КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принцип автоматической охраны. Рассмотренный в § 2.7 принцип автоматической охраны произведений литературы, науки и искусства справедлив и для объектов смежных правРассмотренный в § 2.7 принцип автоматической охраны произведений литературы, науки и искусства справедлив и для объектов смежных прав, т.е. права на исполнения, фонограммы, программы вещательных организаций, инвестиционные базы данных возникают в силу их создания. Для посмертных произведений исключительное право публикатору предоставляется после опубликования произведения, на которое истекло действие исключительного авторского права. ' См.: Copyright and Neighboring Rights. Laws and Treaties. WIPO. April 1999. Text 1-01. P. 020. Следовательно, подобно авторскому праву, для возникновения смежных прав не нужны какие-либо формальности, такие как регистрация, депонирование, обнародование (за исключением посмертных произведений). Принцип автоматической охраны признан Римской конвенцией1. С принятием в 1996 г. Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам принцип автоматической охраны подтвержден для исполнений и фонограмм2. Из принципа автоматической охраны вытекает принцип презумпции обладателя смежных прав, который заключается в том, что при отсутствии доказательств иного обладателем исключительного права считается лицо, указанное на товаре, в котором воплощен объект смежных прав. Однако намеждународном уровне этот принцип признается только для исполнений, записанных на фонограммы. Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих исключительных правах может разместить на каждом экземпляре товара, в котором воплощена фонограмма, знак правовой охраны смежных прав из трех элементов: • латинская буква «Р» в окружности; • имя или наименование обладателя исключительного права; • год первого опубликования фонограммы. Использование знака правовой охраны авторского права было впервые установлено в ст. 11 Римской конвенции3, и поэтому этот знак часто называют конвенционным знаком охраны смежных прав исполнителей ипроизводителей фонограмм. Использование конвенционного знака правовой охраны регламентируется ст. 1305 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для иных объектов смежных прав знаки правовой охраны не введены. В ст. 19(2) Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам устанавлено, что к экземплярам записанных исполнений и фонограмм может быть приложена информация об управлении правами, которая идентифицирует исполнителя, исполнение исполнителя, производителя фонограммы, фонограмму, обладателя какого-либо права на исполнение или фонограмму, или информацию об условиях использования исполнения или фонограммы и любые цифры или коды, в которых она представлена4. В Гражданском кодексе Российской Федерации данное положение Договора расширено на все объекты смежных прав в ст. 1310. Информация об управлении ' См.: Rome Convention: International Convention for the Protection of Performers, Producers of Phonograms and Broadcasting Organizations. Geneva: WIPO,No 328(E). 1999. P. 7. 2 См.: Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Женева: ВОИС, № 227(R). 2000.С. 19. 3 См.: Rome Convention: International Convention forthe Protection of Performers, Producers 4 См.: Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Женева: ВОИС, № 227(R). 102 • Глава 3. Смежные права § 3.6. Сфера действия смежных прав • 103
правами может быть приложена или быть частью объекта смежных прав, в частности передач вещательных организаций, баз данных, посмертных произведений. Следует особо подчеркнуть, что наличие или отсутствие конвенционного знака, как и информации об управлении правами, не имеет никакого отношения к наличию прав, которые могут возникнуть только в силу создания и объективного существования объекта смежных прав.
|