КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Основные понятия: теология, теоцентризм, фидеизм, вера, разум, фатализм, креационизм, теодицея, схоластика, номинализм, реализм, универсалии, концептуализм, томизм, антропоцентризм, пантеизм, деизм, теизм, атеизм. Теология(греч. theos — бог и logos — учение, слово), или богословие - систематизация вероучения данной религии. Христианская теология, базирующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских соборов и учениях «отцов церкви» (на «священном писании» и «священном предании»), делится на основное богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д. Теологии присущи крайний догматизм, авторитарность и схоластичность. С теологией смыкается религиозная философия, пытающаяся доказать совместимость теологии с наукой. Теология неоднократно подвергалась критике со стороны прогрессивных мыслителей всем времен. Критика теологии. Теоцентризм (греч. тheos — бог и лат. сentrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютное, совершенное, наивысшее бытие, источник всей жизни и любого блага. Фидеизм(лат. fides — вера) - реакционное учение, стремящееся подчинить науку религии, использовать научное знание для защиты религиозных догм. В его основе лежит утверждение, что наука ищет лишь знание явлений, фактов, вторичных (физических) причин, но не способна раскрыть первичные (сверхъестественные) причины, объяснить наиболее глубокие источники бытия. Вера - принятие чего-либо за истину, не нуждающиеся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, и не могущее претендовать на объективную значимость. Разум - философская категория, выражающая вершину духовной культуры, высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Фатализм(лат. fatalis — роковой) - антидиалектическая мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы, происходящие в мире, подчинены господству необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены. Креационизм (лат. сreatio - создание) - идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой, природы в едином творческом акте. Точка зрения Линнея, Кювье, Ж. Агассиса (1807-73) о сверхъестественном происхождении всех видов животных и растений есть разновидность креационизма в биологии. Теодеция(греч. theos — бог и dike — право, справедливость) - «богооправдание»; обычное название религиозно-философских трактатов, ставящих целью во что бы то ни стало оправдать явное и непримиримое противоречие между верой во всемогущего, премудрого и благого бога и существованием в мире зла и несправедливости. Схоластика(греч. scholasticos — школьный)- средневековая «школьная философия», представители которой - схоласты - стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии (Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоласты приспосабливала к своим целям). Номинализм (лат. nomen — имя, название) направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами. В противоположность реализму средневековому, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. Номинализм был связан с материалистическими тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Номинализм, по словам Маркса, был первым выражением материализма в средние века. Однако номиналисты не учитывали, что общие понятия отражают реальные качества объективно существующих вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11—14 вв. были Росцелин, Оккам. Идеи номинализма развивались на идеалистической основе в новое время в учениях Гоббса, Беркли и Юма, в современный период — в семантической философии. Реализм (от. позднелат. realis - вещественный, действительный) - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Реализм фактически продолжал линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективного мира, общего и единичного. Виднейшими его представителями были Ансельм Кентерберийский и Гильом из Шампо. К этому же направлению примыкал и Фома Аквинский. Против реализма вели борьбу, представители номинализма. Универсалии (от лат. unlversalis - общий) - обозначение общих идей в средневековой философии. В споре об универсалиях шла речь, о том, являются ли они объективными, реальными, или это просто имена вещей. Согласно первой точке зрения универсалии существуют “до вещей” идеально (точка зрения крайнего реализма, Эриугена) или существуют “в вещах” (точка зрения умеренного реализма, Фома Аквинский). Противоположный взгляд: универсалии существуют лишь в уме, “после вещи”, в виде умственных построений (концептуализм) или даже являются просто словами (крайний номинализм, Росцелин, Оккам). Концептуализм- направление схоластической философии; представители - Абеляр, Иоанн Солисберийский и др. В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты (номинализм), отвергая учение реализма (реализм средневековый), отрицали реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности. В новое время к позициям концептуализма был близок Локк. Томизм(лат. Thomas — Фома) - учение Святого Фомы (Томаса) Аквинского, направление католической теологии и философии, соединившее христианскую догматику с методом Аристотеля. Антропоцентризм- воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной, ее высшая ценность, цель всех совершающихся в мире событий. Пантеизм(греч. pan — все и theos — бог) - учение, которое растворяет идею Бога в природе, по сути, считая природу - определяющим в мире началом, а божественное влияние отодвигая на второй план. Деизм(лат. deus — бог) - учение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Теизм (греч. theus - Бог) - религиозно-философское учение, которое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Атеизм(греч. отрицание и бог) - система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное (духов, богов, загробную жизнь и т. п.); отрицание всякой религии.
|