Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понимание знания и познания в восточных обществах




Культура традиционалистского типа строится на основе профессионально-именного способа реализации социальности. Обычно это — профессионально-кастовое общество. Каста включает в себя определенный набор профессий и профессиональных имен. Знание и культура в целом хранятся и накапливаются уже в рамках отдельных каст. Обычно знаниям обучает Учитель, однако принадлежат они не отдельному человеку и не имени, а богу который покровителствует данной касте или профессии. Учитель знание только хранит и передает. Нет необходимости в нем сомневаться, дополнительно анализировать, выискивать противоречия. Знание предназначено не для существования в виде отчужденной информации, а для изменения личности. Однако весомые научные достижения в рамках восточных обществ навсегда вошли в копилку знаний цивилизаций.

На Древнем Востоке существовали знания, которые мы относим к астрономии, математике, химии. Например, египетские жрецы использовали десятичное счисление со специальными значками для каждой десятичной единицы, использовали процедуру умножения. Самая замечательная черта — действие с дробями. Вавилоняне владели техникой решения квадратных уравнений с двумя неизвестными, способами вычисления площадей фигур. Им были известны простые таблицы для умножения квадратных и кубических корней.

Определенные знания из области современной математики были известны и в Древней Индии. Например, в религии джайнизма поощряли математические исследования, в священных книгах джайнизма обнаружено число .

Может показаться, что этих фактов достаточно для подтверждения научности Востока. Однако наличие знания о счете, площадях фигур еще не означает, что знания являлись научными. Знание на Древнем Востоке не является научным по следующим причинам:

— не было механизма выработки нового знания;

— знание не изменялось;

— не было необходимости доказывать знание;

— знание имело закрытый характер;

— знание имело практическиприкладной характер;

— не было различий между точными и приближенными способами решения задач.

Древневосточные общества являлись традиционалистскими. Отличительная черта таких обществ — стремление к постоянству, неизменности. Она возникает из стремления в точности скопировать предшествующее состояние общества и действия человека. Процесс обучения проходил под девизом: «Делай как я». В процессе создания предмета передавались все действия по его созданию, многие из которых бессмысленны. Действия превращаются в ритуал.

В современных условиях восточные методики производства знаний используются некоторыми учеными.

В этой связи следует отметить предпринимаемые в европейских моделях образования усилия по ликвидации разрыва знания и убеждения. Возникают попытки ввести креативные модели обучения, в которых полученное знание напрямую изменяло бы личность. Соглашаясь с действенностью подобной интенуификационной модели обучения, необходимо видеть ее крайности. Существующая модель отчужденного знания, знания в виде результата позволяет подойти к нему со стороны, оценить критически. Креативная же модель обучения ставит личность ученика в жесткую зависимость от личности учителя.

Наука в рамках античного общества

Универсальная цивилизация, породившая универсалистский подход к миру и саму форму научного мышления, возникает в античной Греции из цивилизации традиционалистской.

В Античности возникает особое отношение к знанию, которое стало строится не на авторитете, а на принципах логического доказательства. Многие знания были известны еще задолго до античных мыслителей. Например, то, что стало называться теоремой Пифагора, использовалось еще египетскими жрецами при вычислениях площадей. Это было кастовое знание, которое нельзя было передать в готовом виде в качестве результата. Оно существовало в процессе деятельности и не носило всеобщего характера. Точно также сейчас рабочий может знать, как изготовить тот или иной предмет, но не сможет описать это в теории; т.е. по сути, он не знает, как это делается. Античные греки ввели в процесс получения, построения и использования знаний новое важное звено, выводящее знание за пределы непосредственной информации и меняющее всю систему знаний: поиск причин и оснований, доказательства следствий и выводов. Так, Фалес впервые стал доказывать, чему равна площадь круга, хотя эмпирическое знание об этом уже было в наличии. Античное знание перестало считаться священным, данным от бога; оно стало универсальным, предназначенным для всех, его можно было изменять и развивать. В Античности сформировался аппарат логического рационального обоснования, превратившийся в универсальный алгоритм производства знаний в целом, в инструмент передачи знаний от индивида в общество.

В лоне античной философии вызрели важные методологические идеи. Наиболее важные из них — идея числа как идеальной формы, идея атомизма, идея сохранения, идея материальной основы мира, логика Аристотеля, античная диалектика, аксиоматический метод.

В Древней Греции возникает теоретическая система математики. Можно сказать, что математика как наука стала существовать только после систематического введения в нее доказательства. Древние греки называли приемы вычислений арифметики и алгебры логистикой т.е. счетным искусством, и отличали ее от теоретической математики.

Пифагорейцы впервые пришли к убеждению, что книга природы написана на языке математики, что спустя почти два тысячелетия начал утверждать Г. Галилей. Пифагорейцы признавали математические начала за начала всего существующего. Числа у них получали характер, теряли абстрактное начало и олицетворяли какое-либо явление: число 1, например, означало всеобщее начало; число 2 — начало противоположности, число 3 — символ природы; число 4 — символ здоровья, гармонии, разумности. «Числа управляют миром, число есть сущность всех вещей» — вот центральное звено философии пифагорейцев.

Аксиоматический метод был использован Евклидом (III в. до н. э.) в его знаменитых «Началах». Евклид дал единую схему геометрии, используя открытия многих ученых и в первую очередь Евдокса (406-355 гг. до н. э.) — одного из выдающихся математиков и астрономов Древнего мира. Известным математиком и астрономом был царь Египта Птолемей I.

В целом в Античности отсутствовала связь науки и техники. По мнению И.Д. Рожанского, практическое использование научных знаний в технических устройствах Архимедом (287-212 гг. до н. э.) имело спорадический характер. Архимед предвосхитил идеи Галилея в разработке математических законов физики, он вывел ряд математических формул. Им сформулированы закон рычага, закон гидростатики. Известно, что Архимед завещал на своей могиле поставить скульптуру цилиндра, включающего в себя шар и конус, и надписать отношение их объемов, поскольку оно поражало его своей простотой. Его в большей степени восхищала красота научного знания.

Наука была теоретической, отсутствовала связь с практикой. Цель — поиск истины. Наука не имела практической пользы и была делом бесполезным, хотя для древних греков бесполезность эта была достоинством. В этой связи Аристотель считал, что по мере открытия большого числа искусств, с одной стороны, для удовлетворения необходимых потребностей, а с другой — для препровождения времени, изобретатели второй группы всегда считались более мудрыми, нежели изобретатели первой, т.к. их науки были предназначены не для практического применения. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) различал: науки теоретические, науки о деятельности и науки о творчестве. К теоретическим наукам он относил физику, изучающую предметы, способные к движению; математику, объектом которой являются вещи неподвижные, но не имеющие самостоятельного бытия (количественные свойства предметов и их пространственные отношения); первую философию, чисто умозрительно исследующую вечные неподвижные и существующие самостоятельно божественные сущности.

Развитие рабовладения обусловило пренебрежение греков ко всему, что связано с орудийно-практической деятельностью (занятиями, достойными простого человека, считались политика, война и искусство), сформировало идеологию созерцательности, абстрактно-умозрительного отношения к действительности. Наука была занятием свободных людей, рабы же занимались ремеслом.

В Античности уже была сформирована физика как наука. Аристотеля считают крестным отцом физики. Он определил задачи физики, сведя их к исследованию «первых причин» природы (основных законов), «первых начал» (исходных сред) и ее «элементов» (тел и частиц). В «Физике» Аристотель рассматривает проблемы материи, движения, пространства и времени, существования пустоты, о конечном и бесконечном. Он считал, что в познании природы нельзя прибегать к опыту, т.к. эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание. Основы естествознания почти 20 столетий излагалось по Аристотелю.

Античная Греция — эпоха многочисленных заимствований в культуре, активизации взаимодействия обществ. Заимствования сопровождались переосмыслением материала, и основой переосмысления выступала логика. Ссылки на божественный авторитет уже стоили немного, а после софистов и Сократа логика вообще оказалась центром аргументации. Так, Аристотель обосновывает, что Земля находится в центре мира, т.к. у нее нет логических оснований двигаться «скорее вверх, чем вниз и скорее вниз, чем вверх»[1]. Постепенно культура логизируется: идет логизация мифа, появляется интерес к объяснению причин. Знание обобщается в общих универсальных понятиях, возникает понятийно-логическое мышление. Возможности накопления знаний, трансляции культуры уже ограничены не интеллектуальными рамками отдельных каст, а категориальным потенциалом языка.

Универсализация культуры сделала ее открытой системой, способной включать и синтезировать изначально не предназначенные культурные феномены. Так, возрастает роль ораторского искусства: в дискуссиях необходимо было не только знать мнения ученых авторитетов, но и суметь найти логические аргументы. Одним из наиболее ярких проявлений универсализации возникшей культуры выступает феномен христианства. По сути, христианство явилось логическим продолжением, следствием развития греко-римской культуры, также опирающимся на универсально-понятийный способ реализации социальности. Не случайно признание надэтнического Бога, наличие идеи доминирования духовной власти над светской.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты