Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава 3. Разные грани общения 3 страница




Хочу сказать, что сложность в том, что такое раскрытие не происходит автоматически. Это как шаг к развитию человека. Закрытость действительно требует больших затрат энергии, но в то же время для того, чтобы раскрыться, надо тоже что-то вложить. Потом правда происходит очень большое освобождение.

— На самом деле замкнутость требует очень большой энергии. Только свободный человек начинает понимать, какую большую энергию он тратил на то, чтобы быть замкнутым. Но для того чтобы перейти от состояния замкнутости к состоянию раскрытия, действительно требуется запас свободной энергии.

Человеку свойственно стремиться к какой-то стабильности, и замкнутость, по-видимому, может рассматриваться как поддержание такой стабильности. Создание иллюзии — это некая стабильность. Вот что я в себе недавно обнаружил. Когда я начинаю раскрываться, всех любить, то вдруг обнаруживаю, что на самом деле мне на всё наплевать, что ничего этого я не хочу.

— Вы всё это просто имитировали?

 

 

«Неужели я себя настолько ненавижу?»

 

Да. Я обнаруживаю, что ничего этого нет, и я не понимаю, то ли это моя защита, то ли я себя настолько ненавижу. Как легко вообще в этом заблудиться. Как действительно суметь одно отделить от другого?

— Существуют разные нормы. Например, в каких-то общественных группах не принято говорить о любви, скажем где-нибудь в тюрьме. Там принято воздействовать силой. Где-нибудь, например, в публичном доме принято говорить о любви. Но это просто некая форма, некая общая договоренность, порожденная данной организацией. Я же говорю совершенно о другом. Я говорю о том, что находится глубоко внутри самого человека, внутри каждого из нас. Если начинаешь говорить «люблю» направо и налево, то потом видишь, что на самом деле говорятся просто слова, а самого чувства нет. Когда, например, человек очень долго ненавидел, а потом вдруг начинает любить, то это, скорее всего, просто оборотная сторона ненависти, и к истинной любви она не имеет прямого отношения. Это просто попытка делать то, что делал раньше, только наоборот. Но, только познав противоположности, можно выйти на истинное состояние любви, которое не имеет двойственности. Для понимания истинного необходимо одновременно видеть то и другое, то есть, обе противоположности. Физический мир дуален. Все чувства дуальны. Любовь и ненависть. Бедность и богатство. Спокойствие и раздражение. Если человек разрешает себе видеть только одну сторону, например, делать только то, что, как он считает, должен делать, тогда он всё делает исходя из «должен», потом он вдруг всё это бросает и говорит: «Не буду ничего делать, буду делать только то, что хочу». На самом деле в этом выразилось только то, что он перестал делать то, что делал. В данный момент он был способен только на это, то есть на противоположное тому, что до этого делал. Допустим, ему всё время говорили: «Ходи на работу, учись, делай то-то». Теперь он решил: «Плевать я на всё хотел». Он перестал ходить на работу, перестал учиться и так далее. И он говорит: «Я теперь свободный». Нет. Он тот же самый. Он продолжает делать то, что ему говорили, но только наоборот.

Выходит, что мое безразличие, которое более глубоко сидит, это реакция на то, что я пытался постоянно везде влезть, скажем, так. Это тоже одна из моих реакций, которая кажется мне на данный момент более глубокой из-за того, что она как бы не осознана.

— Вы просто изучаете другую сторону той же медали. Пока не будут изучены обе стороны медали, нельзя войти в ее середину. Поэтому действительно нужно разрешить себе то, что вы не разрешали до этого, но это еще не просветление. Просветление — это целостное и принимающее видение своих противоположных частей. Но для того чтобы выйти за пределы данной или какой-либо другой дуальности, нужно изучить ту и другую ее сторону.

Я действительно подумал, что это — предел. Я именно так отношусь к людям. Мне вообще на всё наплевать. В какой-то момент я в этом совершенно уверился. А когда вспоминаю, что было раньше, то понимаю, что это было правдой. И тогда я понимаю, что и та, и другая правды относительны.

— Тогда вы относились так, потому что считали, что так должны относиться. А потом стали относиться наоборот. Прежнее состояние ушло, и вы стали изучать другую его сторону. Но дальше надо увидеть и то, и другое в самом себе. Ведь мы познаём себя в противоположностях. Если мы не разрешаем себе познать себя с какой-то другой, непривычной, стороны, то так и зацикливаемся только на одной из них.

