КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Былины мифологического содержания
Эпос мифологического периода оставил след во многих былинах. Некоторые из них особенно отчетливо сохранили черты мифологического мировосприятия.
Былины о Святогоре изображают богатыря-великана: в его кармане умещается Илья Муромец вместе с конем. Святогор наделен такой непомерной силой, что его не может носить мать сыра земля, поэтому он живет в горах. Здесь Святогор находит свою мистическую смерть. С Ильей Муромцем они наезжают на огромный гроб. Святогор предлагает Илье лечь в него: будет ли впору? А этот гроб-то Ильи Муромцу да долог есть. Тогда ложится сам Святогор — та же плащаница да по нем пришла. Святогор хочет подняться, но не может. Когда Илья ударяет палицей, чтобы освободить Святогора, то от каждого удара на гробу появляются обручи железные. Святогор понимает, что к нему пришла смерть. [Гильф. Т. 1. — С. 97—100]. Иногда Святогор, умирая, передает свою силу Илье Муромцу: Припал Илья к гробнице, и дунул Святогор духом богатырским. [Рыбн. — Т. 2. — С. 291, прозаический пересказ].
Согласно другому сюжету, Святогор отправился в чисто поле гуляти и, чувствуя свою непомерную силу, стал похваляться: "Как бы я тяги нашел, так я бы всю землю поднял!" Он наехал на маленькую сумочку переметную — тягу земли, попытался ее поднять. Ухватил он сумочку обема рукама, поднял сумочку повыше колен: и по колена Святогор в землю угряз, а по белу лицу не слезы, а кровь течет. Где Святогор увяз, тут и встать не мог, тут ему было и кончение. [Рыбн. — Т. 1. — С. 453—454, прозаический пересказ].
Былевой эпос знает также монументальные женские образы. Например, в былине "Добрыня и змей" иногда появляется такой заключительный эпизод.
Добрыня нагоняет паленицу, женщину великую. Ударил своей палицей булатноей Тую паленицу в буйну голову: Паленина назад не оглянется, Добрыня на кони приужахнется. Богатырь увидел дуб толщиною шести сажен, ударил по нему своей палицей — и расшиб. Убедившись, что сила у него все no-старому, он снова догнал паленицу и ударил своей палицей булатноей. Паленица назад не оглянется. Тогда он пробует силу на дубе толщиною сажен двенадцати. Добрыня расшиб и его. Он в третий раз догнал паленицу и ударил ее.
Паленица назад приоглянется, Сама говорит таково слово: "Я думала, что комарики покусывают, Ажно русский могучий богатыри пощелкивают!"
Затем, схватив Добрыню за желты кудри, она посадила его во глубок карман и возила трое суток. Не выдержал ее конь — проговорил, что не может везти двух богатырей. В ответ паленица произнесла: "Ежели богатырь он старой, Я богатырю голову срублю; Аежели богатырь он младой, Я богатыря в полон возьму; А ежели богатырь мне в любовь придет, Я теперича за богатыря замуж пойду". Повыкинула Добрыню из карманчика — он ей понравился. Они поехали в Киев и обвенчались. [Рыбн. — Т. 1. — С. 161—162]. В другой былине ("Дунай", вариант записан от К. Романова) Дунай Иванович догнал в поле татарина. Так с татарином промолвился: — Стой ты, татарин, во чистом поле, Рыкни, татарин, по-звериному, Свисни, татарин, по-змеиному! Рыкнул татарин по-звериному, Свиснул татарин по-змеиному: Темные лесы распадались, В чистом поле камешки раскатывались, Траванька в чистом поле повянула, Цветочки на землю повысыпали, Упал Дунаюшка с добра коня.
Правда, Скоро Дунаюшка ставал на резвы ноги И сшиб татарина с добра коня... Дальше оказалось, что это был не татарин, а Настасья-королевична. [Гильф. — Т. 2. — С. 188].
Иным качеством наделен волшебный Волх Всеславьевич. Это оборотень, чудесное, сверхъестественное существо, рожденное матерью от лютого змея. Былина изображает Волха охотником и воином. Набрав дружину из семи тысяч, Волх повел ее на индейского царя — за то, что тот похвалялся разорить Киев. В походе, обернувшись серым волком, Волх побивал диких зверей; обернувшись ясным соколом, побивал диких птиц. Этим он сытно кормил свою дружину, а также богато одевал ее: в шубы соболиные, переменные шубы-то барсовые. Далее — новая череда перевоплощений. Волх — гнедой тур — золотые рога; ясный сокол; горносталъ. Это помогло ему достичь вражеского царства, перелететь через городскую стену и, подслушав разговор царя с царицею, побежать по вражеским подвалам и погребам, изгрызть тугие луки, каленые стрелы, испортить ружья огненные. Волх вернулся к своей дружине и привел ее к крепкой стене белокаменной. Но как проникнуть в город, ведь ворота — железные, караулы при них денны-нощны? Оказывается, есть подворотня дорог рыбей зуб, мудрены вырезы повырезано, а и только в вырезу мурашу пройти. Догадливый Волх обернул себя и дружину мурашками, а когда они прошли сквозь ворота — снова сделал добрыми молодцами. Вражеское царство было разбито. [К. Д. — С. 32—36].
Герои ряда былин являются змееборцами. В былине "Михай-ло Потык" эта тема оригинально разработана. Михайло женился на чудесной деве-лебеди. По уговору после ее смерти он должен за ней живой в гроб идти. Жена умирает, и Михайло опускается в ее могилу — с конем и сбруею ратною. В полночь в могиле появился огненный змей. Потык вынул саблю вострую и отсек змею голову: И тою головою змеиною учил тело Авдотьино мазати. Втапоры она, еретница, из мертвых пробужалася. [К. Д. — С. 116—120]. В другом варианте поверженная Потыком змея подземельная принесла ему живую воду, которой он оживил жену. [Гильф. — т. 1. — С. 461-492].
Две былины — "Сухмантий" и "Дунай Иванович — сват" — имеют трагическую развязку: герои гибнут и превращаются в реки. Богатырь Сухмантий поехал ко матушке Непры-реке, чтобы поймать для князя Владимира лебедь белую. Но он видит: в реке
вода с песком помутилася. Река рассказала богатырю, что к ее берегам подступила несметная вражеская сила: сорок тысячей татаровей. Днем они мостят мосты калиновы, а ночью река их разрушает. Сухмантий решился отведать силы татарския. Он выдернул из земли девяностопудовый дуб со кореньями и этим оружием побил врагов. Но его ранили три стрелы. Богатырь стрелочки каленые выдергивал, совал в раны кровавый листочки маковы — и поехал в Киев. Владимир не поверил рассказу Сухмантия о происшедшем. Сухмантий был посажен в глубок погреб, а на место боя послан Добрыня Никитич. Добрыня привез расщепленную дубину и подтвердил, что Сухмантий рассказал правду. Раскаявшийся Владимир предложил Сухмантию щедрую награду, но обиженный богатырь вышел в чисто поле, выдернул из своих ран листочки маковые — и от его крови потекла Сухман-река. [Рыбн. — Т. 2. — С. 338-344].
В былине "Дунай Иванович — сват" как заключительный эпизод изображается состязание богатыря Дуная и его жены богатырши Настасьи-королевичны. Стреляя из лука, жена оказалась более меткой. Дунай убил ее. Настасья была беременна чудесным сыном: По коленочкам-то ножки в серебри. По локоточкам-то ручки в красном золоти. По косицам у него как звезды частыя, Назаду-то него да как светел месяц. От очей-тых от него как быдто луч пекет. [Гильф. — Т. 2. — С. 109].
Дунай в отчаянии закололся копьем.
Протекла тут от них Дунай-река, А другая протекла — Настасьина... [Рыбн. — Т. 1. — С. 442]. Рассмотренные былины сохранили мифологический взгляд на действительность, который не смогли заглушить более поздние исторические наслоения.
|