Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Культурное наследие в туризме




 

Интенсивное развитие туризма в большинстве стран мира в последние годы активно содействовало пересмотру отношения к природному и культурному наследию. Оно всё чаще трактуется не только как материальный базис названной сферы бизнеса, но и как духовная ценность, как предпосылка формирования респектабельного имиджа стран и их регионов.
Из некогда преимущественно декоративного и периферийного элемента жизни общества наследие все более зримо трансформируется в базовую ценность современной цивилизации.

Сегодняшнее понимание культурного наследия включает не только памятники культуры и истории, но и окружающую их природную и территориальную среду, уникальные историко-ландшафтные территории, инженерные сооружения, нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, включая, таким образом, как материальные (физические), так и нематериальные (духовные) компоненты.

Существует множество определений материального (физического) культурного наследия. Воспользуемся общепринятым определением Конвенции ЮНЕСКО по защите всемирного культурного наследия 1972 г. Статья 1 этой Конвенции классифицировала понятие культурного наследия по трем категориям:

памятники: архитектурные сооружения, работы монументальной скульптуры или живописи, элементы или структуры археологического происхождения, наскальная живопись, пещерные жилища, а также объекты, имеющие комбинацию данных черт и представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

группы зданий (построек): группы отдельно стоящих или связанных между собой зданий, которые вследствие своей архитектуры, своей гомогенности (однородности) или своего места в ландшафте представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки;

объекты: объекты, созданные человеком или комбинированные творения природы и человека, а также территории, включающие археологические объекты, которые имеют исключительную ценность с исторической, архитектурной, этнологической или антропологической точки зрения.

Важнейшим событием последнего времени в рассматриваемой области стало принятие 17 октября 2003 г. Генеральной конференцией
ЮНЕСКО Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия. В конвенции перечислены следующие основные категории нематериального культурного наследия: устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

На начало 2007 г. в списке шедевров нематериального культурного наследия ЮНЕСКО значилось более 50 позиций. Российский среди них пока только один – этнокультурный феномен «Семейские», отражающий уклад быта, фольклор, народные и религиозные обряды, ремесла, народную медицину и многое другое, относящееся к жизни староверов Забайкалья (Тарбагатайский район Бурятии).

Таким образом, на основе предложенных подходов можно выделить следующую классификацию терминологического круга, связанного с материальным культурным наследием:

первая группа – утилитарно-практическая, «внутренняя», демонстрирующая взгляд на наследие с точки зрения правовых и имущественных отношений в обществе. Для этой группы определений характерно скрупулезное исследование внутреннего состава наследия, но при этом отсутствует характеристика его роли как фактора социально-экономической жизни, объекта политики и т. д., то есть системы всех внешних взаимосвязей;

вторая группа – информационная, или синергетическая. Этот подход к терминологии связан с взаимосвязью между культурой, наследием и информацией и подходом к наследию как информационно-культурному феномену;

третья группа – экономическая. Здесь понятийный аппарат четко связан с проблемами и перспективами использования наследия в качестве ресурса для экономического развития, туризма и т.д.;

четвертая группа – социально-экономическая и гуманитарная.
Несмотря на определенные черты сходства с предыдущей группой, необходимо отметить, что подход здесь шире и связан с рассмотрением наследия, как ресурса развития для общества в целом, включая не только экономические, но и широкий круг социальных и гуманитарных аспектов, в том числе образование, борьба с бедностью, качество жизни, устойчивое развитие и др.

В основе современных подходов (генетического, определяющего наследие как исторический опыт взаимодействия человека и природы; экологического, считающего наследие основой устойчивого развития общества, и географического, предполагающего определение культурного наследия как основы культурного и природного разнообразия общества) лежит представление о наследии как о фундаментальной категории, определяющей возможность формирования самобытного, устойчивого и разнообразного культурно-ландшафтного пространства[46].

В устойчивом образе любой страны, любого народа могут быть выделены две основные составляющие: постоянная и переменная. К числу базисных (базовых) показателей обычно относят: ментальность, национальный характер, культурные традиции, верования и т. п. Все это вместе взятое составляет культурное наследие. Помимо него, у всякого этноса есть свое природное наследие – среда его жизни, кормящий ландшафт и среда его культурного наследия. Сочетание отдельных элементов культурного наследия создает индивидуальный образ народов, формирует культурное многообразие современной цивилизации. Сильные, активные культуры обеспечивают сохранение природного (биологического и ландшафтного) разнообразия – материальную основу жизни и устойчивости современного человечества[47].

Особого внимания заслуживает отечественный опыт реализации политики в области культурного наследия. Россия с ее огромными пространствами и древней самобытной историей ее многочисленных народов обладает значительным потенциалом природного и культурного наследия, которое может быть подразделено на материальное и тесно связанное с ним духовное наследие. Культурное наследие современной России материализовано, прежде всего, приблизительно в 85 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, а природное – во множестве особо охраняемых природных территорий. В числе последних – 100 природных заповедников,
35 национальных парков, сотни природных заказников, тысячи памятников природы, 90 ботанических садов и дендрологических парков, а также значительное число других категорий особо охраняемых природных и полифункциональных территорий.

Памятники природы, истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира. Они поддерживают природное и культурное многообразие планеты и вносят существенный вклад в устойчивое развитие страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет ответственность российского государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям.

Объекты культурного наследия оказались в последние десятилетия в числе основных жертв «экологической агрессии»распространенных ныне способов ведения хозяйства и присущего современному человечеству образа жизни в целом. В результате многие ценные памятники истории и культуры были полностью или частично утрачены или находятся под значительным риском утраты.

К настоящему времени многие тысячи памятников отечественной истории и культуры уничтожены, а также находятся под угрозой уничтожения или резко снизили свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также вследствие отсутствия необходимой охраны от разрушительных воздействий естественных природных процессов.

Среди недвижимых объектов культурного наследия России, подвергающихся проявлению факторов экологического риска, прежде всего, выделяются памятники истории и культуры. Состояние находящихся под государственной охраной памятников истории и культуры почти на 80% характеризуется как неудовлетворительное. Около 70% от их общего числа нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных явлений и процессов, включая экологические.

За период с 1996 по 2003 г. было безвозвратно утрачено, по меньшей мере, около 900 памятников истории и культуры народов России. Имеющиеся данные свидетельствуют, что в настоящее время под реальной угрозой утраты находятся сотни других объектов наследия. Среди них такие широко известные в России, как кремли Великого Новгорода, Нижнего Новгорода и Астрахани; внесенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятники белокаменной архитектуры Владимирской области; Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области и многие другие. В соответствии с официальными данными, под негативным воздействием экологических факторов в последние годы в России находилось около 19 тыс. памятников истории и культуры, в том числе под воздействием факторов естественного происхождения – более 6 тыс., а факторов антропогенного происхождения – около 13 тыс. объектов.

Политика в области сохранения наследия в его современном понимании начала формироваться в России в 1970-е гг. после принятия Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. Первым нормативно-правовым актом нашей страны, в котором было использовано понятие «наследие» с уточнением «культурное», стал Закон РСФСР 1987 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Однако в течение долгого времени понятие «наследие» в России не только не имело определенного правового статуса, но и не было четко определено в специальной литературе.

Ситуация стала меняться к лучшему в связи с присоединением СССР в 1988 г. к названной выше Конвенции ЮНЕСКО, правовые нормы которой в соответствии с международным правом вошли в отечественное законодательство и правоприменительную практику. Начиная с 1990 г. в Списке Всемирного культурного и природного наследия появились первые российские объекты, общее число которых к настоящему времени достигло 23 наименований. Активное вхождение в Список Всемирного наследия стало одним из основных направлений реализации российской политики сохранения наследия. Другим направлением стало формирование национального Списка особо ценных объектов культурного наследия народов России, ведущегося с 1992 г. Сейчас в этом списке насчитывается более
60 объектов.

Важнейшим событием в рассматриваемой сфере стало принятие в 2002 г. Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В этом законе впервые в отечественной практике понятие «культурное наследие» выполняет роль основной функциональной категории.

Согласно закону, к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим законом подразделяются на следующие виды:

памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки;

ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;

произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Культурное наследие и туризм. Одним из возможных способов повышения эффективности использования потенциала культурного наследия в туристском освоении может стать создание территориальных образований нового типа (культурно-исторические территории, национальные или рекреационные парки, представляющие собой целостную экономическую структуру), где в комплексе сочетались бы культурно-исторические объекты, культурные ландшафты, умения ремесленников, поваров, а также национальные праздники, традиции.

Деятельность этих территориальных структур должна быть направлена на сохранение, возрождение, туристское освоение памятников и их естественной среды, воссоздание традиционного природопользования, циклов обыденной жизни и всего бытового уклада с одновременным органическим вхождением в современные хозяйственные и социальные процессы. Экономическая деятельность в данном случае является важной частью комплексного процесса, включающего сохранение и использование туристского потенциала культурного наследия.

Памятники истории и культуры и окружающий их ландшафт являются национальным достоянием. Современное освоение территорий требует особо бережного подхода по принципу «сохрани – восстанови – не навреди». Любой регион содержит следующие виды уникальных исторических территорий: древние малые города с богатым историческим прошлым; усадебные и дворцово-парковые комплексы; монастырские комплексы. Обзор и характеристика указанных территорий проводятся ниже с опорой на работы Колотовой Е. В. и исследования Кускова А.С. с соавт.[48].

Организация уникальных исторических территорий предполагает сочетание возрождения и развития традиционных форм деятельности, сформировавшихся исторически, с инновационными видами – туризмом, сельскохозяйственным и промышленным производством. Новые виды деятельности должны дополнять, но не подавлять сложившиеся природные, хозяйственные и социокультурные процессы. В основу современного освоения уникальных исторических территорий должны быть положены исторический, экологический и ландшафтный принципы.

Малые города в центральных частях сохранили архитектурный облик прошлых веков в гражданской застройке в сочетании с более ранними культовыми сооружениями. Неповторимый колорит им придает разнообразие природных ландшафтов, среди которых они расположены. Многие малые города находятся в окружении известных памятников истории и культуры, а также ценных природных объектов, удаленных от города на расстояние от 5 до 20 км. Это обусловливает возможность создания в городах туристских центров, организующих деятельность местной туристской сети.

При развитии необходимой туристской инфраструктуры важно не нарушить исторический архитектурный облик города. Каждый вновь создаваемый объект должен вписываться в сложившийся городской ансамбль по этажности, архитектурному стилю, интерьерному оформлению. Должны учитываться национальные и региональные особенности и традиции данной территории. Необходимо, чтобы каждый создаваемый туристский центр имел свой неповторимый облик. Исключается применение типовых архитектурных проектов для объектов туристской инфраструктуры в границах уникальных исторических территорий.

В расположенных вблизи малых городов монастырских и усадебных комплексах целесообразно создавать природно-исторические парки.
В основу их создания может быть положен географический (несколько комплексов, объединенных одним географическим объектом – рекой, озером и пр.), исторический (серия комплексов, связанных одним историческим событием), мемориальный (серия комплексов, объединенных памятью об одной и той же исторической личности, места работы одной группы художников) принципы. Площадь этих уникальных исторических территорий колеблется от сотен до тысяч гектаров. Природно-исторические парки могут быть компактными, состоящими из одного исторического комплекса и его ландшафтного окружения, и дисперсными, в которых территория парка охватывает несколько близко расположенных исторических памятников.

Создание природно-исторических парков позволяет спасти ценнейшие памятники истории и культуры как целостные архитектурно-ландшафтные и культурные комплексы. В природно-исторических парках предусматриваются охрана и восстановление как памятников истории и культуры, так и окружающего исторического рукотворного, природного или традиционного сельского ландшафта, который также рассматривается как непреходящая историческая и экологическая ценность, национальное достояние.

При возрождении усадебных и монастырских комплексов должен применяться ансамблевый принцип и индивидуальное проектирование каждого объекта инфраструктуры. В последнее время была выдвинута концепция освоения уникальных исторических территорий как особой формы организации культурного ландшафта. Эта концепция предполагает полифункциональное использование усадеб: туристско-экскурсионное, научно-просветительское и хозяйственное. Просветительская деятельность может включать, помимо создания музеев, организацию лицеев, постоянно действующих семинаров, посвященных изучению творчества выдающихся деятелей истории и культуры, с именами которых связаны конкретные усадьбы. Культурная деятельность в усадьбе должна охватывать как местное
население, так и туристов.

Возможно создание литературно-музыкальных салонов, постановка любительских спектаклей, проведение балов, организация фестивалей, посвященных памятным датам, приглашение в усадьбу известных писателей, художников, артистов, которым предоставлялся бы творческий отдых в усадьбе, сопровождающийся встречами с местным населением и туристами.

Хозяйственная деятельность должна получить самое широкое развитие. Она может иметь два основных направления: возрождение художественных промыслов и ремесел и сельскохозяйственное производство. Первое сводится к воссозданию художественных школ и народного творчества, знакомству местного населения и туристов с различными формами традиционного производства образцов художественных ремесел и обучению старинным технологиям. Второе определяется созданием сельскохозяйственных комплексов по производству экологически чистых продуктов на основе традиционных и новейших технологий.

Дворянский особняк или дворцовый ансамбль целесообразно использовать только как «живой» музей с широкой культурной программой, являющийся местом общения интеллигенции. Все старые хозяйственные постройки усадьбы следует восстановить в соответствии с их первоначальной функцией и историческим обликом, а необходимые новые объекты инфраструктуры строить в гармоничном архитектурном единстве с усадебным ансамблем. Особое значение имеет восстановление исторического природного ландшафта.

Монастырский природно-исторический парк включает сооружения монастыря и прилегающие окрестности, непосредственно входящие в границы уникальной исторической территории. В большинстве сохранившихся в настоящее время монастырей восстанавливаются и открываются церкви. В них возрождается традиционное монастырское хозяйство. Монастыри остаются уникальными памятниками истории и культуры, поэтому они привлекают паломников и любителей познавательного туризма. Основная деятельность монастырей должна быть направлена на возрождение духовно-нравственной культуры народа.

Таким образом:

1) любая территория обладает историко-культурным наследием, способным вернуть ее на прежний уровень или привести к развитию с изменением качества среды;

2) сохранение наследия гарантирует преемственность в адаптации человека к тем условиям, в которых существовали предыдущие поколения;

3) изменения приводят к заранее неизвестным результатам, они могут быть катастрофическими, наследие может исчезнуть;

4) территория не может сохраниться, так как изменяются и природные, и антропогенные факторы.

Важным средством для включения наследия в мировые информационные и экономические и политические потоки, а также стратегии устойчивого развития является именно туризм. В последнее время туризм рассматривается как самое эффективное средство массовой востребованности и доступности культурных ценностей. Одним из наиболее эффективных средств потребления культурного наследия является культурно-позна-вательный или культурный туризм.

М. Драгичевич-Шешич указывает на то, что культурный туризм как «путешествие в историю» особенно развит в тех странах, в которых подчеркиваются ценности культурно-исторических традиций, а также там, где уделяется большое внимание развитию национального самосознания, особенно среди малых народов, борющихся против культурной ассимиляции. С другой стороны, культурный туризм использует тягу людей к знакомству с «другими» – другими обычаями и культурой, желание сравнить увиденное с положением в этой области в своей стране[49].

М. Драгичевич-Шешич предложила свою классификацию культурного туризма: «путешествия в историю»; «путешествия – реконструкции исторических событий»; изучение исторического периода; религиозные путешествия; географические путешествия (ознакомление туристов с зарубежной страной, определенным регионом или городом); культурологические поездки – изучение отдельных направлений искусства; специфические формы экологического и конгрессного туризма; специфические формы ностальгического туризма.

Культурное наследие чрезвычайно разнообразно и охватывает широкий спектр феноменов и артефактов – от памятников истории и культуры, музеев, мемориальных мест до явлений нематериального характера – традиций, нравов, обычаев, праздников, культов и т.д. Каждая территория обладает наследием различного статуса. Однако наибольшее предпочтение в качестве туристского ресурса получили объекты и явления, входящие в так называемый Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, речь о котором пойдет в следующем параграфе.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты