Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Начало правления Владимира Святославича. Защита Руси от кочевников.




После гибели Святослава в Киеве началась усобица между его сыновьями. В ходе ее Олег и Ярополк погибли, а власть в 980 г. захватил Владимир, правивший до того в Новгороде.

Владимир вошел в историю как крупнейший государствен­ный деятель раннего периода русской истории. Недаром он стал героем народных былин. При Владимире на южных рубежах начали сооружать укрепления для защиты от набегов кочевников. В них была организована сторожевая служба с привлечением луч­ших воинов со всей Руси. Народные воспоминания об этих собы­тиях легли в основу о богатырях — защитниках родной земли. Владимир не раз возглавлял походы против печенегов, воевал с западными соседями — Польшей, литовскими племе­нами.

Крещение Руси.

Главные события правления Владимира связа­ны с Крещением Руси.

Несмотря на го что в Киеве хорошо было известно христиан­ство, а многие жители уже крестились, на Руси продолжало господствовать язычество, сохранившееся с до государстве иных вре­ден. Владимир пытался приспособить язычество для нужд единого государства. В 980 г. он повелел поставить на княжеском дворе в Киеве идолов шести главных богов во главе с богом молнии и войны Перуном, покровителем дружинников. Однако отдельные земли Руси продолжали поклоняться своим богам.

Стремясь укрепить единство страны, Владимир пришел к мысли :о принятии монотеистической религии. Как повествует летопись, князь выслушал проповедников ислама, иудаизма, западного (рим­ского) и восточного (византийского) христианства. Он остано­вил свой выбор на последнем. С Византией Русь давно связывали прочные отношения.

В 988 г. Владимир захватил после длительной осады византий­ский город Корсунь (Херсонес) в Крыму. В качестве условия возвращения города империи князь потребовал в жены византий­скую принцессу Анну. До этих пор в Византии еще не было случая брака дочери правившего императора с иностранцем. Однако ви­зантийцы были вынуждены согласиться, потребовав, в свою оче­редь, крещения жениха. Владимир крестился сам и повелел крес­титься дружине и всем жителям Руси.

Первоначально христианизация Руси носила во многом фор­мальный характер. Внешнее следование церковным обрядам со­провождалось тайным или даже открытым исполнением языче­ских обрядов (двоеверие). Но в дальнейшем православие стало од­ной из основ жизни русского общества.

Русская православная церковь.

С Крещением па Русь пришла церковная организация. Правда, ее первоначальная история ма­лоизвестна. Первые летописи ничего не сообщают о главе церкви при князе Владимире и сразу после него. Предполагается, что в роли такого главы выступал священник церкви Успения Богома­тери в Киеве. Этот первый на Руси каменный храм был заложен Владимиром сразу после крещения. Он получил название Деся- тинной церкви, поскольку князь распорядился давать для его со-

- Держания десятую часть своих доходов.

Известно, что только в 1037 г. в Киеве появился митрополит Лги, присланный патриархом Константинополя. Ему подчинялись епископы отдельных земель (епархий), а тем — местные кие священники.

Большую роль стали играть монастыри. Самым известным из нихбыл Киева-Печерский монастырь, основанный в середине XI в.

монахами Антонием и Феодосией. Монастыри быстро стали цен­трами распространения грамотности, при них, как и при круп­ных храмах, создавались летописи, открывались больницы, бога­дельни. Монастыри, как правило, вели образцовое хозяйство. Многие из них постепенно превратились в крупных собственников земель.

С Крещением связано развитие просвещения и культуры на Руси. Необходимость обеспечения богослужения книгами, грамот­ными священниками вела к развитию образования. Первые школы открылись в Киеве при князе Владимире. Все шире распространя­лась на Руси письменность, созданная для славян в IX в. просве­тителями Кириллом и Мефодием. Крещение способствовало повы­шению международного авторитета Руси в ее отношениях с другими христианскими странами. Все более тесные связи устанавлива­лись между Русью и Византией — самым культурным государ­ством тогдашнего христианского мира.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты