КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История развития и становления социальной работы с семьями «группы риска» за рубежомЗадачи: 1. Определить основные этапы становления и развития социальной работы с семьей «группы риска» за рубежом. 2. Охарактеризовать основные этапы становления и развития социальной работы с семьей «группы риска» за рубежом. В современной литературе можно выделить пять периодов в истории социальной работы за рубежом: 1. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. - первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств). 2. Филантропический период (приблизительно до V вв. н.э.). 3. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.). 4. Период государственной благотворительности (до рубежа ХIХ-ХХ вв.). 5. Период социальной работы (продолжающий настоящее время) [40, с. 7]. Говоря о социальной работе за рубежом, обычно имеют ввиду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в определенных формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех странах. Только с конца XIX – начала ХХ в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официальное признание социальной работы как профессии, специальности, введение должности социального работника в официальных государственных документах осуществлено было в разных странах в разное время. Изучение зарубежного опыта социальной работы предполагает использовать ряда методов. Среди них можно выделить как общие (исторический, системного анализа, сравнения и др.), так и более частные (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.) методы. Исторический метод позволяет сравнить то, как шел процесс становления и развития благотворительности в тех или иных станах, как зарождалась и развивалась профессиональная социальная работа. Сравнительный метод позволяет выделить объекты сравнения, в том числе страны с учетом их уровня общественно-политического и социально-экономического развития. По этому признаку можно выделять страны капиталистические и некапиталистические [8, с.176]. Системный метод позволяет изучать зарубежный опыт социальной работы как целостную систему, включающую в себя, такие элементы (компоненты), как объекты и субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели социальной работы. И в этом случае возможен сравнительный анализ как систем социальной защиты отдельных стран в целом, так и отдельных наиболее важных их компонентов. Взаимосвязь страноведческого и субъектно-объектного, функционального подходов естественна и неизбежна. В то же время каждый из них может преобладать в зависимости от поставленных целей и задач изучения социальной работы. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками “группы риска“ в США строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиции; базовых программ судов по делам несовершеннолетних; базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных и специальных школ, рассчитанных на “трудных“ и осужденных подростков. Многообразные задачи и функции школьного социального работника остаются неизменными. Лучше всего охарактеризовать эту профессию, направленную на “человека в среде“, путем разбора его деятельности в определенных обстоятельствах. Используя системный подход к детям, семьям и их социальному окружению, школьный социальный работник способствует переменам во всех сферах жизни ребенка и его семьи [9, с.176]. XIX век – это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. Здесь особое внимание уделяют семье, в частности «группам риска» данной категории. Социальная работа обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая работу со взрослыми, так как воспитание и образование – процессы, сопровождающие всю жизнь человека. Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения. А социальная педагогика подразумевает скорее профилактику и внешкольное образование. Общее же в них то, что и социальная педагогика, и социальная работа ориентированы на изменение социального поведения человека и социальных отношений [10, с.67]. В социальной сфере Швейцарии значительная часть работы, совершаемой социальными работниками, направлена на осуществление педагогических действий. Благодаря этим действиям помощь, которую социальные работники оказывают, способствует тому, что их клиенты приобретают личностные характеристики, позволяющие им самостоятельно решать проблемы, возникающие в их жизни. Именно поэтому социальная работа в значительной степени является и педагогической, требует разнообразных методов воспитания. Последние тесно переплетаются с общими методами социальной работы, стали даже их постоянным компонентом. Это всегда ряд определенных действий (психических и практических), объединенных в группы – приемы которые выполняются в определенной последовательности. Социальные работники их конструируют, подбирают, реализуют на практике. Но при этом неделимой частью каждого метода являются как действия, приемы педагога (социального работника), так и действия и реакция их клиентов, независимо от того, кто они – дети или взрослые. Таким образом, каждый метод воспитания представляет собой единую целостность, в которой неразрывно связаны специфические действия, приемы двух его субъектов – воспитателя или социального работника, с одной стороны, или воспитанника или клиента – с другой [11, с.54]. Наиболее трудные проблемы, с которыми сталкиваются семьи и дети в развивающихся странах, обусловлены более общими и всеохватывающими проблемами: нищета, безработица, безземельность, недоедание, плохое здоровье, недостаток образования, неудовлетворительные санитарные условия, плохое и перенаселенное жилище, высокий уровень заболеваемости и смертности, эксплуатация детского труда и др. В плане ликвидации этих недостатков в стране было рекомендовано следующее: всем работникам, занятым одной проблемной семьей договориться о координации усилий или делегировать кому-то одному полную ответственность. Однако существующая разобщенность различных социальных служб препятствует подобному практическому решению проблемы.[15, c 233] Поэтому забота о проблемных семьях – это как раз та область, в которой социальный работник мог бы оказать существенную помощь, становясь связующим звеном не только между детьми и родителями, но и между семьей и ее окружением, особенно социальными и воспитательными службами. Первые ростки благотворительной деятельности, вдохновляемой идеями милосердия, гуманности, человечности уходят в первобытнообщинный строй. Эта особенности помощи в полной мере относится и к развитию системы социальной помощи семьям за рубежом. Так, еще Ч. Дарвин отмечал, что человек сохранил с отдаленных времен некоторого рода инстинктивную любовь и сочувствие к своим сородичам [25, с. 28]. А английский исследователь жизни аборигенов Австралии Ф. Роуз рассказывает: «Когда мужчина приносил крупное животное, его готовили и делили между всеми членами производственной группы, которая могла состоять из нескольких семей, таким образом, мясную пищу получал более широкий круг родственников» [25, с. 29]. Можно предположить, что общность постепенно формировала и другие институты поддержки людей в пределах своего родового, общинного пространства. Первоначально, возможно, это были чисто экономические мотивы, но они возникали в системных связях внутриобщинных отношений. Так, еще на стадии первобытной коммуны возникли связи между членами разных общин - дарообмен (или потлач) [35, с. 10]. Дар представлял собой переход вещей из собственности одного субъекта в собственность другого и обязательно предполагал отдар. Почти во всех древних обществах существовал социальный институт «potlach» - американский социальный антрополог Франц Боас, исследовавший быт североамериканских индейцев, определил этот термин как «система обмена дарами», такой же институт существовал и в славянских племенах [35, с. 10]. Это пример всеобщей системы дарения, в которой объединены честолюбивые стремления дарителя и получателя. Система достаточно проста: каждый дар должен быть возвращен дарителю в каком-либо виде. Это правило лежит в основе всех социальных отношений. Такая форма мирного перераспределения имущества и натуральных продуктов, выступала механизмом экономического равновесия в ситуациях социального и экономического неравенства. Институт дарения был связан с появлением излишков продуктов. Поскольку в силу неразвитости хозяйственных отношений и сохранения первобытнообщинных традиций излишки не могли быть обращены в сокровища, то общественное мнение заставляло их собственников раздавать эти излишки соплеменникам. Поводом для этого могло быть строительство нового дома, рождение, смерть, поминки и т.п. У древних египтян существовало представление о милосердии как бескорыстии и вспомоществовании нуждающимся. Письменные источники по Древнему Египту донесли до нас слова вельможи Пиопинахта: «Я давал хлеб голодному, одевал нагого», а в «Поучении Птахотепа» говорится: «Не будь алчен по отношению к родичам своим, мольбы кротких могущественнее силы» [28, с. 9]. У древних египтян уже имеется представление о милосердии - «вспомоществование» и «бескорыстие». Идеи милосердия, взаимоподдержки, благотворительной деятельности получили свое развитие в духовной культуре античного мира. Католическая церковь, оформившаяся после разделения в 1054 года христианства на западное и восточное, накопила большой опыт милосердной и благотворительной деятельности которую на Западе принято называть каритативной деятельностью. Делами милосердия и благотворительности в католицизме занимались и занимаются приходы, монастыри, монашеские ордена, благотворительные центры, разветвленная сеть различных организаций мирян. Католическая церковь органически связана с концепцией спасения - путем совершения различного рода «добрых дел» в пользу неимущих, нищих, страдающих [25, с. 22]. В католической литературе обычно подразделяются милосердные деяния на два направления - материального и духовного характера. Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности происходит под непосредственным руководством Римско-католической церкви, вплоть до Реформации в Западной Европе. К XVII веку церковь утратила свои позиции единственного благотворителя, западноевропейский мир вернулся к идеям Платона и Аристотеля. Гражданское общество берет на себя обязанности по оказанию помощи всем нуждающимся, идеология христианского милосердия была заменена идеями социальной инженерии, хотя церковно-христианская благотворительность как институт поддержки еще продолжает свою деятельность. Такой переход от церковной благотворительности к государственной был вызван многими причинами, важнейшими из которых были: а) банкротство средневековой системы бесконтрольной раздачи милостыни, приведшей к образованию профессионального нищенства; б) усложнение социальной организации общества; в) переход от натурального хозяйства к денежному [14, с. 15]. Все эти причины вызвали потребность научно-организационной помощи со стороны государства, и, начиная с XIX века, осуществляются поиски и подходы к решению важнейших социальных проблем. Параллельно с государственной системой призрения нуждающихся формировалась система благотворительных учреждений, направленных на оказание, в первую очередь, индивидуальной помощи клиентам. Так, в 1866 году в Стокгольме создается организация «открытой благотворительности» - «Общественный Союз покровительства». В 1869 году в Лондоне основывается Благотворительное общество для координации оказываемой помощи (составляется центральный каталог ходатайствующих о помощи; обращающихся за помощью связывали с организациями, которые могли им ее оказать). Подобные организации создаются и в других странах мира. К концу XIX века во многих странах существовали общественные организации для помощи различным категориям нуждающихся, в т.ч. семьям «группы риска», различные формы благотворительности частных лиц и организаций, а также благотворительная деятельность церкви. На рубеже XIX и XX вв. во многих европейских государствах (Великобритании, Германии, Нидерландах, Швеции и Франции), а также США возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности, которая развивалась наряду с благотворительными организациями. [6, с. 8] Для данного этапа развития европейской и американской цивилизации характерно то, что наряду с репрессиями включается и механизм социального маневрирования через принятие социального законодательства, и основание социальных учреждений, направленных на создание системы социальной поддержки. Долг милосердия - фундаментальный принцип всех иудео-христианских религий. Его истоки можно обнаружить в Ветхом Завете. Бог призывал к справедливости в отношении бедных - им следует воздать то, чего они лишены, - и к состраданию к ним - сочувствие должно дать им облегчение. В последующих учениях Христа и его учеников проявление милосердия стало выражением бескорыстия, которое рассматривалось в качестве характерной черты человеческого братства перед Богом. Независимо от того, ограничивалась ли благотворительная деятельность рамками определенных сект или распространялась на весь мир в целом, добродетель милосердия стала краеугольным камнем иудейской и христианской религии. Эти ценности давали западному человеку возможность обосновать и организовать свои человеческие импульсы и даже порождали благие порывы. Конечно, один из корней социальной работы в США следует искать именно здесь. На чем бы ни базировалась социальная работа (на религиозных убеждениях или на принципах гуманизма), основная ее цель - оказание помощи тем, кто в ней нуждается, - уходит своими корнями в иудео-христианские заповеди. Если говорить более конкретно, большинство современных форм социальной работы имеет в основном религиозное начало: в церковной программе, во вдохновленном церковью социальном движении или в индивидуальных проявлениях христианского и иудейского духовенства мирян, которые следуют зову своей совести. Одним из первых и результативных деятелей в области социальной работы для бедных (в т.ч. и семей «группы риска») был священник-униат Джозеф Таккерман. Его попытки улучшить условия жизни данной категории граждан были предприняты в начале XIX в. по его же собственным проектам и в конечном итоге путем организации некоего Общества милосердия более чем на полвека определили направление американской социальной работы. В 1874 г. Национальная конференция благотворительности и преображения собрала вместе предшественников будущей профессиональной социальной работы и заложила теоретические основы социального обеспечения. Конференция была созвана по инициативе советов благотворительности и преображения нескольких штатов. Советы обычно поддерживали местные богадельни, а в особо сложных и безнадежных случаях были вынуждены заниматься отношениями с властями штатов, а также финансовыми вопросами. Советы решали также, какие социальные учреждения и программы должны поддержать законодатели [19, с. 51]. В 1880 г. возникшие в ряде крупных, прогрессивно развивающихся городов, общества организации благотворительности и преображения вошли в Национальную конференцию благотворительности и преображения. Главы этих обществ вели активную деятельность в местных добровольческих благотворительных ассоциациях, воплощая принцип «положение обязывает». Основная проблема, которая все чаще возникает в этот период, связывалась с личностью нуждающегося. Подходы к личности нуждающегося оформлялись в тесной связи с существовавшей практикой помощи. Можно наблюдать, как намечается специфическое видение человека в обществе, связанное с его реальными потребностями и потребностями общества на основе социально-правовых норм. Так в научном познании появляется «человек нуждающийся», а, следовательно, начинает оформляться специфическая проблематика и иное знание о человеке [35, с. 14]. Причем характерной особенностью нового мышления является тот факт, что личность нуждающегося рассматривается не только в контексте социальной проблематики, но и неотрывно от способа помощи. Выделены объективные факторы, которые могут иметь для клиента решающее значение в изменении жизненного сценария: пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья. Различные комбинации этих факторов дают представление об особенностях субъектов, которым необходима помощь. Объектом помощи может стать только такой индивид, который помочь себе не в состоянии. Большое внимание при разработке подходов к оказанию помощи уделялось исследованию социального положения нуждающегося. В центре были вопросы условий его жизни: проживание, рента, здоровье и другие проблемы. Таким образом, начинают постепенно формироваться подходы к проблемам социальной помощи в аспекте не только их оперативных, но и долговременных задач, а это требовало определенных способов передачи накопившегося опыта, способов обобщения того знания, которое было накоплено в практической деятельности добровольных помощников, постановки перспективных задач дальнейшего развития социальной помощи. Все это удалось решить Мэри Ричмонд, известной исследовательнице социальных проблем, заложившей основы будущей теории и практики социальной работы как новой профессии и научного знания. Отправной точкой исследователей-либералов была не разработка лучшей политической экономии, способной разрешить социальные проблемы, а идея, что предшествовшая практика оказания помощи была ошибочной, обрекающей себя на неудачу [40, с. 12]. Они назвали свою концепцию научной благотворительностью, или научной филантропией. Итак, профессиональная социальная работа получила свое начало в движении пропагандистов научной благотворительности, или научной филантропии в конце XIX в. Они критически проанализировали политику различных организаций и программы, называемых в то время «благотворительность и преображение», а также систему управления ими, другими словами, деятельность местных общественных и частных агентств и учреждений штатов. История социального обеспечения в США демонстрирует увеличивающуюся роль как государственных, так и частных агентств. Можно проанализировать эту общую тенденцию в течение трех периодов: а) 1 период: 1900-1930 гг., когда тенденция действовала на уровне местных органов управления, органов управления штатов и местных частных учреждений, организованных под эгидой Общественного фонда. б) 2 период: 1930-1968 гг., когда федеральное правительство предприняло важные инициативы в области социального обеспечения. В течение этого периода значительно возросла роль федерального правительства в деле социального обеспечения. Федеральное правительство приняло ряд мер для развития системы социального обеспечения нуждающихся, инвалидов, также были претворены в жизнь и новые программы, затрагивающие сферы занятости, гражданских прав и пр. в) 3 период: начиная с 1968 года, когда движение к «государству всеобщего благосостояния» сменилось политикой консерватизма. Федеральное правительство продолжало ориентироваться на местные программы, предоставляя местному правительству федеральные фонды для удовлетворения потребностей общин в развитии, обучении рабочей силы, транспорте, образовании и сильную политическую роль. Основная цель политики - создать более рационально устроенное общество, где все будут делиться благами, источниками которых должны быть федеральные и местные власти и зажиточные граждане. При таком подходе социальное обеспечение остается общенациональным делом, но доступ к нему и возможности его расширения ограничены. Большинство других социальных потребностей должны удовлетворять, прежде всего, семья, затем благотворительность, корпорации и компании и совместно власти штатов и местные органы. Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация [22, с. 9]. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны. С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были установлены такие виды страхования как пенсии по старости, медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Продовольственная помощь осуществляется главным образом путем предоставления нуждающимся продуктовых талонов, которые предоставляются им бесплатно или по сниженным ценам.
Выводы по параграфу 1.2:
1.Становление и развитие социальной работы за рубежом прошло свои особенные этапы: архаический период благотворительности; филантропический период; период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.); период государственной благотворительности (до рубежа ХIХ-ХХ вв.); период социальной работы, который продолжается по настоящее время. 2.Сегодня практическая социальная работа представляет собой комплекс методов и навыков, базирующихся на различных знаниях и теориях. При этом в каждый определенный период возникают свои социальные вопросы, даже если удалось разрешить старые. 3.Необходимо отметить, что каждое десятилетие требует своего подхода к проблемам общества. Потребности общества - один из основных объектов деятельности социальных работников, при этом, по мере расширения кругозора социальных работников и увеличения их роли раздвигаются и границы их деятельности, охватывая все больший круг проблем общества.
|