КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Детский фольклор. Его виды.Три группы жанров: созданный самими детьми для внутреннего потребления, созданный взрослыми (стихи, песни, пестушки, потешки и др.), деградация традиционного фольклора (колядки, заклички и др.) Собственно детский фольклор делится на игровой и неигровой. Детский игровой фольклор: жеребьевые приговорки (жеребьевки), считалки, игровые песенки (голосянки, молчанки, песенки сказочного содержания, песенки-небылицы и др.). Неигровой детский фольклор: приговорки, песенки, прибаутки, перевертыши, остроты, поддевки, дразнилки, скороговорки. Поэтика включает особенности соответствующих «взрослых» жанров. Композиция может использовать диалоги, монологи, описательно-повествовательные части. Используются обращения («кукареку, кочеток»), повторы («идет коза рогатая, идет коза бодатая»), инверсии. Образные называния по признакам («мышка-норышка»), парные созвучные слова («аты-баты», ени-бени»). Звукопись. Рифма. Детский фольклор. Д.Ф. - произведения, созданные детьми и бытующие у них. Но много произведений придумывают и исполняют взрослые для детей (колыбельные, сказки, потешки, скороговорки). Одна из закономерностей – желательный элемент в детской сказке – герой-сверстник. Выделяются общенародные жанры. (пословицы, поговорки, загадки). Это жанр и для детей и для взрослых. Но внутри самого этого жанра всё-таки будет существовать возрастное деление. Ещё Виноградов заметил, что в обрядах, обрядовых комплексах, есть действия, доверяемые детям. Например: сороки, веснянки. Или, например, петь христословия – прерогатива детская. Со временем, колядование и христословие слились воедино. Сейчас, они исчезли почти совсем. Но есть жанры, живущие почти вечно – садистские стишки, страшилки. Нар.педагогика. А) Тв-во взросл.для детей Б) Тв-во взросл,ставш со врем детск В) Собств-о детск тв-во
А) · Колыб - заклин; кот; бай, люли - успокойся; старин.яз.; импер. и повеств. Назначение этх песен – усыпить ребенка, так же это мысли мамы/няни/бабушки о себе и будущем ребенка. Рассказ о судьбе ребенка. Общая ист.эволюция колыб.песен состояла в утрате обрядовых и заговорно-заклинат.моментов. Давние образы превратились в чисто художественные. (Примета класть кота в колыбель, спящий кот может передать свои привычки ребенку). Позже это превратилось в обещание коту куска пирога за то,что он люлюку качает и т.д. · Пестушки (от слова пестовать – нянчить, растить, ходить за кем-то, воспитывать)- краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в перые месяцы жизни. (Потягунушки, потягунушки! Поперек толстунушки, А в ножки ходунушки, А в ручки хватунушки, А в роток говорок, А в головку разумок) + сопровождается опред. Движениями. · Потешки – песенка-приговор, сопутств.игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. “Топ-топ-топ!” Все потешки и пестушки отличает ритмичность. · Прибаут – детям в первые годы их жизни поют песенки более сложного содержания, не связ.с игрой. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. (Наехали на галку разбойнички, Сняли они с галки синь кафтан, Не в чем галочке по городу гулять, Плачет галка, да негде взять) · Небылицы-перевертыши – Особый вид прибауток, использ.принцип обратного изображения мира. Они ценны своей худож.и педагогической сутью. Перевертыш-это поэзия парадокса. (Облоухая свинья, На дубу гнездо свила… Поросята визжат – Полететь они хотят. Полетели, полетели И на воздухе присели…). Они укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира, так как подчерк.реальные св-ва вещей. Одновременно это средство воспитания чувства смешного у малыша. Б) · Заклички – Очень рано дети обучались на улице у своих сверстников разным закличкам. Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. При случае дети выкрикивают слова закличек нараспев хором. Когда зазывали Весну, зазывали птиц, обращаясь к батюшке Егорию: “Спаси нашу скотинку”. Ходили по полям в Троицын день с пением песни о колоске. (Мочи, мочи, дождь/На нашу рожь/На бабушкину пшеницу/На дедушкин ячмень/Поливай весь день). · Приговорки - к мыши, улитке, передразнивание птичьих голосов; приговорка при скакании на одной ноге, чтобы из уха вылилась вода, попавшая туда. · Игров. припевы и приговоры - ими нач игру или связ ч игр действия. "Краски" - цел сцены · Считалки - связь с гаданием В) · Жеребьев сговорки - рифмов обращ к "главам партий" · Дразнилки · (скороговорки) · Поддевки, остроты - шарады + "скажи медь" + сказки и загадки - ж.ф-ра взросл,кот обр нов жизнь у
|