КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
МЫСЛИТЕЛИ И ХУДОЖНИКИШироко распространено мнение, что «правильное», «собственно интеллектуальное» мышление может совершаться только посредством анализа и синтеза. Мы хотели бы предостеречь от этого неверного и даже в определенной мере вредного тезиса и обозначить роль образного мышления. Известный психолог Арнхеим демонстрирует особенности этих типов мышления на следующем примере: «Петру и Павлу задали одну и ту же задачу: "Сейчас 3 часа 40 минут; сколько времени будет через полчаса?" Петр поступает так: он помнит, что полчаса — это тридцать минут: поэтому надо 30 прибавить к 40. Так как в часе только 60 минут, то остаток в 10 минут перейдет в следующий час. Так он приходит к ответу: 4 часа 10 минут. Для Павла час — это круглый циферблат часов, а полчаса — половина этого круга. В 3 часа 40 минут минутная стрелка стоит под косым углом слева на расстоянии двух пятиминутных делений от вертикали. Взяв эту стрелку за основу, Павел разрезает диск пополам и попадает в точку, которая находится в двух делениях справа от вертикали, на противоположной стороне. Так он получает ответ и переводит его в числовую форму: 4 часа 10 минут» [17, с. 97]. И Петр, и Павел решали эту задачу мысленно. При этом Петр решал ее логически, а Павел — образно. При образном мышлении человек видит ситуацию целиком и ее отдельные элементы. По ходу решения задачи эти элементы изменяются, перестраиваются, трансформируются; внимание переключается; вводятся новые функции и вскрываются новые взаимосвязи. Такое мышление посредством операций над образами называется образным мышлением. У каждого из вас в большей или меньшей степени развито и образное, и логическое мышление. Но все ли осознают ценность образного мышления? Не принижаете ли вы его значение? Да, стройный ход рассуждений, последовательность посылок и выводов, заключений — необходимая составляющая грамотного мышления. Но давайте вспомним некоторые факты из истории науки. Известно, что дифференциальное и интегральное исчисление открыли одновременно Ньютон и Лейбниц. «Ньютон воспринимал мир картинно, образно. Он сам сравнивал себя с ребенком, бродящим по берегу необозримого океана истины, которому удалось найти несколько красивых раковин, вынесенных на берег океаном, то есть расшифровать кое-какие законы природы, в то время как весь океан колышется перед его глазами и цепко держит все множество своих тайн. Лейбниц же — ярко выраженный логик. Он мечтал о времени, когда один из спорящих может сказать другому: «Ну что ж, проверим, милостивый государь, кто у нас прав, — вычислим!». И это — не единственный случай из истории науки. Так, аналитическую геометрию открыли также двое: Декарт, мыслящий образами и Ферма, оперирующий формулами; теория функций комплексного переменного была открыта Риманом и Вейерштрасом. Примеры можно продолжать. Важно, чтобы вы поняли главное: в познании мира, в постижении истины у каждого свой путь. Постарайтесь доверять своим способностям, идите своим путем, но не забывая при этом и не отрицая других путей!» [18, с. 126].
ВОЗМОЖНО ЛИ ТВОРЧЕСТВО В ОБУЧЕНИИ? Многие студенты весьма критически относятся к идее творчества в обучении. Они не видят в своей деятельности места для творчества, поскольку творческое мышление ассоциируется только с великими учеными и великими открытиями. Однако даже переработка учебного материала, решение учебных задач могут иметь творческий характер и приводить к индивидуальным открытиям, закладывающим базу для будущего. Кроме того, результатом обучения должна быть не только сумма знаний, но и культура мышления. Использование возможностей своего мышления, развитие его — это поистине творческий процесс. Очень важно приобрести эту «привычку творчества», почувствовать «вкус творчества» в процессе обучения. Помните: студент, привыкший к формальному оперированию предлагаемой информацией, не вырастет в творчески работающего специалиста, и наоборот — привыкший творчески относиться к любому заданию не сможет формально выполнять и свою профессиональную деятельность О творчестве в науке, в искусстве написано немало. «Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения задачи» [19, с. 149]. Творческое решение задачи предполагает новый взгляд на ситуацию, попытку рассмотреть ее с новой стороны. Исходя из этого мы говорим не только о творчестве великих ученых, писателей, художников, но и о творчестве каждого человека при решении самых разных задач. Вспомним забавную загадку, которую преподносит нам Айзенк [20]: «На двадцатом этаже небоскреба живет карлик. Каждое утро он выходит из своей комнаты и на лифте спускается вниз. И каждый вечер он возвращается обратно. При этом он доезжает на лифте до десятого этажа, выходит и дальше идет пешком. Требуется пояснить поведение карлика». Традиционными гипотезами, объясняющими ситуацию, являются следующие: «Он тренируется», «Заходит к приятелю, который живет на десятом этаже». Вообще говоря, нельзя считать данные гипотезы неверными. Они очень вероятны и могут найти подтверждение в действительности. Другое дело, что они слишком стандартны, стереотипны, т. е. возникали по аналогии с обычно наблюдаемыми в жизни ситуациями. Нешаблонный, новый взгляд на эту ситуацию — это учет возможностей карлика: его маленький рост позволяет дотянуться лишь до кнопки 10-го этажа. Как видим, само условие задачи уже содержит в себе решение, но чтобы его увидеть, надо преодолеть стереотипы привычных рассуждений, привычных аналогий. Что мешает человеку мыслить творчески? Это, прежде всего, страх. Страх показаться смешным, не очень умным. Г. Линдсей, К. С. Халл и Р. Ф. Томпсон [19, с. 152] говорят о четырех основных препятствиях на пути к творческому мышлению: «1. Конформизм — желание быть похожим на другого, быть как все. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения не находят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников. 2. Цензура, в особенности внутренняя. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. 3. Ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения. 4. Желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений». Для творческого процесса важно умение превращать привычное в непривычное, увидеть в новой проблеме (ситуации) знакомое. Важен свежий взгляд на то, что стало привычным, уже примелькалось. Люди «получают наследство» из штампов, шаблонных фраз, стереотипных способов понимания, придающих окружающей действительности удобную, привычную форму, но от этого «наследства» нужно уметь отказываться. Вы должны научиться предоставлять своим мыслям свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Полезным может оказаться упражнение, называемое свободным ассоциированием. Представьте, что вы озабочены решением какой-либо проблемы. Попробуйте отвлечься от нее. Включите магнитофон в режим записи и начните говорить все, что приходит вам в голову. Отдохните, а потом проанализируйте выданную вам словесную продукцию. Решение проблемы где-то рядом. Однако помните, что такое упражнение имеет смысл уже после долгой работы над данной проблемой, ее тщательного анализа. Свободное ассоциирование лежит в основе группового решения задач методом «мозгового штурма». Мозговой штурм широко используется для решения разного рода производственных, административных и других задач. Группа людей собирается для «свободного ассоциирования» на заданную тему. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум. Критика запрещена. Цель — получить как можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для выявления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно фиксируются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей. Творческий процесс можно описывать по-разному. Один из подходов — выделение двух фаз в творческом решении задач: 1) поиск странного и непонятного в том, что хорошо знакомо и известно; 2) превращение странного и непонятного в знакомое и известное. Обе эти фазы могут быть осуществлены с помощью аналогий. Аналогия всегда рассматривалась как фундаментальная форма мышления, так как многие человеческие действия опираются на аналогию. Важно подчеркнуть, что инструментом творческой деятельности является сознательное, целенаправленное использование аналогий. Аналогия может быть: личностной, прямой (или непосредственной), символической, фантастической. Наибольшее значение придается личностной аналогии. Что это такое? Вы вживаетесь в образ изучаемого объекта, отождествляете себя с ним или с каким-нибудь элементом задачи, пытаетесь на себе ощутить связи и отношения с другими объектами (элементами задачи). Например, химик может отождествиться с молекулой, оставаясь человеческим существом, действующим как молекула, ощущая притяжение и отталкивание других молекул и т. д., и таким образом добираясь до источника неясности в исследуемом предмете и процессе. Направить процесс мышления в эту сторону могут, например, такие вопросы: «Что ощущает данный предмет в данных условиях? Что бы я ощущал, если бы был этим предметом (молекулой, пружиной, планетарной системой) в данных условиях?». При использовании прямой аналогиимы ищем сходство между вещами или их комплексами. Находя в окружении похожий предмет, мы можем найти некоторые принципы, которые могут стать ключом к решению искомой задачи. Символическая аналогия используется главным образом как способ превращения странного в знакомое. Она позволяет выявить самые глубокие подсознательные ассоциации. Символическая аналогия близка к поэтическому и мифическому восприятию мира. Хорошими примерами символического отражения научных абстракций являются, например, знаменитый термодинамический «демон Максвелла», «танцующие обезьяны» в бензольном кольце Кекуле или же «злодей из Багдада» в квантовой механике — символический аналог нейтрино. Фантастическая аналогияявляется средством, при использовании которого самые общие и устойчивые научные закономерности признаются недействительными. Эти аналогии запускаются вопросами типа: «Что бы случилось, если бы... ». Классическим примером является здесь рассуждение Эйнштейна о том, что делается в падающем лифте, а также конструирование различных систем неклассической геометрии. Приведенная нами классификация аналогий основана на методе синектики. Синектика — это метод решения творческих задач, в основе которого лежит отказ от использования наиболее очевидных и превратившихся в догматы истин. С этой точки зрения, источник творчества и механизм его заключаются в соединении между собой различных и внешне друг с другом не связанных элементов. Именно это положение дало название методу, поскольку синектикус по-гречески — соединяющий, охватывающий; синектацо — соизмерить, охватить. Аналогии являются механизмом творческого процесса и помогают при решении самых сложных задач. Мы рассмотрели основные принципы организации мыслительной деятельности. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что каждый из вас должен стремиться как можно более полно изучить особенности своего мышления и предоставить им возможности дальнейшего развития. Не ругайте себя, если вы испытываете трудности при решении задач или усвоении материала. Ищите свой индивидуальный стиль и активно применяйте его — это залог ваших творческих свершений. Итак, помните: мышление — важнейший инструмент познания мира, имеющий свои особенности у каждого из вас. Берегите же этот инструмент, совершенствуйте его, используйте в соответствии с его особенностями!
|