Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема: Теория познания




Подробный план:

1. Понятие и проблемы гносеологии.

2. Структура познания, уровни. Агностицизм и оптимизм.

3. Способности познания человека.

Познание - это сложный процесс, связанный с деятельностью мозга. Исследования врачей показали, что человеку недостаточно вернуть зрение, чтобы он видел, - больного надо научить видеть, и на это обучение уходят не дни, а месяцы и годы. А почему это так происходит? Потому, что смотрят глаза, слушают уши, а видит и слышит мозг.

С раннего детства мы учимся познавать мир, но при этом нас не интересует сам процесс познания. С возрастом мы приобщаемся к науке, сталкиваемся с ошибками познания, с заблуждениями, а то бывает порой и с откровенной ложью. Нас начинает интересовать, как и в силу чего это происходит. Ответ на эти вопросы, хотя бы частичный, дает нам изучение проблемы познания.

Если бы человек сам, в одиночку, попытался познать всё, то у него не хватило бы ни времени, ни сил, ни энергии. Поэтому люди в процессе познания действуют сообща. Но в этой коллективной деятельности человеку необходимо понимание тех, кто работал до него, вместе с ним. А также необходимо и то, чтобы его поняли те, кто придет ему на смену. Поэтому, наряду с познанием, понимание является познавательной проблемой.

Познание и понимание носят всеобщий характер, а поэтому о какой- либо особой их значимости для медицинской практики говорить не стоит, хотя в методах научного познания медицина, как и любая специфическая отрасль науки, имеет свои особенности. Раздел философии, который изучает познание, называется гносеологией.

Литература:

Основная: Фролов И.Т. Введение в философию. Уч. пособие. Москва. Изд. «Культурная революция». 2007.

Дополнительная:

1. Спиркин А.Г. Философия. Текст. Учебник. - М.: Гардарики, 2000.

2. Хрусталев Ю.М. Философия: Учебник для студентов мед. и фарм. факультетов. ГЭОТАР - МЕДИА. 2005.

3. Вечканов В.Э. Философия. М.: Изд. «Экзамен». 2007.

4. Философия: Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2001.

5. Философия медицины. Ю.Л.Шевченко и др. - М.: ГЭОТАР-Ф56 МЕД, 2004. - 480 с.

 

2. Тема: Логика как инструмент познания.

Подробный план:

1. Общее представление о предмете.

2. Основные формы и приемы рационального познания.

3. Значение логики.

4. Логика и язык.

5. Основные формально-логические законы.

Логика - философская наука, изучающая логические формы человеческого мышления и законы, которым подчиняется мышление.

Логика изучает не конкретное содержание действительности, а мысли о ней, их структуру, то, что является общим для мыслей данного типа, независимо от их конкретного содержания. Поэтому при изучении логики для того, чтобы понять сущность процесса мышления, специфическое содержание форм и законов, нужно уметь обобщать конкретные рассуждения, уметь оперировать получаемыми формулами и схемами. Основная цель изучения логики, сводится к приобретению навыков осознанного применения логических правил и законов к реальному процессу мышления.

Знание логики позволяет анализировать наши рассуждения, помогает определить их последовательность, непротиворечивость, доказательность, и тем самым определять истинные высказывания от ложных.

На практике, к сожалению, встречаются еще специалисты, слабо владеющие аппаратом логики, не всегда умеющие правильно доказать то или иное положение, подобрать аргументы в споре. Известные трудности испытывают они при формулировании определений и понятий в своей сфере деятельности, не подозревают о существовании строгих правил вывода по тем или иным видам умозаключений.

Изучая логику, люди расширяют свой арсенал приемов освоения медицинских наук, повышают культуру мышления. При врачебной деятельности знание логики поможет привести в строгую систему фактические обстоятельства по проблемы пациента, отделить главное от второстепенного. Используя знания по логике, строят (выдвигают и проверяют) гипотезы, составляют план лечения, составляют официальные документы.

Знание правил и законов логики не является конечной целью изучения данной темы. Конечная цель - умение применять эти правила и законы в практической деятельности.

Литература:

Основная:

1. Иванов Е.А. Логика. М., 1996. Вводный раздел, гл. 1, с. 1 - 19, гл. 3, с. 34 - 43.

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. Гл. 1, § 1, 2, 4, 5, с. 3 – 19.

Дополнительная:

1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. М., 1994. Книга 1, часть 1 .

2. Аристотель. Первая аналитика. Вторая аналитика. // Соч. в четырех томах. Т.2. М., 1978. С. 117 – 346.

6. Аристотель. О софистических опровержениях. // Соч. в четырех томах. Т.2. М., 1978. С. 533 – 593.

7. Аристотель. Риторика. // Античные риторики. М., 1978. С. 15 – 166.

8. Цицерон М. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.

 

3. Тема: Методология научного познания.

Подробный план:

1.Истина как предмет философского анализа.

2.Виды и критерии истины.

3.Научное познание.

Посредством органов чувств, мышления и интуиции человек постигает объективную действительность, приобретает знания. Целью познания являются истинные знания.

Однако познание есть сложный и противоречивый процесс взаимодействия объекта познания и субъекта познания, направленный на постижение субъектом объекта познания, проникновения в сущность предметов и явлений.

Вопрос об истине - центральный вопрос теории познания. Цель всякого познания - нахождение истины о предмете, явлении или процессе.

В науке и философии принято рассматривать несколько разновидностей истины - абсолютную, относительную, объективную и субъективную. Абсолютная истина - полное, точное, исчерпывающее знание о чём-либо.

Относительная истина - это знание о чём-либо, которое в целом справедливо, соответствует своему объекту, но является неполным или неточным. Объективная истина - это знание, которое не зависит от особенностей субъекта познания, т.е. это истина об объекте сама по себе. Haпример Земля вращается вокруг Солнца. Знает ли об этом человек или нет, нравится ему это или нет, но это есть объективная, независимая от него истина. Субъективная истина - знание о чем-либо, которое зависит от особенностей субъекта познания. Оно может совпадать или не совпадать с объективной истиной.

Правда - истина, содержащая нравственную оценку. Правдивое - это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Противоположностью правде является ложь.

Ложные высказывания не соответствуют действительности потому, что зависят от произвола того человека, который их выдумал и распространяет. Говоря о ложном, нужно различать преднамеренную ложь и заблуждение.

Намеренная ложь имеется тогда, когда человек осознает, что его высказывание не соответствует действительности, однако утверждает его как истинное; заблуждающийся же принимает ложное за истинное. И преднамеренная ложь, и заблуждение сходны в том, что они не соответствуют объектам.

 

4. Тема: Социальная философия

Подробный план:

1. Понятие и становление социальной философии.

2. Особенности развития социально-философской мысли в ХIХ – ХХ вв.

3. Проблемы социальной реальности: способ существования общества,

соотношение материального и идеального в обществе.

Социальная философия – это философия общественной жизни. Социальная философия – составная часть любой философской системы, одна из важнейших философских дисциплин, которая оказывает влияние на развитие общественного сознания и социальной практики.

В первом вопросе надо раскрыть качественную определенность общества, показать специфику рассмотрения общества социальной философией, дать определения понятия «общество» через его специфические признаки.

Философское учение об обществе формировалось исторически и прошло длительный путь развития. В этом вопросе рассматриваются социально – философские теории первого этапа развития социальной философии со времен античности до конца ХVIII века. На этом этапе происходит накопление социально – философских идей. Здесь нужно охарактеризовать специфику взглядов Демокрита на историю человечества. Особенное внимание нужно уделить взглядам Платона и Аристотеля, именно в их творчестве выразился сам подход к проблемам общества, определивший на многие века познание этой области. В разнообразии сюжетов нужно выделить две узловые темы: этика и учение о государстве.

В период Средневековья основные положения учения об обществе выражены в учениях А. Блаженного и Ф. Аквинского.

В Новое время с социально-философской концепцией Т. Гоббса связано изменение самого подхода к пониманию государства. Именно с ХVII в. были открыты методологические основания для более основательного изучения гражданского общества, труда, социального равенства и т.д.

В это же время (ХVII – ХVIII вв.) получают распространение концепции, усматривающие движущую силу общественного развития в различных факторах.

Также развивалось философское понимание истории общества (Геродот, Фукидид, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Вольтер, Ж. Боден, Д. Вико, И.Г. Фихте, И.Г. Гердер).

Отвечая на второй вопрос темы, важно понять, что в ХIХ – ХХ вв. совершается переход социальной философии от становления к формированию ее в специализированную отрасль гуманитарного знания. Идеи немецкой классической философии приобрели методологическую значимость для гуманитарного знания в целом. Здесь надо дать характеристику идеи Канта о достижении всеобщего правового гражданского состояния, учения Гегеля о закономерности мировой истории. Обратить внимание следует на возникновение позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер), на специфику понимания ими общества как целостного организма. Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма. Нужно дать характеристику материалистического понимания истории, теории формаций.

