КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРОГРАММА КУРСАТЕМА 1. Формирование понятия о фольклоре. Основные особенности устного народного творчества: устное бытование, коллективность, вариативность, синкретизм, народность, традиционность. ТЕМА 2. Система жанров русского фольклора. Ее историческое формирование. Генетическая связь жанров. Включение одних жанров в другие (песни и загадки в сказке и др.). Общие процессы в жанрах : развитие общих черт, отмирание, трансформация. Классификация жанров и ее принципы. Многообразие жизненно-бытовых и идейно-художественных функций жанров. ТЕМА 3. Фольклористика как наука. Взаимосвязь фольклористики с другими гуманитарными науками (история, этнография, социальная психология, искусствознание, литературоведение и др.). Методы и принципы изучения фольклора. История изучения и собирания фольклора в 17-18 вв. История собирания и изучения фольклора в 19 – начале 20 вв. Методологические основы школ фольклористики и научная деятельность наиболее выдающихся фольклористов. Мифологическая школа: Я.Гримм, А.Кун, М.Мюллер, Ф.Буслаев, А.Афанасьев, О.Миллер. Школа заимствования: Т.Бенфей, А.Пыпин, А.Веселовский. Финская школа: Н.Андреев, К.Крун, А.Аарне. Антропологическая школа: Э.Тейлор, Д.Фрейзер, В.Вундт. Русская историческая школа: В.Миллер, А.Майков, Ю.Соколов и Б.Соколов. Сравнительно-историческая школа (русский компаративизм): А.Веселовский. Структурализм в фольклористике, В.Пропп, Е.Мелетинский, Р.Барт, К.Леви-Стросс. Советская фольклористика: проблемы собирательской работы и научная деятельность советских фольклористов: Н.Андреев, В.Чичеров, Ю.Богатырев, Н.Никифоров, Б.Путилов и др. ТЕМА 4. Древнейший период возникновения и развития фольклора, представление о мифологическом сознании, о мифологическом пространстве и времени, основные категории, анимизм, тотемизм, фетишизм, магизм и др. Состояние фольклора в феодальную эпоху. Фольклор в эпоху капитализма, Фольклор в ХХ в. Проблема генезиса фольклора, Проблема коллективного и индивидуального в фольклоре. Генезис фольклорного синкретизма. Фольклор и проблема типологии. ТЕМА 5. Понятие о мифе и мифологии. Мифотворчество как важнейшее явление в культурной истории человечества и основной способ понимания мира первобытным человеком. Всеохватность мифологии. Мифологическое время и пространство. Соотношение мифа и ритуала. Категории мифов. Категории мифологических героев. Мифология как системное представление о мире. Мифотворчество в современную эпоху. Изучение мифа. Взаимодействие мифа и фольклора. Понятие об «архетипах». ТЕМА 6. Общая характеристика обрядовой поэзии, ее генезис. Соотношение обряда и мифологического сознания. Собирание календарной и семейной обрядовой поэзии. Зимний обрядовый цикл. Святки и магия первого дня. Русская масленица и европейский карнавал, сходство и различие, проявление народной смеховой культуры. Весенние праздники. Место анимизма в весенних обрядах. Троицко-семицкая неделя, проблемы типологии. Генезис и поэтика купальских обрядов. Эстетическая функция мифологических образов в календарной обрядовой поэзии, история их трансформации, черты двоеверия в ней. Особенности содержания, образности и стиля семейной обрядовой поэзии, ее состав. Отражение истории, быта и верований народа в свадебной обряде, место в нем обрядовой свадебной поэзии. Причитания как жанр, их генезис, поэтика, эволюция. Специфика свадебных причитаний, отражение в них мифологического сознания народа. Свадебные лирические песни. Величальные и корильные свадебные песни. Похоронных обряд как древнейший из сохранившихся семейно-бытовых обрядов, отражение в нем мифологических представлений о соотношении двух миров. Место похоронных причитаний в похоронном обряде. Рекрутские причитания как отражение новой исторической действительности в ХVIII в. и их генетическая связь с похоронными причитаниями. ТЕМА 7. Магическая природа заговора и связь заговоров с обрядами. Особенности соотношения слова и дела в заговоре. Употребление заговоров, их связь с народной медициной. Борьба церкви с заговорами и отражение в заговорах народного двоеверия. Классификация заговоров, поэтика: композиция, образная система, художественные средства. Устойчивость текстов, их бытование, отмирание как следствие эволюции народного мировоззрения. Историческое и художественное значение заговоров. Заговоры в произведениях фольклора, сказка, былина и др. Свидетельства древнерусской письменности о заговорах. Изучение и собирание жанра. ТЕМА 8. Определение пословиц и поговорок. Происхождение, поэтика и опыты классификации пословиц и поговорок: возникновение художественного приема аналогии к разным природным и культурным явлениям, композиция, ритмическая организация, тропы. Связь пословиц с речью: социально-бытовой, исторический, мифологических аспекты возникновения и функционирования пословичного суждения; многозначность пословицы. Связь поговорки с фразеологией. Собирание и изучение пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки в произведениях литературы. ТЕМА 9. Определение загадки. Генезис и поэтика загадки: загадка и миф, загадка и обряд, загадка и другие жанры фольклора; художественные средства загадки: метафора, метонимия, создание новых слов, звукоподражание, ритм, рифма и др. Социально-бытовые, исторические и мифологические аспекты возникновения и функционирования загадок. Собирание и изучение загадок. ТЕМА 10. Понятие «устная народная прозы», ее жанры, принципы жанрового деления. История собирания и изучения сказки. Классические собрания сказок: сборники А.Н.Афанасьева, И.А.Худякова, Д.Н.Садовникова, Н.Е.Ончукова, Д.К.Зеленина, Б.М. и Ю.М.Соколовых, М.К.Азадовского, А.И.Никифирова и др. Собирание и изучение русской несказочной прозы. Определение жанра сказки. Соотношение мифа и сказки. В.Пропп о генезисе сказочного жанра. Соотношение вымысла и реальности в сказке, эпоха ее возникновения, этапы формирования, истоки основных сказочных сюжетов. Исторические корни сказки. Определение поэтики сказки как целостной художественной системы. Генезис и особенности сказочной композиции. Функциональность образной системы как отражение архаических представлений о человеке и мире. Проблема типологического сходства сказочных сюжетов. Поэтика сказки и проблема личностного сознания в искусстве. Время и пространство в сказке. Опыт классификации сказочных сюжетов. Сказки о животных: генезис, поэтика, стиль. Волшебные сказки: происхождение художественного вымысла, жизненные основы архаических сюжетов. Древнейшие мотивы и их поздние трансформации. Отражение мировоззрения разных эпох в художественной ткани сказки. Социально-бытовая сказка: происхождение вымысла, его социальная и идейно-художественная природа. Жанровое определение былички. Генезис и поэтика жанра: выражение в быличках представлений о низшей демонологии; композиция былички. Принципы функционирования и трансформации быличек и бывальщин в зависимости от социально-бытовых и исторических аспектов их бытования. Жанровое определение предания (историческое предание). Тематические группы: памятные события из истории и об исторических лицах (Иван Грозный, Петр I, Степан Разин и др.), топонимические предания. Отражение народного мировоззрения в области осмысления истории: смещение реальных фактов, анахронизмы, наложение мифологических схем на восприятие истории. Отношение предания к другим жанрам устной прозы. Жанровое определение легенды. Генезис и поэтика легенды: связь с религиозным сознанием и церковной книжностью, черты двоеверия; способы создания чудесного, соотносимость легенды и волшебной сказки через легендарную фантастику. Жанр легенды как способ формирования «народного христианства», атеистических (богоборческих и еретических) учений, «народных утопий» в народном мировоззрении в эпоху средневековья и нового времени. Принципы функционирования жанра и место легенды среди других жанров фольклора. ТЕМА 10. Определение понятия «эпос», «архаический эпос», «героический эпос», основные признаки жанра. Происхождение термина «былина». История собирания и изучения былин, основные издания. Мастерство сказителей. Проблемы классификации русского героического эпоса. Периодизация развития русского героического эпоса. Проблема историзма былин. Полемика 50-60-х годов об историзме былин. Место былин в системе жанров русского фольклора. Основные сюжеты и темы былин древнейшего периода элементы мифологических представлений и черты архаического эпоса, отразившиеся в былинах древнейшего периода. Основные сюжеты и темы Киевского и Новгородского циклов. Предпосылки возникновения героического эпоса, социально-бытовые и исторические отличия, обусловившие идейно-тематические различия в ходе формирования сюжетов Киевского и Новгородского циклов. Классификация былинных сюжетов: соотношение архаических и героических элементов сюжетов Исторические корни былинной поэтики. Определения поэтики былины как целостной художественной системы. А.Скафтымов, В.Пропп, Б.Путилов о поэтике былин. Образная система былины, ее генезис и трансформация. Пространство и время в былине. Особенности композиции. Былинные герои. Былинные тропы. Проблемы вариативности былинных текстов. ТЕМА 11. Происхождение термина «исторические песни». Основные жанровые признаки исторических песен (различение жанров исторической песни, былины и баллады). История собирания и изучения исторических песен. Условия возникновения, развития и жанровой трансформации исторических песен. Принципы классификации и периодизации песен: исторический (связанный с историческим событием или историческим лицом, вынесенным в центр песенного сюжета) и идейно-тематический. Основные темы: царь и народ, национально-освободительная борьба, патриотизм. Характерные для исторической песни типы персонажей: образ идеального правителя, образ погибающего и возрождающегося героя-освободителя, народ, полководец. Жанровые разновидности русской исторической песни. Особенности поэтики исторических песен, их связь с поэтикой других жанров: былиной, лирической песней, балладой. Историческая песня как стадия развития народной эпической традиции и отражение определенного этапа исторического самосознания народа. ТЕМА 12. Определение жанра. История термина «баллада». Своеобразие русских баллад и их происхождение. Ранние баллады ХIV-ХVI вв. Поздние баллады конца ХVII – начала ХVIII вв. Народные баллады и творчество калик перехожих. Поэтика баллады: особенности композиции, драматичность, психологизм, искусство трагического, характер стиха. Русская баллада и баллады народов мира: типологическое сходство и своеобразие. Эволюция жанра в лиро-эпической традиции ХХ в. ТЕМА 13. Жанровая специфика традиционной необрядовой лирики. Собирание и изучение традиционной лирической песни. Социально-бытовая функция лирической песни, ее генетическая и идейно-тематическая связь с исторической песней, обрядовой песней, балладой. Типы классификаций народной песни: по формам бытования и исполнения, с точки зрения бытового применения, по тематике, по отношению к миру, по темпу и характеру музыкального исполнения, по социальной принадлежности и др. Поэтика лирических песен. Композиционные формы лирической песни: монологическая, диалогическая, описательная, повествовательная, смешанная. Композиционные принципы лирической песни: Психологический (художественный, поэтический) параллелизм, цепочное построение, ступенчатое сужение образов, принцип выделения и др. Песенные средства художественной выразительности: специфика песенной символики, постоянные и непостоянные эпитеты, звукопись и т.д. ТЕМА 14. Определение жанра частушки, ее генезис и поэтика. Архаическое и современное в частушке. Внутрижанровая и тематическая классификация, циклы частушек. Образ человека, предполагаемый автор и предполагаемый персонаж: обостренный интерес к личности, ирония, автоирония. Своеобразие бытования частушки. Изучение и собирание частушки. ТЕМА 15. Драматизированные исполнение эпических и лирических фольклорных произведений. Зачатки драматического действия в народных обрядах и играх. Ранние свидетельства о народных представлениях. Скоморохи. Народный кукольный театр. Вертеп. Традиции школьной драмы в содержании вертепного спектакля. Театр Петрушки. Солдатский театр. «Царь Максимилиан», «Как француз Москву брал». Крестьянский театр. Драматические действия в календарной и семейной обрядности. Масленичные игры как драматические представления. Традиции народных исторических (удалых) песен в драме «Царь Максимилиан» и «Лодка». Художественные особенности народного театра, постановка, принципы актерского исполнения, календарное приурочение спектакля. Поэтика и стиль народного театра: повторы, ритмизация речи, средства комизма – алогизм, игра слов, реализация метафоры. Способ функционирования народной драмы. Оформление народных спектаклей. Русский народный театр и международная традиция народного театра. ТЕМЫ, ЗАДАНИЯ И ЛИТЕРАТУРА Практическое занятие № 1.
|