной культурной системы. Более всего она походила на разорванные, мало связанные друг с другом "острова". Инструментария для их объединения и связи тоже не было. Связующим началом стали партия и государство. Соотношения "культура - партия", "культура - государство" в прошлом были жестоко регламентированы. Все или почти все вопросы диктовались из "центра". Партия-государство создавала жесткую авторитарную систему управления культурой, царило администрирование. В планово-административной экономике такие инструменты рыночного хозяйства как налоговые льготы и благотворительность фактически не имели места. Практически все финансовые ресурсы культуры складывались за счет двух источников: бюджетного финансирования и поступлений от реализации культурных благ. При этом органы государственной власти определяли абсолютно все: от художественных задач до способов их практического воплощения. Отказ от командной идеологии и формирование рыночной экономики должны были (как ожидалось) привести в действие стандартные рыночные механизмы поддержки культуры (налоговые льготы, благотворительность и т.д.) в реальной практике этого не произошло. При движении в сторону рынка во многом была сохранена прежняя структура финансовых ресурсов культуры, когда бюджетные ассигнования составляют их основу, а налоговые льготы и благотворительность представлены лишь в незначительной степени Основной принцип формирования культурной политики государства - практическое признание универсальной гармонизирующей роли культуры, является прямым отражением интересов общества в отношении культуры и культурной деятельности. Это диктует необходимость решать проблемы всего спектра видов культурной деятельности, от сохранения культурного наследия до оказания поддержки отдельным деятелям культуры, что обуславливает многоуровневую структуру культурной политики. В связи с этим возникает принцип субсидиарности в культурной политике: делегирования полномочий непосредственным исполнителям - некоммерческим организации культуры, выполняющие социальную миссию в обществе, правила взаимодействия в котором определяются государством. Вне зависимости от экономической идеологии государства, некоммерческие организации требуют государственной поддержки, обусловленной объективными причинами реализации социальной миссии, которая невозможна в чисто рыночных условиях. В этой связи возникает принцип взаимодополняемости, который предполагает эффективное сочетание поддержки культуры из бюджетных и внебюджетных источников. Анализ культурной политики зарубежных стран дает возможность сделать заключение, что одним из наиболее эффективных примеров воплощения принципа взаимодополняемости является политика налогового протекционизма. Дня реализации принципов субсидиарности и взаимодополняемости в культурной политике государства, при хроническом недостатке финансовых средств, является диверсификация источников поддержки организаций культуры. Важно подчеркнуть, что объективные особенности бытования культуры не согласуются ни с тоталитарной моделью культурной политики, ни с ультралиберальной доктриной невмешательства государства в сферу культуры. В связи с этим возникает необходимость государственной активности в регулировании культурной деятельности, что направлено на реализацию интересов общества, не выявляемых рыночным путем. Существование интересов общества как такового, отличных от индивидуальных интересов его членов требует осуществления согласования индивидуальных предпочтений и общественных преференций, что впоследствии должно помочь определить объективные границы взаимодействия рынка и государства. Проблема согласования интересов отдельных индивидов и общества в целом достаточно сложна. В тоталитарном обществе проблема эта решается довольно просто: примат общественных интересов устанавливается волевым образом, в административном порядке и уводит индивидуальные предпочтения на периферию культурной деятельности. В условиях демократического государства и рыночной экономики речь может идти лишь о согласовании указанных интересов. Поскольку рынок отвечает за удовлетворение индивидуальных интересов, а государство — общественных, то возникает задача — найти гармоничное сочетание этих интересов, пропорциональную взаимодополняемость, определить объективные границы взаимодействия рынка и государства. Культура как важный инструмент гармонизации индивидуальных и общественных интересов является мощным фактором приращения культурного потенциала и совершенствования общественной среды, создания прогрессивных институтов и социальных установок. Изменяется ментальность людей, отдельные индивиды приобретают более широкое представление об общественной жизни и в большей степени склонны рассматривать общественные интересы как свои собственные. Особенностью экономических характеристик культурной деятельности являются положительные социальные эффекты, которые не учитываются рынком, а также хроническая убыточность организаций культуры. Это служит предметом особого экономического внимания государства, так как рыночные институты по своей природе направлены на удаление неконкурентноспособных производств и видов деятельности, к которым в частности относятся многие важные виды культурной деятельности. Российский исследователь Кривошеев М.И. пишет, что возникает необходимость изменения идеологии участия государства в рыночном обмене и рассматривать государство в качестве полноправного рыночного агента, преследующего свои интересы и удовлетворяющего «социальные потребности общества». Это позволяет вывести проблему экономического бытования культуры из тени и более эффективно искать ее решения, перевода в институциональную область. Среди необходимых институтов гармонизации культурной деятельности в рамках парадигмы индивидуальных и общественных интересов выделяются бюджетные ассигнования производителям культурных благ, трансферты потребителям, специальные маркированные налоги, которые способствуют повышению эффективной деятельности организаций культуры и позволяют снижать отрицательный эффект убыточности организаций культуры («болезни Баумоля»[1]). Важной является политика налогового протекционизма как комплекса институционализированных экономических мер направленных на создание пропорциональной экономической поддержки культурной деятельности. Бюджетам поддержка государственных организаций культуры и делегирования полномочий по реализации культурной политики, должно быть дополнено созданием благоприятных условий для возникновения негосударственных некоммерческих организаций с миссией производства, хранения и распространения культурных благ. В отношении них должна проводиться адекватная налоговая политика и осуществляться государственный протекционизм. Поиски наилучшей комбинации организационных мер, реализация определенного баланса между прямыми и косвенными формами государственной поддержки культурной деятельности являются важнейшими задачами регулирования культурных процессов.
