КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Загадки. Происхождение и поэтика. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Паремиология — подраздел фразеологии, раздел филологии, посвящённый изучению и классификации паремий — пословиц, пословичных выражений, антипословиц, поговорок, веллеризмов, девизов, слоганов, афоризмов, максим, загадок, примет и других изречений, основным назначением которых является краткое образное вербальное выражение традиционных ценностей и взглядов, основанных на жизненном опыте группы, народа и т. п. Загадка – разновидность паремии. Главное назначение загадки – испытать сообразительность собеседника. Современное обыденное сознание связывает загадку с детской аудиторией, но так было не всегда. Фольклористы усматривают происхождение загадок в прагматике древней жизни – в тайной речи людей, в табу. Табу применялось с целью скрыть истинную информацию от сил природы, от духов, ведьм, колдунов, врагов. Табуировались различные предметы, имена собственные, имена богов, покойников. Первобытный человек считал своё имя органической частью самого себя и предохранял его так, как часть своего тела, в частности скрывал его: тайное заменял эвфемизмом – отсюда один из истоков загадки. Об умерших родственниках в древности говорили иносказательно, например: те, кто ушёл; несчастные, которых нет в живых, что выглядит как предтеча загадки. В летописях есть сведения о том, что загадки использовались как одно из средств дипломатической переписки. В истоках загадки лежит метафора, а образование «всякой истинной метафоры» связано с идущим из архаических времён запретом: на слово, предмет, явление, действие, - без которого не может быть метафоры. Табу было бы невозможным, если бы не склонность архаичного сознания к метафоричности. Таким образом, табу и метафора взаимообусловлены. Табу трансформировались в ряд более поздних жанров. На основе первоначальной магии, заговоров, возникли поверье, а магические формулы стали основой загадок, в основе которых, по мнению А. Потебни, также была первоначальная народная поэтическая символика. Именно поэтому этот жанр (в частности те произведения, отражающие древние представления, черты праславянского мировоззрения) очень устойчив по форме. Он почти не меняется, поскольку трудно трансформировать заложенный в нем пласт древнемифологичного сознания (что теперь переместился в подсознание и проявляется в архетипности национального мышления). Классификация загадок Одной из первых логически непротиворечивых и научно мотивированных классификаций, что не потеряла своего значения и в наше время, была предложена И. Франком в труде «Останки первобытного мировоззрения в русских и польских загадках народных». Анализируя первоначальный славянский мировоззрение, построенный на идеализации и персонификации сил и явлений природы, и древние религиозные верования (анимизм, зооморфизм и антропоморфизм), Франко кладет их в основу классификации загадок как одного из древнейших жанров. Первой по происхождению исследователь считает группу загадок, которые называет анимистическими. К ним причисляет произведения, в которых неодушевленные предметы, силы и явления природы представлены как живые существа, то есть персонифицированные и одухотворенные. Древнейшими считает те из них, что тождественные или совпадающие со старинными праславянскими мифами о мироздании, происхождение мира, божеств, связанных с природными явлениями. Например, представление, что небо - отец, земля - мать, нашло отражение в загадках, типа «Папа высокий, мама широкая, сын кудрявый, невестка слепая» (Небо, земля, вода, ночь). Реминисценцией мифов загадки вроде «Сидит петух на иве, пустил косы до земли» (Небо, солнце, дождь), где небо изображено как мировое дерево (элемент всех евразийских мифологических систем), а солнце - птица на нем. Подобной трансформацией мифа является изображение солнца как золотого коня (что перекликается с мифом о золотой небесную колесницу). Поклонение одухотворенным силам природы и некоторые табу на их имена синтезировались в загадках о солнце как девушку с золотыми волосами, спадающими на землю (лучей); и раннюю зарю или вечернюю в виде девушки, богини, что плакала или потеряла ключи: «Заря-денницы, красная девица, в церковь ходила, ключи потеряла, месяц увидел, солнце скрало». Здесь, как и во многих текстах календарной обрядности, ключами заре названа роса; то, что солнце скрадывает ключи, означает, что оно берет власть над светом и днем. Подобными являются загадки об месяц в образе князя или пастуха: «Стадо большое, толока неизмерим, пастух ненайманий». Звезды, которые спрятались за облака, являлись украденными или потерянными овцами.
Во многих загадках элементы астрального культа сочетании с элементами других культов, в частности с культами огня, домашнего очага, печи, хлеба. Так, в загадке «Полная печь караваев, посередине кныш» подразумеваются звезды и луна; небо и солнце нередко сравниваются с печью и хлебом: «За лесом за редколесьем золотая бочка киснет» или «За лесом красная кадка сходит». Такие загадки, где силы природы изображены в виде зверей, составляют вторую, несколько более позднюю группу, которую Франко называл зооморфичной. В зооморфичных загадках зафиксированы тотемичные верования славян и элементы поклонения животным-тотемам. Самые выразительные из них те, в основе которых лежит поклонение корове, нований, быку: «Черная корова всех людей поборола, а белый вич всех людей на ноги подвел» (день и ночь). Подобные образы встречаются в греческих мифах (белые волы Гипериона - солнца) и в индийских верованиях, что говорит о совместном индоевропейском фоне. Это касается и образов облаков в виде овец: «Седые бараны все поле залегли»; ветра в облике коня: «Что бежит без повода?» а также других явлений - огня, воды, грома, месяца, снега, дождя, радуги и др. Значительная группа загадок, связанная с культом птиц: красного петуха, что ассоциируется с огнем - «Сидит петух на осине, поднял вверх косицы» (Огонь и дым); золотой наседки с цыплятами - «За горами, за лесами золота наседка золотые курятка водит» (Луна и звезды); черного птицы - ночи; белой птицы - снега; седых птицы - дыма и др. Франко отмечает о таком интересном факте, что символами явлений природы служат почти исключительно домашние животные и птица (за исключением нескольких загадок, где звери нечетко прописанные), потому что «звери, с которыми человек ближайшее живет, которых нрав лучше знает, занимали самое большое место в первоначальном культе зверей, совместном в большем или меньшем размере всем народам на определенной ступени духовного развития». К третьей группе относятся антропоморфичные загадки, то есть такие, где явления природы и реалы действительности сравниваются с людьми и человеческими взаимоотношениями. Например, солнце - господин, месяц - пастух-най-пошлин; ветер - вор; месяц - чумак, заре - волы; замок - сторож и др. Они тоже унаследовали анимистичные черты, но, указывая на определенные общественные отношения и явления, является произведением более современным и удаленным от первоначальной мифологии. Подробно останавливаясь на анализе этих трех групп, Франко отмечал, что все другие загадки есть «штучными», потому что выдворены народным воображением и фантазией, а потому являются интересными с точки зрения фразеологии и языка, а не мировоззрения или содержания, заложенного в них. Их можно условно объединить в еще одну группу загадок, в которых явления или предметы сравниваются с другими явлениями или предметами. Например, снег - скатерть, ночь - покрывало, молния - коса и др. Другие классификации загадок в подавляющем большинстве построены на основе тематического, а не исторического принципа. Так, И.П. Березовский выделял следующие тематические группы: - Природа (Небо. Земля. Явления природы. Растительный мир. Животный мир); - Человек (Физическая природа человека: строение тела, жизнь и смерть. Материальное жизни человека: пища, одежда, обувь, вещи домашнего обихода); - Трудовая деятельность человека (Образование. Музыка. Обычаи и обряды. Абстрактные, общие, условные и собраны понятия. Головоломки, шарады и разнообразные вопросы); - Разные (можно выделить и другие тематические группы и подгруппы) Поэтика жанра загадок в основном характеризуется обыденными фольклорными чертами. Как уже говорилось, чаще всего они построены на основе метафоры, метонимии и развернутого параллелизма; основные механизмы - персонификация, аллегория и иносказания. В языке загадок применяются традиционные эпитеты («Густой лес, чистое поле», Волосы, лоб). Средством изображения неметафоричних загадок часто является сравнение («Белый, как перо, холодный, как льдина», Снег). Используются гиперболы («Ревнул вич на сто гор, на тысячу огородов», Гром), тавтологичные высказывания («Мур каменный склеп, склепований», «Бегунцы бегут, ревунцы ревут»). Для обозначения определенных предметов выбираются собственные названия, чаще всего человеческие имена (конь - Федько, петух - Гришко). Часто они употребляются с целью рифмы или ритмизации («Сидит Пахом на лошади верхом», Очки; «Сидит Марушка в семи полушубках, кто его раздевает, тот слезы проливает», Лук). Ритмика загадок нередко подчеркивается аллитерацию («За лесом, за редколесьем, за розсохачем бил бук бука буковым бичом», Довбня, клин, бревно) или звукоподражанием («Соломон, согодан, согодіца, собродіца, а зуб кланц», Замок и ключ). В этом примере встречается еще один распространенный в загадках прием - неологизмы, образованные на основе звуковых или образных ассоциаций. Много загадок построены на отрицании или параллелизме. «Не бросил палку, поймал не галку, скубу не перья, им не мясо, Рыба.
В стихотворных загадках используются приемы, присущие народной лирике: рифмовки, метричность, созвучность, паремия и др.: Связь загадок с другими жанрами фольклора и с письменной литературой. Загадки очень тесно связаны с другими жанрами устной словесности. Прежде всего, как уже отмечалось, генетично они связаны с мифологией - содержат элементы древних верований (анимизма, тотемизма), - а также с магией: родственные с заговорами, в которых по определенным причинам не указывается прямая название предметов или явлений, а их описательная метафорическая форма. В древнейших загадках сохранились остатки веры в магическую силу слова, поэтому иногда в древних колядках встречаются пожелания в форме загадок. Загадки обнаруживают тесную связь с народной лирикой. В календарно-обрядовой цикле они чаще всего встречаются в песнях, где представляется магическая сила. Содержание этих песен в подавляющем большинстве одинаковое. Русалка, поймав парня или девушку, обещает отпустить, если тот отгадает загадку. Варианты загадок русалок - очень разные, но однотипные. Как правило, они остаются неразгаданными, а русалка забирает «жертву» с собой. Наблюдается связь жанра и с родственной обрядностью, в частности свадебной драмой. Во многих регионах существует обычай, что жених должен отгадать ряд загадок перед тем, как к нему выведут невесту. Это - упрощенный и видоизмененный обряд, корни которого в очень древних обычаях испытания жениха перед свадьбой. Если он не выполнил предложенных задач или не отгадал загадок, то он считался недостойным невесты, и она не становилась его женой. Это зафиксировано в ряде загадок: «Солнышко-околечко, посередине живица, кто не одгадає, не будет женится» (Колесо и зеркало). Продолжение использования загадок для выявления способностей парня или девушки в добрачный период встречаем в лирических песнях о любви. Такое отгадывания загадок могло также играть роль не испытания, а гадания. Отголоски этого и других обычаев прослеживается и в эпосе. Из всех эпических жанров ближайшими к загадкам является сказки - в них используются те же приемы способа моделирования действительности (персонификация, метафора, аллегория, фантастический компонент и др.), поэтому в сказках всегда создается атмосфера загадочности. Однако и сами загадки часто используются как парадигма создания сюжета сказок. Особенно в героически-фантастическом цикле они вводятся в канву текста как один из путей испытание героя - проверка его смекалки и изобретательности, способности мыслить, анализировать различные явления действительности. Иногда в сказках загадыванием загадок ведется поединок между героем и антигероем. То есть вместо того, чтобы меряться силой, они меряются умом. Побеждает тот, кто отгадал все загадки противника. Такое решение развития сюжета сказки не является случайным. Известно, что в древности были случаи, когда два враги или даже враждебные армии, чтобы не проливать крови, «соревновались», задавая друг другу загадки. От умения угадывать их зависела дальнейшая судьба (как это отражено и в сказках). Часто тот, кто не старался угадать загадки, платил за это своей жизнью. Ведь перипетии сюжета предусматривают разгадывания тайны.
Такое серьезное отношение к этому жанру в древности привело к тому, что загадки распространены не только как элемент сказочной прозы, но и как составная часть героического исторического эпоса. Так, в думах и исторических песнях воспеваются случаи, когда турки или татары загадывают загадки пленному казаку, и, если он их отгадывает, - отпускают на волю. В исторических документах зафиксированs подобные обычаи времен средневековья: перед казнью осужденному на смерть человеку публично задавали загадки, и, если он их отгадывал, - освобождали от наказания. Как видим, загадки занимали важное место в мировоззрении и жизни людей, им предоставлялось важного магическое значение. Подобное понимание жанра находим в творчестве всех народов. Особенно важная роль отводилась загадкам в странах Азии и Ближнего Востока. В Библии упоминаются случаи поединка загадками (Самсон загадывает загадку филистимлянам). Не менее важной загадка в греческой культуре. Известный греческий миф о Сфинкс, которая убивала каждого, кто не давал ответа на загадку. Никто не выдержал этого испытания, кроме Эдипа, который победил Сфинкс мудростью, правильно ответив на загадку. На сегодня загадки почти полностью перешли в детский фольклор. Содержа в себе элемент игры, что возбуждает воображение того, кто должен отгадать загадки, захватывают детей и выполняют познавательную и развивающую функции. У многих народов этот жанр был и остается средством формирования и развития умственных способностей молодых людей, выработка способности к анализу, сопоставление явлений. Это широко используется в народной педагогике. В пространстве «загадочного» дискурса рождаются новые формы загадок: лжезагадка, антизагадка, загадка-пародия, псевдозагадка. Лжезагадка – загадка, которая так или иначе уже содержит в себе ответ (А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало. Кто остался на трубе?) Антизагадка – загадка, построенная на «провокации»: загадывание, порой длинное и подробное, не содержит в себе собственно отгадки. Ответ сопряжен с подвохом, построенном не на логике, а на внимании. Загадка-пародия – загадка, которая отталкивается от всем известной загадки: загадывание традиционное, отгадка инновационная, ироничная: Зимой и летом одним цветом (отгадка - шинель солдата). Псевдозагадка формально выглядит как вопрос загадки, но ответа в реальной действительности не существует, но возможен в контексте самого вопроса: Маленький, зелёный, ест камни (отгадка – маленький зелёный камнеежка).
|