Значит, теперь надо наблюдать за тем, что будет дальше, и когда другое проявится, то с этим надо работать?

Всё знаю, но ничего не понимаю

 

— Да, проживать ее и наблюдать за ней. При этом обратите внимание, мы всё время загоняем себя в какую-то одну сторону только тем, что стараемся всё назвать, определить. А так как мы называем всё, что происходит, какими-то известными для нас понятиями, то делаем так, что еще неизвестный для нас опыт моментально становится известным, знакомым. Хотя на самом деле он совершенно нами не понят. Он просто назван. Допустим, у меня появились какие-то ощущения в теле и я говорю: «Это — боль». Ведь это совершенно необычные для меня ощущения, а я их сразу назвал привычным словом «боль». Тем самым я поместил эти новые ощущения в определенную привычную категорию. Тогда я начинаю на них реагировать таким же привычным образом, каким обычно реагирую на боль, то есть пытаюсь от них избавиться. Начинаю пить таблетки или еще что-нибудь делать, чтобы устранить возникшие ощущения. На самом деле это просто новые ощущения. А я, назвав их привычным словом, начинаю выполнять в отношении них стереотипную автоматическую реакцию. Поэтому не надо неизвестное определять какими-то известными словами. Переживать, не называя, — это одно из основных качеств человека, познающего себя. Он не определяет новое в какие-либо старые категории. И тем самым он всегда открыт к познанию неизвестного. Новое не приходит в старых формах. Но если вы новое начинаете облекать в старое название и старую форму, то тем самым убиваете в нём новизну. Большинство людей, как вы верно отметили, стремятся к стабильности. Что значит стабильность? Это значит, всё должно быть известно и понятно. Ум очень волнуется, когда ему что-то не понятно. Если появляется что-то такое, что ему неизвестно, он хочет как можно быстрее превратить это в нечто уже известное. Посмотрите, огромное количество людей не хочет ничего неизвестного, нового, кто-то из них, возможно, и будет интересоваться чем-то неизвестным, но, как правило, только за тем, чтобы сказать, что на самом деле он это уже знает. Очень немногие люди разрешают себе получить опыт чего-то действительно нового, неизвестного. Большинство же просто определяют, вешают какую-то бирку, говорят, что всё поняли, и уходят. «Я и так всё знаю, я и так всё знал», — говорят они. Они хотят только одного — убедить себя и других в том, что они уже всё знают. Да, они всё знают, но ничего не понимают. Потому что никогда не дают себе возможности действительно понять что-то неизвестное. И таких людей очень много. В некоторых людях это выражено очень сильно, в некоторых — в меньшей степени. Как только мы называем что-то новое старым понятием, мы моментально перекрываем возможность познания этого. Поэтому ищущий подобен ребенку. Он всегда открыт ко всему новому и не пытается ничего определять.

Ребенок еще не знает ничего, он еще ничего не определил, поэтому мир для него очень интересен. Он всегда и всё познаёт. Он хочет всё прочувствовать. Взрослый же человек живет в замкнутом мире собственных представлений, в тюрьме обусловленного ума. Он всё определил, всё развесил, всё поставил по местам. И дуреет от скуки. Но при этом боится расстаться с привычным. У него всегда всё правильно, всё на своих местах. Но при этом такая скука, что удавиться можно. Если ты пытаешься что-то переставить в какое-то другое место, то он будет кричать, для него это — революция. Для него это — война. Ты стал для него врагом номер один. Потому что его мир должен быть стабилен и прочен. Если вы будете пытаться что-то менять в его мире, он вас больше к себе никогда не пустит. Квартира, в которой он живет, по сути, отражает внутренний мир этого человека. Не дай Бог, куда-то что-то будет переставлено. Я уж не говорю, что если что-то будет взято.

 

 

Ваша квартира — это отражение вас

 

Ведь квартира является внешним выражением внутреннего мира человека, живущего в ней, она отражает его. То, как вы обращаетесь с вещами, тоже говорит о многом. Некоторые люди накапливают старые вещи, им жалко их выбрасывать. Другие, наоборот, очень часто выбрасывают вещи. Во всём этом проявляются ваши особенности отпускать то, что вы считаете принадлежащим себе. Как вы обращаетесь со своими вещами? Скорее всего, так же, как со своими мыслями, чувствами… Какие-то люди лелеют свои привычные чувства. Допустим, у вас есть чувство вины, и вы всю жизнь его лелеете. Вы не хотите с ним расстаться. Оно уже ужасно старое и неприятное, но «родное». Вы не хотите его выбрасывать. У кого-то есть чувство грусти, ностальгии. И вы всю жизнь будете грустить. Вы не хотите расстаться с ним. При этом говорите: «Я хочу быть счастливым». А я вам говорю: «Давай это старое чувство отбросим». А вы: «Нет, нет, нет». Отношение к своим мыслям, какое оно у вас? Легко ли вы расстаетесь со своими убеждениями, представлениями, верованиями? Большинство людей очень тяжело. Потому что тогда ломается их привычная картина мира. А ведь они хотят стабильности. Но эта же стабильность потом приводит их к самоубийству, болезни и ко всему тому, чего они так боялись. Жизнь текуча. Всё течет. Если вы действительно начинаете понимать это, то, в конечном счете, придете к самому себе. Придете к тому центру, находясь в котором, будете наблюдать свою жизнь как текущую реку. Всё течет. И вы видите, как что-то уходит, а что-то приходит. И вы ни к чему не привязаны. Да, пришла мысль, пришло чувство и ушло. Пришло ощущение и перешло в другое. И тогда вы видите и понимаете, что вы ни есть это чувство, эта мысль, эта роль, которую играете, ни это тело, в котором находитесь. Вы есть что-то совсем другое, великое и единое со всем остальным. Это нельзя определить, но можно переживать, чувствовать. Только осознавая себя, познавая себя в разных ситуациях, можно прийти к своему центру. Придя к нему, вы будете по-другому относиться ко всему, что вас окружает. Наслаждаясь всем и не держась ни за что.

 

 

Надо ли бороться за счастье другого человека?

 

А если взять семейную жизнь. Ты работаешь над собой, углубляешься, и всё течет, а твоя половина не хочет работать над собой, развиваться. И ты призываешь его работать вместе, а он не хочет. Ему и так хорошо. Что от тебя требуется? Примириться и работать над собой до такой степени, что ты примиряешься и с тем, что другой человек над собой работать не хочет. Во имя семьи, детей и прочего. Или всё время бороться за другого человека, стараться его расшевелить, заставить тоже работать над собой? Потому что ты уходишь, а он остается.

— Самые страшные преступления совершаются во имя великих целей и идеалов. Крестовые походы, унесшие огромное количество жизней, совершались во имя Бога. Во имя семьи можно погубить себя и других. Что такое вендетта? Оскорбили мою семью, и я должен отомстить. Например, на Корсике человек будет осуждаем, если не убьет кого-то, кто оскорбил, члена его семьи. Как возникла мафия? Мафия построена на примате, на главенстве именно семьи, то есть какой-то группы людей. Каждый человек в этой группе не имеет особого значения. Имеют значение только устои данной семьи. И ради этих устоев будут уничтожаться люди внутри и вне ее. Поэтому познавайте и развивайтесь ради себя. На самом деле я вас призываю к «духовному эгоизму». Огромное количество людей во всем мире и в России, в частности, всё время пытаются делать что-то во имя других людей, и к чему же это приводит? Посмотрите сами. «Да. Я живу ради детей», — говорите вы. А к чему это приводит? К тому, что дети бегут от вас и вспоминают потом только одни плохие моменты. Если бы это происходило по-другому, то я был бы в их рядах. Но всё происходит иначе. Когда человек говорит: «Я делаю это во имя ребенка или во имя еще кого-то», то у меня очень большое подозрение по поводу его искренности. Когда я начинаю смотреть на его жизнь, то вижу, что она ужасна. И более ужасна жизнь тех людей, во имя которых он всё это делает. На самом деле «делать во имя кого-то» — просто лозунг. Вы не делаете во имя кого-то. Вы просто пытаетесь для кого-то сделать то, что сами для себя не сделали и не хотите делать. Например, если вы не получили должного образования, то будете стараться, чтобы его получили ваши дети. Вы проецируете свои нерешенные проблемы на них. У них своя жизнь, у них свои цели, а вы не даете им понять и решить их собственные задачи, заставляя постоянно решать свои нерешенные проблемы. Поэтому занимайтесь решением своих собственных задач, и тогда всем будет лучше. Если рядом с вами человек, который не разделяет того, что вы говорите, то очень возможно, что вы сами еще не понимаете, чего хотите. Вы говорите, что идете по духовному пути, а, может быть, вы пытаетесь использовать какие-то полученные знания для манипуляции другими людьми в своих эгоистических интересах. Раньше вы говорили ему: «Делай это, потому что я так хочу, мне это нужно». А теперь вы говорите: «Делай это, потому что Бог так хочет». Но не Бог этого хочет, а вы. Вы просто используете имя Бога для того, чтобы заставить кого-то делать то, что вам надо, чтобы чувствовать себя хорошо. И так делают многие. Например, церковь благословляет людей на войну. Это было принято. И до сих пор так происходит. Что это за Бог, именем которого благословляют других людей на убийство? Поэтому делать надо только для себя, для своего внутреннего осознания и роста. И когда вы, наконец, узнаете самого себя, поймете, кто же вы есть на самом деле, то реакция близких людей на вас изменится. И вам не нужно будет их заставлять что-то делать, они всё поймут сами. Многие говорят: «Бог, Бог, Бог. Я хочу понять Бога, я уже понимаю Бога». Он только вчера прочитал Библию, а сегодня уже всё понял. И теперь он ходит и всем рассказывает, что есть Бог, что он его понял и как надо следовать ему. И он очень удивляется, когда другие люди не понимают его, не обращают внимания на его слова или ругаются с ним. Он говорит: «Как это так? Я Бога понял. Они должны слушать меня». На самом деле он ничего не понял. Он просто использует имя Бога для того, чтобы делать то, что он делал и раньше. Свое тщеславие тешить или еще что-нибудь в этом роде. Если же человек действительно что-то понял, то ему не надо уже говорить о себе. Про него говорят: «Да, этот человек понял что-то очень важное, и я хотел бы это понять». И тогда люди будут подходить к вам и спрашивать: «Как вы живете, почему вы так живете, как вам удается так чувствовать жизнь?» Они будут приходить сами, а не вы их будете заставлять слушать себя.

 

 

Почему он не хочет понимать вас?

 

Когда живешь с кем-то вместе, приходится иногда разговаривать. Молчать, конечно, хорошо, но разговаривать-то надо. У каждого свои ощущения и представления. В слово каждый вкладывает свое значение, поэтому трудно найти общий язык. Надо ведь разговаривать всё-таки, надо же как-то называть вещи.

— Человек, который пытается понять себя, многое начинает воспринимать по-другому, и он хочет поделиться этим. Но человек, который рядом с ним, часто не понимает его и не хочет понимать. Конечно, здесь всё непросто. Это очень тонкое искусство — чувствовать другого человека. Если вы рассказываете ему что-то, как вы считаете, важное для него, но ему сейчас этого не надо, то, скорее всего, вы говорите просто для того, чтобы показать, каким вы стали знающим, или хотите вылить грязь, скопившуюся у вас. Тогда его естественной реакцией будет отторжение вас. Если же вы почувствовали что-то в себе и говорите об этом кому-то, то вы говорите о себе. Вы говорите про себя, а не про него. Если же чувствуя нечто в себе, вы проецируете это на него, то вы ничего не поняли. «Со мной вчера что-то случилось, и я понял, что ты меня не любишь, не принимаешь, — говорите вы. — Ты меня никогда не любил, не принимал». Вы думаете, что очень искренни, откровенны, поэтому удивляетесь, когда он нервозно начинает реагировать на вас и ваши слова. Это совсем не то, о чём я говорю. Я говорю о другом. Да, вы поняли в себе что-то и увидели, что и в нём это есть. Вы поняли, что и вы, и он — едины. И тогда вы начинаете сострадать ему. Вы говорите: «Да, я почувствовала вчера, как была несправедлива к тебе. Как многого я не понимала. Я требовала от тебя, но не понимала, что и у тебя есть свои потребности, что тебе тоже что-то нужно было. Теперь я поняла». И вы увидите, что тот человек совершенно по-другому посмотрит на вас. Он скажет: «Действительно это так. Как ты узнала? Почему ты смогла это сказать?» Вот тогда он заинтересуется. Тогда он тоже сделает шаг к вам. Он скажет: «Да и я ведь к тебе во многом неправильно относился. Я хотел заставить тебя делать то, что сам не делал». Мы всегда говорим о себе и про себя. Ясно осознайте это. При этом мы всё время пытаемся говорить о других и советовать им что-то. Но если мы начнем говорить о понимании самого себя, то увидим, как изменится отношение к нам других людей. Возможно, кто-то скажет: «Да, ты понимающий человек. Я давно об этом думал, но никогда не решался сказать прямо…»

А я решалась, и такое злорадство было: «А-а, призналась вот! А говорила, что это я такая!» Вот такая была реакция.