В ХХ веке социальную философию следует охарактеризовать исходя из следующих основных направлений:

1. социальная философия развивалась в русле марксистских идей;

2. социальная философия развивалась в контексте разнообразных социологических теорий (неопозитивистские, антипозитивистские, натуралистические, психологические, феноменологические, эмпирические, структурно-функциональные и другие направления).

Здесь же рассмотреть теорию М. Вебера (теория социального действия: теория об идеальных типах), Т. Парсонса (теория общества как система функционально связанных переменных), теорию социального действия Ф. Званецкого.

3. социально-философские идеи формировались в русле общефилософского развития (философия истории Б. Кроче, теория общественного круговорота О. Шпенглера, социальное учение А. Бергсона и др.).

При изложении этого вопроса нужно дать характеристику различным вариантам постиндустриального общества: информационного, сверхиндустриального, технотронного. В настоящее время предпринимаются попытки построить модель социальной системы на основе технико-технологической детерминации, характеризующейся неменитными, бифуркационными процессами.

Вторая половина ХХ в. ознаменовалась философско-историческими и социологическими исканиями в связи с проблемой человека в современном обществе.

Третий вопрос темы призван объяснить, какие факторы определяют специфику социальной жизни. Нужно обратить внимание на характеристику человеческой деятельности как способа существования и развития общества, на труд, как ядро человеческой деятельности. Деятельность людей конкретно обнаруживается в социальном действии. Нужно охарактеризовать это понятие.

Основными формами человеческой деятельности являются материальная, социальная, политическая, духовная. Далее нужно определить, что является объективным и субъективным в человеческой деятельности, что представляют собой общественные отношения.

При изложении этого вопроса, конкретизируя положение об обществе как целостной системе, целесообразно обратиться к синергетике – одному из новейших научных направлений, связанных с изучением систем. С синергетической точки зрения, общество как социальный организм представляет собою сложную диссипативную эволюционирующую систему, которая имеет следующие свойства: 1) взаимодействие со средой; 2) самоорганизация; 3) рост объёма используемой информации.

Одной из проблем социальной философии является проблема соотношения между материальным и духовным в обществе. Здесь нужно рассмотреть понятия материальных и идеальных факторов общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки данных в историческом материализме. Важнейшим социальным законом является закон обусловленности общественного сознания людей общественным бытием.Синергетика устанавливает законы для всех типов систем (в том числе и для общества): открытость, нелинейность, удалённость от состояния равновесия, наличие бифуркационных периодов, возможность случайных флуктуаций, непредсказуемость окончательных результатов и др. Самоорганизация в системных образованиях социального типа связана с необходимостью их управления, как целенаправленного воздействия со стороны субъективного фактора.

Литература:

Основная: Фролов И.Т. Введение в философию. Уч. пособие. Москва. Изд. «Культурная революция». 2007.

Дополнительная:

1. Спиркин А.Г. Философия. Текст. Учебник. - М.: Гардарики, 2000.

2. Хрусталев Ю.М. Философия: Учебник для студентов мед. и фарм. факультетов. ГЭОТАР - МЕДИА. 2005.

3. Вечканов В.Э. Философия. М.: Изд. «Экзамен». 2007.

4. Философия: Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2001.

5. Философия медицины. Ю.Л.Шевченко и др. - М.: ГЭОТАР-Ф56 МЕД, 2004. - 480 с.

 

5. Тема: Аксиология

Подробный план:

1. Возникновение аксиологии и основные подходы к определению «ценности».

2. «Ценность» как философская категория.

3. Предмет и место аксиологии в структуре философского знания.

В философии всегда уделялось большое внимание проблеме ценностей. Наиболее интенсивное ее развитие началось после И. Канта, который провел разделение «того, что есть» и «того, как должно быть». Последователи Канта постепенно сформировали новое направление в философии - аксиологию (т. е. учение о ценностях), которое активно разрабатывали другие философы (Гуссерль, Шелер, Камю, Сартр, Бердяев и др.).

Ценность - это значение или роль какого-либо объекта (явления) в жизни человека и общества. Часто вне общества многие ценности теряют свое значение. Например, на необитаемом острове деньги и золотые украшения человеку не нужны. В них нет никакой практической пользы. Следовательно многие ценности порождаются человеческим обществом и существуют лишь в нем.

И в чем же заключается главная социальная функция ценностей? Прежде всего человеку и обществу нужны четкие ориентиры и направления жизни и деятельности. Необходимо обозначать, к чему необходимо стремиться и как это нужно делать, выявлять общественно допустимые средства достижения целей. Прежде всего ценности выступают регуляторами общественной жизни людей.

Литература:

Основная: Фролов И.Т. Введение в философию. Уч. пособие. Москва. Изд. «Культурная революция». 2007.

Дополнительная:

1.Спиркин А.Г. Философия. Текст. Учебник. - М.: Гардарики, 2000.

2.Хрусталев Ю.М. Философия: Учебник для студентов мед. и фарм. факультетов. ГЭОТАР - МЕДИА. 2005.

3.Вечканов В.Э. Философия. М.: Изд. «Экзамен». 2007.

4.Философия: Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2001.

5.Философия медицины. Ю.Л. Шевченко и др. - М.: ГЭОТАР-Ф56 МЕД, 2004. - 480 с.

 

6. Тема:Эстетика в медицине

Подробный план:

1. Предмет эстетики.

2. Эволюция взглядов на сущность эстетического.

3. Задачи эстетики.

4. Основные этапы развития западноевропейской эстетической мысли:

· Античность (Греция, Рим).

· Эстетика Возрождения.

· Эстетика классицизма.

· Эстетика Просвещения.

· Эстетика ХIХ века.

· Эстетика ХХ века.

5. Эстетика и медицина.

 

Термин ”эстетика” - в обиходе с середины ХVIII в., введен немецким философом Баумгартеном для выделенного им нового раздела философии - учения о чувстве (наряду с учением о разуме - логика, и о воле - этикой). ”Эстезис” - от греческого ”ощущение”, ”чувственное восприятие”. И эта новая философская теория у Баумгартена свелась к характеристике: во-1х, красоты, которую он определил как ”совершенство чувственного восприятия”, во-2х, искусства, ибо он считал, что свое наивысшее выражение красота получает в художественной деятельности человека.

Уже с конца ХVIII в. ”эстетика” стала обозначать либо ”философию прекрасного”, либо ”философию искусства”, а чаще - то и другое вместе.

Однако необходимо подчеркнуть, что истории эстетической мысли - более 2,5 тысяч лет. И сегодня - это развитая, богатая вопросами и исследовательскими практиками теория, и которая имеет даже собственное практическое применение: техническую эстетику, или дизайн.

Эстетика - это философское знание о природе эстетического, его функциях и законах эстетической деятельности и эстетического восприятия, а также об эстетическом освоении мира.

Предмет эстетики: постоянно изменялся и расширялся, но ПРЕКРАСНОЕ всегда - в центре внимания. Лингвистический полисемантизм нагляден в этом слове: ”Сегодня прекрасная погода” ( в смысле - хорошая); ”Это прекрасный человек”( честный, добрый, порядочный); ”Ее прекрасное лицо...” (очень красивое)...

У Даля: ПРЕКРАСНЫЙ - весьма красный, весьма красивый, лепый, изящный, одаренный красотою. ”Прекрасный прилагается ко всему, что хвалят”. КРАСОТА, по Далю, свойство прекрасного, отвлеченное понятие красивого, изящного. То есть прекрасное это очень красивое (количественное разграничение).

Но если эстетика претендует быть знанием - содержание ”ПРЕКРАСНОЕ” как термин должно быть качественно определенным и однозначным; каждая историческая эпоха ищет в нем конкретный смысл, но общим для всех эпох является понимание прекрасного как ценности.

Эстетическое отношение к миру - отношение к миру через призму эстетических ценностей (прежде всего, красоты) - не было с самого начала самостоятельной формой деятельности: оно выделялось и постепенно ”специализировалось” (красота природы, красота человека, красота вещей) из первобытного синкретизма ценностной ориентации.

В древности оценки имели обобщенно-расплывчатый характер, обозначая лишь в целом то, что ”хорошо” или ”плохо”. Понятия, которые позднее приобрели специфический смысл - утилитарные, этические, религиозные ( полезное и вредное; доброе и злое; священное и дьявольское), - употреблялись первоначально как синонимы ”хорошего” и ”плохого”, применяясь тем самым странным для современного человек образом.

Это находит отражение в мифах: духи - ”полезные” и ”вредные”, или ”добрые” и ”злые” ... и т.п.

И все это содержало и эстетическую оценку. Например, и сегодня исполняем баскский танец ”замальзен”, восходящий к культу плодородия и встречи весны: представлено противоборство света и тьмы - две группы танцоров, одна - в красивых блестящих одеждах, гармоничная пластика (добро и красота), другая - в лохмотьях, пластический рисунок парадирует первую группу ( зло и уродливость).

Итак, развитие практической жизни человека отразилось на развитии сознания - выделим три процесса: 1. развивались познавательные механизмы человеческой психики, что со временем привело к возникновению научного познания; 2. происходит ”самоопределение” ценностных ориентаций и выделение специализированных областей (утилитарное, нравственное, религиозное, политическое, правовое и эстетическое сознание); 3. происходит внутренняя дифференциация самого эстетического сознания (рождалась, развивалась и эволюционировала система эстетических ценностей).

Позднее выделяется специализированная область - искусство. Обнаружение эстетических смыслов - длительная история человеческой истории: даже смысл красоты человека выстаивается во времени - от неолитических Венер к современным представлениям о эстетических аспектах личности.

Историзм предмета эстетики. Главный мотив человеческих поисков красоты – это борьба, столкновение, взаимоотношение между хаосом (материя) и порядком (духом).

Ранний этап человеческой истории связывает красоту с мощью, массой, силой, тяжестью (первобытная живопись, палеолитическая скульптура, архитектура Древних Царств).

Следующий период видит красоту в гармонии духа и плоти, где сама телесность духовна (древнегреческий идеал калокагатийного человека, нашедший столь блестящее воплощение в скульптуре того времени).

Третий период в становлении предмета эстетики подчинен идее красоты как одухотворенности, где ”духом уничтожается хаос природы” (средневековая иконопись, ажурность готических соборов).

Четвертый период (Ренессанс) возвышает природное до духовного, красота природы одухотворяется (”реализм” портретов Возрождения).

Пятый период (Новое время): ”обуржуазивание” прекрасного как гимн материальности (шарденовские натюрморты – великолепная иллюстрация этого процесса).

И, наконец, современный период понимания предмета эстетики связан с новым пафосом духовности красоты (своеобразный возврат к средневековым мотивам, но прежде всего сквозь призму теории знаков). Знаковый характер современного искусства репрезентирует концептуализм в поэзии и литературе.

КРАСОТА, или Прекрасное центральное понятие эстетики, но не единственное: изящное, грациозное, возвышенное, героическое, драматическое, трагическое и т.п. , и их антиподы: безобразное, уродливое, низменное, комическое и т.п. - также эстетические ценности, которые интересуют эстетику

Итак, эстетика - это знание обо всем богатстве эстетических ценностей, которые человек находит в окружающем мире и которые он создает в своей деятельности (практической и художественной), или это знание об эстетическом освоении человеком действительности.

Объект эстетики - природа, человек, предметы его труда, но в особом ценностном отношении - их красоты - здесь и заключена специфика объекта эстетики. Многообразие объектов эстетического отношения и исследования порождает и разные специализированные отрасли эстетики: эстетика окружающей среды, техническая эстетика, эстетика художественной культуры, и т.д., наконец, эстетика в сфере профессиональной деятельности. Эстетика как сфера научного знания имеет развитую систему методов исследования своих объектов. Эстетическая методология сегодня – это во-1х, использование общефилософских методов, во-2х, общеэстетических, в-3х, используются методы конкретных наук (психологии, семиотики, даже математики, напр.); в области исследований художественной культуры эстетика пользуется еще и искусствоведческими методами, сегодня особенно много исследований на базе комплексного подхода (на стыке наук): напр., социология + философия + семиотика + психология + собственно эстетика .

Категориальный аппарат эстетики: в эстетике существует множество эстетических категорий и понятий (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, гармония, стиль и т. д.), но особо стоит отметить, что необходимо различать такие категории как эстетическое и художественное: первое – шире по объему и включат в себя художественное как специализированное эстетическое, бытующее только в области искусства. Таким образом, современная эстетика – это обширная область специализированного философского знания, исследующая эстетическое отношение человека к миру.

Литература:

Основная:

1.Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 2000.

2.История греческой литературы. М., 2001.

3.Радугин А.А. Эстетика. М., 1998.

4.Памятники мировой эстетической мысли. Т.1-5. М., 1962-1970.

5.Лекции по истории эстетики. Под ред. М.С. Кагана. М., 2001.

Дополнительная:

1. Лекции по истории эстетики. Под ред. М.С. Кагана. М., 2001.

2. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 2000.

3. Радугин А.А. Эстетика. М., 1998.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты