КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Легенды ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Легенда (от лат. Legenda - то, что должно быть прочитано или рекомендовано к прочтению) – один из прозаических жанров фольклора. В легенде фантастическое – в основе повествования. Легенды подразделяются на исторические, религиозные, бытовые и др. Легенда – прозаический эпический жанр, рассказ о событиях и лицах, повествование о прошлом. Она нередко начинается словами «Давно было ...», «Когда-то ...», «Дело было в старину...». Легенды по своей структуре представляют собой вид «небольших повестей» с неустойчивым текстом и свободной формой. Кроме того, легенды не имеют постоянных начальных и конечных формул, какими отличаются сказки. Легенды– сюжетный жанр. Но их сюжеты обычно не развернуты в сложное повествование, а малоэпизодичны, часто одноэпизодичны. Событиям, о которых повествуется в легендах, приписывается достоверность. Рассказчик и слушатели обычно верили в действительность того, о чем рассказывалось. Однако события и действия персонажей легенд явно вымышлены. Более того, в них немало фантастического. Важный элемент сюжетов в легендах – чудесное или даже чудо, совершаемое лицами, обладающими способностью волшебства. Всё это давало основу для определения легенд как рассказов с христианским религиозным содержанием. В. Я. Пропп определяет их следующим образом: «...Рассказы, содержание которых напрямую связано с христианской религией». А. Н. Афанасьев связывает легенды с «христианскими представлениями», но указывает, что «языческая старина служила обильным материалом для народной поэзии». Он высказал также мысль о том, что в русских легендах отразилось двоеверие, т.е. соединение языческих и христианских элементов. Русские народные легенды неоднородны по темам, сюжетам и персонажам. Естественно, что с их тематикой связаны и особенности сюжетов, и особенности персонажей. Это даёт возможность положить в основу классификации легенд их тематику. Русские народные легенды можно разделить на следующие тематические группы. Легенды о сотворении миры, о происхождении солнца, месяца, луны, звёзд, земли и неба. Они чаще всего связаны с библейскими мотивами, но токуют их иначе. Кроме того, в таких легендах есть немало языческих элементов. Легенды о животных, где рассказывается не только о происхождении животных, птиц и рыб, но и объясняется происхождение их особенностей: почему у зайца передние ноги коротки? Почему собака и кошка всегда ссорятся? Легенды о Боге, Христе, святых, их хождение по земле, по аду и раю, об их помощи любдям, прежде всего труженикам и бедным. Легенды о наказании злых и прощении грешников. В них рассказывается о том, как злой человек отказал в помощи несчастному или путешественнику и был за это наказан, а добрый, помогавший им, был вознаграждён. Легенды, в которых выражены ожидания и чаяния народные. Их называют социально-утопическими легендами. К ним относятся рассказы о далёкой счастливой стране, о царе, который избавит народ от страданий. Легенды с семейными мотивами, в которых повествование строится на отношениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры. Но эти отношения связываются с религиозными или суеверными понятиями. В легенде «Непрошенный сын» проклятие матерью сына приводит к гибели их обоих. В легенде «Муж и жена» супруги забывают в поле ребёнка, а когда возвращаются за ним, видят, что его нянчит леший. В легендах, как и в сказках, зло всегда наказывается. Особо стоят легенды с сатирическими мотивами. Именно они более всего близки к социально-бытовым сказкам. Эти легенды имеют определённый социальный характер. В них обычно действуют бедные крестьяне, землепашцы, которым всегда помогают святые и даже силы природы. В легенде «Чудо на мельнице» бедному крестьянину выпало счастье: он хорошо отнёсся к нищему (это был Христос) и поэтому из небольшого количества зерна намолол много муки. Святым, который часто помогает мужику-земледельцу, в легендах является Николай-чудотворец. В народе существовал культ этого святого. По типу легенды делят на религиозные и социальные.
Заключение В народном художественном творчестве, сложившемся в ходе общественной и трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, народное творчество отличается глубиной художеств, освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художеств, сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отд. мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отд. произведениях. Коллективность народного творчество, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно для всех видов народное творчество, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам народного творчества принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно - обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народное творчество непосредственно передаются из поколения в поколение. Народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества, когда всё искусство было творением и достоянием народа.С социальным развитием человечества, формированием классового общества, разделением труда постепенно выделяется профессионализированное «высокое», «учёное» искусство. Народное творчество также образует особый пласт мировой художественной культуры. В нём выделяются различные по социальному содержанию слои, связанные с классовой дифференциацией общества, но к началу капиталистического периода народное творчество повсеместно определяется как коллективное традиционное искусство трудящихся масс деревни, а затем и города. Народное творчество различных, зачастую далеко отстоящих друг от друга народов обладает множеством общих черт и мотивов, возникших в сходных условиях или унаследованных из общего источника. Вместе с тем народное творчество веками вбирало в себя особенности национальной жизни, культуры каждого народа. Оно сохранило свою животворную трудовую основу, осталось кладезем национальной культуры, выразителем народного самосознания. Это определило силу и плодотворность воздействия народное творчество на всё русское искусство, о чём свидетельствуют произведения А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова, М. И. Глинки и М. П. Мусоргского. Созданные за многие века высокие образцы народного творчества сохраняют значение вечно живого культурного наследия, сокровищницы художеств, опыта народных масс.
Список литературы: 1. Лазутин С.Г. «Ритм, лирика и рифмы пословиц». В его книге: Поэтика русского фольклора. М., 1981 г., стр148-6З 2. Митропольская Н.К. «Русские пословицы как малый жанр фольклора». Вильнюс, 1973 г. 3. Морозова Л.А. «Художественные формы пословиц». В сборнике «Вопросы жанров русского фольклора», М. 1972, стр. 3-7. «Детская литература», под редакцией А.В. Терновского, 1977 г., стр. 19-21. 4. С.Г. Лазутин «Элементы ритмичности и рифма в сказках», М., 1981 г., стр. 163-180. 5. В.П. Аникин «Русская народная сказка», М., 1977 г. «Детская литература», учебник. 6. Русские предания: история и мифология: монография Автор: Феоктистова И.К. Издательство: ОмГУ, 2011 г. 7. Народная поэзия. Былины, песни, сказки, пословицы, духовные стихи, повести Автор: Оксенов А.В. 8. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. – Л., 1974. 9. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. – Л., 1982. 10. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1977. 11. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001. 12. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М., 1975. 13. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. (Теоретические очерки). – СПб., 1993. 14. Зуева Т.В. Волшебная сказка. – М., 1993. 15. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. – М., 1981. 16. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. – М., 1958. 17. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. – М., 1977. 18. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. – М., 1963. 19. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. – М., 1965. 20. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1998. 21. Русская литература и фольклор (Конец XIX века). – Л., 1987. 22. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин // Статьи о русской литературе. – Саратов, 1958. 23. Фольклор и литература 9–11 кл. – М., 1996.
|