Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава 3. Разные грани общения 2 страница




Как вы считаете, культура объединяет или разъединяет? Сколько войн происходит на почве разных религий? Ведь это же парадоксально, когда именно религия становится причиной убийства. Вам не кажется это диким, странным, ужасным? Христиане убивают мусульман. Что это такое? Ведь и те, и другие говорят о Боге, о его любви? Это же дикость. Почему так происходит? Да потому, что на самом деле эти люди не чувствуют ни Бога, ни Любви. Говорятся только слова, представления и теоретические концепции. Слова, ставшие мертвыми, о каких-то традициях, о том, как надо молиться или кому надо молиться. Мой Бог лучше твоего Бога. Это ужасно, но ведь именно так оно и происходит. Только когда мы научимся чувствовать то, что нас всех действительно объединяет, возникнут другие взаимоотношения между людьми.

 

 

Почему обижаться легче, чем любить?

 

С обидой всё понятно. Например, родители обижаются друг на друга и показывают детям, как это надо делать. Ну, а про любовь? Ведь в обществе тоже часто говорят, что надо любить? И ведь можно показывать, как это делать. Но почему-то обижаться легче, чем любить. Почему?

— Само слово «любовь» стало очень абстрактным. Слово «любовь» употребляется в очень разных ситуациях и очень разными людьми. Насильник подходит к жертве и говорит: «Я тебя люблю, я сейчас изнасилую тебя». Палач подходит к кому-то и отрубает ему голову тоже из любви — он любит свою профессию. У него профессия такая — головы отрубать.

Что же может объединять людей, если они не знают, что это такое? Так запутались в этом слове.

— Сами слова и разъединяют людей. Ведь важно то истинное, что стоит за словами, а не они сами. Для того чтобы понять, что стоит за словом, надо идти в глубину самого себя. Только в самом себе можно узнать суть произносимых слов. Не узнав ее в себе, вы не сможете почувствовать ее и в словах. Есть много знаний, основанных на каких-то мнениях людей, которые сами чаще всего ничего толком не понимают. И есть понимание, основанное на личном опыте самопознания. Многие называют словом «любовь» желание сделать из другого человека то, что они хотят. Исходя из своих желаний, они говорят: «Я делаю это от любви к тебе, тебе будет лучше. Я знаю лучше, чем ты, что тебе надо. Я люблю тебя». Посмотрите фильмы. Именно так строятся взаимоотношения очень многих людей, которые говорят о любви. И к чему это приводит? К тому, что эти люди становятся врагами. Или один человек полностью подавляет другого и делает из него просто тряпку, которую он сам же потом выбрасывает. И всё это было названо словом «любовь». И каждая вторая фраза была «я люблю тебя, поэтому я и делаю с тобой это». Это любовь? Она приводит к чему-то радостному? Значит любовь — это что-то совсем другое. Но для того чтобы понять то — другое, нужно понять самого себя. Надо найти в себе первоисточник. Источник, который объединяет, а не разъединяет. Если то, что мы называем любовью или дружбой, на самом деле разъединяет, то это не то. Если же что-то, пусть без названия или с каким-то другим названием, объединяет нас, то это и есть любовь. Истинная любовь как лучи света раскрывает человека, делает его искренним перед собой и другими людьми.

Я думаю о том, что когда возникает возможность раскрываться другим людям, делиться своими мыслями, тем, что у тебя внутри, возникает страх, боязнь, что люди меня отвергнут.

— Когда человек начинает говорить действительно искреннее, не ссылаясь при этом на где-то прочитанное или от кого-то услышанное, у многих возникает шок, недоумение. «Разве можно быть настолько открытым?» Сами они обычно говорят очень скрытно: «Это не я говорю, это вот подруга говорит, это не про меня разговор, это про того товарища». Почему человек так боится и не уважает свои собственные чувства, свои собственные мысли, свои собственные ощущения? Почему так страшно сказать, что вы любите кого-то, если действительно это чувствуете? Сказать об этом на самом деле очень легко, если ты не чувствуешь, но очень сложно, если действительно чувствуешь. Почему людям так тяжело говорить о том, что относится к ним лично, и почему так легко говорить о чём-то или о ком-то постороннем?

Да, тяжело признаться самому себе в том, что это так и есть. Сложно по началу, во всяком случае. Потому что ты боишься самого себя. Ты боишься того, что у тебя внутри.

— Когда мы обнаруживаем что-то внутри себя, то начинаем пугаться: «А является ли это чем-то, что другие люди одобрят?» Почему мы так боимся кому-то что-то сказать откровенно? Потому что мы боимся неодобрения. И тогда продолжаем думать, что обнаружили в себе что-то нехорошее. И если вы об этом скажете, то люди не одобрять вас. Они отвергнут вас. Они перестанут хорошо относиться к вам.

 

 

«Если он уйдет от меня, то я всё потеряю…»

 

— Возможно, вы думаете: «Да, я сейчас не имею близких отношений, но хоть какие-то отношения есть. А если я искренне скажу то, что почувствовал, то у меня и этого не будет. Да, я живу с этим человеком уже пять лет. На самом деле он меня раздражает. Но это хоть какие-то отношения. Если сейчас я скажу ему что-то, что я почувствовал, то ведь он может уйти. Или разозлиться, или еще что-нибудь может случиться. Тогда я лишусь последнего». Люди пытаются просто выжить. Они не хотят Жить. Посмотрите, сейчас очень часто говорят о разных «школах выживания». Люди не говорят о жизни, они говорят о выживании. «Войны бы не было». Как долго мы жили в таком состоянии — войны бы не было. О чём здесь может быть разговор, о каком развитии, когда человеку говорят: «Делай так, а то война будет». Он говорит: «Ладно, я буду делать так. Мне нечего одеть, мне нечего поесть, но лишь бы войны не было». Ведь это же прекрасный лозунг. Кто его придумал? Как и почему он появился? Ведь социалистическое общество очень поддерживало эту идею. Она нужна и социалистическому, и капиталистическому обществу в одинаковой степени, между прочим. Холодная война между Америкой и Россией была очень выгодной для политиков. Ведь благодаря ей можно было пугать людей, а людьми, которые боятся, очень легко управлять. И когда холодная война закончилась, произошли очень большие изменения не только в России, но и в Америке. Ведь Россия была для Америки некой тенью. То, что в Америке происходило негативного, проецировалось на Россию. И наоборот. Американские политики могли спускать пар своих проблем на Россию, они говорили: «Да это всё коммунисты, это всё из-за них». А советские политики хаяли капиталистов. Но когда угроза войны с коммунистами отпала, то пошли внутренние распри. Потому что американцы лишились привычного канала для отвода собственных отходов. Любое общество ищет козла отпущения, на которое можно было бы проецировать собственные отбросы. А это существует как в масштабах государств, так и в масштабах индивидуальных отношений. Для семьи, в которой нет взаимопонимания, тоже необходим козел отпущения. Нередко семья объединяется, когда ее члены начинают вместе бороться против кого-то, например, другой семьи. Ведь политики это и используют — «разделяй и властвуй». Но этот механизм порочный. Потому что он порождает у человека иллюзию того, что нельзя говорить о своих чувствах и мыслях.

Всё-таки еще о любви. Почему человек может бояться произнести: «Я люблю тебя»? Если он произнесет такую фразу, то поймет, что говорит ее механически. Ведь любовь — это чувство, оно неконтролируемое, и может возникнуть страх в связи с тем, что вы кому-то сказали сегодня: «Я люблю тебя», а на следующий день вдруг чувство пропадет, и тогда вы будете чувствовать себя на всю жизнь обязанным.

— Давайте рассмотрим, что же стоит за тем, что вы назвали «быть обязанным». Перед тем, как сказать что-то, вы можете подумать: «Вот я сейчас скажу искренне, а ведь это могут использовать против меня. Если скажу: «Я тебя люблю», то буду должен и вести себя потом соответственно». Появляется страх. А захочу ли я сказать это и завтра, а вдруг нет? Понимаете, любовь — это чувство, а настоящее чувство не может быть под контролем ума. Как только ваш ум начинает контролировать его или как-то управлять им, используя представления «должен», «обязан», оно моментально пропадает. Существование чувства настоящей любви невозможно в среде, где есть ограничения. Оно может существовать только там, где есть безграничность. Там, где нет никаких обязательств. Оно возникает, потому что возникает, а не потому, что кто-то обязал его происходить.

Поэтому и говорят, что любовь — это страдание. Невозможно не страдать, находясь в обществе, и любить одновременно. Обязанности, чувство долга, всё это обрушивается, наваливается, и человек действительно начинает страдать.

— Традиционное общество построено на иллюзорных основах, поэтому естественному трудно выжить в нём. Если ты искренне чувствуешь — это ненормально, и тебя надо изменить в соответствии с общими нормами. Человек, понявший себя, скажет обратное: «Общество ненормально, если то, что я искренне чувствую, не может быть мной свободно высказано».

Если человек сильно привязан к обществу, он может подумать, что он сам ненормальный.

— Да. А общество делает только одно: оно постоянно привязывает к себе. Привязывает самыми разными способами. Например, оно поддерживает ваш страх, а потом пытается убедить, что хочет его устранить. Постоянно поддерживаются различные разговоры об угрозах для жизни людей, и тогда общество говорит: «Мы вам необходимы. У нас милиция, мы вас защищаем». А от кого? От самого себя. Что такое мафия? Мафия — продукт общества. И общество же порождает еще одну структуру для борьбы с мафией. Кажется, что общество — это одно, мафия — другое, а милиция нас всех защищает. А ведь всё это одно и то же. Это монстр со многими головами. Одна голова кричит: «Я убью тебя». Другая: «Не бойся, я буду тебя защищать». Но по сути это один и тот же монстр. И когда люди не понимают этого, то начинают делать то, что, например, делал Катанья в фильме «Спрут». Он обречен, потому что сам есть часть общества. Он же сам с собою и борется. Он борется не с конкретной мафией, он борется с некой энергией, с некой тенденцией общества. Полицейский и вор — две стороны одного и того же явления. Поэтому не случайно, что он пользуется теми же самыми методами, что и мафия.

Вы никогда не замечали, что полицейские и бандиты пользуются одними и теми же методами? Потому что они есть одно и то же. Я видел в цирке такую сцену. Появляются на арене два человечка и начинают бороться друг с другом. Борются, борются и никто из них не может победить другого. Потом оказывается, что это был один человек. Вот вам отличная иллюстрация к нашему разговору. Когда общество сбрасывает свои, как казалось, вначале разные обличья, то вы видите, что это одно и то же.

 

 

Искренность — это признак слабости?

 

Я насчет искренности хотела спросить. Многие считают, что когда человек раскрывается, то это признак слабости. Человек, будучи искренним, становится слабым, незащищенным. Почему так? И человек, которому раскрываются, автоматически чувствует себя сильнее и тут же проявляет силу. Общество само закрывает дорогу к любви, к раскрытию себя.

— Общество в этом не заинтересовано. До тех пор пока вы не поймете, кто и в чём заинтересован, вам будет очень трудно разобраться в происходящем. Общество заинтересовано в том, чтобы были люди-механизмы, которыми легко управлять. Вот возьмем, к примеру, организацию. Многие теории управления организациями основаны на идее «стимул — реакция». Так очень легко управлять. Автоматом легче управлять, чем свободным человеком. Если вы армейский командир и командуете «ать-два, направо, налево», то солдаты должны выполнять то, что вы им говорите. А если они скажут: «Пошел ты! Мы лучше погуляем, мы не хотим маршировать»? Чем занимаются в армии? В основном, совершенно бессмысленным повторением определенных команд. Закапывают яму, потом откапывают ее. Вы никогда не задумывались, зачем так делается. Ведь на это уходит большая часть времени солдата. Вырабатывается механизм подчинения. Только когда человек полностью подчинен, им можно манипулировать. Тогда его можно послать как пешку туда, где он должен погибнуть. И он не будет возражать. Можно конечно выдумать прекрасную теорию о защите родины. А что есть родина? Смотрите, что происходит, когда одни люди говорят: «Это — моя родина, и если что, я убью тебя за мою родину». А другие говорят: «Нет, это — моя родина, и я убью тебя за эту родину». Что же делают люди, провозглашая столь прекрасные цели? Они говорят: «Это моя родина, я люблю ее и поэтому убью тебя». Это называется патриотизм. В таком духе воспитываются люди. Что же это такое, ради чего один человек убивает другого?

Я хочу опять сказать об открытости. Когда человек раскрывается и выражает свое мнение, то он становится активным, влияющим. А закрытость — способ защиты.

