КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. по предмету «народное художественное творчество»Стр 1 из 10Следующая ⇒ Контрольная работа по предмету «народное художественное творчество» «Основные жанры народного художественного творчества» Выполнил: студент IV курса заочного отделения «Организация и постановка КММ и ТП» Отрощенко Э.Ф. Руководитель – Афанасьева Г.В.
Тверь 2014
Оглавление Введение………………………………………………………………3 стр. Основная часть……………………………………………………….6 стр. Устное народное творчество……………………………………..6 стр. Малые жанры устного народного творчества…………………7 стр. Сказки русского народа………………………………………….21 стр. Эпические произведения устного народного творчества……25 стр. Заключение…………………………………………………………..29 стр. Список литературы……………………………………………………31 стр.
Введение Жанры народного творчества разнообразны. Фольклор включает эпос, лирику и драму. У каждого народа существуют жанры, которые являются общими для всего мирового фольклора (сказки, баллады, пословицы, поговорки, загадки и пр.). Но некоторые жанры у каждого народа имеют особые, присущие только данному народу черты (так, например, героический эпос имеет у ряда народов форму прозаического повествования с стихотворными вставками; у русских - эпической песни - былины; у испанцев - форму романса и т. д.). Этим определяется своеобразие жанрового состава национального фольклора. Русский фольклор включает в себя преимущественно эпические и лирические жанры. Главное место в русском историческом эпосе занимают героические и новеллистические песни древней Руси - былины, рассказывающие о жизни русского народа в основном в XI- XVI вв. К ним примыкают исторические песни, которые в процессе развития все больше сближаются с народной лирикой. От середины XVI в. до XIX и XX вв. исторические песни прошли большой путь и очень существенно изменились. Среди произведений народной прозы основное место в русском фольклоре занимают сказочные жанры. Русская сказка по жанровому составу не отличается от сказок других народов; отличие состоит в большем или меньшем удельном весе в сказочном репертуаре отдельных видов сказки, а также в той специфике, которая определяется особенностями русской жизни и быта, запечатленных сказкой. Так, только существованием до середины XIX в. крепостного права в России можно объяснить большое количество сатирических сказок, направленных против бар; особенностями религиозной жизни народа объясняются русские легенды о святых, антипоповские сказки и т. д. Наряду со сказками заметное место в русском фольклоре занимают сказы и предания - эпос, рассказывающий о событиях действительной жизни. Он также не остается неизменным; путь его сложен и длителен - от сохраненных древнерусской летописью преданий Киевской и Новгородской Руси до современных сказов, трудно отграничиваемых от рассказа. Обрядовая поэзия, подразделяемая на календарную и семейную, связанная с трудовой жизнью и бытовыми отношениями русской деревни, включает в себя целую группу жанров: песни, причитания, заговоры, присловья и др. Одни из этих жанров тяготеют к лирике, другие - к эпосу. Собственно лирическую поэзию в русском фольклоре представляют жанры народной песни и частушки. Лирические жанры, различные по формальным особенностям, всесторонне раскрывают личную жизнь русского человека на протяжении ряда столетий. Огромны в русском фольклоре богатства пословиц, поговорок, загадок. Эти жанры, образно и метко характеризующие явления жизни, обобщающие опыт народа, поучающие и наставляющие человека, занимают видное место в творчестве. Русский фольклор очень богат разными жанрами. Жанры фольклора - категория историческая и внеклассовая. Каждый жанр включает произведения, содержащие различные классовые тенденции, так как жанры использовались в различной социальной среде для пропаганды и утверждения разных настроений и идей. В пределах одного и того же жанра могли создаваться народные и антинародные произведения. Жанры не существуют вечно и неизменно: они возникают, развиваются и в ряде случаев отмирают, заменяются другими. Так, календарная и семейная обрядовая поэзия могла возникнуть лишь как выражение существовавших верований, как стремление магически использовать силу слова и действия. С исчезновением верований неизбежно умирает обрядовая поэзия. Героическая былина о борьбе с татарским игом закономерно возникает в древней Руси, а в последующем сохраняется как художественное наследие. Жанры рабочего фольклора возникли и развились в России только с XVIII в. в процессе формирования рабочего класса в ходе его революционной борьбы. В пореформенной России рождается жанр частушки, отвечающий потребностям быстрого отражения в песенной поэзии текущей жизни. Какой бы жанр народного творчества мы ни взяли, мы увидим, что он проходит периоды возникновения, развития, а с изменением условий бытования - разрушения, забвения, исчезновения. Это общая черта и для фольклора и для литературы. Исчезновение из устного обихода некоторых традиционных жанров не дает, однако, оснований говорить об обеднении искусства. С развитием литературы появляются многочисленные новые жанры, взаимодействие которых с традиционными вновь рождающимися жанрами фольклора обогащает искусство художественного слова. Изменения в жанровом составе фольклора и литературы - естественное следствие процесса развития художественного коллективного и индивидуального творчества. Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры. В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы.1 Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография). Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания. Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация. Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела. Фольклорные произведения анонимны. Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ".В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры. Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам. В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора. Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов. Вариант (лат. variantis – меняющийся) – каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу. Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация. Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках. Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: "фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни".
|