Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Выразительность чтения

Читайте также:
  1. V. Развитие навыков чтения И РАБОТЫ
  2. VII. АЛЕКСИЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ
  3. Беглость чтения — это такой темп, который характерен для раз­говорной речи и при котором понимание читаемого материала опере­жает его произнесение.
  4. Выразительность и ее основные условия
  5. Диалогическая речь учащихся на уроках чтения.
  6. Использование наглядных пособий и технических средств на этапах чтения.
  7. Качества полноценного навыка чтения
  8. Метод творческого чтения
  9. Методика подготовки и проведения урока внеклассного чтения в школе. Подготовка учащихся, активизация их познавательной деятельности, использование смежных видов искусств.

Выразительность чтения — это такое качество чтения, при кото­ром с помощью различных средств интонации наиболее полно пере­дается эмоциональное и смысловое содержание произведения.

Лингвисты определяют интонацию как «совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмо­ционально-волевую стороны и проявляющихся в последова­тельных изменениях высоты тона..., ритма речи..., темпа речи..., силы звучания..., внутрифразовых пауз... иобщего тембра выска­зывания»1.

Развитие навыка выразительного чтения осуществляется на уроках и во внеклассное время как на материале текстов в кни­гах для чтения, так и на основе специально подобранных уп­ражнений. Учащиеся специальной школы должны научиться владеть всеми компонентами речевой интонации, но с разной степенью осознания.

Виды и приемы работы по развитию этого навыка могут быть следующими:

1. Отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скорого­
ворок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики в
1-м классе — для выработки четкой артикуляции каждого звука,
хорошей дикции и правильного дыхания.

Для того чтобы эти упражнения были эффективны, учитель должен придерживаться утрированно четкой артикуляции одно­го изучаемого звука или оппозиционных фонем. При этом ис­ключается скандированное чтение:

Репка выросла на грядке —

Значит, все у нас в порядке.

Засела в грядке редка

Крепко-крепко. '

Хоровое чтение — для отработки умений регулировать
силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя.
Материалом для упражнений подобного рода могут служить
предложения из читаемого текста или четверостишия, использу­
емые на физкультминутках. Так, для формирования умения ре­
гулировать силу голоса в соответствии со смыслом произносимого
текста дети заучивают стихотворение, произнося его во время пауз
на уроках чтения и сопровождая движениями.

на образец, они имитируют мелодику восклицательного предло­жения (в данном случае — восходящая интонация), выделяют го­лосом, так же как учитель, два логических центра: один — громко­стью произнесения («Мама, мама!»), другой — громкостью и дли­тельностью звучания («Оса!»), соблюдают смысловую паузу между логическими центрами:

Мама, мама! || Оса!



4. Чтение по ролям, драматизация текста. Эти приемы хотя и
сложны, но эффективны, так как школьники вынуждены вступать
в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует
переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения.
Данный прием используется после тщательной подготовки, когда
дети хорошо знают содержание текста и могут его читать доста­
точно бегло.

В процессе подготовительной работы внимание школьников обращают также на то, что внутри диалога могут быть слова ав­тора и что читать их должен ученик, исполняющий эту роль. По­скольку выделение слов автора для умственно отсталых детей — дело достаточно трудное, начинать эту работу можно в 3-м классе с чтения диалогов из учебника, либо напечатанных на индивиду­альных карточках, либо написанных на доске. Слова каждого действующего лица в этом случае пишут разным цветом. Такого же цвета полоски получают ученики, которые будут исполнять определенные роли. После первого чтения сильными учащимися полоски передают другим детям; обращается внимание на недо­статки, которые присутствовали в первом чтении, и диалог вос­производится еще раз. Когда будет достигнута ориентация в тек­сте и ученики не станут прочитывать авторские слова вместе с прямой речью, их внимание вновь привлекают к книге. Школьни­ки отыскивают авторские слова в том же диалоге, но напечатан­ном в учебнике, и прочитывают его по ролям еще раз. Эти при­емы используются до тех пор, пока ученики не научатся сразу ориентироваться по книге. Для создания реальности обстановки, в которой происходит диалог действующих лиц, желательно ис­пользовать некоторые элементы сценического реквизита: детали одежды, мебели, полумаски зверей и др.



5. Специальные упражнения на формирование умения со­
знательно пользоваться некоторыми видами интонационных
средств. Методика их проведения подробно описана М.Ф. Гнез-
диловым (см. список литературы в конце главы). Следует заме­
тить, что подготовка детей к выразительному чтению должна начинаться с 1 -го класса, несмотря на то что в этот период они чи­тают по слогам. При систематической работе первоклассники к концу года могут научиться вполне осознанно соблюдать син­таксические паузы, понижать тон голоса в конце предложения, читать достаточно громко и внятно. Ряд других интонационных компонентов отрабатывается при ответах на вопросы. Детей можно тренировать в воспроизведении тона голоса в зависимо­сти от цели высказывания. Так, после чтения рассказа «Гуси» по букварю дети по заданию учителя выражают интонацией приказание или просьбу в предложении «Миша, гони их с луга!», недовольство, обиду, возмущение гусей в предложении «Гуси: га-га-га».

Во 2-м классе школьники могут, следуя за интонацией учителя, содержащейся в его вопросе, выделять голосом слово, которое в предложении является смысловым центром. Это не значит, что уже на данном этапе обучения дети сознательно работают над логическим ударением. Данное умение формируется постепенно, в процессе специальных упражнений. Внимание детей заостряют на том слове, в котором заключен ответ на вопрос. Например, работая над статьей Г.А. Скребицкого и В.В. Чаплиной «Лес осенью»1, можно провести часть урока сле­дующим образом:

Когдалес был зеленый? Ответьте одним словом.

•Летом.

•Правильно. А теперь ответьте полным предложением, вы­делив голосом слово летом. Послушайте еще раз, как я спраши­ваю: когдалес был зеленый?

Летомлес был зеленый. (Лес был зеленый летом.)

Если у школьников не получается правильное интонирование, учитель произносит предложение сам, а дети повторяют. Затем ра­бота продолжается:

Когдаберезки и клены были желтые? Как вы ответите од­ним словом?

•Осенью.

•Повторите ответ на вопрос полным предложением. Не за­будьте выделить слово осенью. Когдаберезки и клены были жел­тые?

Осеньюберезки и клены были желтые.

Посмотрите, какое слово употреблено в рассказе вместо слова осенью.

1 См.: Барская Н.М., Ильина СЮ. Книга для чтения: Учебник для 2 класса вспомогательной школы. — М., 1993. — С. 19.

- Теперь.

Как надо ответить на вопрос со словом теперь!

Теперьберезки и клены желтые.

Повторим это предложение все вместе, выделяя слово те­перь.

И т. п.

Начиная с 3-го класса, когда у учащихся в некоторой степе­ни отработан навык чтения целыми словами, навыки использо­вания интонационных средств формируют в процессе чтения самого текста. Работа над темпом и мелодикой речи, над тоном и силой голоса связывается с определением характера персона­жей, их возраста, ситуации, в которой они находятся. Школьники вместе с учителем устанавливают, в каком темпе нужно читать слова старшего брата Мороза, а в каком — младшего брата (сказка «Два Мороза»); каким тоном говорит медведь, а каким го­ворят заяц, лиса (сказка Н.М. Грибачева «Рыжие листья»); как про­износит свою просьбу Павлик — герой рассказа В.А. Осеевой «Вол­шебное слово» — до и после совета старика и т.д.

Уместно также уже с 3-го класса обращать внимание детей на авторские характеристики речи персонажей («прошептал», «вскрикнул», «испуганно произнес»), предлагать им самостоя­тельно передать при чтении указания автора.

Работа над логическими паузами очень сложна для умствен­но отсталых детей. Поэтому в младших классах специально ее не проводят. Дети соблюдают паузы по указанию учителя. Од­нако, когда искажается смысл читаемого, педагогу приходится обращать внимание класса на неправильные остановки, пока­зывать, как меняется смысл в зависимости от места паузы. На­пример, в строфе из стихотворения Е.А. Благининой «Осень»:

Разгуляется денек — В полдень сядешь на пенек, Смотришь — на припеке Прыгают сороки, —

дети часто читают без пауз словосочетание смотришь на при­пеке и, понизив голос, останавливаются в конце строки. Полу­чается разорванное предложение, первая часть которого теряет свой смысл. Во избежание этого учитель в процессе анализа за­дает детям такие вопросы: «Когда начинает припекать солныш­ко? Кого можно увидеть на припеке? Почему сороки прилетели на это место?» Далее педагог обращает внимание класса на тире после слова смотришь и поясняет, как надо при чтении передать этот знак препинания. В заключение он просит прочитать пра­вильно последние две строчки четверостишия.

Чем старше класс, тем более осознанной для детей становится работа над компонентами речевой интонации. В процессе анализа произведения устанавливается наличие логических пауз, выделя­ются слова, которые несут смысловое ударение, определяются темп чтения каждого абзаца, тон и сила голоса. Для детальной ра­боты над выразительностью чтения выбирают соответствующие произведения: стихотворения, прозаические отрывки, рекомендо­ванные программой для заучивания наизусть, эмоционально на­сыщенные короткие рассказы или небольшие фрагменты произ­ведений крупных форм.

Текст, предназначенный для работы над интонационной вы­разительностью, прежде читает учитель, затем школьники — про себя. Это дает детям возможность сориентироваться в тексте и не допустить неправильного интонирования (ошибочное про­чтение вслух в дальнейшем значительно хуже поддается коррек­ции). Анализ текста продуктивнее сочетать с выбором интона­ционных средств для его выразительной передачи. При этом учитель может строить работу разнообразнее. С целью некото­рой материализации интонационных средств, так же как в мас­совой школе, используется разметка текста или йотирование (интонация фиксируется специальными знаками, как музыка — нотами). Но поскольку возможности учащихся ограниченны, раз­метке подлежат только короткие и длинные паузы, логическое ударение. В процессе анализа намечаются тон и темп чтения. По­кажем методику работы над выразительным чтением в старших классах на примере разбора стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...» (7-й класс):

13.Чтение стихотворения учителем.

14.Чтение стихотворения учащимися про себя.

15. Беседа и разметка текста (первые пять строчек стихотво­рения написаны на доске).

 

•О каком времени года говорит поэт? (Об осени.) Какое глав­ное слово нужно выделить в этой строчке? Подчеркнем его. (Учи­тель или ученик подчеркивает одной чертой слово осенью.) По­пробуем прочитать эту строчку. (Если понадобится, учитель дает образец чтения.) Что еще надо отметить перед разбором второй строчки? (Паузу.) Какая эта пауза? (Короткая.) Она отме­чается одной вертикальной линией.

•Послушайте вторую строчку стихотворения. (Учитель прочитывает текст.) «Уж режесолнышко блистало». Какое сло­во я выделила? {Реже.) Кто мне объяснит, почему я выделила сло­во реже, а не солнышко! (Потому что это признак осени.) Подчер­кните главное слово, на которое падает логическое ударение. Прочитайте строчку с нужной интонацией. Обозначьте паузу.

 

Какое слово в третьей строчке также говорит о признаке осени? {Короче.) Выделите это слово. Прочитайте строчку. Какая пауза должна быть поставлена здесь? (Длинная.)

•Послушайте теперь две следующие строчки стихотворения:

Лесовтаинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

— Какие слова я выделила голосом? Подчеркните их. Как вы
понимаете слово обнажалась? О каком признаке осени говорит
поэт в этих двух строчках? Почему нужно выделить слова лесов и
обнажалась? Какая пауза должна быть в конце пятой строчки?
(Длинная.) Почему? Обозначьте ее. (Ставятся две черточки.) Ка­
кое еще слово непонятно вам в этом двустишии? {Сень.) Что оно
обозначает?

4. Самостоятельная работа. ,

— Возьмите простой карандаш и разметьте самостоятельно
следующие пять строчек стихотворения.

5. Анализ работы, выполненной учащимися. Учитель обраща­
ет внимание детей на слитное чтение слов приближалась довольно
скучная пора.
Выясняет, какой месяц осени описывает А.С. Пуш­
кин. Приводится доказательство. Обосновывается выделение сло­
ва ноябрь в последней строчке.

Подготовка к выразительному чтению всего стихотворения.

— Найдите слова, которые говорят об отношении поэта к осе­
ни. {Скучная пора.) Что имел в виду Пушкин под словом скучная?
Каким синонимом можно заменить это слово? {Грустная.) Каким
тоном следует читать все стихотворение? Какой темп чтения вы
выберете? (Медленный.) Почему?

16. Чтение стихотворения учителем.

17. Чтение стихотворения учащимися вслух.

18.Прослушивание стихотворения в грамзаписи. Сравнение декламации чтеца и чтения детей. Установление сходства и разли­чия. Пояснения к выявленным отличиям.

Большое значение для выработки навыка выразительного чтения имеет участие всех школьников класса в художественной самодеятельности. Привлечение детей к коллективной декла­мации для выступлений перед родителями, учениками других классов создает у них заинтересованность, помогает осознать роль работы над интонационной выразительностью. Увлеченность старшеклассников данным видом деятельности зависит не только от учителя русского языка, но и от значимости драматического кружка в школьной жизни, от личности его руководителя.

Говоря о разнообразии приемов формирования навыков чте­ния, следует подчеркнуть, что успех будет достигнут только при условии, что учитель владеет ими сам и целенаправленно готовит­ся не только к смысловому анализу произведения, но и к вырази­тельному его прочтению. Бесспорно, что расстановка логических ударений, логических и психологических пауз, выбор тона голоса во многом зависят от индивидуального восприятия текста. Вместе с тем существует ряд правил, соблюдение которых позволяет про­фессиональнее готовиться к выразительному чтению. Рассмотрим главные.

Логическому ударению подлежат:

1. Понятия, явления, действующие лица, о которых в тексте
говорится впервые.

Белка там живет ручная,

Да затейницакакая!

Белка песенкипоет

Да орешкивсе грызет... {А.С. Пушкин.)

2. Слова-противопоставления.

Пишут по белому черным,

Пишут по черномубелым... {С.Я. Маршак.)

3. Подлежащее в нераспространенном предложении.

Осеньнаступила.

Высохли цветы...{А.Н. Плещеев.)

4. Слова-перечисления.

Спят лутаи местные сады... {СВ. Смирнов.)

5. Существительное в родительном падеже при сочетании с
другим существительным.

Гусейкрикливых караван... {А.С. Пушкин.)

6. Пояснение при глаголе.

Мигомкоманда моя разбежалась... {НА. Некрасов.)

7. Прилагательные, стоящие после существительных.

Там на заре прихлынут волны

На брег песчаныйи пустой...{А.С. Пушкин.)

8. Сравнения.

Темный лес что шапкойПринакрылся чудной... {КЗ. Суриков.)

 

9. Обращение, стоящее в начале фразы.

Колобок, колобок,я тебя съем.

10. Слова, выражающие вопрос.

Ктопойдет сегодня в кино? Кто пойдет сегодняв кино?

Могут встретиться и такие случаи, когда в пределах одной строки или предложения имеются несколько слов, на которые падает логическое ударение. Тогда учитель, ориентируясь на смысл и чувство, выбирает из них приоритетное.

Ряд правил существует и в отношении выделения пауз. Ког­да логические паузы не совпадают с синтаксическими, они мо­гут быть поставлены в следующих случаях:

1. Между группами подлежащего и сказуемого.

Одна девочка | ушла из дома в лес. (Л.Н. Толстой.)

2. Перед соединительными и разделительными союзами и,
или, да.

А медведи пришли голодные | и захотели обедать. (Л.Н. Толс­той.)

3. Между группами пояснительных слов.

На перепаханных голых полях, | за деревней, | убирают спелый картофель. (И. С. Соколов-Микитов.)

Психологическая пауза, выражая различные чувства, выделяет слова:

1. Передающие напряжение.

Катится колобок по тропинке, а навстречу ему | серый волк.

2. Выражающие неожиданность, неоправданность происходя­
щего.

На пороге сидит его старуха,

А перед нею | разбитое корыто. (А. С. Пушкин.)

Неожиданность может быть обозначена словами вдруг, стой и др.Тогда эти слова также выделяются паузой.

Вдруг | заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идет пад­черица.

3. Несущие большую смысловую нагрузку.

Потом они нашли щавель, пошли собирать его и забыли | про котенка. (Л.Н. Толстой.)


Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 16; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Беглость чтения — это такой темп, который характерен для раз­говорной речи и при котором понимание читаемого материала опере­жает его произнесение. | Осознанность чтения
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты