Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Сказка как жанр




Сюжет и композиция волшебной сказки обусловлены родовым строем на той ступени его развития. Сказка перешла от более ранних эпох

Фольклор, и в частности сказка, не только единообразен, но при своем единообразии чрезвычайно богат и разнообразен.

12. Народные бытовые сказки.

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

Одной из бытовых сказок является сказка.

"Жена-доказчица".

Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: "Жил старик со старухой". Повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в сказке отводится диалогам. Герои ее – бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои "крючат" (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли ("заезочек"), рыболовные снасти в виде сачка ("морду"). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в "пестерек" и т. д.

В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.

В сказке присутствуют элементы необычного: щука в поле, заяц в воде. Но они связаны с реальными действиями старика, который остроумным способом вздумал подшутить над старухою, проучить ее, наказать за болтливость. "Он (старик – А.Ф.) щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох". Старуха всему поверила.

Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется "Жена-доказчица". И даже тогда, когда ее наказывают розгами: "растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает". Барин плюнул и прогнал старика и старуху.

Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку. Сказка отражает стихию народной речи.

13. Сказки о животных. Генезис. Анализ сюжетов сказок и образов животных.

Сказка о животных (животный эпос) — это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо играет второстепенную роль, либо занимает положение, равноценное животному.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою:

1.Дикие животные.

-Лиса.

-Другие дикие животные.

1. Дикие и домашние животные

2. Человек и дикие животные.

3. Домашние животные.

4. Птицы и рыбы.

5. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:
1.Волшебная сказка о животных

2.Басня (аполог)

3.Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных

2. Волшебная сказка о животных

3. Кумулятивная сказка о животных

4. Новеллистическая сказка о животных

5. Аполог (басня)

6. Анекдот.

7. Сатирическая сказка о животных

8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных

9. Небылицы

Сказки о животных восприняли формы вымысла из анимистического и антропоморфических представлений и понятий людей, приписывавших животным способность думать, говорить разумно действовать. При раннеродовом строе почти повсеместно была распространена своеобразная вера в родственные связи между людьми и каким-либо видом животных. Животное считалось родоначальником - тотемом.

История ,,животной,, сказки как художественного явления началась с момента ,когда прежние рассказы стали терять связи с мифическими представлениями. Мир животных в сказке стал восприниматься как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяли реальных носителей тех нравов, которые были чужды народу и осуждались им.Главными образами сказок являются Лиса-ее проделки и проказы стали основой многих сюжетов; Волк-носит черты насильника, признает только право сильных.;Медведь самый сильный, занимает самое высокое место;Зяац,лягушка, мышь выступают в сказке в роли слабых служат на посылках.

14. Стилистическое своеобразие русской сказки. Собирание и публикация народных сказок (А.Н.Афанасьев, А.И. Никифоров, И.В. Карнаухова и др.). Анализ и содержание книги "Архангельские сказки" (2002), ее значение для фольклористики.

Русские народные сказки от других сказок народов мира отличает, прежде всего, их воспитательная направленность: вспомним хотя бы знаменитую присказку о том, что сказка ложь, да в ней намек. Труд в русских народных сказках изображается не тяжкой повинностью, а почетной обязанностью каждого. В них воспеваются моральные ценности, такие как альтруизм, готовность прийти на помощь, доброта, честность, смекалистость. Они являются одним из самых почитаемых жанров российского фольклора благодаря увлекательному сюжету, открывающему читателю удивительный мир человеческих взаимоотношений и чувств и заставляющему поверить в чудо. Таким образом, русские сказки – это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор.

Книга «Архангельские сказки» содержит: Cказки о животных, Волшебные сказки, Легендарные сказки, Новеллистические сказки, Традиционные анекдоты, Сказки-прибаутки, Кумулятивные сказки, Прибаутки, Докучные сказки, Ненецкие сказки.

15. Мифологические рассказы Классификация. Основные мотивы. Духи построек, природы, болезней. Существующие указатели мифологической прозы.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ, былички, бывальщины, нар. устные рассказы, в к-рых повествуется о встречах человека с разнообразными сверхъестественными «существами», с людьми, обладающими чудодейственными способностями, с таинственными, неподдающимися объяснению, явлениями в природе, в жизни. Основу М. р. всегда составляет художественный вымысел. Его цель – не унести слушателей в воображаемый условно фантастический мир (как в волшебной сказке), а, наоборот, убедить их в достоверности существования в реальном мире созданных воображением фантастических существ, якобы имеющих возможность вмешиваться в человеческую жизнь.

М. р. можно разделить на несколько сюжетно-тематических групп: 1) о духах природы – лешем, водяном, русалках, полевике; 2) о домашних духах, т.е. «обитателях» крестьянского двора, – домовом, баннике, кикиморе; 3) о змее, чертях проклятых; 4) о людях, обладающих сверхъестественными способностями, о творящих зло ведьмах оборотнях; 5) о мертвецах, встающих из могил; 6) о чудесных кладах; 7) о предсказаниях судьбы; 8) о предзнаменованиях.

в основе М. р., где бы они ни бытовали, лежат одни и те же (или близкие, сходные) сюжетные мотивы, используется один и тот же круг традиционных образов демонологических персонажей, почти все они являются сугубо региональными, имеют местную окраску.

16. Жанровые особенности преданий. Классификации. "Указатель типов, мотивов и основных элементов преданий" Н.А. Криничной. Книга Н.А. Криничной "Предания Русского Севера" (1991).

Предание — это рассказ о прошлом, иногда очень отдаленном. Предание изображает действительность в обыденных формах, хотя при этом обязательно используется вымысел, а иногда даже фантастика. Основное назначение преданий — сохранять память о национальной истории. Предания стали записываться раньше многих фольклорных жанров, так как были важным источником для летописцев. В большом количестве предания бытуют в устной традиции и в наши дни.

Это "устная летопись", жанр несказочной прозы с установкой на историческую достоверность. Само слово "предание" означает 'сохранять'. Для преданий характерны ссылки на старых людей, предков. События преданий концентрируются вокруг исторических деятелей, которые независимо от своего социального положения предстают чаще всего в идеальном свете. Любое предание исторично в своей основе, потому что толчком к его созданию всегда служит подлинный факт: война с иноземными захватчиками, крестьянский бунт и проч. Как фольклорный жанр оно имеет право на художественный вымысел, предлагает собственную интерпретацию истории. Сюжетный вымысел возникает на основе исторического факта.

