КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: От этики к биоэтике. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Подробный план: 1. Понятие биоэтики, ее предмет. 2. Основные исторические этапы развития медицинской этики (Гиппократ, Парацельс, Персиваль, российские медики) 3. Биоэтика: причины возникновения, основные принципы, основополагающие документы. 4. Этические комитеты и их роль в решении моральных проблем в медицине. Многообразные достижения медицины ХХ - ХХI веков, позволившие ей не только успешно лечить заболевания человека, но и участвовать в зарождении жизни (искусственное оплодотворение), изменять ее качество (генная инженерия), отодвигать наступление смерти (реаниматология, трансплантология). Новые направления деятельности медиков по обеспечению блага человека сопровождались появлением и новых опасностей. Такова самая общая почва появления биоэтики. Термин биоэтика ввел в 1970 г. американский онколог В. Поттер и рассматривал ее как «науку выживания» и «путь к выживанию» в современном мире. Признанию понятия «биоэтика» в медицинском сообществе способствовали труды Андре Хеллегерса, американского исследователя в области демографии. Он рассматривал биоэтику как современную форму «врачебной морали», опирающуюся на синтез медицинских, философских и этических знаний о человеке. Биоэтика, развиваясь как область междисциплинарных научных исследований, явилась наукой о принципах и правилах, регулирующих профессиональное поведение медицинских работников в сфере отношений с пациентами, коллегами, обществом в современном мире. Она стремится стать социальным институтом, защищающим моральные ценности и идеалы гуманизма. Основные исторические этапы европейской медицинской этической мысли обусловлены развитием общества, его культуры, медицины. Они связываются с именами Гиппократа (ок. 460 – ок.370г. до н.э.), Парацельса (1493-1541), Т. Персиваля (1740-1804). Обратившись к работам Гиппократа, необходимо раскрыть содержание тех принципов, правил, требований и запретов, которые должны регулировать практику врачевания, определять отношение врача к пациенту, коллегам, своей профессии, обществу. Гиппократ считает безусловной ценностью врачебной деятельности жизнь и здоровье пациента, провозглашает принципы милосердного, уважительного отношения к больному человеку, непричинения ему вреда, формулирует правило врачебной тайны и др. Следует рассмотреть непреходящее значение этих этических идей. Парацельс выделяет значимость эмоциональных контактов врача и пациента, признает любовь к больному человеку высшей степенью врачевания, атмосферу доверия – важнейшим условием успеха врачебной деятельности. Обсудить со студентами эти моральные рекомендации с точки зрения современной медицины. Т. Персиваль расширил медицинскую этику, включив в нее правила отношения врачей к аптекарям, предложил рекомендации необходимые для охраны чести врачебного сословия. Этические идеи российских медиков целесообразно заслушать в форме докладов. Основные причины появления биоэтики в ХХ веке: технизация современной медицины, появление новых технологий в ней, необходимость проведения экспериментов на человеке, коммерциализация медицины, нарастание общедемократических движений за права различных социальных групп (в том числе за права пациентов). В биоэтике выделяются четыре основных принципа: не навреди, делай благо, принцип уважения автономии пациента, принцип справедливости. Два первых принципа вошли в биоэтику из классической этики. Необходимо выяснить, что нового внесла в них биоэтика. Третий принцип предполагает определение понятия «автономный пациент», а также условий, необходимых для уважения врачом его автономности. Последний принцип – требует обсуждения критериев и условий социальной справедливости, справедливости в области здравоохранения, связи между ними, а также моральных аспектов справедливого отношения медицинского работника к пациенту. Используя текст Хельсинкской декларации мы можем рассмотреть задачи этических комитетов, сравнив их с определением целей и задач, содержащимся в статье 16 “Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”, обсудить роль этических комитетов в решении моральных проблем современного здравоохранения. Литература: Основная: 1. Яровинский М.Я. Лекции по курсу “Медицинская этика” (биоэтика). М., 2004, С.13-33. 2. Хельсинкская декларация // Этические проблемы современной медицины. Сборник документов. 3. Под редакцией Арапова А.С., Грехова А.