КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СРЕДА БЫТОВАНИЯ ДУХОВНЫХ СТИХОВ
Духовные стихи — это такой вид народной поэзии, который всегда был странствующим, бродящим из конца в конец России, не прикрепляясь ни к какой отдельной местности. Носителями и, вероятно, создателями многих духовных стихов были колики перехожие.
Слово "калика", по общепринятому мнению, происходит от лат. caligae — так называли страннические сапоги с низким голенищем. Колики перехожие — паломники по святым местам и монастырям. А. Н. Веселовский считал, что традицию пения духовных стихов наши калики переняли от ходивших на Русь с юга богомильских странников и прочих проповедников еретических учений раннего средневековья. П. Бессонов заменил в своем известном сборнике "Калеки перехожие" слово "калики" на близкое, часто в устном произношении (при разных вариантах ударения) неотличимое от принятого в древнерусской письменности: этим он подчеркнул, что в XIX в. пение духовных стихов было "профессией" бродячих слепцов.
Паломничество в Иерусалим, Царьград (Константинополь) и другие святые места в средние века имело массовый характер. В путь отправлялись не только простолюдины. Каличьи дружины обычно возглавляли представители высших сословий, как духов-
ных, так и светских. Среди калик были люди грамотные, знакомые с церковной письменностью, по словам Г. П. Федотова, "народная интеллигенция". В древности у слова "калика" еще не было значения 'убогий, слепой, нищий' — оно приобретено позже. Быт древней дружины калик-паломников изображен в эпической песне "Сорок калик со каликою":
А из пустыни было Ефимьевы, Из монастыря из Боголюбова, Начинали колики снаряжатися
Ко святому граду Иерусалиму... Калики избирают атамана, податамана и принимают устав (заповедь):
Кто украдет или кто солжет, Али кто пустится на женский блуд, Не скажет большему атаману, Атаман про то дело проведает, — Едина оставить во чистом поле И окопать по плеча во сыру землю...
Эпическая песня называет калик удалы добры молодцы. В их изображении использованы гиперболы. Так, на подходе к Киеву калики встретили охоту князя Владимира: повтыкали в землю посохи и сумочки повесили. А далее
Скричат калики зычным голосом, — Дрогнет матушка сыра земля, С дерев вершины попадали. Под князем конь окорачился, А богатыри с коней попадали…[164]
Украинские и белорусские нищие певцы-паломники исполняли свои песни под аккомпанемент лиры или бандуры; у русских калик музыкальный аккомпанемент обычно отсутствовал. Со временем духовные стихи отчасти вошли в обычный репертуар народа, главным образом пожилых людей: в часы домашнего досуга или спокойной работы крестьяне и благочестивые горожане напевали эти произведения. Ритуально обязательным было исполнение духовных стихов в среде старообрядцев и сектантов.
|