Как вы говорите то, что говорите?

 

— Всё зависит от того, как вы высказываетесь. Из ваших высказываний я могу предположить то, как вы это говорили.

Почему? Я ведь о своих ошибках говорю.

— Ошибки можно признавать по-разному. Ваш голос, тембр, поза очень многое несут в подтексте. Я могу говорить что-то, например: «Я понял, что неправильно поступал раньше, ведь ты имеешь право на свою жизнь…» Я правильные слова говорю. Напишите их на бумагу и прочитайте. Всё правильно сказано. Но как я их говорю? С каким чувством? Я выдавливаю их из себя, словно выпускаю ядовитую змею, а не свободного голубя. Это не есть откровение. Поэтому постарайтесь смотреть в себя глубже. Единственное, что я могу сказать из своего опыта, так это то, что если вы действительно откровенны, то реакция людей может быть очень разной. Да, они могут вначале накричать на вас, с ними может быть шок, но они начнут что-то понимать. Если вы изменились, то не может близкий человек не меняться тоже. Этого не может быть. Возможно, процесс изменения будет медленным, болезненным, тяжелым, но оно будет происходить обязательно.

Терпение главное, да? Терпеливо договариваться о терминах?

— Да, терпение. Если люди всю жизнь нарабатывали стереотипы общения друг с другом как с врагами, то, конечно, нужно время, чтобы такие стереотипы изменились. Это может происходить быстро, когда человек переживает что-то кардинальное, например, клиническую смерть или еще что-то экстраординарное. А чем вы за это понимание готовы заплатить, пожертвовать? Если вы осознали свою проблему и хотите решить ее быстро, то вы должны принести жертву. Имеете ли вы силы на это? Вы можете изжить всю свою карму за какие-то мгновения, но это будут огромные страдания. Например, на распятие Иисуса можно смотреть и таким образом. Человек, живущий на земле, не может не иметь кармы. Даже такое существо как Иисус не мог не иметь кармы. И для того чтобы ему уйти из этого мира, ему нужно было изжить карму. Распятие может рассматриваться как один из способов быстрой трансформации кармы. Это огромное страдание. Но такое страдание сжигает его карму, и тогда он свободен от зависимостей, от нового принудительного возвращения сюда. Всё зависит от того, что вы в действительности выбираете. Если вы хотите изжить свою карму за малое время, то мера страданий будет велика. Готовы вы к ним? Если нет, то происходить это будет настолько, насколько вы готовы, если, конечно, вы действительно выбрали это.

 

 

Эмоциональные ловушки

 

— Способны ли вы с любящим состраданием чувствовать проблемы других людей. И эмоционально не вовлечься в те ловушки, в которых они находятся. Что я имею в виду? Допустим, к вам приходит человек и жалуется на жизнь. Он говорит: «Ужасно! Страна пришла к развалу; у меня ушел муж; у меня ушла жена; я болею, мать у меня болеет; дети мои несчастны». Много есть поводов для жалоб. Зачем пришел этот человек, что он хочет от вас? Он пришел, чтобы вызвать у вас жалость к себе.

От тебя что-то хотят получить.

— Он хочет получить от вас энергию через жалость. Если вы его жалеете, то, тем самым, что вы делаете? Вы его поддерживаете в иллюзии разделенности, вы его поддерживаете в иллюзии того, что в мире всё неправильно.

Мы его обманываем.

— Да, вы обманываете и себя, и его. Вот он пришел и говорит: «Всё ужасно, всё плохо, почитай книжки, посмотри телевизор, послушай дядю Васю, тетю Машу. Послушай, всё ужасно». И действительно, если их послушать, то всё ужасно, всё плохо и будет еще хуже. И через это он хочет пробудить вашу жалость. Так люди питаются привычной для них энергией жалости, которая на самом деле только укрепляет их обычное состояние. Теперь уже оба человека находятся в иллюзии, в заблуждении того, что в мире всё плохо. Если в мире всё плохо и это ужасный мир, то что здесь вообще делать, как только не ныть, а, в конечном счете, почему бы и не убить кого-нибудь. А почему бы не воровать? А почему бы не насиловать? Почему бы не поступать так, коли мир таков? Смотрите, какую заразу люди распространяют. Они распространяют заразу, которая формирует и укрепляет их в иллюзии того, что мир неправилен. Мир очень правилен! Жизнь очень мудра! Но если человек этого не понимает, то видит мир как ужасный. Если человек понимает самого себя, то видит мир как очень любящий и мудрый. Мир, создающий массу возможностей для человека, чтобы тот понял, кто же он есть на самом деле. Что бы он пришел к пониманию единства, радости и любви. И мир на самом деле создан именно таким образом, чтобы помочь человеку понять это. Но если же мы начинаем поддерживать других людей в заблуждении разделенности и поддаемся ему сами, когда нас вынуждают, то полностью теряем верное понимание мира.

 

 

От страдания к состраданию

 

Поэтому я предлагаю с состраданием относиться к другому человеку, но не попадаться в ловушку жалости или осуждения. Что значит относиться с состраданием? Это значит понимать, что человек переживает сложный период в своей жизни. Вы тоже были в таких состояниях и знаете, что это такое. Однако если ему сейчас плохо, его обидели, оскорбили, ограбили, он заболел, то это совершенно не значит, что мир неправилен. Мир очень правилен, и у этого человека именно сейчас имеется возможность понять что-то очень важное. И то, что с ним сейчас происходит, является лучшей для него возможностью понять это. Надо говорить ему именно об этом. Помочь понять, что для него сейчас имеется прекрасная возможность узнать о себе самом что-то очень важное. Не сидеть с ним, плача или крича, а быть спокойным, совершенно спокойным. Ведь спокойствие является результатом того, что вы понимаете то, что всё очень правильно. Всё прекрасно! Вот он ноет, кричит и плачет, но это прекрасно. Он этого прекрасного пока просто не видит. А вы видите. Видите в его состоянии новую возможность. Но если вы пока сами это не чувствуете, будете говорить ему: «Послушай, что ты так волнуешься, всё прекрасно, всё хорошо». Вы сами еще это не чувствовали, не поняли, но ему пытаетесь доказать. Тогда не удивляйтесь, что его реакция будет, например, такой: «Ты что дурак?» Или еще что-нибудь в этом роде. Если вы сами этого не понимаете, то не сможете и ему показать. Если вы понимаете, то можете даже не выражать словами, всё будет видно просто по вашему внутреннему состоянию. Он очень взволнован ситуацией, а вы спокойны. И тогда у него возникает вопрос: «А почему он так спокоен?» И тогда ему, возможно, захочется узнать, что в вас есть такое, что позволяет сохранять спокойствие. Посмотрите, как много людей, пытающихся заставить других верить в Бога. И почему-то совершенно безуспешно. Да потому, что они сами не являются выражением божественности. Они так же реагируют на происходящее, как и те, которых они пытаются вразумить. Они просто треплются о Боге. А на самом деле они реагируют на всё точно так же. И потому другие не верят ни их Богу, не им самим. Но если человек сохраняет осознание, принятие, любовь в любой ситуации, то он является живым примером другого качества жизни. И тогда, естественно, у многих людей появляется желание узнать, почему так с вами происходит. И если вы скажете: «Я знаю Бога», то у других возникнет интерес. Они будут думать: «Да что же это за Бог такой, если Он дает ему такие силы». И им захочется тоже обрести его, то есть самого себя. В ином случае это не срабатывает. Если у вас жизнь такая же, как и у других, но вы говорите, что у вас всё не так, то вам просто не верят. И это правильно. Для того чтобы вам верили, нужно осознавать, понимать самого себя.

 

 

Рожать придется самому

 

Я хотела спросить, а надо ли человеку помочь понять новые возможности или до этого он сам должен дойти, пережить всё сам?

— Сама жизнь дает человеку наилучшие для него возможности. Как вы можете помочь ему пережить их? Помочь человеку вообще нельзя, потому что только сам человек может помочь самому себе. Только сам человек может что-то понять, только сама женщина может родить собственного ребенка. Никто не может за нее родить. Но женщине, рожающей ребенка, можно помогать. Каким образом? Можно заботиться о том, чтобы она питалась хорошо, не нервничала, правильно роды принять — это реальная помощь. Но родить за нее никто не сможет. Поэтому помогать вы можете только, если правильно понимаете происходящее. Мудрый человек — это человек, который понял самого себя во всех проявлениях. Как вы можете понять, например, человека рожающего, если сами не рожали. Ведь неслучайно возникло, например, общество анонимных алкоголиков, где помощь оказывается теми, кто сам прошел через алкоголизм и вылечился. Именно они лучше всего понимают тех, кто хочет вылечиться от алкоголизма, потому что сами имеют этот опыт, сами прошли через него. Обычный человек смотрит на алкоголика как на больного и опустившегося человека. Он не понимает его переживаний, почему и как он стал таким, что такое вообще «белая горячка». Если вы сами даже в рот спиртного не берете, то как можете понять человека, который напивается до чертиков. Поэтому понять его может только тот, кто сам имеет аналогичный опыт. Прошел через него и вышел. Если вы сталкиваетесь с проблемами, которые сами решили, то будете испытывать сострадание к тому, с кем это сейчас происходит. И вы будете очень тактичны и внимательны к нему. Если же вы не чувствуете его переживаний, то вряд ли поймете его. Большинство людей пытаются учить других или помогать им. Обычно их помощь сводится только к тому, что они требуют и указывают: «Ты должен это, ты не должен то». Он говорит: «Я не могу не пить». А ему указывают: «Ты не должен пить». Они не понимают другого и поэтому кричат: «Должен или не должен». Человек, прошедший через опыт, не будет так делать. Он просто будет сострадать и мягко помогать человеку самостоятельно проходить свой жизненный опыт.

Мне кажется, что есть естественный способ помочь что-то понять. Если с человеком общаешься, то рано или поздно видишь в нём что-то такое, чего он сам в себе не видит или боится в этом признаться. Есть хороший способ просто показать ему свою совершенно другую реакцию на ту черту, которую он в себе отрицает. Сказать ему: «Да, я вижу в тебе это, но понимаю, что такое присуще каждому человеку». Спокойно показать человеку, что ты реагируешь на него совсем по-другому, и тогда человек поймет, что есть способ избавиться от внутренних проблем.

— Да, это действительно очень важно. Если на человека всё время смотрели как на больного, на подонка, то если находится хотя бы один человек, который смотрит на него по-другому, то и он начинает смотреть на себя другими глазами. Почему людям так трудно понять, что есть настоящая любовь? Да потому, что их никогда по настоящему не любили. И если вдруг находится человек, который относится к нему не как все, то он сначала не понимает, потом начинает думать, что это неплохо, а потом начинает и сам к себе так относиться. Действительно можно сильно изменить человека именно таким образом, относясь к нему так, как он пока не может относиться к себе сам. Но для того чтобы к нему относится так, надо видеть истинное лицо этого человека, смотреть в самую глубину его души. Ведь не случайно же говорят, что если вам удается видеть в мужчине Христа, а в женщине Божью Матерь, то вы видите истинную суть человека. Если вы видите в ней Божью Матерь, то не станете кричать на нее, не сможете бить и оскорблять. Это невозможно. Бьют и оскорбляют человека только тогда, когда видят в нём что-то мерзкое, подлое. Но если вы видите в нём нечто божественное, то, как вы можете относиться к нему так? Если вам удается увидеть в человеке нечто прекрасное, то для него это может быть вначале поразительно, но потом он сам будет относиться к себе так же. Только через свой опыт, через свои переживания можно что-то понять. Мудрые люди — это люди, много пережившие, но не просто пережившие, а понявшие, осознавшие то, что они пережили. Много людей прошло через войну. Они пережили опыт, которого в обычной жизни человек не имеет. И что с ними стало? Есть некоторые люди, которые поняли что-то очень важное о себе. Другие еще больше озлобились. Хотят мстить и убивать. Некоторые вернулись подготовленными убийцами. Для них это была школа подготовки убийц. Они перешли барьер убийства. Кто-то, перейдя этот барьер, понял весь ужас убийства, а кто-то стал киллером. Так что возможности, которые дает жизнь, очень не случайны, и то, что из них извлекает человек, зависит только от него самого. Только от его собственного осознания. Поэтому только осознанность, только понимание себя может сделать из человека Человека.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты