КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 3 СМЕЖНЫЕ ПРАВАОбщие положения Определение понятия «смежные права» отсутствует в международных ворах. В национальном законодательстве такие определения обычно тся. Например, в действовавшем ранее Законе Российской Федерации авторском праве и смежных правах» установлено, что смежные пра-это отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фо-амм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабель-вещания. В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие сжные права» не определено, как не определено и понятие прав, смеж-с авторскими. Тем не менее, используя содержание гл. 71 Кодекса шее определение понятия «интеллектуальная собственность», данное 1.1, можно вывести следующее определение понятия «смежные права» «права, смежные с авторскими». Смежные права — это права исполнителей и правовое положение созданных их творческим трудом исполнений, в том числе некоторых видов произведений; права производителей фонограмм, вещательных организаций, производителей инвестиционных баз данных и правовое положение созданных ими фонограмм, передач вещания, баз данных; права публикаторов произведений, перешедших в общественное достояние. Между понятием «смежные права» и «права, смежные с авторскими» различия. Разработчики гл. 4 Гражданского кодекса Российской Феде-ии включили в число объектов смежных прав некреативные базы дан-и опубликованные литературные произведения, перешедшие в общест-ное достояние. Для такого расширенного перечня объектов и был дложен термин «права, смежные с авторскими». Однако такое расшире-не изменило существа понятия «смежные права», поэтому оба понятия жно использовать как синонимы, что мы и видим в Гражданском кодексе, едует отметить, что в некоторых странах перечень объектов смежных прав е шире, например, в него включаются фотографические произведения и диовизуальные исполнения. В отличие от авторского права история смежных прав непродолжи-ьна. Права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных pi пнизаций на международном уровне стали признаваться с 1964 г., когда тупила в силу Римская конвенция по охране исполнителей, производи-пей фонограмм и вещательных организаций. Как уже отмечалось, ряд положений об охране исполнений, фоно-амм и передач вещательных организаций содержится в Бернской кон- 1 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 9. • наследники исполнителей; • работодатели исполнителей; • правопреемники тех или иных юридических лиц; • иные правообладатели объектов смежных прав. Исполнители — это актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные ли-I ца, которые исполняют произведения литературы, искусства или народно-Що творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на Музыкальных инструментах, танца или каким-либо иным образом. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 1313(1) относит к исполните-НЯМ режиссеров-постановщиков исполнений и дирижеров. Производители фонограмм — это лица, взявшие на себя инициативу и ■ответственность за первые звуковые записи каких-либо исполнений или ■Мпых звуков. В Гражданском кодексе Российской Федерации вместо ме-■Шународно признанного термина «производитель» (producer) ошибочно ■^пользуется термин «изготовитель». Дело в том, что изготовить можно ■^сколько экземпляров фонограмм, а произвести — неограниченное ко-■ичество. Организации вещания — это организации радиовещания, эфирного, ■сабельного и спутникового телевидения, а также компьютерного сетевого ■ещания (web-casting), создающие свои собственные передачи и объекты ■риторского права или смежных прав или использующие передачи других Ниц или организаций. Производители инвестиционных баз данных — это лица, которые обеспечивают существенные инвестиции в создание баз данных. В Гражданском кодексе Российской Федерации использован термин «изготовитель» ■ (maker), являющийся формально правильным, но ошибочным по сущест-пу, поскольку он не подразумевает производства товаров, которые вопло- ■ шены в базах данных, что имеет серьезные последствия, вскоре они будут Ивбсуждены. Производители аудиовизуальных исполнений — это физические или ■оридические лица, которым переданы исключительные права исполнителей по договорам на создание аудиовизуальных исполнений. Публикаторы посмертных произведений — физические или юридиче-■ские лица, которые впервые обнародуют произведения, срок охраны кото-щ рых истек, т. е. перешедшие в общественное достояние. Термин введен для ■ отличия от издателей, обнародующих произведения, срок охраны которых Наследники исполнителей — это физические или юридические лица, I которые по закону или завещанию наследуют исключительные права ис-| полнителя на те или иные исполнения. Работодатели исполнителей — это липа, которые по договору опла-чивают участие исполнителей в тех или иных исполнениях. Правопреемники юридических лиц — лица, к которым перешли ис-К почительные права в силу закона, договора или других юридических ос- 96 • Глава 3. Смежные права § 3.3. Объекты смежных прав • 97
нований, например при реорганизации юридического лица (производителя фонограмм, вещательной организации и т. д.). Правообладатели объектов смежных прав — любые лица, обладающие по договору исключительными правами на объекты смежных прав.
|