КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культурный ландшафт как объект наследия
Контексты, где фигурирует сочетание «культурный ландшафт», поражают своим разнообразием. Поле трактовок культурного ландшафта чрезвычайно обширно – от представлений об «идеальных ландшафтах», возможных лишь в прекрасном будущем, до любых участков земной поверхности, на которые человек когда-либо обратил свое внимание. Современное понятие «культурный ландшафт» развивается в двух основных направлениях. Одно из них находится в русле классического ландшафтоведения. Здесь акцент делается на термине «ландшафт», и культурный ландшафт рассматривается как «двуединый» комплекс, где действуют как природные (спонтанные) процессы, так и процессы, инициированные человеческой деятельностью (в том числе управляемые или контролируемые человеком). Второе направление можно обозначить как междисциплинарное. Здесь культурный ландшафт, исследуемый с участием представителей гуманитарных дисциплин, давно уже «оторвался» от ландшафта, а нередко – и от территории. Явный акцент в таком изучении делается на термине «культура», причем изучаются в основном «порождения» людей, населяющих (населявших) конкретные ландшафты – от древних рун и саг до политических предпочтений. Можно выделить несколько позиций в отношении понятия «культурный ландшафт»: Понимание под культурными ландшафтами хорошего антропогенного ландшафта, обладающего высокими эстетическими и функциональными качествами. Культурный ландшафт трактуется как историческая местность – место длительного обитания группы людей, являющихся носителями специфических культурных ценностей. Культурный ландшафт – ландшафт в формировании и развитии которого активную роль играют духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые из поколения в поколение в виде информации, являющиеся его частью и испытывающие на себе воздействие других материальных компонентов ландшафта. Синонимизирование понятий «культурный ландшафт», «ландшафт», «территория», «пространство», «место» и «местность», в частности имеющее место в работах В. Л. Каганского. Он полагает, что всякое земное пространство, жизненная среда достаточно большой (самосохраняющейся) группы людей есть культурный ландшафт, если это пространство одновременно цельно и дифференцированно, а группа освоила это пространство утилитарно, семантически и символически. В. Н. Калуцков и А. А. Иванова понимают под культурным ландшафтом культуру этнического сообщества, сформировавшуюся в определенных природно-географических условиях, взятую в её целостности, наиболее полно отражая при этом суть этнокультурной его концепции. Культурный ландшафт – исторически равновесная система, в которой природные и культурные компоненты составляют единое целое, а не только являются фоном или фактором воздействия одного элемента этой системы по отношению к другому. В качестве культурно-ландшафтных феноменов рассматриваются дворцово-парковые ансамбли, дворянские усадьбы, монастырские комплексы, поля сражений, археологические комплексы, исторические сельские, городские и заводские ландшафты. Понимание культурного ландшафта в зарубежной науке отлично от его трактовки в отечественной науке. Даже говоря о регионах, в целом характеризующихся сложными и часто неблагоприятными для хозяйственной деятельности природными условиями, в зарубежной науке используют понятие «культурный ландшафт», которое обращает внимание на важную роль культурных процессов в формировании ландшафтов. Категория «культурный ландшафт» выделена и законодательно закреплена как в отечественной, так и в зарубежной правовой практике. В Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» культурные ландшафты фигурируют в тексте статьи 3 и отнесены к категории «достопримечательные места». Согласно одному из руководящих документов ЮНЕСКО – Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, культурные ландшафты представляют совместные творения человека и природы. Они иллюстрируют эволюцию в веках человеческого сообщества и поселений, происходившую под влиянием неблагоприятных и/или благоприятных физических факторов естественной среды обитания человека, а также сменяющих друг друга социальных, экономических и культурных факторов, и внешних и внутренних. В качестве объекта наследия к культурному ландшафту предъявляется ряд требований. Культурный ландшафт должен репрезентативно представлять соответствующий геокультурный район и с высокой степенью выразительности демонстрировать отличительные черты такого региона, в том числе характер взаимоотношения человека и природы, например, традиционные технологии природопользования, учитывающего местные экологические особенности и ограничения. Во многих культурных ландшафтах заключена необходимость особого духовного (сакрального) отношения к природе. В последние 10-15 лет в ряде стран проводится активная работа по номинированию отдельных территорий по категории «культурный ландшафт». В последние годы такая работа проводится и в России. Но, несмотря на разработанную специалистами ЮНЕСКО жесткую систему критериев отнесения территорий к культурным ландшафтам, в отечественной практике возникают сложности с выделением и последующей процедурой оценки и определения ценности подобных территорий. Существуют два подхода к решению проблемы оценки культурных ландшафтов. Один подход – это механическое соединение критериев ценности культурного и природного наследия и рассмотрение в качестве объекта наследия только культурного ландшафта с упразднением предыдущих номинаций культурного и природного наследия. Второй – адаптация данных критериев к задачам оценки культурного ландшафта с рассмотрением его в качестве самостоятельной номинации как природно-культурной целостности с сохранением ранее существовавших номинаций культурного и природного наследия. Материальные формы культурного наследия могут находиться как в состоянии археологического факта, так и в состоянии динамически устойчивого воспроизводства своих функций и структур. В последнем случае речь идет о живых носителях культурных традиций, обеспечивающих преемственность культурных навыков и представлений. В частности, живущий культурный ландшафт должен воспроизводить себя и нуждается в постоянном поддержании традиционных для него видов деятельности – хозяйственной и/или социокультурной. Наряду с материальной составляющей в культурном ландшафте всегда присутствует и ментальная. Она определяется фольклорными традициями, религиозными верованиями, отношением к историческим событиям, то есть наличием живой культуры. От сохранности различных форм и проявлений этой культуры зачастую зависит состояние всего комплекса наследия и во многом – перспективы развития территорий. Серьезным объектом для изучения и сохранения являются исторические технологии и традиционные формы природопользования, которые трудно непосредственно отнести к памятникам истории и культуры. Однако их социокультурная роль несомненна и может оказать большое влияние на развитие отдельных регионов. Исследование традиционного природопользования присутствует именно при изучении культуры малочисленных групп и этносов. Сохранение исторических технологий, большинство из которых являются экологически чистыми, будет важнейшим условием возрождения традиционных школ живописи, народных ремесел. Таким образом, важной тенденцией современного культурного развития станет формирование системы историко-культурных территорий. Это новое направление в культурной политике предполагает сохранение наследия, прежде всего по территориальному принципу[51]. Ю. А. Веденин и П. М. Шульгин предлагают и обосновывают введение новой категории «историко-культурная территория», содержательные аспекты которой роднят ее с понятием «культурный ландшафт». Вышеуказанные авторы определяют историко-культурную территорию как особое целостное пространственное образование, где в традиционной природной и социально-культурной среде сохраняются объекты исключительной ценности и значимости. Она создается объединением памятников и территории, объективно связанной с ними в силу этнических, экономических, исторических и географических факторов в единый комплекс[52]. Культурные ландшафты, несомненно, служат своеобразным ресурсом и необходимой основой для развития познавательного и экологического туризма. Они создают благоприятную почву для гармоничного сочетания природоохранной и образовательной деятельности с возможностью ознакомления с историко-культурным наследием территории. Являя собой Опираясь на проведенный анализ основных концепций и идей культурного ландшафтоведения, постараемся выделить основные виды и характеристики культурных ландшафтов, а также проанализировать существующие их типологии. Особое внимание при этом будет уделяться двум основным типологиям культурных ландшафтов, предложенным специалистами ЮНЕСКО и коллективом ученых НИИ природного и культурного наследия. Главные особенности культурного ландшафта выражаются в следующих аспектах: а) гармонизация природной, социальной и производственной подсистем; б) оптимальное и устойчивое функционирование; в) минимизация деструктивных процессов; г) здоровая, экологически благоприятная среда обитания; д) наличие постоянного мониторинга; е) антропогенная регуляция, охрана и уход; ж) высокое художественное достоинство пейзажного облика; з) функциональное зонирование и функциональная поляризация. В настоящее время большое внимание уделяется охране целостных историко-культурных и природных территориальных комплексов, включающих: отдельные памятники и их ансамбли; исторически характерные типы застройки и объекты ландшафтной архитектуры; разнообразные формы инженерного обустройства территории; природно-технические системы; биоценозы, адаптированные к традиционному природопользованию; другие объекты, демонстрирующие взаимодействие и взаимообусловленность природных и культурных объектов и явлений. Именно такие образования составляют один из наиболее сложных объектов историко-культурного наследия, относящихся к категории «культурный ландшафт». Культурные ландшафты являются территориальными образованиями, интегрирующими все проявления культурной жизни, и поэтому их распределение наиболее адекватно отражает пространственные закономерности распространения различных явлений культуры. Типология культурных ландшафтов. Существует несколько классификационных признаков культурных ландшафтов[53]: 1. По степени культурных преобразований и по жизнеспособности ландшафта (целенаправленно созданные, естественно сформировавшиеся и ассоциативные ландшафты). 2. По исторической функции ландшафта (ландшафты сельскохозяйственные, промысловые, сакральные, заповедные, мемориальные и т.д.). 3. По типу культуры (усадебные, дворцово-парковые, монастырские, горнозаводские, военно-исторические, сельские и городские ландшафты). В данном случае типы культуры обладают или обладали собственным «почерком» освоения ландшафта. В соответствии с этими типами культур образуются четко выраженные типы ландшафта: усадебный, дворцово-парковый, монастырский, горнозаводской, военно-исторический (ландшафты полей сражений), архаичный или традиционный сельский (крестьянская культура), городской (исторические кварталы). 4. По природным характеристикам. В системе типологий культурного ландшафта наряду с культурологическими основаниями обязательно должны присутствовать и природные, поскольку культурный ландшафт есть результат сотворчества человека и природы. Эти основания должны быть существенны с позиций отношения человека и природы. Среди таких оснований чаще всего называют: гипсометрический уровень и рельеф (ландшафты низменные, равнинные, холмистые, грядовые, горные, нагорные и т.д.), характер растительности (лесной, луговой, болотный, степной и пр.), отношение к водотокам и акваториям (приморский, приозерный, приречный), генезис и морфология (водно-ледниковые, дюнные, террасовые, долинные ландшафты и т.д.). Первая и пока единственная типология культурных ландшафтов была разработана в середине 90-х гг. XX в. специалистами ЮНЕСКО и является основой для номинирования/реноминирования территорий по категории «культурный ландшафт». Все культурные ландшафты, согласно принятой типологии, подразделяются на три основные категории: целенаправленно созданные, естественно развившиеся, среди которых выделяются субкатегории реликтовых и развивающихся ландшафтов и, наконец, ассоциативные ландшафты. Приведенная типология содержит два логических основания деления: во-первых, по степени преобразованности и культурной освоенности исходного природного ландшафта (ландшафты целенаправленно созданные, естественно развившиеся и ассоциативные) и, во-вторых, по жизнеспособности сформировавшегося ландшафта (ландшафты ископаемые, реликтовые, саморазвивающиеся). Первая характеристика позволяет рассмотреть ландшафты в соответствии с разнообразием форм и способов их создания, а вторая свидетельствует о степени уязвимости ландшафта. Целенаправленно созданные (рукотворные) ландшафты. К данной категории, прежде всего, относятся объекты ландшафтной архитектуры – парки и сады. Они создаются по замыслу художника и их характерной особенностью является определённая планировочная композиция. В своем развитии данные объекты подчинены целеполагающей деятельности человека, в связи с чем представляют наибольший интерес в культурологическом аспекте. Сугубо функциональное предназначение отдельных элементов культурного ландшафта садов и парков всегда сообразуется с их эстетическими качествами. В естественно развившихся ландшафтах природные процессы, в результате длительных, целенаправленных воздействий, претерпевают определенные изменения. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим изменениям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности. К такому типу можно отнести многие сельские, в том числе мелиорированные ландшафты или исторические индустриальные ландшафты. Различают три субкатегории таких ландшафтов: 1) ископаемые ландшафты, как правило, хранят в себе памятники археологического или палеонтологического наследия; это могут быть остатки древних городов, курганные комплексы, оазисы древних или сменивших географический ареал культурных общностей, сформировавших облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или утративших функции носителя культурной традиции; 2) реликтовые ландшафты – в отличие от ископаемых такие ландшафты продолжают жить и развиваться, но время их расцвета уже осталось в прошлом. В основном это «угасающие» ландшафты, оказавшиеся в окружении чуждой им культурной среды или под воздействием изменившихся природных условий. Носители культуры, создавшие этот ландшафт, уже исчезли, но сам ландшафт сохраняется в прежних своих формах усилиями представителей другой культуры, использующих его для своих собственных целей; 3) развивающиеся ландшафты – такие ландшафты могут быть связаны с географически детерминированными аборигенными культурами, такими как культуры американских индейцев, африканских племен, северных евразийских народов. Эти культуры являются уязвимыми в силу своей зависимости от природных свойств ландшафта, и его сохранение – важнейшее условие их существования. К категории ассоциативных ландшафтов относятся ландшафты с сильными религиозными, художественными и культурными ассоциациями, а также чисто природные ландшафты без каких-либо материальных объектов культурного наследия – мемориальные ландшафты, хранящие память о важнейших событиях или великих личностях, ландшафты, нашедшие отражение в творчестве выдающихся деятелей искусства, и сакральные ландшафты. Важнейшей частью культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде овеществленных объектов, традиционной деятельности людей или информации. В некоторых культурных ландшафтах наследие является доминирующим, определяющим ход всех происходящих на их территории общественных процессов. Это, прежде всего, комплексные историко-культурные и природные образования, являющиеся носителями исторической памяти, связанные с местами, хранящими в себе материальные и нематериальные свидетельства исторической памяти – памятники архитектуры, археологии, этнологии, топонимы, архивные и библиографические источники, разнообразные объекты и предметы – природные и антропогенные, указывающие на связь ландшафта с историческими событиями, определившими судьбу страны, народов, ее населяющих, их культуры, а также с жизнью великих людей, внесших особо значимый вклад в становление и развитие страны. В этом случае объектом наследия становится сам культурный ландшафт. Как объект наследия ландшафт должен обладать тремя важными свойствами, что зафиксировано в документах ЮНЕСКО, – универсальностью, аутентичностью и целостностью. Обладающий универсальностью ландшафт наиболее полно отражает взаимодействие человека и природы в трех контекстах – географическом (приспособление к местным экологическим условиям), историческом (исторические изменения характера природопользования) и культурном (проявление духовного отношения человека к природе). Вторым свойством культурного ландшафта является его целостность, то есть завершенность, единство, гармоничность и сохранность всех его составляющих – и материальных объектов, и ментальных свойств, и традиций природопользования. Под аутентичностью культурного ландшафта понимается его подлинность, достоверность, неразрывно связанная со свойством целостности. Критерии ценности наследия, которые помогают определить, чего ради охраняется тот или иной природный или культурный феномен, наиболее полно разработаны для объектов Всемирного наследия. Они отражают конкретную информационную ценность и насчитывают шесть вариантных и два обязательных критерия по культурному наследию; четыре вариантных и два обязательных критерия по природному наследию. В настоящее время эксперты ЮНЕСКО обсуждают возможность объединения этих двух групп критериев и создания их единой системы. Помимо вариантных критериев, существуют два обязательных критерия – целостность территории и гарантия ее охраны (то есть наличие той или иной формы охраны). Некоторые международные эксперты сводят шесть указанных выше критериев к трем основным позициям. Объект, представляющий ценность наследия, должен: а) быть шедевром того или иного вида творческой деятельности; б) наиболее репрезентативным примером и свидетельством конкретного проявления культуры; в) обладать особой ассоциативной ценностью (мемориальной, сакральной, художественной). Критерии ценности природного и культурного наследия и культурных ландшафтов приведены ниже (табл. 5.1).
Таблица 5.1
|