КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ2.1. Региональная культурная политика: принципы, содержание, специфика
Необходимость разработки теоретических основ и технологий региональной культурной политики (всестороннего анализа ее методологических оснований, уточнения ее целевой установки, четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимосвязи и взаимодействия и т.д.) определяется несколькими обстоятельствами. Процессы, тенденции, конкретные факты культурной жизни, наблюдаются на двух уровнях: глобальном, т.е. в масштабе страны и на региональном, т.е. на уровне области, края, района, отдельного города. Здесь они имеют более выраженный характер, обладают столь сильно проявляющейся спецификой, что на этом уровне может и должна формироваться система приоритетов культурного развития, т.е. складываться культурная политика, которая органически связывала бы в себе учет глобальных тенденций и местных особенностей. Именно на уровне региона должна сегодня формироваться стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, ее культурного потенциала, интересов и запросов различных категорий населения и др. Целесообразность переноса акцента в культурной политике на региональный уровень обусловлена следующими факторами. Во-первых, анализ статистики показывает, что при господстве общих, генеральных тенденций в одних и тех же временных рамках развитие тех или иных сфер культурной жизни (профессиональной художественной деятельности, самодеятельного творчества, любительства и т.д.) на различных территориях происходит неодинаково: в одних местах наблюдается развитие, в других – спад. Следовательно, определяющими для культуры во многом являются факторы регионального характера. Во-вторых, на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и ресурсов территории – институциональных, материальных, человеческих и т.д. В-третьих, именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом. Наконец, регион представляет собой совершенно конкретный объект управления (от regire – править; отсюда же слова, закрепившиеся в русском языке – режиссура, режим, регулирование и др.). В силу этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивая необходимое сочетания развития и саморазвития, управления и самоуправления и т.д. Региональная культурная политика представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики. С другой – выступает как самостоятельная область деятельности по изучению и развитию историко-культурной самобытности территории, определению и эффективному использованию имеющихся в регионе ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материально-технических и др.), разработке и реализации региональных программ поддержки и развития сферы культуры. Поскольку для России характерно чрезвычайно высокое разнообразие территорий, отличающихся по этническому составу населения, природно-ландшафтным, климатическим характеристикам, традициям, ремеслам, промыслам и другим составляющим культурную уникальность и самобытность конкретной области, края, района, то разработка региональной культурной политики становится по актуальности в один ряд с политикой федеральной. Категория “региональная культурная политика” вбирает в себя ряд понятий, раскрывающих особенности данного феномена и одновременно позволяющих обрести целостное представление о его сущности, специфике, механизмах. К таким понятиям относятся: цели региональной культурной политики, субъект политики, ее средства, механизмы выработки и реализации, критерии эффективности и др. Содержание основных категорий, имеющих отношение к объекту и предмету исследования, уточнялось на основе изучения широкого круга публикаций по проблемам социального управления, социального проектирования (Р.Акофф, М.Джеймс, Д.Джонгвард, Дж.К.Джонс, П.Рикерт, С.Янг и др.). и культурной политики. Культурная политика традиционно рассматривается как деятельность государства в целях реализации прав всех субъектов общества свободно участвовать в культурной жизни, обеспечения сохранения и обогащения культурной самобытности, развития межкультурных контактов. Приоритеты этой деятельности основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества, а содержание предполагает выявление ведущих направлений развития культуры исходя из должного состояния культурной жизни и реальных проблем; разработку в соответствии с приоритетами, инициирование, поддержку и реализацию культурных программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых, информационных и т.д. Цели культурной политики достигаются с помощью различных методов и механизмов: правовых (разработка и принятие законов, нормативных актов), организационных (координация деятельности различных субъектов культурной жизни по вертикали и горизонтали, подготовка и переподготовка кадров, разработка государственных программ), научных (изучение реального состояния культурных процессов и их прогнозирование), экономических (финансирование, налоговая политика). Методология культурной политики выстраивается на представлении о наиболее сущностных закономерностях функционирования культуры. В мировоззренческом плане культурная политика строится на понимании культуры как определяющего условия реализации созидательного потенциала личности и общества, формы утверждения самобытности народа, основы духовной безопасности общества, и в этой связи – как базовой предпосылки и критерия выработки моделей общественных преобразований. В концептуальном аспекте ее целевым ориентиром выступает достижение оптимального соотношения процессов сохранения (обеспечивающих культурную преемственность, аутентичность культуры и духовную идентичность граждан) и изменения, создающих условия для социальной востребованности и самореализации личности, а в итоге – динамичного развития всех составляющих бытия человека и общества. Вектор изменения обеспечивается разнообразием духовной культуры, наличием альтернативных идей и норм человеческих отношений, которые в условиях стабильности не востребуются обществом, а в кризисной ситуации помогают ему своевременно выработать и усвоить более совершенные культурные регуляторы, адекватные новой ситуации. Баланс культурных процессов сохранения и изменения обеспечивается за счет решения в рамках государственной культурной политики комплекса задач, включающих: – сохранение культурного достояния нации и его передача будущим поколениям (охрана, консервация, реставрация и музеефикация памятников культуры); – воспитание у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию как своего народа, так и других народов мира; – художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержка молодых дарований и воспроизводство творческой элиты; – создание условий для интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации; – поддержка негосударственных организаций, способствующих развитию культурной жизни; – выработка механизмов противодействия экспансии явлений массовой коммерческой культуры, ведущих к деградации личности, угрожающих как сохранению самобытности национальных культур, так и культурному развитию человечества в целом; – обеспечение минимума культурного развития социально ослабленным категориям населения; – создание условий для развития благотворительности в сфере культуры и привлечения инвестиций; – подготовка кадров, способных осуществлять организационно-управленческую, консультативную, художественно-творческую, научно-исследовательскую, экспертную деятельность в сфере культуры. Основная цель региональной культурной политики – стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, создание условий для оптимального соотношения традиционных и инновационных элементов культуры путем использования экономических механизмов, культурного потенциала, материальных и человеческих ресурсов территории. Эта цель может модифицироваться и уточняться на каждом из уровней выработки и реализации культурной политики, применительно к ее различным объектам, однако ее генеральная направленность остается единой для всех регионов: поддержка системы институциональных и неинституциональных условий, обеспечивающих оптимальность процессов создания, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей и эффективное функционирование соответствующих социально-культурных институтов. Важное место в культурной политике занимает вопрос о ее средствах. Известное выражение о том, что “политика – это искусство возможного” фиксирует наше внимание на том обстоятельстве, что, что политика, не имеющая механизмов своей реализации, перестает быть политикой, а превращается в сумму благих пожеланий. С другой стороны, отсутствие политики делает неэффективным использование имеющихся ресурсов, лишает осуществляемые действия целенаправленности. Ведущими средствами культурной политики являются: 1. Инфраструктура культуры, включающая: а) организационные структуры, составляющие систему государственного регулирования культурной жизни и реализации задач культурной политики, получивших общественное одобрение; б) совокупность организаций и учреждений. 2. Материальные, финансовые, кадровые и информационные ресурсы. 3. Социальные механизмы и процедуры, которые можно условно подразделить на: а) законодательные (формирование соответствующего правового пространства, благоприятствующего развитию культурной жизни; б) экономические (создание благоприятных материальных условий); в) идеологические (формирование критериев восприятия искусства, нормы художественного вкуса, культуры межличностных отношений и т.д.); г) социально-психологические (повышение престижа профессий, связанных с искусством, культурой, статуса высококультурного человека и др.). 