КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Казуальность (от слова casus – "случай", "судебное дело","юридический казус").Основным источником РЧП являлись решения по конкретным судебным делам. что говорит о том, что по сути РЧП представляло собой сборник юридических казусов. Безусловно, в Риме проводилась юридическая кодификация, создавались письменные источники права (законы, эдикты, конституции), но по существу они также представляли собой обработку конкретных юридических случаев, судебных дел. 4. Универсальность и абстрактность. Римляне, умело индивидуализируя отношения и случаи, тем не менее создали систему права, пережившую века, за счёт того, что институты и юридические конструкции древнеримского права были рассчитаны не на одноразовое применение, а имели универсальный характер, и потому могут быть использованы с некоторой переработкой при регулировании экономических отношений современности. Частное право (система) 1. Квиритское (цивильное) право (ius civile)( формирование в VI в. – середина III в. до н.э.). Исконно римская узконациональная правовая система, т.е. он квиритское право регулировало гражданские отношения только между квиритами – римскими гражданами. Оно основано на общинном праве ( обычаи, Законы 12 таблиц, законы народного собрания). С развитием товарно-денежных отношений нормы цивильного права уже не были в состоянии регулировать их и потребовалось реформировать это право, привести его в соответствие со временем. Так возникло преторское право, как вторая ветвь частного права. 2. Преторское право (ius praetorium).Несамостоятельная правовая система. Возникла из эдиктов магистратов, в особенности преторов. Эта система введена для содействия цивильному праву, его дополнения или исправления в целях общественной пользы. Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права регулировали отношения между римскими гражданами, но эти нормы уже были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве. 3. «Право народов» (ius gentium). Появился ввиду того, что необходимо было регулировать торговые отношения между Римом и другими территориями, регулировать сделки с участием иностранных граждан. Источником «права народов» являлись заимствования из иностранного права (права Греции, Египта и д.р.). Нормы этого права регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами (иностранцами), а также между перегринами на территории Римского государства. «Право народов» отличалось простотой, отсутствием формальностей и гибкостью. 4. Естественное право (ius naturale). Естественное право – это то, которым природа научила все живое, ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море и птицам. (Ульпиан). Это право является основой для всего остального права. Оно характеризуется принципами равенства всех перед законом, свободы, справедливости, нравственности. Постепенно происходило сближение всех систем права, и уже к середине IV в. н.э. все три системы образовали единое римское частное право.
|