Кем и как создаются организационно-экономические условия саморазвития культурной жизни и культурных процессов? Существенную роль в этом играют усилия государства, однако чем более зрелыми и стабильными становятся экономика общества, демократические институты государственности, гражданское общество, тем в большей степени проявляется роль негосударственной поддержки культуры и искусства. Роль государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использование ряда управленческих рычагов. Собственность (учредительство)— создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которых выступают государственные органы. Контроль и администрирование— деятельность государственных органов управления и контроля со стороны учредителей и вышестоящих инстанций, а также вневедомственный контроль (налоговая инспекция, пожарный и санитарный надзор и т. д.). Культурная политика— выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на республиканском и местном уровнях. Финансирование— выделение средств из республиканского и местных бюджетов как на содержание государственных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» — программ и проектов. Организационная поддержкаорганизаций, проектов, программ. Воспроизводство профессиональной среды— подготовка и переподготовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учреждениях (вузах, средних специальных учебных заведениях, курсах повышения квалификации), а также контроль за соблюдением в них соответствующих государственных образовательных стандартов (лицензирование, аккредитация). Стимулирование — налогообложение и прочие действия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства. Информация— информационное обеспечение выработки решений, деятельности, анализа ее результатов. В зависимости от использования тех или иных рычагов складываются определенные роли государства по отношению к культуре и искусству: 1. «Помощник» — поддержание и развитие государством разнообразия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве через поддержку культурной деятельности в целом (прежде всего — законодательно и налоговой политикой), а не каких-то отдельных стилей и направлений. Пример «помощника» — государственная поддержка культуры в США. 2. «Патрон» — обеспечение государством стандартов профессионального творчества и деятельности. Поощряется художественное мастерство с помощью стипендий, пример — Великобритания. 3. «Архитектор» — помощь культуре и искусству со стороны государства является частью его программы повышения благосостояния общества и выражается исключительно в долгосрочном прямом государственном финансировании. Пример — Франция. 4. «Инженер» — государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам. Пример — бывший СССР.
3. Управленческий цикл.С точки зрения социологии управление культурой определяется как сознательное, планомерное и целенаправленное воздействие на культуру как целостную систему производства, распределения, обмена и потребления знаний, ценностей и норм, образцов жизнедеятельности в соответствии с объективными закономерностями их развития в интересах общества и каждой отдельной личности.Такое воздействие проходит ряд этапов и составляет управленческий цикл. Первый этап — сбор и обработка социокультурной информации, изучение состояния объекта в данный момент. Второй этап — анализ обработанной социокультурной информации, ее систематизация и на этой основе — постановка целей и задач. Третий этап — учет социокультурной информации, целей, задач и построение идеальной модели развития. Четвертый этап — разработка путей передачи социокультурной информации соответственно модели, создание программ развития с целью получения финансовой поддержки. Пятый этап — непосредственная реализация программы развития. Шестой этап — контроль по каналу обратной связи с использованием социологических исследований. Изучать необходимо не только социокультурные процессы, но и все элементы культурной среды в совокупности с социально-экономическими особенностями данного конкретного региона. Седьмой этап — осуществление корректирующих воздействий на основе контрольных исследований развития культуры при наличии негативных последствий. Последний, восьмой этап — оценка результатов деятельности и планирование нового управленческого цикла.
4. Культура — явление саморегулирующееся, обусловленное внутренними психологическими особенностями личности. Саморегулирование–важнейшее свойство самоорганизации индивидов и общностей. «Самоорганизация – способность системы самостоятельно, без воздействия извне, изменять свою структуру, совершенствовать организацию работ по управлению производством. Саморегулирование – 1. способность системы самостоятельно, без воздействия извне, реагировать на внешние воздействия, нарушающие ее нормальное функционирование. Саморегулирование достигается с помощью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации; 2. механизмы саморегуляции экономики, действующие как результат индивидуального поведения каждого хозяйствующего субъекта при отсутствии сторонних вмешательств»*. Культурный процесс в своей совокупности это производство, хранение, распространение и освоение культурных ценностей. Саморегулирование занимает в культурном процессе значительное место. Производство культурных ценностей — это творчество, причем творчество не только специалистов, но и всего общества. В сущности своей творческая деятельность представляет самовыражение, исключающее вмешательство извне, но нуждающееся в соответствующих условиях общества. Регулирование предполагает создание условий для творчества — материальных, организационных, технологических, социально-психологических. Последнее во многом имеет выход на защиту творческой личности, свободы ее самовыражения, так как творческий процесс индивидуален и неповторим. Хранение культурных ценностей предполагает не только регулирование, но и управление, направленное на реставрацию памятников истории и культуры, создание условий для хранения произведений искусства, книг, различных материалов, техники и других предметов. Процесс хранения знаний, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности глубоко личностный, индивидуальный, хотя он и подвержен влиянию социальных групп и общностей. Преобладающую роль в нем играет саморегулирование. Распространение, распределение ценностей — предполагает трансляцию знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности. В этот процесс включены социокультурные институты, деятельность которых еще в недавнем прошлом подвергалась жесткому управлению через идеологические установки и предписания. Сейчас преобладает регулирование с помощью финансовых рычагов при создании благоприятных условий свободы деятельности средств массовой коммуникации, в выборе ими программ, их содержания, методов подачи информации. Эта свобода имеет и негативные проявления, так как часто транслируются низкопробные элементы культуры. Знания, ценности, нормы и образцы распространяются не только в организованных структурах, но и стихийно от индивида к индивиду, внутри социальных групп и общностей и между ними в процессе повседневной жизнедеятельности. Этим нельзя управлять, это невозможно и регулировать. Происходит саморегулирование, характер и содержание которого могут измениться в соответствии с социальной и культурной средой. Однако преобладающий процесс саморегулирования в распространении ценностей культуры оказывает сегодня не самое благоприятное влияние на все общество. Освоение культурных ценностей – принятие, приверженность и предпочтение ценностной ориентации, убежденность; процесс также не поддающийся жесткому управлению. Он может быть индивидуальным, групповым или массовым, организованным или неорганизованным. Социокультурные институты организовывают какое-либо мероприятие по передаче населению знаний, ценностей, норм и образцов, но не могут продиктовать, куда человеку пойти, что посмотреть или послушать. Создается ситуация выбора через предложение различной социокультурной информации. Основой потребления является регулирование процессов развития потребностей и интересов личности в условиях социокультурных институтов. Это предполагает ненавязчивое постепенное их вытеснение и «замещение» другими; изменение мотивов, установок, ценностных ориентации личности. Изменение окружающей среды также развивает потребности личности в определенных знаниях, ценностях, нормах, образцах жизнедеятельности и в соприкосновении с теми или иными предметами культуры. Культура – явление саморегулирующееся, обусловленное внутренними психологическими особенностями личности. Регулирование ее развития осуществляется через создание материальных, организационных, технологических условий и благоприятного социально-психологического климата. Оно предполагает решение стратегических вопросов и исключает вмешательство во внутреннее содержание.
* показателей — численных характеристик отдельных сторон деятельности * Флиер А.Я. Культурология для культурологов, C.407 [1] Американские ученые У. Баумоль и У. Боуэн [W. Baumol & W. Bowen, 1966] в качестве специфических особенностей менеджмента некоммерческих организаций культуры выделяют проблемы измерения и роста производительности труда занятого в них персонала. Приводится тезис: «никто еще не нашел возможности сократить затраты исполнения 45-минутного квартета Шуберта, равные трем человеко-часам».Ценность деятельности исполнителей определяется не количественным результатом, а творческим результатом работы. Возникает также проблема материального стимулирования труда в некоммерческих организациях культуры, которых отличает невысокий уровень заработной платы по сравнению с предпринимательскими структурами. По словам Баумоля, «заработная плата исполнителей не реагирует на общие изменения заработной платы в экономике в коротком периоде и даже в длительном периоде растет более низкими темпами, чем в сфере производства». Это справедливо лишь для массовых видов художественной деятельности, так как размеры оплаты творческого труда могут быть намного выше среднего уровня заработной платы в экономике (выступления известных исполнителей, живопись знаменитых художников и т. д.). Кроме того, в некоммерческих организациях культуры отсутствует ясная карьерная перспектива, как это имеет место в предпринимательских структурах. Своеобразной компенсацией низкого уровня заработной платы и карьерного роста можно считать более высокую, чем в других отраслях, степень морального удовлетворения от работы или «психологическим доходом» (psychic income). Этому способствует свобода творчества, реализация личных идей, гибкий график работы, частичная занятость, высокий престиж в обществе и пр.. * КЭС /Под ред.А.Н.Азрилияна.- М.: Институт новой экономики, 2005.- С.776
|