4. Технологии (методы): а) технология социально-культурного проектирования как механизма разработки и реализации культурной политики; б) менеджмент и маркетинг социокультурной сферы; в) Public relations, фандрайзинг, реклама и др. Совокупность этих средств, возможность из сочетания, открывают чрезвычайно широкие возможности решения задач культурной политики. Так, в частности, сформулированная выше задача культурной политики в сфере художественной культуры – удовлетворение культурных потребностей людей – реализуется путем развития рынка художественных ценностей (т.е. с преимущественным использованием таких средств как налоговая политика, разработка законодательства регулирующего и стимулирующего рыночные отношения в данной сфере). Вторая задача – совершенствование (возвышение) культурных потребностей населения – обеспечивается за счет создания развитой инфраструктуры культуры, обеспечения ее многообразия, поддержки видов и жанров искусства, оказывающих возвышающее влияние на личность. Третья задача – воспитание культурных потребностей, приобщение к художественной культуре тех, кто пока еще находится вне ее сферы – реализуется путем разработки и реализации специальных программ, обеспеченных в ресурсном отношении. Наконец, задача, связанная с развитием самого искусства предполагает развитие института меценатства – в лице богатого субъекта, общественной организации, но главное – в лице самого государства. Выступая в роли основного мецената, государство должно стимулировать меценатство частных лиц и общественных структур. Важнейшим средством региональной культурной политики является социально-культурное проектирование, основным результатом которого выступает программа – и как форма интеграции всех элементов, составляющих культурную политику, и как способ “опредмечивания” этой политики (т.е. практического решения ее задач путем наиболее эффективного использования средств, ресурсов и т.д.). Региональная программа поддержки и развития культуры, создаваемая при помощи современных технологий проектирования, принципиально отличается от традиционных планов и программ, и прежде всего своей направленностью на социальное взаимодействие всех субъектов культурной жизни и многоадресностью. Потенциально программа обращена: – к местной администрации, поскольку культура занимает исключительное место в развитии социально-культурной жизни, в сохранении и возрождении народных традиций, промыслов, ремесел, придающих территории историко-культурную уникальность, в эстетизации среды обитания. Кроме того, обращение к органам городской или районной администрации необходимо еще и потому, что программа всегда ориентирована на решение проблем, характерных для территории в целом; – к органам управления и субъектам культурной политики (областному, городскому, районному комитетам по культуре) как к возможным источникам поддержки и финансирования проектов, соответствующих приоритетам культурной политики; – к Министерству культуры Российской Федерации, для которого территориальные программы развития культуры и целевые проекты являются средством реализации федеральных программ сохранения и развития культуры и искусства; – к Государственному комитету РФ по национальным отношениям, приоритетным направлением деятельности которого является сохранение и развитие национальных культур малочисленных народов России; – к руководителям предприятий различных форм собственности, заинтересованных в стабилизации кадрового состава, улучшении морально-психологического климата трудовых коллективов путем совершенствования досуга и отдыха работников, в том числе и на базе клубных учреждений и в рамках культурных программ; – к рядовым специалистам различных сфер деятельности, для которых программа выступает как система проектных предложений, реализация которых зависит от скоординированности действий, участия всех организаций, ведомств, различных групп населения, общественных объединений и т.д.; – к потенциальным спонсорам, меценатам, инвесторам, для которых сфера культуры является перспективным объектом инвестиций и благотворительной деятельности. Для данных социальных субъектов программа может представляет интерес еще и потому, что в ней могут быть предусмотрены различные мероприятия и акции (в т.ч. межрегионального и международного уровня), финансирование которых может существенно улучшить имидж организации-спонсора, стать дополнительным полем рекламы продукции и услуг, расширить возможности установления взаимовыгодных контактов с другими регионами и странами; – к различным фондам социальной направленности, для которых сфера и учреждения культуры могут стать площадкой реализации социально-культурных проектов и программ, ориентированных на социально-ослабленные категории и группы населения; – к зарубежным партнерам, (в т.ч. и туристским фирмам), проявляющим все возрастающий интерес к различным регионам России, ее природе, географии, истории, традициям; – к политическим партиям, общественным движениям и объединениям, для которых политическая и финансовая поддержка социокультурных проектов и программ может стать существенным фактором расширения их социальной базы, а сами учреждения культуры, досуга и искусства при соответствующем ресурсном обеспечении способны сыграть решающую роль в формировании общественного мнения в период предвыборных кампаний; – к средствам массовой информации, которые своим вниманием к проблемам могут способствовать практической реализации программы, повысить статус культуры в глазах властных структур, населения, потенциальных спонсоров и меценатов, привлечь внимание различных социальных сил, заинтересованных в поддержке и финансировании культуры; – к общественности, творческой интеллигенции, лучше других знающей проблемы и перспективы сферы культуры и заинтересованной в осуществлении своих социально-культурных инициатив; – к населению (города, района), заинтересованному в улучшении социально-культурных условий жизни, развитии творческих способностей и дарований, сохранении и обогащении традиций, обрядов, обычаев, фольклора, народных художественных ремесел, совершенствовании сферы культуры в целом. Анализ литературы и собственная опытно-экспериментальная деятельность автора позволили сформулировать ведущие принципы формирования и реализации региональной культурной политики, а именно: – опережающий характер культурной политики, предполагающий в качестве систематизирующего фактора “сценария” развития территории приоритет культуры, которая не только в состоянии компенсировать негативные последствия интенсивного развития производства, но и обеспечить оптимальное соотношение экономических и духовных составляющих человеческого бытия; – средовый подход, предполагающий оптимизацию “зоны ближайшего развития” личности, утверждающий в качестве объекта регулирования социально-культурную среду обитания человека; – оптимальное сочетание ориентаций на сохранение и изменение, обеспечивающееся (особенно в ситуации активизации модернизационных процессов) целенаправленной поддержкой механизмов культурной преемственности, которые, сохраняя историко-культурную самобытность региона, содействуют сохранению и развитию отечественной культуры как целостной системы; – “критический порог модификации”, определяющий формы и границы вмешательства в процессы саморазвития культуры как системы возможным спектром ее развития, ее собственными тенденциями и механизмами саморазвития; – полисубъектность культурной политики, обеспечивающаяся оптимальным сочетанием регуляции и самоорганизации, прямыми и обратными связями, привлечением к выработке и реализации культурной политики различных социальных сил; – проблемно-целевая ориентация региональной культурной политики, выступающая критерием актуальности принимаемых решений и основой концептуального обоснования ее приоритетов. Последний принцип выступает как методологическая основа формирования культурной политики и одновременно как ее содержательное основание и технологический инструмент. Это означает следующее: Во-первых, концептуально обоснованная культурная политика должна выражать насущную социокультурную проблематику, реальные напряжения и разрывы социокультурного бытия человека. Во-вторых, каждая группа проблем (их онтологические и экзистенциальные проявления) должна иметь в структуре культурной политики своего “адресата”, вербализирующего, оценивающего и отражающего их в форме позиций и целеориентированных решений. Если проблема возникает в вакууме пассивности, не имеет интенциональной направленности, это чревато политическими, экономическими, социальными и другими кризисами (например, своевременно не отраженная в сознании управленцев проблема утраты духовной самобытности сегодня оборачивается кризисом национально-культурной идентичности, что, в свою очередь, становится одним из факторов регионализации, разрушающей российскую государственность). Проблемно-целевая ориентация позволяет: а) расширить “поле” культурной политики, включив в ее контекст различные аспекты деятельности населения в трудовой, досуговой, образовательной, экономический и других сферах; б) создает объективные предпосылки для включения самого населения в выработку приоритетов политики и их практическую реализацию, что является существенным фактором активизации социальной энергии; в) создает условия для синхронизации интересов различных социальных сил и групп, “снимая” тем самым возможные конфликты. Принцип проблемно-целевой ориентации, рассматриваемый в качестве технологической основы формирования и реализации культурной политики, реализуется путем многоаспектного изучения проблем различных групп населения и определения тех конкретных сфер социальной практики и соответствующих форм деятельности, которые будут способствовать их разрешению.
|