Преданиям свойственна локализация — географическая приуроченность к селу, озеру, горе, дому и т. п. Достоверность сюжета подкрепляется разнообразными материальными свидетельствами — так называемыми "следами" героя (им построена церковь, проложена дорога, подарена вещь).

Ученые выделяют разные жанровые разновидности преданий. Среди них называются предания исторические, топонимические, этногенетические, о заселении и освоении края, о кладах, этиологические, культурологические — и многие другие. Приходится признать, что все известные классификации условны, так как универсального критерия предложить невозможно. Часто предания подразделяются на две группы: исторические и топонимические. Однако историческими являются все предания (уже по их жанровой сущности); следовательно, любое топонимическое предание также исторично.

По признаку воздействия формы или содержания других жанров среди преданий выделяются группы переходных, периферийных произведений. Легендарные предания — это предания с мотивом чуда, в которых исторические события осмыслены с религиозной точки зрения. Иное явление — сказочные сюжеты, приуроченные к историческим лицам

-Древнейшие предания

-Предания о справедливом царе

-Предания о предводителях народных движений

-Предания о разбойниках и кладах

17. Несказочная проза. Легенды. Связь культурного героя мифа с образом святого в легенде. А.Н. Афанасьев "Народные русские легенды" (1859).

Произведения фольклорной несказочной прозы важны как источник информации, а в отдельных случаях еще и как назидание. Следовательно, в несказочной прозе познавательная и дидактическая функции преобладают над художественной. Несказочная проза имеет иную, нежели сказки, модальность: ее произведения приурочены к реальному времени, реальной местности, реальным лицам. В самом общем смысле можно сказать, что ее произведениям свойственна стилистическая форма эпического повествования о достоверном.

Жанры несказочной прозы не обладают той устойчивостью поэтической формы, которая присуща сказкам, поэтому обычно они определяются по характеру содержания произведений. В классическом фольклоре известны предания, легенды, демонологические рассказы.

Тематическим и сюжетным фондом несказочной прозы являются устные народные рассказы — произведения, обычно не содержащие элементов фантастики и оформленные как рассказ о современности или о недавнем прошлом.

Легенды — это прозаические произведения, в которых фантастически осмыслены события, связываемые с явлениями неживой природы, с миром растений, животных, а также людей (племена, народы, отдельные личности); со сверхъестественными существами (Бог, святые, ангелы, нечистые духи). Основные функции легенд — объяснительная и нравоучительная. Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы.

Сам термин "легенда" пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает "то, что должно быть прочитано". Церковные книги способствовали международной распространенности многих сюжетов. Вместе с тем народные письменные легенды церковь относила к "отреченным книгам", так как их содержание не вполне совпадало с официальным вероучением. Такие книги назывались апокрифами (от греч. apokryphos — "тайный").

Этиологические легендыимеют познавательный характер. В них фантастически объясняется происхождение окружающего мира, человека, а также предметов и явлений.

К религиозно-назидательным легендамотносится большое количество произведений, разнообразных по содержанию и форме. Это рассказы о Боге-отце, о Христе, об ангелах и святых; сюжетные толкования церковного календаря, имен святых; рассказы, предостерегающие от нарушения церковных запретов. Известны также легенды о святых старцах и легенды о юродивых.

Социально-утопические легендывыразили страстную, но несбыточную мечту угнетенного крестьянства о справедливом общественном устройстве. Они дошли до нас в виде слухов, фрагментарных записей, печатных или рукописных свидетельств.

К. В. Чистов выделил три тематические группы легенд:

1. «Золотой век» - группа получила свое название в соответствии с традиционными культурными представлениями о том, что это "сказочное райское время, когда всем было хорошо, когда все благодушествовали"2. Следы таких представлений обнаруживаются и в описании былинного города Галича.

2. Вера в "далекую землю" породила вторую группу легенд: о реке Дарье, о городе Игната, об Ореховой земле. Среди них одной из самых распространенных была легенда о Беловодье. Она особенно популярна была среди старообрядцев-беспоповцев. Вера в эту легенду привела к появлению среди них особой секты — бегунов.

3. Третья группа — легенды о "возвращающихся царях-избавителях". В основе этих легенд лежала общая схема сюжета: Природный царь намерен осуществить социальные преобразования в пользу крестьян. Однако боярское окружение добивается отстранения избавителя (он заточен в тюрьму; объявлен умершим и проч.). Происходит чудесное спасение избавителя. Какое-то время он вынужден скрываться или анонимно странствовать по Руси. Однако народ получает вести или же благодаря случайным встречам узнает его самого. Правящий царь пытается помешать избавителю осуществить задуманное, но безуспешно. Происходит возвращение избавителя и узнавание его народом. Избавитель воцаряется в столице, осуществляет задуманные социальные преобразования: освобождает крестьян, наделяет их землей, отменяет все повинности и проч. Он жалует своих ближайших сподвижников, наказывает изменников, незаконного царя, придворных, дворян.

18. История собирания былин (П.Н.Рыбников, А.Ф. Гильфердинг, А.А. Марков, Н.Е. Онучков и др.) Анализ одного из классических сборников былин.

БЫЛИНА– фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).

Первая запись русских эпических песен сделана в начале 17 в. англичанином Ричардом Джеймсом. Однако первый значительный труд по собиранию былин, имевший огромное научное значение, был проделан казаком Киршей Даниловым примерно в 40–60г 18 в. Собранный им сборник состоял из 70 песен. Впервые записи в неполном виде были опубликованы только в 1804 в Москве, под названием Древние Российские Стихотворения и долгое время являлись единственным собранием русских эпических песен.

Следующий шаг в изучении русских эпических песен сделал П.Н.Рыбников (1831–1885). Он обнаружил, что в Олонецкой губернии былины все еще исполняются, хотя к тому моменту этот фольклорный жанр считался мертвым. Благодаря открытию П.Н.Рыбникова представилась возможность не только глубже изучить былинный эпос, но и познакомиться со способом его исполнения и с самими исполнителями. Итоговый свод былин был опубликован в 1861–1867 под заглавием Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Четыре тома содержали 165 былин (для сравнения упомянем, что в Сборнике Кирши Данилова их было всего 24).

Далее последовали сборники А.Ф.Гильфердинга (1831–1872), П.В.Киреевского (1808–1856), Н.Е.Ончукова (1872–1942) и др., материал для которых собран, по преимуществу, в Сибири, в Среднем и Нижнем Поволжье, на Дону, Тереке и Урале (в Центральных и Южных районах былинный эпос сохранился в весьма незначительных размерах). Последние записи былин сделаны в 20–30 20 в. советскими экспедициями, путешествовавшими по северу России, а с 50-х 20 в. былинный эпос практически перестает существовать в живом исполнении, сохраняясь лишь в книгах.

19. Причины сохранения былин на Севере.

Былины сохранились в XIX веке лишь на Севере, и если бы не память поморских и олонецких сказителей, мы бы не знали имен Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Меньшую известность, но не меньшую ценность имеет другая категория находок — рукописи, сберегавшиеся в монастырях, старообрядческих скитах и крестьянских избах. Хрестоматийные памятники древнерусской литературы зачастую воспроизводятся в современных изданиях по северным спискам, а основу крупнейших рукописных собраний страны составляют книги из библиотек Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей.

Будущее традиционной культуры и исторических памятников Севера не могло оставить равнодушными дореволюционных исследователей: одни из них полагали, что при благоприятных условиях Север и впредь останется своеобразным этнографическим заповедником; другие, наблюдая постепенное угасание былинной традиции и разрушение обветшавших деревянных церквей, предрекали неминуемые потери, которые повлечет за собой скорое изменение хозяйства и образа жизни северян. Действительность превзошла даже крайне пессимистические прогнозы: стремительное разрушение памятников Севера началось уже в 1920-х годах и приобрело тотальный характер. Сегодня в Заонежье нет не только сказителей, но и самих деревень, где когда-то записывали былины и "плачи" фольклористы П.Н. Рыбников и А.Ф. Гильфердинг, как, впрочем, и тысяч других сел и деревень, возникших еще в XIV—XV веках и окончательно заброшенных к 60—70-м годам нашего столетия.
Теперь, когда облик Севера неузнаваемо изменился, надо с горечью признать, что историки недостаточно использовали те возможности, какие дало им "открытие Севера" в XIX веке. В архивы и музейные собрания попала лишь ничтожная часть древностей, большинство архитектурных памятников остались не только не исследованными, но даже не обмеренными, мало и бессистемно записывались исторические предания, народные поверья, календарные обычаи.

20. Былины мифологического цикла.

Мифологический или дохристианский цикл, богатый отголосками языческого мировоззрения, древних верований славян. Сюда относят былины о Микула Селянинович, Святогор, Вольгу Всеславича (которые отражают мотивы преданий о Киевских князей Олега и Ольгу).

История былин распадается на несколько периодов, каждый из которых дал эпосу своих героев и по-своему изобразил их деяния и подвиги. Древнейший, первый период, иначе сказать, мифологический, - это время возникновения и первоначального развития эпических песен. Определить время, когда начался этот период, трудно, но конец его приходится на 9 век..

Первый период существования былин отмечен тесными связями их с мифологией. Мифы своей образностью повлияли на эпические песни. Так было в искусстве всех народов мира. Мифологические сказки составляли «почву», «арсенал» древнейшего песенно-эпического искусства. Под мифологичностью песенно-эпических традиций надо понимать особый характер их общей сюжетной основы, сюжетных положений и ситуаций, характерные приметы стиля, а всего более – тот мифологический взгляд на действительность, который стал невозможным позднее, в эпоху развитой цивилизации.

 

21. Былины Киевского цикла.

Второй, киевский период охватывает время с 9 до середины 12 века. Эпические песни предшествующего времени в эту пору сосредоточили свое действие вокруг Киева и стольного киевского князя.

В былинах киевского цикла рассказывается об отношении богатырей с князем Владимиром. Он посылает их с разными поручениями, обращается к ним за помощью, награждает их за службу, а иногда и наказывает за «непослушание». Поручения самые разные: съездить на охоту и привезти дичь к княжескому столу; добыть для князя невесту; отвезти дань татарскому царю; выступить соперником чужеземному богатырю. Никто, кроме богатырей или даже одного определенного богатыря, не может исполнить просьбу князя.

Былины киевского цикла делятся на два разряда: 1) былины южно-русского происхождения с древним новгородским элементом и 2) былины позднейшего новгородского происхождения, приуроченные к Киеву.

В былинах киевского цикла отразилась главным образом деятельность княжеско-дружинного класса Киевской Руси в военное и мирное время. Главные сюжеты былин суть следующие: 1) военные подвиги богатырей: а) в походах против врагов, для очищения дорог, за данями, для освобождения русских пленных, б) в борьбе с погаными, осаждающими Киев, с насильниками, засевшими в Киеве и в) на заставе богатырской; 2) сватовство невест для Владимира и богатырей, причем сватовство нередко заканчивается насилием над родиной невест и увозом последних в Киев, с их согласия или против их воли; 3) удальство богатырей при дворе Владимира, проявляющиеся в разного рода состязаниях.

Былины Киевской эпохи включали в себя идеи бескорыстного добровольного и самоотверженного служения Русской земле, высоко ставили этику и мораль защитников Руси и осуждали все, что мешало ее единству и укреплению.

22. Новгородские былины. Темы, сюжеты, образы.

Со второй половины XI века, когда единое Киевское государство распадается на обособленные феодальные княжества, в наиболее крупных и культурно развитых княжествах по уже известным образцам создаются былины о местных героях-богатырях. Такие былины появились в богатом Новгороде. Здесь нет воинских подвигов, борьбы с оружием в руках за независимость. Речь идет о торговом могуществе, о соперничестве Новгорода с Москвой. В новгородских былинах отразился быт средневекового города, – например, изображаются кулачные бои – любимое развлечение древних новгородцев.

Былины новгородского цикла разрабатывают темы общественного и семейного быта. Воинская тематика киевских былин имела общерусское значение. Новгород, почти не знавший татарского ига, не разрабатывал былин с воинской тематикой. Из новгородских былин, как сказано, особенно большое значение имеют былины «Садко» и «Василий Буслаев». К новгородским былинам, по справедливому предположению В. Ф. Миллера, относится также былина о Вольге и Микуле, в которой, помимо характерных для северной Руси географических и бытовых деталей, имеется контрастное противопоставление князя-дружинника крестьянину, легко объяснимое в Новгородской Руси, в которой князь был приглашенным со стороны лицом, не имеющим права на землю

Изображение в былине о Садко купеческих пиров, похвальбы лавками с товарами заключает острые социально-бытовые характеристики. Былина разрабатывает тему чудесного избавления от нищеты. Сам по себе такой мотив мог зародиться только в среде, где недоедание-недопивание было обычным явлением

 

23. Исторические песни как жанр, их основные циклы.

Исторические песни – это эпические и лирические произведения о событиях и деятелях истории. В отличие от былин, в них действуют исторические лица – Иван Грозный, Петр I, предводители народных восстаний Степан Разин и Емельян Пугачев и др. События в песнях представляются в конкретно-историческом и реальном освещении. Исторические песни многообразны в стилевом отношении. Они объединяют произведения, сближающиеся по стилю с былиной, лирической песней, балладой и т.д. В этих песнях представлен реальный мир, населенный реальными людьми с их бытовыми проблемами.

В XIX веке жанр исторической песни постепенно приходит в забвение. В начале столетия складывали песни, посвященные Отечественной войне 1812 года. Героями этих песен являлся народ, любимый военноначальник Кутузов и казак Платов. Эти песни проникнуты патриотическим пафосом, ненавистью к захватчикам.

Циклы.

- Ранние исторические песни - это произведения о времени, когда Русь находилась под гнетом золотоордынского ига. Песни стали концентрированным выражением этого трагического периода в народной судьбе.

Исторические песни XVI в.:

Цикл песен об Иване Грозном разрабатывал тему борьбы с внешними и внутренними врагами за укрепление и объединение русской земли вокруг Москвы. Песни использовали старые эпические традиции: организация их сюжетов, приемы повествования, стилистика во многом были заимствованы из былин.

2. Цикл песен о Ермаке. Ермак Тимофеевич - донской казачий атаман - подлинно народный герой, его образ глубоко вошел в фольклор. Нарушая хронологические рамки, более поздние исторические песни приписывают Ермаку походы на Казань и Астрахань, превращают его в современника и соучастника действий Разина и Пугачева.

Исторические песни XVII в.:

1. Цикл песен о "Смутном времени"отразил острую социальную и национальную борьбу конца XVI - начала XVII в.

2. Цикл песен о Степане Разине - один из самых крупных. Эти песни были широко распространены в фольклоре - гораздо шире тех мест, где развертывалось движение 1667-1671 гг. Они жили в народной памяти в течение нескольких веков. Многие, утратив свою приуроченность к имени Разина, вошли в обширный круг разбойничьих песен.

Исторические песни XVIII в.:

1. Цикл песен о Петровском времени рассказывает о разнообразных событиях этого периода. На первый план выступают песни, связанные с войнами и военными победами русской армии. Были сложены песни о взятии крепости Азова, городов Орешка (Шлиссельбурга), Риги, Выборга и проч. В них выражалось чувство гордости за успехи, достигнутые Российской державой, прославлялось мужество русских воинов.

2. Особую группу составили песни казаков-некрасовцев. В них рассказано об уходе в 1708 г. с Дона на Кубань нескольких тысяч казаков-старообрядцев во главе с атаманом Игнатом Некрасовым, а также об их вторичйом уходе с Кубани за Дунай в 1740 г.

3. Цикл песен о Пугачевском восстании составляет сравнительно небольшое количество текстов, записанных на Урале, в Оренбургских степях и в Заволжье от потомков участников или очевидцев событий 1773—1775 гг. Однако в целом отношение к Пугачеву в песнях противоречивое: он рассматривается то как царь, то как бунтовщик.

Исторические песни XIX в.:

1. Цикл песен об Отечественной войне 1812 г. в художественном отношении очень отличается от ранних циклов. В нем уже утрачена связь с былиной и вместе с тем заметна тенденция к сближению с народной и даже книжной лирикой. Песни представляют собой солдатский рассказ о каком-то событии, которое предстает как один эпизод, не всегда достоверный.

24. Баллады. Жанровые особенности. Сюжетный состав. Новая баллада или жестокий романс.

Балла́да - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Жанровые особенности баллады:

1. Баллада как произведение эпическое имеет героев, сюжет.

2. Важную роль в раскрытии идеи играет диалог.

3. Реальное сочетается с фантастическим.

4. Баллада как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора, даёт оценку происходящему.

5. Баллада имеет композицию (завязку, кульминацию, развязку).

6. Баллада отличается богатством выразительных средств и художественных приёмов (эпитеты, инверсия, повторы, риторические вопросы и восклицания и т. д.)

Сюжеты баллад разнообразны, но большее распространение получили баллады на семейно-бытовые темы. В этих балладах главными героями, как и в сказках, являются "добрый молодец" и "красна девица". Часто в них рассказывается о несчастной любви и трагических событиях.

Немало баллад сложено и на любовную тему. К ним относится баллада "Василий и Софья", широко бытовавшая в народе. В ней осуждаются семейные патриархальные отношения, раскрываются мрачные стороны семейной жизни (мать губит сына и его возлюбленную), осуждаются трагические конфликты в семье.

В исторических балладах выделяют два сюжета: о татарском или турецком полоне и о трагических встречах родных.

Довольно большая группа баллад посвящена взаимоотношениям брата и сестры. В ряде баллад братья опекают сестру и сурово карают ее за нарушение нравственности.

Сюжет о встречах родных включает в себя баллады «Козарин», «Теща в плену у зятя».

*См.:Народные баллады/Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Д.М. Балашова. 1 изд.: М.,Л.,1963; 2 изд.: М.,1983; Фольклор Севера.Региональная специфика и динамика развития жанров.Исследования и тексты/Отв.ред. Н.В.Дранникова,А.В.Кулагина.

25. Духовные стихи (анализ текстов "Голубиная книга", "Егорий Храбрый" и др.). Книги "Стихи духовные" (1991), "Фольклор Севера" (1998).

Духо́вные стихи́ - русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты. Старинный духовный стих назывался словом пса́льма - по названию псалмов, входивших в состав Псалтири. Более поздние стихи именовались словом кант или канта.

«Голубиная книга».

В начале Стиха повествуется о том, что с небес падает на землю гигантская книга, в к-рой изложены все тайны мироздания. Основная часть Стиха представляет диалог между Волотоманом Волотомановичем и Давидом Евсеевичем, последний толкует содержание книги; диалог напоминает обмен загадками и отгадками. Сначала царь Давид Евсеевич излагает версию сотворения мира, в соответствии с к-рой мир появляется без участия божественной воли, в результате эманации света, зари, небесных светил из тела божества. Эта версия имеет параллели с мифами о творении мира из тела первочеловека, известными у разных народов. Далее следует рассказ о появлении первых людей и сословий. 3-я ч. Стиха - вопросы о сакральных элементах мироздания и мироустройства: «матерью всех городов» в Стихе обычно именуется Иерусалим, главным храмом - храм Воскресения Христа, построенный на Голгофе, главным царем - рус. царь, главной землей - Св. Русь, главной горой - Фавор, главным деревом - кипарис, потому что из него был вырезан крест, на к-ром распяли Христа. Далее Давид Евсеевич отвечает на вопросы о море, озере и реке, рыбе, птице, звере, камне, траве.

В заключительном эпизоде отдельных вариантов Стиха царь Волотоман Волотоманович рассказывает свой сон про то, как подрались 2 зайчика, один обидел другого и тот удалился «во темны леса». Давид Евсеевич толкует сон. Параллелью данному сюжету является широко распространенное в древнерус. лит-ре «Слово о правде и неправде», представляющее собой сокращение «Слова Петра черноризца о супротивении всяцем».

"Стихи духовные" (1991).

Книга выдающегося русского историка и мыслителя Георгия Петровича Федотова (1886-1951) «Стихи духовные» занимает особое положение в научной литературе о русских духовных стихах - своеобразном жанре устного творчества, возникшем в результате народной переработки текстов высокой христианской культуры. Предмет книги много шире, чем тот материал, на котором она основана. Это исключительное по тщательности исследование содержательной, мировоззренческой стороны духовных стихов дает полную картину русской версии православия.

26. Лирические песни. Классификация, система образов. "Русские песни, собранные П.В. Киреевским"(1860-1874).

Лирика - поэтический род устного художественного творчества. Лирические песни – это песни, которые выражают бытовые этические ценности, важные для самочувствия и самосознания личности. Песни используют психологически содержательные напевные свойства взволнованной речи, в мелодии и словах передают чувства и мысли, которые приложимы к переживаниям многих лиц. Они возникли на основе баллад, причитаний, свадебных песен, календарных и свадебных величаний и выразили собой усложнение поэтики. Возникновение лирических песен произошло после того, как сформировался жанр балладных песен. Песни делятся по географическому признаку (месту записи), мелодическому складу (протяжные и частые), и тематическому содержанию.

Необходимость классификации народных песен возникла как практическая задача перед составителями первых сборников. Песенные издания XVIII-XX вв. отразили сложный путь исканий в этой области.
Вопрос о классификации народных песен непростой по ряду причин. Устная форма бытования и следы древнего синкретизма привели к тому, что в народной лирике образовалось много произведений промежуточного типа: лироэпических, лирико-драматических и лирико-хореографических. Сложность классификации связана с двоякой природой песни как словесно-музыкального произведения. По характеру напева музыковеды разделяют песни на протяжные и скорые. Согласно другой классификации песни, по выраженному в них настроению, подразделялись на трагические, оптимистические, юмористические, сатирические. Песни не могут быть классифицированы и по сюжетам, ибо сюжет в них не развит. В песнях присутствуют традиционные сюжетные ситуации, но по своему смыслу они подчинены лирическому началу.

В современной филологической фольклористике проблема классификации народной лирики знает два основных подхода. Один — жанровый — был предложен Н. П. Колпаковой. На основании анализа целевой жизненной установки песен в крестьянском быту и специфики их художественно-выразительных средств исследовательница пришла к выводу о том, что весь традиционный крестьянский песенный репертуар распадается на четыре основных жанра: песни-заклинания, песни игровые, песни величальные и песни лирические.

Иной подход — тематический — сложился к рубежу XIX-XX вв. (А. И. Соболевский) и поддерживается рядом современных ученых. По тематическому принципу народную внеобрядовую лирику подразделяют на песни бытовые (любовные, семейные, шуточные), песни социального содержания (разбойничьи, солдатские) и песни крестьянских отходников — людей, временно уходивших из своих деревень на заработки (ямщицкие, чумацкие, бурлацкие).

Народные песни и сказания Киреевский начал собирать в 1831 в Московской, затем в Новгородской и Тверской губ. Некоторые из них (духовного содержания и свадебные) были изданы в 1847-56 в журналах и сборниках. При жизни материалы фольклорного собрания Петра Киреевского публиковались в ЧОИДР, «Московском сборнике», «Русской беседе» и других журналах, но были напечатаны далеко не полностью. В этой работе Киреевскому помогали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. И. Даль, Аксаковы и другие единомышленники-славянофилы.

По поручению Общества любителей российской словесности, собранные Киреевским песни были после его смерти в значительном объёме опубликованы П.А. Бессоновым в 1860 -1862 (1я часть), 1863—1868 (2-я часть) и 1870—1874 гг.(3я часть). Многие из них вошли в книгу Бессонова «Калики перехожие» (1861—1864, 6 выпусков). Впоследствии песни ещё много раз доиздавались, в том числе — в советское время (Песни, собранные П. В. Киреевским).

 

27. Поэтика лирической песни. Композиция. Ступенчатое сужение образов. Психологический параллелизм. Символика. Метафоры.

Поэтика лирических песен является общей для всех тематических групп. Свойства человеческой души переносились на природные объекты, а образы животных, растений, небесных светил указывали на того или иного героя песни, на его душевное состояние. Это не противоречило стремлению народной лирики изображать типические образы в реальной жизненной обстановке.

Психологический параллелизм — это сопоставление человеческого образа и образа из мира природы по признаку действия или состояния. Его корни — в анимистическом мировоззрении древних. Более всего человека им напоминали животные — "здесь далекие психологические основы животного аполога; но и растения указывали на такое же сходство: и они рождались и отцветали, зеленели и клонились от силы ветра. Солнце, казалось, также двигалось, восходило, садилось, ветер гнал тучи, молния мчалась, огонь охватывал, пожирал сучья и т. п. Неорганический, недвижущийся мир невольно втягивался в эту вереницу параллелизмов: он также жил". Простейший параллелизм был двучленным. Веселовский писал: "Его общий тип таков: картинка природы, рядом с нею таковая же из человеческой жизни; они вторят друг другу при различии объективного содержания, между ними проходят созвучия, выясняющие то, что в них есть общего". Из двучленного параллелизма развились многие формы образности, к нему генетически восходит система тропов: сравнения, метафоры, образы-символы, постоянные эпитеты и проч.

Фольклорная традиция всегда стремилась выразить внутреннее состояние лирического героя через внешние формы, поэтому обычно он был показан в микросюжете. Герой или героиня песни гуляет в зеленом саду, лежит израненный под ракитовым кустом, прохаживается по новой горенке, едет к любезной сударушке, поит коня или черпает воду из реки, сидит пригорюнившись, идет с горя в чисто поле, сидит в темнице, плывет по реке на кораблике и т. п. Такие повествовательные островки — своеобразные песенные константы — в живом бытовании могли взаимодействовать друг с другом, объединяться по принципу поэтической ассоциации, подчиняясь общему для них лирическому началу. Это имел в виду Ал. Григорьев, когда писал: "Одна песня наводит на другую, как-то вяжется с другою, как-то растительно цепляется за другую; одно слово в одной песне родит в памяти новую песню, одни общеэпические формы связывают несколько разнородных песен; точно так же и мотивы, по-видимому совершенно различные, льются один за другим, совершенно раздельные, а между тем связанные между собою одною общею растительною жизнию"1.


Композиция песенного текста была подчинена раскрытию его смысла, который заключался в передаче душевного состояния человека.


Иногда применялся повтор песенного сюжета, при этом, как и в кумулятивных сказках, заменялись один или несколько эле-


ментов. Если замена происходила по принципу антитезы, то сюжет был удвоенным (см. "Во поле береза стояла...": антитеза "старый муж — молодой муж"). Песни с двухчастным сюжетом могли также строиться на принципе психологического параллелизма — такой его тип принято называть развернутым. Так, в песне "Как бывало мне, ясну соколу, да времечко... "до малейших деталей повторяется весь сюжет, заменен только герой. Ясный сокол вольно летал, разбойничал — но оказался во клеточке:

Подобно соколу, добрый молодец вольно плавал по синю морю, разбойничал — но оказался во злодейке в земляной тюрьме:

В другой песне — "Ах ты, ноченька..." психологическая параллель последовательно проведена между пейзажем (темная, осенняя ночь) и портретом (задумчивая, печальная девица).


Психологический параллелизм чаще всего использовался в песенных зачинах как сигнал лирического смысла песни.

Разновидностью психологического параллелизма является параллелизм отрицательный, в котором сопоставление заменено противопоставлением:

Песня могла накапливать психологические параллели из мира природы — такой тип параллелизма Веселовский назвал многочленным.


Песенный сюжет, подобно сказочным мотивам, иногда получал утроение с нарастанием или убыванием. В песне "Что во городе было во Казани..." рассказывается о молодом чернеце, который, гуляя по городу, заходит в беседу, где сидят стары бабы, затем в беседу, где сидят молодицы, и, наконец, в беседу, где сидят красны девки — цель его поисков. Повтор сюжета мог также быть многократным, подчеркивая смысл песни. Например: разборчивая невеста долго отказывает разным женихам, находя у каждого недостатки.


Важным композиционным приемом народных песен является выявленный и описанный Б. М. Соколовым прием постепенного, или ступенчатого, сужения образов1.


В песне последовательно перечисляются образы пространственные, все более сужаясь, или члены патриархальной семьи по степени их значимости, начиная со старшего — и т. п. Б. М. Соколов писал: "...Последний наиболее "суженный" в своем объеме образ как раз с точки зрения художественного задания песни является наиболее важным. На нем-то, собственно говоря, и фиксируется главное внимание. Можно даже сказать больше того: ступенчатое нисхождение предыдущих образов имеет своей художественной функцией выявление конечного образа, стоящего на самой узкой нижней ступени ряда, с целью фиксации на нем наибольшего внимания. Вместе с тем переход от более широких образов к более узким, от общих к частным является приемом постепенного детализирования, необходимого для наибольшей конкретизации все того же конечного образа".


Б. М. Соколов назвал следующие случаи применения этого приема: изображение природы; изображение жилища; описание наряда; изображение семейных отношений; изображение социальных отношений. Ступенчато-нисходящий ряд мог располагаться в начале, в конце, в середине песни. Особенно выразительно подчеркивают смысл песни ступенчато сужающиеся концовки. Например, в рекрутской песне "Ох ты, пей-ка, моя головушка, прохладися... "богатые мужики-мироеды решают, кого отдавать в солдаты. Выбор падает на самого беззащитного — сына вдовы:


В шуточной песне "Светит, светит месяц... "герой собирается жениться на красивой девушке, но встречает препятствия в лице попа, дьякона, дьячка и проч. Он отправляется в лес на охоту, надеясь подарить всем-то им по зверю:
Песенные концовки, а иногда и зачины, могли высказывать обобщающее суждение (например: Никак невозможно мне без печали жить... — зачин; ...На чужой сторонушке — плохое житье — концовка). Из этого ясно, что песня, при всей ее эмоциональности, очень дорожила своей содержательной, смысловой стороной.


Прием ступенчатого сужения образов мог применяться несколько раз в одной песне, создавая образные ряды, которые способствовали выявлению лирического содержания (см. "Уж ты, степь, моя степь, степь Моздокская!", "Ты взойди, взойди, солнце красное...").


В песне "Уж вы, горы высокие, горы Воробьевские.." создано пять рядов ступенчато нисходящих образов. Первый ряд — пространственный: горы Воробьевские сер-горюч камешек речка быстрая — част ракитов един куст. В этом ряду пространственное содержание образов из мира природы философски осложнено тем, что каждый предыдущий образ "порождает" последующий: горы породили камень, камень — вытекающую из-под него речку, речка — один-единственный ракитов куст. На кусточке орел допрашивает ворона: где летал, кого видел; ворон рассказывает, что в диких степях Саратовских лежиттело белое.


Дальнейшее содержание песни составляет своеобразный повтор: четыре ряда одних и тех же ступенчато нисходящих образов. Убитого опла-


кивают родная матушка, родная сестра, молодая жена. Смысл повтора — подчеркнуть с нарастанием разную степень горя этих женщин. При первом упоминании они как бы равны, каждая называется ласточкой (Прилетали к телу три ласточки). При втором — женщины припали к разным по их важности частям тела убитого: матушка — к голове, сестра — к груди, жена — к ногам. При третьем — женщины плачут над убитым, но глубина горя у каждой разная: мать плачет — как река течет, сестра — как ручьи весной бежат, жена — как роса падет. Наконец, при последнем, четвертом упоминании женских образов отмечается, что их горе будет отличаться и по времени:

Разные композиционные приемы песен могли взаимодействовать. Вот пример того, как в одном песенном зачине использованы одновременно два приема: ступенчатое сужение образов + многочленный отрицательный психологический параллелизм. Их сочетание подчеркивало особенный драматизм песни об умирающем молодце:


Наряду со ступенчатым сужением образов, в народной лирике был распространен прием исключения единичного из множественного, который позволял выделить лирического героя из среды окружающих его людей.

Заметной композиционной особенностью народных песен является прием развернутой метафоры. В содержании таких метафор явно просматриваются мифологические корни. Часто повторяется развернутая метафора "смерть-свадьба". Об умирающем молодце песня сообщает:

Другая развернутая метафора содержит древние следы парти-ципации — мистического единства человекас окружающим его миром. В песне "Не далече было вот, было далече... "истомленного путника (вероятно, разбойника) захватила в дороге темная ноченька. Он просит приюта у горького кустика — полыни.
Аналогичный смысл эта метафора имеет в песне "Как за барами житье было привольное...". Угнетенные люди, доведенные До полного отчаяния, стали разбойниками:


Метафора со следами партиципации по-иному интерпретируется в семейной песне Вы раздайтесь, расступитесь, люди добрые...". Молодая женщина, выданная замуж за невежу, который любит гулять по кабакам, не пускает его — пьяного — домой:


Разновидностью развернутой метафоры является унаследованная из мифологического фольклора "формула невозможного" (ее охарактеризовал А. А. Потебня)1. Формула невозможного — это поэтический способ для выражения понятия "этого никогда не будет", "это не может случиться". В песне"Воспоил, воскормил отец сына..." отец изгоняет молодца на чужую сторону. Его провожают три сестры. Младшая спрашивает: "Ты когда ж, братец, к нам назад будешь?" Герой знает, что он не вернется, что его ждет гибель, и поэтому отвечает:

 

Возникает вопрос, почему герой еще не уехал, а уже сообщает о своей гибели. Ответом может быть только одно: лирический смысл песни. Для песни сюжет — это способ выразить печаль о безвременно погибшем молодце, показать горе его сестер. Формула невозможного встречается в песенном фольклоре разных славянских народов2.


В композиции народных лирических песен иногда использовался прием цепочного построения, основанный на поэтических ассоциациях между образами. С. Г. Лазутин так объяснил сущность этого приема: "...Отдельные картины песни связываются между собой "цепочно": последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины — первым образом третьей и т. д. Так вся песня постепенно от одной картины при помощи ее последнего образа "цепочно" переходит к следующей, пока не дойдет до самой важной картины, выражающей основное содержание песни. Образы как бы вырастают один из другого. Каждый последующий является продолжением и конкретизацией, поэтическим развитием предшествующего ему образа"1. Пример цепочного построения — песня "Никак не возможно мне без печали жить... ":


По способу передачи содержания выделяются песни-повествования и песни-раздумья. В песнях любого типа выражению лирического начала способствовали композиционные формы монолога и диалога, которые могли сочетаться с повествовательной частью, а также друг с другом.


Замечательная песня из репертуара А. И. Глинкиной "Горе мое, горе..." (песня-раздумье) построена как исполненный драматизма монолог молодой замужней женщины: ей тяжело живется. Внутри общей формы монолога развиваются и другие композиционные типы. Сначала женщина сообщает о своем горе. Затем героиня воображает свой разговор с матущ. кой — и развивается диалог:


Диалог незаметно переходит в повествовательную часть: дочка может ходить в гости к матери, пока мать жива, А как матушка умрет. Дорожка зарастет. Такая композиция передает динамику чувства героини, его переход от глубокого отчаяния к постепенному успокоению и смирению перед судьбой.

Эмоциональный настрой песен выражали многочисленные лирические обращения. Особенно часто они использовались в зачинах, нередко разрастаясь в пейзажную картину:


Другой распространенный способ эмоционального выражения — единоначатия. Они могли играть разную, иногда довольно сложную художественную роль.


В выразительной песне, приведенной Ап. Григорьевым (ее сообщил ему драматург А. Н. Островский), изображается ночная скачка разбойника, убегающего от погони. Единоначатия, а также прием синтаксического параллелизма (одинаковое построение стихов) живописно передают быстрый бег коня и то острое чувство тревоги, которое испытывает всадник, спасая свою жизнь:

Разнообразные повторы занимали в народной лирике большое место, проявляясь на всех уровнях: в композиции, в стихе, в лексике. Песенная лексика знает повторы тавтологические (темная темница, чудо чудное, тропы тропятся, струя струит, живешь-поживаешь) и синонимические (путь-дороженька; грусть-печаль-тоска; клялася ему, божилася; спится-дремлется; стучит-гремит; призадумался, пригорюнился). Лексические повторы усиливали художественное воздействие песни, углубляли ее идею. Они могли сочетаться с повторами синтаксическими, имевшими отношение к песенному ритму, к стиху:


В песне могли повторяться целые строки, что подчеркивало их музыкальное звучание. Вводились повторяющиеся ритмические частицы ( ах-да, ой-да, ой-ли, ах, эх) и рефрены (припевы). Повторялась музыкальная фраза, деля песенный текст на строфы (куплеты).

Строфика и стих народных лирических песен очень своеобразны. Ритмико-интонационная структура устной лирики зависела от музыкально-мел одического оформления текста. Куплеты народных песен содержат самое разное количество стихов: один, полтора, два, три и т. д. Стихи могли "переходить" из одного куплета в другой. Например:

 

Народные песни имели тонический стих, а также гибридные или переходные формы силлабо-тонического стиха. Протяжные песни обычно имели белый стих; если встречались рифмы, то они были только смежными, причем рифмовались одинаковые части речи. Относительная бедность протяжных песен рифмами компенсировалась за счет ассонансов и аллитераций. Песни шуточные, быстрые, напротив, украшались рифмами.


Сочетание в народной лирике широкой типизации образов с универсальным принципом аналогии между миром природы и внутренним миром человека привело к появлению устойчивых метафор. Песенная поэтика выработала свою систему иносказаний, обозначающих ее героев или состояние их души. Эти традиционные иносказания — "окаменевшие" метафоры — превратились в образы-символы. А. М. Новикова выделила символы личного характера, обозначающие отдельных героев песни, и символы общего значения, передающие "сущность жизненного явления..., народное представление о горе и радости, о счастье и о несчастье и т. д."1. Символы девушки — белая лебедушка, белая березонька, красная калина, ягода;молодца — ясный соколи-чек, ясный месяц, сизый орел, дубочек; молодой женщины — утушка луговая, серая кукушечка; мужа и жены — утка с селезнем и т. д. Символы молодости, радости и веселья —зелёный сад, зелёная роща, расцветшие цветы, цветущие деревья; символ верной любви — золотое колечко; символы печали и грусти — засохшие цветы, облетевшие деревья, темная, туманная ночь; символы горя и смерти — чёрный ворон, ракитов куст.


В создании традиционного фольклорного мира песни важную роль играли постоянные эпитеты. Они поэтически типизиро-вали русскую природу, образ человека, его семейный быт. В пес-


нях много изобразительных эпитетов, особенно относящихся к Природе и быту: березонька белая, частый осинничек, чистое поле, красная калина, светел месяц, часты звёзды, красно солнышко, шелковая трава, лазоревы цветочки, темны леса, серы волки, сине море, буйные ветры, речка быстрая, песок жёлтый, вольны пташки, зеленой сад, роща зеленая — природа; широки ворота, вороний конь, тройка серо-пегих лошадей, соболиное одеялице, тесова кро-ватушка, пуховые подушечки, висячие замки, ременный кнут, шелковой пояс, окован сундук, золота казна — быт. Лирическое начало наиболее ярко проявилось в выразительных эпитетах; многие из них относятся к образу человека: ретиво сердечушко, крепкаядумушка, буйная головушка, слеза горючая, распобедная моя головушка, люди добрые, родимая сторонушка. Ряд эпитетов можно назвать изобразительно-выразительными, так как в них одинаково значимы внешняя характеристика образа и его внутренняя оценка: добрый молодец, красные девушки, дети малые, ясны очи, резвы ножки, ясен огонечек, раночки кровавые, звончатые гусли, горькая осинка, садовый яблочек. При употреблении эпитетов в песнях часто применялась инверсия (обратный порядок слов), что подчеркивало значение эпитета:

Очень выразительны двойные эпитеты: млад-сизой орёл, мил-любезный друг, млад-ясен сокол, горе-горькая серая кукушка, нов-высок терем, бел-тонкой шатёр, бел-шелков ковёр, золот-чуден крест, част-ракитов куст, сер-горюч камешек.

В песнях применялись сравнения (Снаряжён стружок, как стрела, летит); гиперболы (Горькими слезами я весь сад потоплю, Тяжёлыми вздохами весь сад посушу), уменьшительно-ласкательные суффиксы. Особые художественные средства имели песни плясовые, шуточные и сатирические.


Поэтика традиционной крестьянской лирики богата и разнообразна. Однако в каждой конкретной песне использование приемов и средств строго регулировалось принципом достаточности. В народных песнях нет поэтических излишеств, в них все подчинено художественной гармонии, чувству меры и соразмерности, соответствующему простым, но искренним и глубоким движениям души. Н. М. Карамзин отметил, что в старинных русских песнях сохраняется "свежесть чувства, теряемая человеком с летами, а народом с веками"1.

28. Частушки как жанр народного песенного творчества. Севернорусская частушка и ее генетические истоки.

* См.: Дранникова Н.В. Севернорусская частушка и ее генетические истоки. Архангельск: Изд-во Помор. ун-та, 1997.

29. Пословицы и поговорки. Сборник В.Д. Даля "Пословицы русского народа". (1861-1879). Загадки. Генезис. Поэтика. "Загадки русского народа" (1876).

* См.: Пословицы русского народа / Сб. В.И. Даля: В 3 т. М.: Худож. лит., 1861-1879. (любое издание).

* См.: Загадки русского народа: сборник загадок, вопросов, притч и задач / Сост. Д.Н. Садовников. СПб., 1876. (любое издание)

30. Мифологическая и историческая школы в фольклористике. Работа А.А. Афанасьева. "Поэтические воззрения славян на природу" (1866-1869).

* См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1964. (любое издание) Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. М., 1897. Т. 1; 1910. Т. 2; 1924. Т. 3. (любое издание)

31. Детский фольклор. Классификация. История собирания и изучения детского фольклора.

32. Народный театр и народная драма. Анализ драм "Лодка", "Царь Максимилиан".


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 8633; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты