Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Характеристика творчества композитора.




АННОТАЦИЯ

на произведение

«Свете Тихий»

Распев Ильинского скита (Афон)

 

Исполнитель:

студентка I курса ПРФ

з/о

Н.В.Кропочева

Руководитель:

И.Ю. Горская

 

 

Екатеринбург 2015

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие сведения…………………………………………………………….3

1. Содержание богослужебного текста, местонахождение и

смысловая значимость песнопения в богослужении

2. Характеристика творчества композитора

II. Музыкально-теоретический анализ ( связь богослужебного

текста со средствами музыкальной выразительности)………………….

1. Форма произведения, тональный план и гармония

2. Стиль и фактура изложения

3. Метр, размер, ритм

4. Виды голосоведения, интервалика

5. Характеристика мелодии – главного средства музыкальной

III. Вокально – хоровой анализ произведения……………………………

1. Тип и вид хора

2. Характеристика хоровых партий и их диапазоны, общехоровой

Диапазон

3. Строй, интонационные трудности

4. Ансамбль хора, пути его достижения

5. Тиы хорового дыхания, атака звука

6. Дикция

7. Характер звуковедения в пении

IV. Исполнительский анализ………………………………………………

1. Темп, агогика,ферматы

2. Динамика и фразировка, цезуры. Кульминация, их значение и

местонахождение

V. Задачи дирижера (регента)……………………………………………...

 

VI. Список использованной литературы……………………………..

 

I. Общие сведения.

Содержание богослужебного текста, местонахождение и смысловая значимость песнопения в богослужении.

«Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит».

Свете Тихий – православное песнопение, прославляющее Спасителя Господа Иисуса Христа, явившего человечеству Тихий Свет Божественной Славы Своего Небесного Отца.

Действием Божественной Любви в ответ на раскаяние и надежду людей, стало явление во плоти Господа нашего Иисусу Христа – Сына Божия, Спасителя мира. Тема Божественного воплощения, уже прозвучав в стихирах на Господи воззвах, достигает своей завершенности во время пения последней, Богородичной стихиры – Догматика. Во время её исполнения происходит важное священнодействие вечерни – вход с кадилом. Священнослужители, совершая вечерний вход, символизируют сошествие на землю Сына Божия и делают это для принесения Ему словесной, чистой жертвы молитвы, хвалы, благодарения, пения.

Тайну Воплощения трудно передать словами, поэтому Церковь, в лице священников, как правило, безмолвно совершает священные действия, знаменующие собой эту тайну. Во время пения Догматика, царские врата открываются, в знак соединения неба с землею, и через северную дверь выходят из алтаря свещеносцы, (обозначающие свет учения Христова ( Ин. 11,1-5,9)), дьякон и священник. Подобно тому, как Сын Божий явился людям в предшествии Иоанна Предтечи (Ин.1,15-27), так и священник идет вслед за дьяконом. И, поскольку Сын Божий пришел на землю в смиренном, простом виде, то и священник идет молча, опустив руки («прост», как предписывает Устав Церкви), а хор заканчивает вечерний вход пением молитвы «Свете Тихий». Во время №входа» священник возносит за всех предстоящих тайную молитву, в которой просит Господа уберечь сердца верующих от уклонения в лукавые слова и мысли, просит избавления от «ловящих души наша» - духов зла.

Чтобы обратить внимание верующих на мудрый, глубокий смысл вечернего входа и особенно молитвы «Свете Тихий», диакон сразу после догматика возглашает «премудрость» (как бы говоря: внимание, особое место, в нем заключена важная мудрость!), а затем «прости», призывая молящихся быть благоговейно-смиренными, незлобивыми и простыми в восприятии мудрости, которая будет звучать.

В песнопении «Свете Тихий» нашло выражение христианское учение о духовном свете, просвещающем человека, о Христе – Источнике благодатного света (Ин.1,9). Песнь эта всегда поется с особенным вниманием и благоговением и, как никакое другое песнопение, дает возможность регенту и певцам по «богословствовать» в звуке, размышляя умом о содержимом и выражая в звуке свою любовь и почитание Богу.

В греч. Часослове «Свете Тихий» - это «Светильничное (έπιλύχνιος) благодарение». Песнь заключает в себе прославление Св. Троицы и Христа в Ней, вызванное появлением вечернего света и благодарностью за дожитие до него. Она распадается на трисамостоятельные части, настолько самостоятельные, что их можно рассматривать как три отдельные песни:

1. Свете тихий (Ты, Христе, свет; «тихий» ввиду вечера) святыя славы (нестерпимой для нас грешных) Безсмертнаго (в противоположность закату солнечному и истощанию Христа в крестной смерти) Отца Небеснаго (откуда и видимый свет) Святаго, Блаженнаго (два главные друг с другом связанные свойства жизни Божией), Иисусе Христе (Христос как Сын человеческий).

2.Пришедше на запад солнца (доживши до заката), Видевше свет вечерний, поем, ύμνοΰμεν (в благодарность за это) Отца, Сына и Святаго Духа Бога. (Троичная песнь, за которой поем уже «песнь Христу как Богу»).

3.Достоин еси во вся времена (не только вечером) пет быти гласы преподобными (греч. αίσίαις, блаженными), Сыне Божий, живот даяй; темже (благодарный) мир Тя славит (в нек. ркп. εορτάζει – празднует Тебе). Таким образом, песнь продолжает мысли Богородична (догматика) и словами изображает безгласные действия входа.

Греческий текст Славянский текст Русский перевод
Φως ιλαρον αγιας δοξης, αθανατου Πατρος, ουρανιου, αγιου, μακαρος, Ιησου Χριστε, ελθοντες επι την ηλιου δυσιν, ιδοντες φως εσπερινον, υμνουμεν Πατερα, Υιον, και Αγιον Πνευμα Θεον. Αξιον σε εν πασι καιροις υμνεισθαι φωναις αισιαις, Υιε Θεου, ζωην ο διδους ·Διο ο κοσμος σε δοξαζει. Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мiр Тя славит.   Иисусе Христе, Свет радостный святой славы бессмертного Отца Небесного, Святого, Блаженного! Дошедши до заката солнца и увидевши вечернюю зарю, мы воспеваем Бога, – Отца, Сына и Святого Духа. Сыне Божий, дающий жизнь! Достоин Ты, чтоб Тебя воспевали во все времена голосами подобающими. Поэтому прославляет Тебя мир.  

(Греческий текст взят из чина Вечерни «Велигого Орология». Славянский текст из чина Вечерни. Русский перевод гимна Свете тихий взят из книги Н. Нахимова).

 

Время написания гимна Свете тихий и его автор.

Ныне употребляющийся на Вечерне гимн Свете тихий принадлежит к древнейшим церковным песнопениям, и возник не позднее III века. Уже свт. Василий Великий упоминает об этом песнопении, как древнем. . Кто же был его автором, для нас (как и для св. Василия) остается неизвестным. Хотя, совпадение апостольских посланий с гимном «Свете тихий» позволяет предположить, что автором текста мог быть кто-либо из апостолов (ап. Павел или ап. Иоан).

В рукописной же традиции этот гимн приписывается свщмч. Афиногену (III в.), еп. Педахтоэ, который пострадал при имп. Диоклетиане, быв сожжен в огне.

Традиция светильничих гимнов.

Сама традиция воспевать песнь при возжжении светильника довольна древняя и уходит своими корнями в дохристианскую эпоху. Древние греки имели обычай, при возжжении светильника приветствовать его словами свете добрый (φως αγαθόν). Этот обычай перешел и в христианство, только, вместо языческого стихиопоклонения, он переосмысляется в христологической перспективе. Христиане изменили эту условную житейскую, языческую поговорку и вместо φως αγαθόν стали петь Φω̃ς ι̉λαρόν, переходя, таким образом, от языческой традиции благодарения вечернего света к воспеванию Света Божественного – Сына Божия. Свету, просветившему нас божественной благодатию, Свету просветившему тьму языческую. Этим и объясняется христологический, по преимуществу, контекст гимна Свете тихий.

Богословское содержание гимна Свете Тихий.

Важную богословскую ценность этого древнего христианского песнопения заметил уже св. Василий Великий. В 29 гл. своей книге «О Святом Духе», он приводит это народное песнопение, как свидетельство троического славословия. Но сам гимн исполнен конечно же христологическим контекстом. Он посвящен Христу. В нем воспевается наш Спаситель Иисус Христос, святый Свет истинный, Слава Бессмертного святого Отца Небесного. Как Свет Отца, Господь имеет непреходящую славу, немеркнущий свет, но он умалился и, ради нас, пришел на запад солнца, воплотившись от пречистых кровей Приснодевы Богородицы. Став истинным человеком, воплощенный Сын Божий дошел даже до предела жизни и, пострадав, был умерщвлен за нас. Поэтому мы, доживши до захода вещественного солнца и видев вечерний свет, поем Тебе, воспоминая Твои страдания и крестную смерть. Ибо Ты Свет истинный пришел к нам, к своим созданиям. Ты даровал нам жизнь и поэтому, достоин чтобы Тебя воспевали во все времена. Благоговейно воспеваем Тебя Христе, Сыне Божий, даровавший нам новую жизнь в Боге, и примиривший нас с Отцем, хвалит Тебя и весь мир.

 

Каждая строчка этого песнопения глубока и многообразна, наполнена святым благоговением. В этих кратких стоках воспевается Таинство Троичной иконимии (домостроительства) нашего спасения. Таинство воплощения Владыки Христа. Здесь четко различаются Ипостаси Отца Небесного, Сына и Святого Духа в единстве Божества. Этот гимн научает нас и еще тому, что христиане должны воссылать благодарения Богу во всякое время, во все времена, всегда воспевать Славу Святой Троицы и неизреченное и бесценное таинство воплощения Божия Сына.

В жанровом отношении песнопение «Свете Тихий» - это гимн. Его структурные особенности: 1) обращение к Богу; 2) указание на заслуги именуемого; 3) величание и восхваление в Его честь).

С точки зрения классификации церковной гимнографии – это молитва к Господу Иисусу Христу. По содержанию она хвалебная; по структуре – сложная, трехчастная; по месту и времени молитвенного чтения – это церковное песнопение, исполняемое во время вечернего богослужения

В богослужебных последованиях Православной Церкви есть песнопения, которые точно и полно отражают мысль и дух целого богослужения: вся земная жизнь - это вечер перед встречей со Светом Невечерним, с вечной жизнью в общении с Богом... И это песнопение – «Свете Тихий».

Характеристика творчества композитора.

В анализируемом произведении «Свете Тихий» авторство не указано – надписано «распев Ильинского скита». Но некий Александр Каллаур, участник форума сайта Хорист http://horist.ru/ , сообщает, что данное произведение «Свете Тихий» является гармонизацией о. Иоанна Миландера, настоятеля Свято-Троицкого монастыря Ильинского скита на Афоне. А.Каллаур пишет, что он является крестным сыном родной матери о.Иоанна (Миландера) Веры Васильевны Меландер, что позволяет поверить его информации относительно авторства, а вернее, гармонизации данного произведения.

о. Иоанн (Меландер) родился в Смоленске в начале Второй мировой войны и еще младенцем был вывезен заграницу своими родителями. Прожив несколько лет в Германии, вся семья переехала в С.Ш.А. и поселилась в г. Нью-Йорке. Когда ему было 16 лет, он поселился в Свято-Троицком монастыре в Джорданвиле, где он учился в семинарии и поступил в монастырскую братию. В 1964 г. он был пострижен в мантию с именем св. Иоанна Кронштадтского, который тогда только что был причислен к лику святых.

Уже в сане иеродиакона о. Иоанн был назначен в Ильинский Скит в 1972 г. и, за исключением двух поездок в С.Ш.А., провел остальные свои дни тут. В 1979 г. о. Иоанн вернулся в Свято-Троицкий монастырь для рукоположения в иеромонаха. Скоро после своего возвращения в скит, он был назначен его духовником. В 1989 г., перед Благовещением, иеромонах Иоанн (Меландер) тихо отошел ко Господу.

о. Иоанн трудился в этой святой обители. Он пел и читал на клиросе; он был большим любителем церковного пения и обладал тончайшим слухом. Будучи архидиаконом Свято-Троицкого монастыря он умилял и направлял к молитве молящихся в храме своим мелодичным голосом и благоговейным служением. Одно время он преподавал пение в семинарии. В скиту он отыскал и обработал некоторые древние распевы, которые вошли в обиход скитского клироса.

http://www.ruspast.com/ (интернет издание Русский пастырь. Духовное наследие православной Руси. №3)

 

II. Музыкально-теоретический анализ. (Связь богослужебного текста со средствами музыкальной выразительности).

Форма произведения, тональный план, гармония.

Форма анализируемого произведения строфическая, или куплетная, - самая распространённая в народной и профессиональной музыке песенная форма, основанная на повторениях неизменной мелодии песни, но с изменяющимся текстом. Куплетной форме свойственны простота и ясность сложения. Элемент контраста вносится лишь поэтическим текстом. Необходимость соответствия музыки куплета каждый раз новым словам текста определяет ее образную обобщённость.

АААА – 4 строфы, каждая из которых представляет собой период, состоящий из 2х предложений. Каждое предложение представлено 2 фразами.

 

1 фраза / 2 фраза

1 предложение Свете Тихий Святыя Славы Бессмертного Отца / Небеснаго,

2 предложение Святаго, Блаженного, / Иисусе Христе,

 

1 предложение пришедше на запад / солнца,

2 предложение видевше свет / вечерний,

 

1 предложение поем Отца, Сына и Святаго / Духа Бога,

2 предложение Достоин еси во все времена пет быти гласы / преподобными,

 

1 предложение Сыне Божий / живот даяй,

2 предложение Тем же мир / Тя славит.

 

 

Произведение написано в тональности d-moll (Ре минор натуральный). Минорный лад придает звучанию произведения мягкость, светлую грусть (впрочем, большинство церковных произведений написаны в миноре). Во вторых фразах каждого 2го предложения мы слышим кратковременное (всего на первые три доли четырехдольного такта) отклонение в С-dur (До мажор). Причем об этом отклонении можно судить только по партии Т (тенора). Но уже в следующем такте мелодия возвращается в прежнюю тональность d-moll.

Пример:

 

Такой кратковременный переход из минора в мажор добавляет тихой радости, мягкого света заходящего солнца, « света вечерняго». До мажор – доминанта к параллельному мажору ре минора – фа мажору, в который так хочется ( можно было бы) перейти в конце произведения.

Например:

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 930; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты