КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Документ 10.1. Сексуальные фантазии: извращение или психологическое «афродизирующее средство»?
Среди мечтаний, которым не противится большинство людей, сравнительно большое место занимают мысли, вызывающие половое возбуждение. Время, которое человек посвящает таким сексуальным фантазиям, с возрастом вначале увеличивается. У подростков оно в среднем составляет 17% всего времени, в возрасте от 18 до 20 лет эта доля достигает 20%, а затем снижается до 8% между 28 и 35 годами и менее чем до 1% после 65 лет (Cameron, 1967). Чаще всего сексуальные фантазии сопровождают мастурбацию, не возникают они при мастурбации лишь у 20% подростков мужского пола и 10% женского (Sorensen, 1973). Для более чем половины всех мужчин и трети женщин просмотр эротических фотографий или фильмов служит стимулом к мастурбации или дополнительным источником мастурбационных фантазий.
Рис. 10.23. Эротические фантазии свойственны каждому человеку на протяжении всей жизни; они присутствуют во всех проявлениях его половой активности.
У многих мужчин и около 30% женщин эротические фантазии возникают и во время полового акта (Wolfe, 1981). Работы Крепо (Crépault) по изучению «эротического воображения» жителей Квебека выявили заметные различия между формами сексуальных фантазий у мужчин и женщин. Так. у женщин эти фантазии чаще, чем у мужчин, принимают сентиментальную окраску. Если у женщин они в первую очередь имею! Эксгибиционистский* характер (медленное раздевание), то у мужчин чаще отмечаются фантазии вуайеристского**типа (пассивное присутствие при эротических сценах, например при сценах женских гомосексуальных отношений, или созерцание раздевающейся или мастурбирующей женщины). Главным образом женщине свойственны фантазии нарциссического типа (когда она воображает, что обладает огромной сексуальной привлекательностью) или мазохистские фантазии (подвергается агрессии со стороны одного или нескольких половых партнеров); у мужчин чаще встречаются фантазии фетишистского типа (когда мужчина представляет себе женщину в одежде и с другими принадлежностями туалета, возбуждающими его воображение) или типа активного принуждения (связывание партнерши и принуждение ее к сексуальной активности). Мужчинам также свойственны и фантазии полигамного типа (сексуальная активность сразу с несколькими женщинами), оргаистические фантазии (участие в групповой сексуальной активности), фантазии орогенитального типа (фелляция, куннилингус или оральная эякуляция) или инициативистские фантазии (совращение девочки). *Объяснение этих терминов см. в главе 12. **См. раздел главы 12, посвященный психосексуальным расстройствам. Гомосексуальные фантазии отмечаются у лиц обоего пола - по данным Крепо (Crépault, 1977), у 7% мужчин и 11% женщин. То же самое можно сказать и о фантазиях, когда субъект воображает, что подвергся сексуальному принуждению (будучи связанным или не связанным), или о фантазиях, попирающих нормы христианской добродетели, когда женщина отождествляет себя с проституткой или с развратницей, а мужчина превращает ее в «объект сексуальной эксплуатации». Религия, а затем и психоанализ по разным причинам пожелали увидеть в сексуальных фантазиях извращение. По мнению Фрейда, такие фантазии отражают наличие конфликта между подавленными сексуальными импульсами и семейными или социальными запретами и, таким образом, вместе с другими сексуальными извращениями (см. гл. 12) искажают «нормальные сексуальные цели». Американский психиатр и психоаналитик Столлер полагает, что «дневные мечтания в сжатом виде отражают первичные отношения всего детства и пытаются освободить человека от имевших место в детстве фрустраций, травм и конфликтов», давая ему возможность хотя бы в своем воображении причинить зло объекту эротических фантазий. Подобная агрессивность, особенно отчетливо проявляющаяся в садо-мазохистских фантазиях, принимает в эксгибиционистских, вуайеристских фантазиях и фантазиях, попирающих нормы христианской добродетели, форму «унижения» другого человека. Напротив, по мнению других психотерапевтов, в сексуальных фантазиях нет ничего постыдного - они лишь помогают многим людям примириться со своей половой жизнью, культивируя про себя свои тайные помыслы. В этом они видят, в частности, способ легкого достижения удовольствия, и, кроме того, «мысленная подмена» позволяет человеку подготовиться к соответствующим действиям в будущем или же заменить действия, осуществить которые у него мало шансов. Таким образом, фантазии позволяют ослабить сексуальную фрустрацию, так как благодаря им можно отчасти удовлетворить желания, реализация которых находится под запретом. Мастере и Джонсон (Masters, Johnson), изучив небольшую выборку гетеросексуальных, гомосексуальных и бисексуальных женщин и мужчин, обнаружили, что уровень сексуальных фантазий был самым низким у бисексуальных мужчин, а самым высоким у лесбиянок. Другие исследования показали также, что если у лесбиянок главным предметом сексуальных фантазий бывает привычная партнерша, помещаемая в непривычную ситуацию, то у гетеросексуальных женщин в фантазиях присутствует чаще всего малознакомый мужчина. Гетеросексуальные мужчины обычно строят свои фантазии вокруг конкретной женщины, но не своей привычной партнерши. Самой обычной темой фантазий у гомосексуальных женщин и мужчин является активное принуждение, но если у мужчин оно связано преимущественно с применением физической силы, то у лесбиянок это чаще психологическое давление. Быть может, после всего сказанного о сексуальных фантазиях уместно будет вспомнить слова Столлера, что «человек не очень склонен любить, особенно в то время, когда он занимается любовью». Источники: KtitchadourianH.A., La sexualité humaine, Montréal, Les Éditions HRW, 1982. Stoller R.J., 1979, L'excitation sexuelle, Paris, Payot, 1984. Goleman D.. Bush S., „Les fantasmes sexuels", Psychologie, n 98, mars 1978, p. 33-38.
|