— Да, когда мы говорим то, что принято говорить, то становимся не действующими лицами, а исполнителями. Когда человек говорит то, что является принятым в обществе, он является просто ис-пол-ни-те-лем. Когда он говорит то, что думает сам, то становится действующим лицом. На самом деле обществу не нужны действующие лица, ему нужны исполнители. Действующее лицо проявляет самого себя. Такой человек отталкивается от самого себя, а не от роли, которую ему навязали. От того, что он сам чувствует, что сам считает правильным, что сам понял. Но тогда вы входите в противоречие с ролью исполнителя. За всё нужно расплачиваться. Для того чтобы приобрести собственную индивидуальность, вам придется расплачиваться тем, что вы отказываетесь от роли просто исполнителя, навязанной вам кем-то. Быть просто исполнителем удобненько. Для этого не надо проявлять большое мужество и силу. Но как только человек начинает проявлять эту мужественность и силу, то они укрепляются. Как приобрести силу? Есть только один способ — проявить самого себя. И по мере того, как вы делаете это, вы получаете доступ к источнику собственной силы. Иного способа нет. Иначе вы пользуетесь не своей силой, а данной вам обществом. Она же в любой момент может быть у вас забрана за непослушание. Она используется как крючок, за который вас всегда можно потянуть. Если какой-то человек дает вам деньги просто так и говорит: «Возьми деньги, еще возьми». Вам приятно. У вас нет денег, а вам дают их, что же отказываться? Потом он приходит и говорит: «Сегодня ты будешь делать вот это, а завтра вот то. Ты пойдешь и изобьешь такого-то человека, он нам не нравится. Брал деньги, теперь делай то, что я говорю». За то, что в начале кажется легким и приятным, всегда потом придется расплачиваться. В этом мире за всё приходится расплачиваться. За собственную силу надо расплачиваться тем, что вы отдадите свою слабость. А люди очень держаться за свои слабости. За то, чтобы стать радостным, надо расплатиться тем, что отдать свой страх. И хотя многие люди говорят, что желают быть счастливыми, богатыми и всё такое, на самом деле они не хотят отпустить свое горе, они не хотят отпустить свою бедность. Вы спросите: «Как это так?» Да очень просто. Ведь быть несчастным им выгодно. Потому что если я бедненький и несчастненький, то мне будут помогать. Или, по крайней мере, я буду требовать помощи. Посмотрите, сколько людей просят милостыню. Многие из них очень неплохо живут, доходы у некоторых из них немалые. А на чём они делают свой бизнес? На жалости. Вот у него есть язва или он ее сделал, теперь в связи с этим может получать хороший доход. Этого хотят очень многие люди, но средства и способы достижения у них очень разные. «Вот я больной, и ты должен за мной ухаживать. Я больной, и потому я не буду ничего делать, мне нельзя. Ты что, хочешь моей смерти? Если я пойду работать, ты что, не понимаешь, что у меня будет инфаркт? Ты что, меня не любишь?» — «Ну, ладно, сиди дома». Люди извлекают из своих несчастий извращенную пользу. Это приводит к тому, что они теряют личную силу.

 

 

Откуда взялись ваши потребности?

 

Мы сейчас говорили о том, что общество делает с людьми. Оно прививает им заданную мораль, культуру, заставляет их выполнять какие-то правила. Я всё же возвращаюсь к корням. Откуда это, почему всё так получается? Я беру на себя смелость утверждать, что всё исходит из потребностей человека и необходимости их удовлетворения.

— Да, это действительно так.

У каждого есть потребности, и если человек берется играть в игры общества, то потому, что ему обещают их удовлетворить. Если он это не делает, его потребности не удовлетворяются. Вот где корень лежит.

— Совершенно верно, именно потребности. Мы о них уже не раз говорили. Например, маркетинг занимается исследованием потребительской сферы. Весь бизнес основан на том, чтобы выявлять различные потребности человека и удовлетворять их с пользой для себя. Говорят: «Спрос рождает предложение». При социализме не было общеизвестных публичных домов. А спрос был. Теперь такой спрос начал удовлетворяться и в России легально. Сколько предложений всяких посвящено именно этой потребности. Девочки по вызову и всё такое… Любое развитое общество — это общество потребителей. Оно заинтересовано не только в том, чтобы их удовлетворить, но и в том, чтобы их воспитывать. Посмотрите, на что направлена реклама. Она направлена на то, чтобы сформировать определенные потребности. И тот, кто их лучше сформирует, тот и будет большие барыши получать. Умники от бизнеса очень хорошо это понимают. Они воспитывают потребителя с самого детства. Например, фирма «Кока Кола» финансирует детские передачи, внедряя в них свою рекламу. Ребенок с детства усваивает, что самая лучшая фирма — это «Кока Кола» и пить надо только то, что выпускает она. Определенные потребности формируют именно те, кому это выгодно. Они исходят из собственной выгоды. Но кто определяет эти потребности, кто и как их формирует? Вот в чём большой вопрос. Все ли потребности, которые, так сказать, удовлетворяются обществом, являются для человека действительно необходимыми. Это тоже большой вопрос. И еще есть один очень важный вопрос. А удовлетворяются ли при этом истинные человеческие потребности и насколько они вообще осознаются большинством людей? Вы можете сказать, что да, они удовлетворяются, ведь есть всякие религиозные конфессии. Но посмотрите непредвзято, как обычно это делается. У многих из них всё так же поставлено на основу бизнеса, только уже духовного. Как церковь создает своего потребителя? Например, она утверждает, что человек греховен от своего рождения. Ты родился уже с грехом, ты уже греховен. А жить-то всё равно придется, раз уж родился. Какие-то люди не обращают на это внимание, какие-то начинают задумываться о том, почему они так несчастливы. Церковь утверждает, что из-за первородного греха. И что вам теперь с ним делать? Иди в церковь и помолись о прощении. С точки зрения бизнеса очень выгодно продавать индульгенции. Человек нагрешил, но покупает индульгенцию, и ему сразу отпущение всех грехов, да еще и на будущее. Смотрите, какой хороший бизнес. У любого человека есть духовные потребности, иногда их называют совесть. Почему человек ощущает грех? Потому что у него выработано некое представление, называемое совестью. Причем выработано тем же самым обществом. Причем грехом в разных обществах называют разные вещи. В одном обществе что-то может быть грехом, а в другом — очень большим достоинством. Например, большой грех убить человека, а в то же время если ты убьешь врага на войне, то это большая заслуга перед Родиной. А не является ли это одним и тем же? Была отнята человеческая жизнь. Разве это не величайший грех? Но общество оправдывает его, говоря о защите родины. А кто вообще затеял войну? Об этом власть предержащие говорить не любят. Так что потребности формируются определенным образом. Истинные потребности, которые существуют в человеке и ведут его к эволюции, у большинства людей даже не вскрываются, потому что общество не заинтересовано в этом. Поэтому миллионы долларов тратятся на рекламу «сникерсов» и всяких остальных подобных штучек, и почти никто и ничего не делает в плане того, чтобы люди начали понимать, кто же они есть на самом деле. Потому что если многие люди поймут, кто же они есть на самом деле, то большая часть того, что они считают сейчас суперважным, уже не будет таким. Но заинтересовано ли в этом общество?

Вы сейчас говорили о вечных и как бы искусственно созданных потребностях. А вот какие-то первичные потребности: материальные или, как вы говорите, духовные? Как с ними? Например, маленькому мальчику говорят: «Веди себя прилично». — «А как это?» — «Не бегай, сиди смирно». — «Не буду». — «Не будешь, останешься без обеда». Или духовные потребности: «Веди себя хорошо». — «Не хочу». — «Ах, так, тогда не буду тебя любить». То есть потребность признания, как минимум, здесь не удовлетворяется. Я говорил об этих потребностях. Они лежат в основе. Это рычаги, через которые человека можно заставить что-то делать.

— Мы уже говорили о том, что существуют три основных группы личностных потребностей: первые связаны с безопасностью, вторые — с удовольствием, третьи — с властью. Человек хочет чувствовать себя в безопасности. Сюда входит и здоровье, предотвращение различных угроз для жизни. Это потребности, связанные с сохранностью тела. Например, в России еще очень сильны потребности, связанные с безопасностью. Дальше можно выделить потребности, связанные с получением различного рода удовольствий. И очень большое количество людей живет именно этими самыми первичными потребностями. Если человек постоянно находится в состоянии страха, то всё остальное он даже не видит. Ни о чём другом он уже не думает, а только о собственной безопасности. Если кошка лакает молоко, а ее в это время напугать, то она сразу убежит. Так? Допустим, у нее была потребность понюхать что-то, но когда ее пугают, она сразу бежит. Потому что сама потребность самосохранения очень сильна. Это самая примитивная и сильная потребность. Обычно именно на ней «играют» те, кто хочет управлять другим людьми.

 

 

«Общество сделало меня таким…»

 

Меня воспитали таким, какой я теперь есть, только с помощью рычагов, которыми мной управляли. Общество сделало меня таким, каким я ему нужен. Как с этим быть?

— А как вы хотите?

Я не знаю, я спрашиваю.

— Смотрите, вы сейчас говорите о себе как бы со стороны. Вы говорите: «Меня общество воспитало». Вы смотрите на себя со стороны. А кто это смотрит на вас со стороны? Вот сейчас вы начинаете осознавать, что вы — Петр, имеете такие-то и такие-то потребности. На самом деле они были заложены в процессе вашего воспитания. Кто это сейчас видит и понимает?

Я.

— А кто этот «я»? Ведь вы, видящий это со стороны, и вы, который имеет эти потребности, — разные «я». Так кто же вы?

Думаю, смысл не в том, как это называть.

— Смысл в том, чтобы это почувствовать и увидеть ясно. Когда, например, кто-то подходит к тебе и говорит: «Вот прекрасная вещь, ты купишь ее и будешь иметь престиж». Вы берете и покупаете. А кто это покупает? Это тот Петр, который сформирован обществом и хочет иметь что-то престижное, чтобы гордиться этим. Но ведь вы можете и по-другому среагировать на данное предложение. Тебе предлагается что-то, а ты просто осознаёшь, что при этом испытываешь, то есть думаешь, чувствуешь и делаешь. Что испытывает тот Петр, который является продуктом общества? Вы можете осознавать того Петра, который является продуктом общества? Осознавать, что происходит с ним в тех или иных ситуациях? Когда-нибудь вы это делали?

Я редко покупаюсь на такие вещи.

— Я не говорю о конкретной вещи, я привел это в качестве примера.

Я покупаю не то, что престижно, а то, что практично. Я не буду покупать дорогую шубу, я куплю куртку подешевле.

— Мне кажется, что вы не совсем понимаете то, о чём я сейчас говорю. Я ведь отвечаю на ваш вопрос. Вы меня спрашивали: «Что же делать? Кто же я?» А я вам отвечаю. Понять, кто вы есть на самом деле, вы сможете только, когда начнете осознавать то, как вас сформировало общество. Кто тот Петр, который является продуктом общества? Когда ты это начнешь понимать и осознавать, то по мере того, как ты это осознаёшь, начинаешь становиться истинным Петром. А тот истинный Петр знает ответы на все вопросы. Он их знает, а вы его еще не знаете. Я предлагаю вам его узнать, потому что Петр, сформированный обществом, запутался в противоречиях общества. Для него жизнь является движением по одним и тем же кругам. Ответ на ваш вопрос не может быть получен и правильно понят Петром, порожденным обществом. Кто задает вопрос: «Что делать?» Если это Петр, сформированный обществом, то ему следует делать то, что требует общество, потому что он и есть его продукт. Но если вы выйдете за пределы этого Петра, а выйти за его пределы можно, только осознавая его механистические реакции, сформированные обществом, то познаете другого себя — Истинного. А он знает, что делать и как делать. Поэтому ответ на ваш вопрос может дать только он, а не я. Я могу вам что-то говорить, но вы, скорее всего, не будете воспринимать это правильно. Говорить это Петру, который сформирован обществом, бесполезно, потому что он не захочет понимать. Говорить истинному Петру тоже бесполезно, потому что он уже всё знает. Поэтому я вам предлагаю только одно — познать себя истинного. Именно об этом я всегда и говорю.

Видите, как, оказывается, непросто быть действительно искренним с самим собой и другими. Давайте поговорим по поводу того, зачем это вообще надо. Может быть, вам и не надо быть искренним. Может быть, действительно лучше всё таить внутри себя, не раскрывать ничего ни себе, ни другим. Я не говорю сейчас о том, что надо выйти на улицу и первому встречному сказать, что у вас за душой. Я говорю о близких людях, о людях, с которыми у вас постоянные отношения, значимые для вас. Если такому человеку вы не можете сказать что-то важное для вас, то не получается ли так, что вы поддерживаете себя в иллюзии того, что то, что вы чувствуете, ужасно, мерзко и вызовет у него скорее всего полное непонимание, неодобрение и отвержение. Не является ли это самой главной причиной вашей скрытности? А если это так, то как вам живется с таким чувством? Как может жить человек, зная, что в нём есть что-то ужасное, мерзкое? А может быть, в этом есть что-то очень важное для понимания самого себя? Возможно, это единственное, что может вывести вас на самого себя. Всё остальное непонятно чье, а это — ваше. Но именно это вы и боитесь высказать. И тем самым поддерживаете себя в иллюзии о том, что это что-то ужасное. И так живете. Хороша ли такая жизнь? Что вы думаете по этому поводу? Ведь считая что-то ужасным, неприемлемым, вы тем самым отвергаете это в самом себе. Если вы не можете об этом сказать, значит, вы это отвергаете в себе. Таким образом, вы создаете очень большое разделение внутри самого себя, что не может не отражаться на вашем состоянии и жизни.

 

 

Друг в лице врага

 

Существенно отражается. Тратится огромное количество энергии для поддержания подобной иллюзии, по крайней мере, для того, чтобы скрыть то, что внутри. А ведь эта энергия могла бы быть потрачена на реализацию, на раскрытие себя. Интересно не только то, как живет другой человек, но очень интересно поделиться и тем, как живешь ты. Я могу сказать про себя, что испытываю светлую радость, когда такое происходит.

— А часто ли это происходит?

Увы, не часто.

— А что мешает вам быть искренним? Не является ли это основной причиной ссор и конфликтов людей, живущих вместе? Когда один не может сказать что-то другому. Было ли у вас так, что, в конечном счете, вы всё высказывали? И в результате видели, что ситуация изменилась, причем совершенно прекрасным образом. Когда человек говорит с вами искренне, вы можете увидеть его истинное «Я». Тогда вдруг в лице врага вы видите понимающего вас человека. Такое происходит, если вы разрешили друг другу сказать то, что боялись высказать, но хотели. После чего вы вдруг увидели, что ситуация для вас обоих изменилась в лучшую сторону. Как часто в вашей жизни происходит такое?

Не слишком часто. Хотелось бы чаще.

— А что мешает?

Я думаю, что я мешаю. Сам себе.

— Какая-то часть вас?

Да, какая-то часть.

— Смотрите, одно из заблуждений человека заключается в его иллюзорной уверенности, что «я» — это «Я», и что это «я» — одно единственное. На самом деле в человеке множество «я». Одно из этих «я» говорит: «Я буду любить тебя вечно». Вдруг первое «я» сменяется другим, которое говорит: «Я тебя ненавижу». Третье «я» предлагает: «Давайте займемся сейчас чем-нибудь интересным». Всё это говорит один и тот же человек, но на самом деле совершенно разные его части, совершенно разные «я». Самое большое заблуждение в том, что человек думает, будто он уже знает свое истинное «Я», принимая за него множество маленьких «я», живущих в его сознании. При этом он не знает даже малой части всего множества своих малых «я». Чаще всего эти «я» не связаны друг с другом, что и приводит к внутренним конфликтам. Одно «я» говорит: «Тебе надо подойти и сказать это». Другое «я» говорит: «Нет, не говори этого, потому что если ты это скажешь, то будет очень плохо». Третье вообще смеется над всем этим, четвертое — плачет. И всё это в вашем внутреннем мире. Очень похоже на сумасшедший дом. Не правда ли?

Очень часто мне кажется, что человек идет с тем, что у него внутри, не к тем людям. У него создается иллюзия, как будто он высказывает что-то или совершает какие-то поступки, но всё это уходит в пустоту.

— Огромная энергия уходит на то, чтобы поддерживать себя в иллюзии отделенности. Почему я боюсь искренне сказать данному человеку то, что думаю и чувствую? Потому что продолжаю поддерживать себя и его в иллюзии нашей разделенности. Но тогда единственное средство общения — это манипулировать другими людьми, чтобы заставить их делать то, что хочет одно из моих «я», но это «я» имеет свою противоположность, которая не будет удовлетворена этим. Но если я понимаю, что я и другой человек — едины, то тогда не надо заставлять, манипулировать. Тогда то, что нас объединяет, и является тем самым радостным и прекрасным, ради чего стоит жить. Узнает это только тот, кто пробует.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты