КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О человекеВоззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать. Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.Человек — это высшая ценность, это личность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает свое «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности. Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные». Во мраке может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений. От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма. Анализу Канта подверглось такое понятие, как гений. «Талант к изобретению называют гением». Библиография Сочинения в 8 томах Том 1 Мысли об истинной оценке живых сил (1749) • Исследование вопроса, претерпела ли Земля в своем вращении вокруг оси, благодаря которому происходит смена дня и ночи, некоторые изменения со времени своего возникновения (1754) • Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения (1754) • Всеобщая естественная история и теория неба (1755) • Новое освещение первых принципов метафизического познания (1755) • Физическая монадология (1756) • О причинах землетрясений (1756) • Новые замечания для пояснения теории ветров (1756) • План лекций по физической географии и уведомление о них (1757) • Новая теория движения и покоя (1758) • Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога Том 2 Мысли об истинной оценке живых сил (1749) • Исследование вопроса, претерпела ли Земля в своем вращении вокруг оси, благодаря которому происходит смена дня и ночи, некоторые изменения со времени своего возникновения (1754) • Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения (1754) • Всеобщая естественная история и теория неба (1755) • Новое освещение первых принципов метафизического познания (1755) • Физическая монадология (1756) • О причинах землетрясений (1756) • Новые замечания для пояснения теории ветров (1756) • План лекций по физической географии и уведомление о них (1757) • Новая теория движения и покоя (1758) • Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога (1762)762) Том 3 Критика чистого разума (1-е изд. — 1781, 2-е — 1787) • Из первого издания "Критики чистого разума" Том 4 Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука (1783) • Основоположения метафизики нравов (1785) • Метафизические начала естествознания (1786) • Критика практического разума (1788) Том 5 Критика способности суждения (1790) • Первое введение в "Критику способности суждения Том 6 Религия в пределах только разума (1796) • Метафизика нравов (1797) Том 7 К вечному миру. Философский проект (1795) • Спор факультетов (1798) • Антропология с прагматической точки зрения (1798) • Приложение о вопросе, предложенном на премию Королевской Берлинской академией наук в 1791 году: какие действительные успехи создала метафизика в Германии со времени Лейбница и Вольфа? Том 8 Рецензия на книгу И. Шульца "Опыт руководства к учению о нравственности" (1783) • Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане (1784) • Ответ на вопрос "Что такое просвещение?" (1784) • Рецензии на книгу И. Г. Гердера "Идеи к философии истории человечества" (1785) • О вулканах на Луне (1785) • Предполагаемое начало человеческой истории (1786) • Что значит ориентироваться в мышлении? (1786) • О применении телеологических принципов в философии (1788) • О неудаче всех философских попыток теодицеи (1791) • О поговорке "Может это и верно в теории, но не годится для практики" (1793) • Конец всего сущего (1794) • Об органе души (1796) • О вельможном тоне, недавно возникшем в философии • Благая весть о близком заключении договора о вечном мире в философии (1797) • О мнимом праве лгать из человеколюбия (1797) • Заявление по поводу наукоучения Фихте (1799) • Лекции • Избранные письма • Романтизм В.Гюго Виктор Мари Гюго Victor Marie Hugo (26 февраля 1802, Безансон — 22 мая 1885, Париж) «Один из самых читаемых в мире французских прозаиков, для своих соотечественников он, прежде всего, великий национальный поэт, реформатор французского стиха, драматургии, а также публицист-патриот, политик-демократ» [ Моруа Андрэ. Олимпио, или жизнь Виктора Гюго[1]]. Родился Виктор Гюго 26 февраля 1802 года во французском городе Безансон в семье генерала. Первые годы своей биографии Виктор Гюго провел в Марселе, а также разных городах Италии. Образование начал получать в лицее Людовика Великого. Первые произведения Гюго были написаны им в 14-летнем возрасте. Интерес читателей привлек благодаря сатире «Телеграф». С первых же лет занятия поэзией и прозой получает признание на литературных конкурсах. В 1822 году состоялась его женитьба на Адель Фуше. Первый роман Гюго был издан в 1823 году – «Ган Исландец», подтолкнувший автора к созданию литературного кружка, который издавал журнал. Уже в 1824 году вышло собрание стихотворений «Новые оды». В 1825 гду Гюго получил орден Почетного легиона, вошел в состав кружка романтиков. В драме «Кромвель» (1827 г. ) Гюго отразил свои основные принципы романтизма. Написанное к ней предисловие явилось манифестом французского романтизма. Позже Гюго были написаны произведения «Оды и баллады», «Марион де Лорм», «Эрнани». Политический успех пришел к писателю благодаря оде «Молодая Франция», «Король забавляется», «Мария Тюдор». Один из главных своих шедевров – «Собор Парижской Богоматери» Гюго опубликовал в 1831году. В 1841 году Гюго стал членом Французской академии. За преданность королю в 1845 году Виктор получает графское достоинство и становится пэром. В 1848 году входит в состав Национального собрания, а после переворота Наполеона поселяется в Брюсселе, откуда публикует свои антинаполеоновские произведения. Затем Гюго живет на острове Джерси, на острове Гернси. Среди известных произведений Гюго, написанных в изгнании, – сборник «Созерцание», «Легенда веков», романы «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется». В 1870 году Гюго возвращается в Париж, где жертвует весь доход от издания "Отверженных" на национальную оборону. На вырученные деньги были отлиты две пушки. Пока Париж находился во власти коммунаров, Гюго жил в Брюсселе. После возвращения в Париж в 1876 году писатель был избран сенатором, но почти не принимал участия в прениях. Скончался Виктор Гюго 22 мая 1885 года и был похоронен с пышными почестями в Пантеоне [В.Гюго. Биография[2]]. Интересные факты его биографии: Виктор Мари Гюго сжигал свои первые поэтические опыты, которые представляли собой «убогие тетрадки, сшитые им собственноручно с помощью бечевочки, завязанной узелком. Стихи своих детских лет он начал сохранять только с одиннадцатой тетради» [Моруа Андрэ. Олимпио, или жизнь Виктора Гюго [3]]. За шестнадцать месяцев «Литературном консерваторе» он опубликовал сто двенадцать статей и двадцать два стихотворения, написанные под одиннадцатью псевдонимами. «Каждому поклоннику он немедленно отвечал на его послание: «Не знаю, поэт ли я, но что вы поэт, в этом я не сомневаюсь» [Моруа Андрэ. Олимпио, или жизнь Виктора Гюго [4]]. Предисловие к "Кромвелю" сделало Гюго главой теоретиков романтической школы. Оно стало манифестом французского романтизма [Гюго Виктор. Предисловие к драме «Кромвель»[5].
Основные положения этого труда: О читателях: «Для них [читателей] важнее талант писателя, чем его взгляды; и определив, хорошо ли произведение или плохо, они уж не интересуются идеями, на которых оно основано, духовной атмосферой, в которой оно выросло» Об обществе: «Общество сперва воспевает то, о чем оно мечтает, затем рассказывает о том, что оно делает…» О поэзии: «Поэзия всегда являет точное подобие общества» Поэзия – это религия, религия – это закон. «Поэзия имела три возраста, из которых каждый соответствовал определенной эпохе общества, - оду, эпопею, драму. Первобытный период лиричен, древний период эпичен, новое время драматично. Ода воспевает вечность, эпопея прославляет историю, драма изображает жизнь. Особенность первого рода поэзии – наивность, особенность второго рода ее – простота, особенность третьего – истина». О драме: Шекспир – это драма; а драма, сплавляющая в одном дыхании гротескное и возвышенное, ужасное и шутливое, трагедию и комедию, - такая драма является созданием, типичным для третьей эпохи поэзии, для современной литературы. «Она [драма] предоставляет историку точную последовательность общих событий, серию дат, массовые явления, сражения, завоевания, распадения царств, все внешнее в истории. Она берет себе внутреннюю сторону. То, что забывает или отбрасывает история, подробности костюма, нравов, физиономий, подкладка событий, словом – жизнь, принадлежит ей; и драма может быть огромной с виду и в совокупности, когда эти мелочи взяты широкой горстью prensa manu magna. Но не следует искать чистой истории в драме, даже если она «историческая». Она излагает легенды, а не факты. Это хроника, а не хронология». «Драма, объединяя самые противоположные качества, может быть одновременно глубоко-рельефной, философской и живописной». «Драма есть целостная поэзия. Ода и эпопея содержат в себе лишь зародыши драмы, между тем как она содержит в себе их обе в полном их развитии, заключая в себе их сущность». Гюго сравнивает «первобытную лирическую поэзию с тихим озером, в котором отражаются небесные облака и звезды; эпопея в этом случае – река, которая от него вытекает и несется, отражая в своих водах берега, леса, селения и города, чтобы потом низринуться в океан драмы. Наконец, драма, подобно озеру, отражает в себе небо и, подобно реке, отражает в себе свои берега; но только в ней одной есть бездны и бушуют бури». «Поэзия, рожденная христианством, поэзия нашего времени есть, следовательно, драма; особенность драмы – это ее реальность; реальность возникает из вполне естественного соединения двух форм возвышенного и гротескного, сочетающихся в драме, как они сочетаются в жизни и в творении, ибо истинная поэзия, поэзия целостная заключается в гармонии противоположностей». Какое великое и прекрасное зрелище – эта развивающаяся с такой широтой драма, в которой искусство властно истолковывает природу; драма, действие которой движется к развязке легкой и уверенной поступью, без многословия, но и без судорожной сжатости; словом, драма, в которой поэт вполне достигает многообразных целей искусства, заключающихся в том, чтобы открыть зрителю двойной горизонт, осветить одновременно внутренний и внешний облик людей; внешний – с помощью их диалогов и действий, внутренний – путем реплик в сторону и монологов; словом, сочетать в одной картине драму жизни и драму сознания». 5) О законах: «Ударим молотом по теориям, поэтикам и системам! Собьем эту старую штукатурку, скрывающую фасад искусства! Нет ни правил, ни обарзцов; или, вернее, нет иных правил, кроме общих законов природы, господствующих над всем искусством, и частных законов для каждого произведения, вытекающих из требований, присущих каждому сюжету». 6) О поэте: «Поэт должен советоваться только с природой, истиной и своим вдохновением, которое также есть истина и природа». Об искусстве: «Искусство перелистывает века, перелистывает природу, почерпает из хроник, учится воспроизводить реальность событий, особенно реальность нравов и характеров, гораздо менее подлежащих сомнениям и спорам, чем события» «Первое и самое необходимое качество драматического писателя, будь он прозаик или стихотворец, - это правильность… Глубокая, внутренняя, сознательная правильность, проникшаяся духом языка, исследовавшая его корни, изучившая его этимологию, - всегда свободная, так как она всегда уверена в себе и всегда согласуется с логикой языка. 7) О стихе: «Стих на сцене должен отбросить всякое самолюбие, всякую требовательность, всякое кокетство. Здесь он только форма, и притом такая, которая должна все допускать, ничего не навязывать драме, но, напротив, все получать от нее, чтобы все передать зрителю – французский, латинский язык, тексты законов, королевскую брань, народные словечки, комедию, трагедию, смех, слезы, прозу, поэзию. горе поэту, если его стих начнет жеманиться!»
8) О форме: «Форма эта – бронзовая форма, охватывающая мысль своим размером, под которым драма несокрушима, который сильнее запечатлевает ее в уме актера, указывает ему то, что он пропускает или добавляет, не позволяет ему изменять свою роль, принимает на себя обязанность автора, делает священным каждое слово и благодаря этому надолго закрепляет в памяти слушателя сказанное поэтом. Мысль, облеченная в стихотворную форму, сразу становится более острой и сверкающей. Это – железо, превращенное в сталь». 9) О прозе: «Проза, по необходимости более робкая, вынужденная лишать драму всякой лирической и эпической поэзии, ограниченная диалогом и внешними фактами, далека от того, чтобы располагать подобными средствами. Крылья ее гораздо менее широки. К тому же она несравненно более доступна: посредственность себя чувствует в ее присутствии отлично».
Виктор Гюго о себе: «Душа моя была полна любви, скорби и юношеских чувств; я не осмеливался доверить ее тайны ни одному живому созданию и выбрал немого наперсника бумагу...» 10) О религии: Из его завещания: "Бог. Душа. Ответственность. Трех этих понятий достаточно для человека. Для меня их достаточно. В них и есть истинная религия. Я жил в ней. В ней и умираю. Истина, свет, справедливость, совесть - это Бог. Deus, Dies [Бог, День (лат.)]. 11) Об отношении к жизни: Пора мечтаний, и силы, и благодарения!.. Быть чистым, быть сильным, быть возвышенным и верить в чистоту людей... Виктор Гюго 12) О поэте и поэзии: "Для художника любовь – неиссякаемый источник ярких образов и новых мыслей; совсем не то получается при изображении сладострастья – там все материально, и, когда вы исчерпаете такие эпитеты, как "алебастровый", "бело-розовый", "лилейный", – вам уж больше и нечего сказать..." По словам Гюго, у поэта должен быть: "ясный ум, чистое сердце, благородная и возвышенная душа". Поэту чужд покой Он утешает род людской, Рабов, снедаемых тоской... [Виктор Гюго, "Поэт в Революции" ("Оды и баллады")]
13) О литературе: "Когда же в наш век литература будет на уровне его общественных движений и появятся поэты, столь же великие, как события, коими он отмечен?.." Одну из своих литературных задач он сформулировал в предисловии к "Одам и другим стихотворениям". «Убедившись, что французскую оду справедливо обвиняют в холодности и однообразии», он решил "привлечь к ней интерес не столько формой, сколько вложенными в нее идеалами...» "Теперь в литературе, как и в государстве, существуют две партии, и война в поэзии, по-видимому, должна быть не менее ожесточенной, чем яростная социальная война. Два лагеря, кажется, больше жаждут сразиться, чем повести переговоры. Они упорно не желают найти общий язык: внутри своего стана они говорят приказами, а вне его издают клич войны. Но ведь так противникам столковаться невозможно. Меж двух боевых фронтов выступили благоразумные посредники, призывающие к примирению. Быть может, они окажутся первыми жертвами, но пусть будет так... В литературе, как и во всем остальном, есть только хорошее и плохое, прекрасное и безобразное, истинное и ложное... Однако прекрасное у Шекспира столь же классично (если слово классично означает достойное изучения), как и прекрасное у Расина..." [Виктор Гюго. Предисловие к "Одам и балладам" издания 1824 г.] 14) О любви (совет внуку): "Любовь... Ищи любви... Дари радость и сам стремись к ней, люби, пока любится".
О Гюго: И. Гёте в письме к И.Эккерману: "Виктор Гюго - истинный талант, на который оказала влияние немецкая литература. Его юность была, к несчастью, ущемлена в поэзии педантизмом лагеря классицистов, а теперь, извольте-ка, даже "Глобус" за него, - стало быть, он победил".
Ш. Бодлер: "Стоит представить себе, какой была французская поэзия до его появления и какой молодой силой наполнилась она с тех пор, как он пришел, стоит вообразить, какой скудной была бы она, если бы он не пришел... и невозможно не признать его одним из тех редкостных и провиденциальных умов, которые в плане литературном приносят спасение всем..." Ш. Бодлер: "Виктор Гюго был тем вожаком, к которому каждый поворачивается, чтобы спросить, каков приказ. Никогда ничье господство не было более законным, более естественным, принималось бы с бОльшим восторгом и признательностью, больше подтверждалась бы невозможность восстать против него..." П. Валери : "Этот человек был воплощением могущества... Чтобы измерить его силу, достаточно изучить творчество поэтов, возникших вокруг него. Чего только не пришлось им изобретать, чтобы сохранить свое существование рядом с ним!" Философ Ш. Ренувье: "Мысли Гюго - это самая настоящая философия, являющаяся в то же время и поэзией".
|