В. – Н.Новгород, 2005. С. 12-15. 4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Статья 16.// 5. Там же, С. 85-86. 6. Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе // Там же, С. 22-34. 7. Игнатьев В.И., Юдин Б.Г. Биоэтика // Новая философская энциклопедия. Т.1. – М., 2000. – С. 267- 8. 270. Дополнительная: 1. Бартко А.Н., Михаловска-Карлова Е.П. Биомедицинская этика: Теория, принципы и проблемы. Ч.2 2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. – М., 1999, С. 11-22, 44-83. 3. Введение в биоэтику. Учебное пособие. – М., 1998, С. 95-134. 4. Гоглова О.О. О сущности биоэтики // Медицинское право и этика. – 2003 - № 1, С.3-10. 5. ЛопухинЮ. Биоэтика и современная медицина.// Врач – 2001 - № 11, С.6-7 6. Туровская С. Этические комитеты: что такое хорошо. // Врачебная газета. – 2003 - № 10, С. 19-20
8.Тема: Философия деятельности Подробный план: 1. Историко-философский анализ деятельности2. Деятельность как философская категория3. Виды деятельности· Преобразовательная деятельность· Познавательная деятельность· Ценностно-ориентационная деятельность· Коммуникативная деятельность или общениеВсе живые существа являются активными, они движутся и взаимодействуют с окружающей средой. В своей жизнедеятельности животные приспосабливаются к окружающей среде. Человек же не только приспосабливается к среде, но и активно преобразует ее. В современном мире человек во многом живет уже в искусственной среде, которая создана им самим. Помимо этого он совершает многие виды действий, которые выходят далеко за круг его непосредственных биологических потребностей. Все это говорит о том, сколь важное значение имеет деятельность человека. Деятельность - это специфическая человеческая форма активности по отношению к окружающей природе, другим людям и обществу, посредством которой человек целесообразно преобразует окружение в своих интересах. Существуют разные классификации деятельности, ее подразделяют на материальную и интеллектуальную, трудовую и нетрудовую (например, игра - это свободная от утилитарных потребностейдеятельность человека), на рутинную и творческую. Функции деятельности также многообразны. Посредством деятельности: человек обеспечивает себя средствами существования - пищей, одеждой, жильем и т.п. - это хозяйственная, экономическая деятельность; посредством взаимодействия и общения с другими людьми человек производит различные социальные связи, можно сказать, производит и изменяет общество - это социальная деятельность; Структура деятельности. Всем формам деятельности присуща некоторая общая структура. В ней различаются, прежде всего, субъект и объект деятельности. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, объект - это то, на что она направлена. Объектом деятельностимогут быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные группы. Например, для политика объектом может быть все общество определенной страны. Во всякой деятельности ставится цель достичь определенного результата с помощью выбранных субъектом средств. Цель - это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове художника, прежде чем он начнет писать картину, должен быть ее предварительный образ. В соответствии с целью выбираются и средствадеятельности. Целесообразная деятельность также разбивается на отдельные действия, которые являются этапами общей программыдеятельности. Потребности и мотивы деятельности - это то, что побуждает человека к деятельности. Человеку для нормальной жизни требуется удовлетворение многочисленных потребностей. Потребность - это осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития его личности. Мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с этими потребностями. Существуют разные классификации потребностей. Обычно их разделяют на материальные, социальные и духовные, соответственно тремосновным сторонам человека как биосоциального и духовного существа. Американский психолог А. Маслоу предложил различать первичные и вторичные потребности. К первичным относятсяб физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе и т.д..; потребности в безопасности и стабильности существования (Маслоу назвал их «экзистенциальными» - от латинского слова, означающего существование): устойчивости условий жизни, в гарантии занятости и доходов, уверенности в завтрашнем дне. Вторичные, более высокие потребности, включают в себя: социальные: потребность в общении с другими людьми, в дружбе, во внимании к себе и т.п.; престижные: в уважении и признании со стороны других, в достижении высокого социального статуса; духовные: потребность в самовыражении, в творчестве, в самореализации. При этом Маслоу считал, что человек переходит к более высоким потребностям, когда более-менее удовлетворяются его первичные и более простые потребности. Для понимания общественной жизни важным является вопрос о Целерациональное действие, которое совершается при ясном и рациональном обдумывании целей и средств их достижения. Примерами таких действий могут быть действия предпринимателя или ученого-исследователя. Ценностно-рациональное действие - это также рационально обдуманное действие. Но главное в нем не достижение результата, а убежденность в необходимости выполнения долга, стремление к идеалу, к высшей ценности (религиозной, нравственной и т.п.). Это можно назвать самоценным действием. Например, когда капитан последним покидает тонущий корабль, он совершает такое действие, руководствуясь не чувством самосохранения, а чувством долга. Традиционное действие, которое совершается по привычке, по обычаю, по ритуалу. Это, например, приемы труда крестьян или ремесленников в средневековом обществе, которые передавались по традиции и не менялись веками.Аффективное действие, которое совершается под влиянием сильных аффектов и чувств и не сопровождается трезвым, рациональным расчетом. М.Вебер доказывал, что по мере исторического развития обществ в их возрастает доля целерациональной деятельности. Этот тип деятельности становится все более распространенным в экономике, политике, в управлении и даже в семейной жизни. Происходит то, что М.Вебер называл «рационализацией мира».Учитывая все сказанное, можно сделать вывод, что жизнь человека фактически есть его деятельность, что по своей природе человек есть деятельное существо, поскольку посредством деятельности он творит условия своей жизни и мир культуры, создает самого себя и свое сознание.Ключевые понятия и слова: человек, индивид, индивидуальность, личность, гедонизм, аскетизм, утилитаризм, прагматизм, этика долга,деятельность, потребность, целерациональное действие, ценностно- рациональное действие, аффективное действие, традиционное действие.Литература: Основная: Фролов И.Т. Введение в философию. Уч. пособие. Москва. Изд. «Культурная революция». 2007. Дополнительная: 1. Спиркин А.Г. Философия. Текст. Учебник. - М.: Гардарики, 2000. 2. Хрусталев Ю.М. Философия: Учебник для студентов мед. и фарм. факультетов. ГЭОТАР - МЕДИА. 2005. 3. Вечканов В.Э. Философия. М.: Изд. «Экзамен». 2007. 4. Философия: Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2001. 5. Философия медицины. Ю.Л.Шевченко и др. - М.: ГЭОТАР-Ф56 МЕД, 2004. - 480 с.
9. Тема: Современность и возможное будущее. Подробный план: 1. Глобалистика как наука. Природа глобальных проблем и современные подходы к их классификации. 2. Преодоление экологического кризиса. 3. Социальный прогресс и концепции будущего человечества. Глобалистика – научное направление, которое изучает происхождение, проявление и пути решения глобальных проблем. Глобалистика в своём развитии прошла три этапа: (1) 60-е годы XX века; (2) середина 70-х годов; (3) с середины 80-х годов по настоящее время. В настоящее время усиливается изучение прикладных проблем глобалистики. При ответе на этот вопрос следует учитывать, что на разных этапах развития глобалистики общие проблемы современности воспринимались неодинаково. Здесь же следует назвать критерии глобальности, существующие в настоящее время. Согласно точке зрения И.Т. Фролова и В.В. Загладина, все глобальные проблемы делятся на три большие группы: первая группа характеризуется наибольшей общностью и актуальностью, их называют интерсоциальными. Здесь выделяют две особо значимые для всего мира проблемы: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; установление нового международного экономического порядка. Во вторую группу объединены проблемы, связанные с системой «человек – общество». Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования, международного терроризма и др. Третью группу составляют проблемы, которые возникают в результате взаимодействия общества и природы. Среди них: обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами и т.п. Сюда относятся всевозможные экономические проблемы, а также освоение Мирового океана и космического пространства. Надо обратить внимание на новые глобальные проблемы, появившиеся в последние годы, такие, как предотвращение распространения наркотиков, проблемы науки и научно-технического прогресса, развития самого человека, кризис современной системы образования.Нужно показать, что содержание глобальных проблем изменчиво и не все ученные согласны с критериями, на основе которых та или иная проблема может считаться глобальной. Необходимо отметить, что важнейшей составляющей глобалистских исследований является разработка общепланетарной экологической политики.При изложении второго вопроса темы нужно дать определение экономического кризиса, выявить причины экономического кризиса, рассмотреть эти причины в историческом развитии. Надо сформулировать понятие «ноосферы», а также «экологического императива» (Н. Моисеев). Главное противоречие между современным обществом и природой – гигантский возросшая природа, образующая деятельность человека. Сегодня биосфера в не состоянии бороться с деятельностью человека, в ней начались необратимые изменения. И далее надо описать формы этих необратимых изменений: 1) изменяется состав атмосферы, происходит перегрев планеты; 2) существуют экономические последствия изменения климата; 3) разрушение озонового слоя Земли; 4) исчезновение живых видов на Земле; 5) уменьшение запасов пресной воды; 6) истощение почвенных ресурсов; 7) уменьшение запасов невозобновимых ресурсов. Затем нужно изложить (1) содержание двух моделей мировой системы для оценки предельных возможностей Земли; (2) объяснить понятие «индекс антропогенной нагрузки»; (3) назвать пути восстановления нарушенного природного равновесия; (4) изложить новую стратегию человечества, направленную на перестройку потребностей, менталитета, выработку нового нравственного императива (программа, предложенная академиком Н.Н. Моисеевым).Также надо назвать международные конференции по проблемам экологии, проводимые с 1949 г., их содержание, уделив особое внимание концепции устойчивого развития, раскрыв её различные аспекты, принципы, также надо дать характеристику концепции устойчивого развития Российской Федерации.На протяжении всей истории человечества лучшие его представители пытались обосновать идеалы и принципы общественного прогресса. Исторически пессимизм прослеживается в различных философских учениях древних, так или иначе связанных с религиозным миропониманием о конце мира. Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения. В XX веке широкое распространение получили концепции цикличности человеческой истории (назвать какие).Многие современные философы просматривают перспективы будущего человечества сквозь призму концепций информационного общества (например, Д. Белл). В настоящее время переосмыслен традиционный критерий социального прогресса, соизмеряемый количеством накопленных материальных благ. В качестве критерия выступает индекс человеческого развития. Нужно указать на основные принципы этого критерия. При изложении этого вопроса надо рассмотреть концепции будущего человечества, «Наука о будущем» – футурология имеет свою историю. Необходимо рассмотреть футурологические концепции, начиная с 1968 года (создание Римского клуба). Затем надо изложить концепции Дж. Форрестера, Медоуза, сценарии устойчивого развития, стратегий экономического, нравственного императива, концепцию экологически приемлемого развития («органического роста»), провозглашенного в настоящее время в качестве исходной для позиции Римского клуба.
Литература: Основная: 1. Фролов И.Т. Введение в философию. Уч. пособие. Москва. Изд. «Культурная революция». 2007. 2. Спиркин А.Г. Философия. Текст. Учебник. - М.: Гардарики, 2000. 3. Хрусталев Ю.М. Философия: Учебник для студентов мед. и фарм. факультетов. ГЭОТАР - МЕДИА. 2005. Дополнительная: 1. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.2. Капица С. Модель роста населения Земли и предвидимое будущее цивилизации // Свободная мысль – XXI. 2002. №8.3. Киселёв Г.С. Кризис нашего времени как проблема человека // Вопросы философии. 1999. №1.4. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы, Эколого-политологическии анализ // Вопросы философии. 1995. №1.5. Пантин В.И. Второй социально-экологический кризис в России: причины и последствия // Общественные науки и современность. 2001. №1.6. Поликарпов В.С. Горизонты третьего передела мира: Философские размышления / Отв. Ред. Волков Ю.Г. Спб, 1997.7. Поликарпов В.С. Контуры будущего цивилизации. Таганрог. 2000.8. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3.9. Хантингтон С. Столкновение цивилизации // политические исследования. 1994. №1.
|