Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Выражение благодарности. Выражение благодарности




Оглавление


Оглавление..................................................................................................................................... 2

Предисловие.................................................................................................................................. 7

Выражение благодарности........................................................................................................... 7

Глава 1. Предположительное знание: мое решение проблемы индукции*............................ 8

1. Проблема индукции с точки зрения здравого смысла.......................................................... 9

2. Две юмовские проблемы индукции........................................................................................ 9

3. Важные следствия концепции Юма...................................................................................... 10

4. Мой подход к проблеме индукции........................................................................................ 11

5. Логическая проблема индукции: переформулировка и решение...................................... 12

6. Комментарии к моему решению логической проблемы индукции................................... 13

7. Предпочтительность теорий и поиски истины................................................................... 16

8. Подкрепление: достоинства невероятности........................................................................ 19

9. Прагматическая предпочтительность................................................................................... 21

10. Предыстория моей переформулировки юмовской психологической проблемы индукции 23

11. Переформулировка психологической проблемы индукции............................................. 24

12. Традиционная проблема индукции и несостоятельность всех принципов или правил индукции............................................................................................................................................................ 25

13. За рамками проблем индукции и демаркации................................................................... 26

Глава 2. Два облика здравого смысла: аргумент за реализм здравого смысла и против теории познания здравого смысла*............................................................................................................................. 27

1. Апология философии............................................................................................................. 27

2. Ненадежный исходный пункт: здравый смысл и его критика.......................................... 28

3. Сравнение с альтернативными подходами.......................................................................... 29

4. Реализм..................................................................................................................................... 31

5. Аргументы за реализм............................................................................................................ 31

6. Замечания об истинности....................................................................................................... 36

7. Содержание, истинностное содержание и ложностное содержание................................ 38

8. Замечания о правдоподобности............................................................................................. 41

9. Правдоподобность и поиск истины...................................................................................... 42

10. Истина и правдоподобность как цели................................................................................ 44

11. Комментарии к понятиям истины и правдоподобности................................................... 45

12. Ошибочная теория познания, основанная на здравом смысле........................................ 46

13. Критика теории познания, основанной на здравом смысле............................................ 48

14. Критика субъективистской теории познания.................................................................... 49

15. До-дарвиновский характер теории познания, основанной на здравом смысле............. 50

16. Очерк эволюционной эпистемологии................................................................................ 51

17. Фоновое знание в сочетании с проблемами...................................................................... 53

18. Всякое знание, в том числе и наши наблюдения, пронизано теорией............................ 53

19. Ретроспективный взгляд на субъективистскую эпистемологию.................................... 54

20. Знание в объективном смысле............................................................................................. 55

21. Поиск несомненности и главная слабость теории познания, основанной на здравом смысле 56

22. Аналитические замечания о несомненности..................................................................... 58

23. Метод науки........................................................................................................................... 60

24. Критическое обсуждение, рациональное предпочтение и проблема аналитичности наших выборов и предсказаний................................................................................................................................. 60

25. Наука: рост знания путем критики и изобретательности................................................. 62

Дополнительные соображения об индукции........................................................................... 62

26. Юмовские проблемы каузации и индукции...................................................................... 62

27. Почему юмовская логическая проблема индукции глубже его проблемы причинности? 66

28. Вклад Канта: объективное знание....................................................................................... 67

29. Решение юмовского парадокса: возрождение рациональности52)................................. 68

30. Путаница, связанная с проблемой индукции.................................................................... 69

31. Что остается от неправильно поставленной проблемы оправдания индукции?........... 70

32. Динамический скептицизм: конфронтация с Юмом......................................................... 72

33. Анализ аргумента от невероятности случайностей.......................................................... 73

34. Резюме: критическая философия здравого смысла........................................................... 75

Глава 3. Эпистемология без субъекта знания*......................................................................... 76

1. Три тезиса об эпистемологии и третьем мире...................................................................... 76

2. Биологический подход к третьему миру.............................................................................. 80

3. Объективность и автономия третьего мира......................................................................... 82

4. Язык, критика и третий мир.................................................................................................. 85

5. Исторические замечания........................................................................................................ 87

5.1. Платонизм и неоплатонизм................................................................................................ 87

5.2. Гегель..................................................................................................................................... 89

5.3. Больцано и Фреге................................................................................................................. 90

5.4. Эмпиризм.............................................................................................................................. 90

6. Оценка и критика эпистемологии Брауэра.......................................................................... 91

7. Субъективизм в логике, теории вероятностей и физике.................................................... 99

7.1. Эпистемическая логика....................................................................................................... 99

7.2. Теория вероятностей............................................................................................................ 99

7.3. Физика................................................................................................................................. 100

8. Логика и биология научного исследования (discovery).................................................... 100

9. Открытие (discovery), гуманизм и самотрансцендентальность....................................... 103

Избранная библиография......................................................................................................... 105

Библиографическая заметка (1978)......................................................................................... 107

Глава 4. О теории объективного разума*............................................................................... 108

1. Плюрализм и тезис о трех мирах......................................................................................... 108

2. Причинные отношения трех миров.................................................................................... 109

3. Объективность третьего мира.............................................................................................. 110

4. Третий мир как продукт человека........................................................................................ 111

5. Проблема понимания............................................................................................................ 114

6. Психологические процессы мышления и объекты третьего мира................................... 115

7. Понимание и решение проблем........................................................................................... 116

8. Очень тривиальный пример................................................................................................. 118

9. Случай объективного исторического понимания|8)......................................................... 119

10. Значение [value] проблем.................................................................................................... 126

11. Понимание («герменевтика») в гуманитарных науках................................................... 127

12. Сравнение с методом субъективного «разыгрывания истории заново» [re-enactment] Коллингвуда.......................................................................................................................................................... 130

Глава 5. Цель науки*................................................................................................................. 133

Избранная библиография......................................................................................................... 142

Библиографическое замечание................................................................................................ 142

Глава 6. Об облаках и часах*................................................................................................... 143

I................................................................................................................................................... 143

II.................................................................................................................................................. 144

III................................................................................................................................................ 146

IV................................................................................................................................................ 147

VI................................................................................................................................................ 149

VII............................................................................................................................................... 150

VIII............................................................................................................................................. 152

IX................................................................................................................................................ 154

X.................................................................................................................................................. 157

XI................................................................................................................................................ 159

XII............................................................................................................................................... 159

XIII............................................................................................................................................. 161

XIV............................................................................................................................................. 162

XV............................................................................................................................................... 165

XVI............................................................................................................................................. 165

XVII............................................................................................................................................ 166

XVIII.......................................................................................................................................... 167

XIX............................................................................................................................................. 170

XX............................................................................................................................................... 170

XXI............................................................................................................................................. 171

XXII............................................................................................................................................ 172

XXIII.......................................................................................................................................... 174

XXIV.......................................................................................................................................... 175

Глава 7. Эволюция и древо познания*................................................................................... 177

1. Некоторые замечания о проблемах и о росте знания........................................................ 178

2. Замечания о методе в биологии и особенно в теории эволюции.................................... 183

3. Предположение: «Генетический дуализм»........................................................................ 187

Добавление. Подающий надежды бихевиористический монстр........................................ 192

Глава 8. Реалистический взгляд на логику, физику и историю*.......................................... 194

1. Реализм и плюрализм: редукция против эмерджентности............................................... 197

2. Плюрализм и эмерджентность в истории.......................................................................... 201

3. Реализм и субъективизм в физике....................................................................................... 204

4. Реализм в логике................................................................................................................... 206

Глава 9. Философские комментарии к теории истины Тарского*....................................... 214

I................................................................................................................................................... 214

II.................................................................................................................................................. 217

III................................................................................................................................................ 219

IV................................................................................................................................................ 220

V.................................................................................................................................................. 221

VI................................................................................................................................................ 222

Добавление. Замечание к определению истины по Тарскому*........................................... 224

Приложение 1. Бадья и прожектор: две теории познания*.................................................. 227

I................................................................................................................................................... 227

II.................................................................................................................................................. 229

III................................................................................................................................................ 229

IV................................................................................................................................................ 230

V.................................................................................................................................................. 232

VI................................................................................................................................................ 233

VII............................................................................................................................................... 234

VIII............................................................................................................................................. 235

IX................................................................................................................................................ 237

X.................................................................................................................................................. 238

XI................................................................................................................................................ 239

XII............................................................................................................................................... 240

Приложение 2. Дополнительные замечания.......................................................................... 241

Избранная библиография......................................................................................................... 249

Послесловие к русскому изданию «Объективного знания»*.............................................. 251

Замечания о переводе некоторых основных терминов......................................................... 255

Именной указатель.................................................................................................................... 258

Предметный указатель.............................................................................................................. 264


 

Предисловие 10

Выражение благодарности 11

Глава 1. Предположительное знание: мое решение проблемы индукции 12

1. Проблема индукции с точки зрения здравого смысла 13

2. Две юмовские проблемы индукции 14

3. Важные следствия концепции Юма 15

4. Мой подход к проблеме индукции 16

5. Логическая проблема индукции: переформулировка и решение 17

6. Комментарии к моему решению логической проблемы индукции 19

7. Предпочтительность теорий и поиски истины 23

8. Подкрепление: достоинства невероятности 27

9. Прагматическая предпочтительность 30

10. Предыстория моей переформулировки юмовской психологической проблемы индукции 33

11. Переформулировка психологической проблемы индукции 35

12. Традиционная проблема индукции и несостоятельность всех принципов или правил индукции 36

13. За рамками проблем индукции и демаркации 38

Глава 2. Два облика здравого смысла: аргумент за реализм здравого смысла и против теории познания здравого смысла 40

1. Апология философии 40

2. Ненадежный исходный пункт: здравый смысл и его критика 41

3. Сравнение с альтернативными подходами 43

4. Реализм 45

5. Аргументы за реализм 45

6. Замечания об истинности 51

7. Содержание, истинностное содержание и ложностное содержание 54

8. Замечания о правдоподобности 58

9. Правдоподобность и поиск истины 60

10. Истина и правдоподобность как цели 63 (7:)

11. Комментарии к понятиям истины и правдоподобности .. 64

12. Ошибочная теория познания, основанная на здравом смысле 66

13. Критика теории познания, основанной на здравом смысле 68

14. Критика субъективистской теории познания 70

15. До-дарвиновский характер теории познания, основанной на здравом смысле 71

16. Очерк эволюционной эпистемологии 72

17. Фоновое знание в сочетании с проблемами 75

18. Всякое знание, в том числе и наши наблюдения, пронизано теорией 76

19. Ретроспективный взгляд на субъективистскую эпистемологию 77

20. Знание в объективном смысле 77

21. Поиск несомненности и главная слабость теории познания, основанной на здравом смысле 79

22. Аналитические замечания о несомненности 82

23. Метод науки 84

24. Критическое обсуждение, рациональное предпочтение и проблема аналитичности наших выборов и предсказаний . 85

25. Наука: рост знания путем критики и изобретательности 88

Дополнительные соображения об индукции 88

26. Юмовские проблемы каузации и индукции 88

27. Почему юмовская логическая проблема индукции глубже его проблемы причинности? 93

28. Вклад Канта: объективное знание 94

29. Решение юмовского парадокса: возрождение рациональности 96

30. Путаница, связанная с проблемой индукции 98

31. Что остается от неправильно поставленной проблемы оправдания индукции? 99

32. Динамический скептицизм: конфронтация с Юмом 101

33. Анализ аргумента от невероятности случайностей 103

34. Резюме: критическая философия здравого смысла 105

Глава 3. Эпистемология без субъекта знания 108

1. Три тезиса об эпистемологии и третьем мире 108

2. Биологический подход к третьему миру 114

3. Объективность и автономия третьего мира 116

4. Язык, критика и третий мир 121

5. Исторические замечания 123

5.1. Платонизм и неоплатонизм 123

5.2. Гегель 126 (8:)

5.3. Больцано и Фреге 127

5.4. Эмпиризм 128

6. Оценка и критика эпистемологии Брауэра 129

7. Субъективизм в логике, теории вероятностей и физике 140

7.1. Эпистемическая логика 140

7.2. Теория вероятностей 141

7.3. Физика 141

8. Логика и биология научного исследования (discovery) 142

9. Открытие (discovery), гуманизм и самотрансцендентальность 146

Избранная библиография 149

Библиографическая заметка (1978) 152

Глава 4. О теории объективного разума 153

1. Плюрализм и тезис о трех мирах 153

2. Причинные отношения трех миров 155

3. Объективность третьего мира 156

4. Третий мир как продукт человека 158

5. Проблема понимания 161

6. Психологические процессы мышления и объекты третьего мира 162

7. Понимание и решение проблем 164

8. Очень тривиальный пример 166

9. Случай объективного исторического понимания 168

10. Значение [value] проблем 177

11. Понимание («герменевтика») в гуманитарных науках 179

12. Сравнение с методом субъективного «разыгрывания истории заново» [re-enactment] Коллингвуда 183

Глава 5. Цель науки 187

Избранная библиография 198

Библиографическое замечание 199

Глава 6. Об облаках и часах.

Подход к проблеме рациональности и человеческой свободы . 200

Глава 7. Эволюция и древо познания 248

1. Некоторые замечания о проблемах и о росте знания 249

2. Замечания о методе в биологии и особенно в теории эволюции 255

3. Предположение: «Генетический дуализм» 262

Добавление. Подающий надежды бихевиористический монстр 268

Глава 8. Реалистический взгляд на логику, физику и историю 272

1. Реализм и плюрализм: редукция против эмерджентности . 275

2. Плюрализм и эмерджентность в истории 281

3. Реализм и субъективизм в физике 286

4. Реализм в логике 288

Глава 9. Философские комментарии к теории истины Тарского 301

Добавление. Замечание к определению истины по Тарскому 315

Приложение 1. Бадья и прожектор: две теории познания 320

Приложение 2. Дополнительные замечания 337

Избранная библиография 346

Дэвид Миллер. Послесловие к русскому изданию «Объективного знания» 348

Д. Г. Лахути. Замечания о переводе некоторых основных терминов 353

Именной указатель 357

Предметный указатель 362

Предисловие

Феномен человеческого знания, бесспорно, величайшее чудо нашего мироздания. Он составляет проблему, которая нескоро будет решена, и я далек от мысли, что предлагаемый читателю том вносит хотя бы маленький вклад в ее решение. Но я надеюсь, что помог заново начать дискуссию, которая вот уже три столетия вязнет в предварительных обсуждениях.

Со времен Декарта, Гоббса, Локка и их школы, в которую входит не только Дэвид Юм, но и Томас Рид, теория человеческого знания в основном была субъективистской: знание рассматривалось как особо надежный (secure) вид человеческого мнения (belief), а научное знание — как особо надежный вид человеческого знания.

Статьи, вошедшие в эту книгу, порывают с традицией, которую можно проследить вплоть до Аристотеля, — с традицией этой теории знания, основанной на здравом смысле (commonsense theory of knowledge). Я большой поклонник здравого смысла и утверждаю, что он по существу самокритичен. Но хотя я готов до конца отстаивать существенную истинность реализма, основанного на здравом смысле, я в то же время считаю основанную на здравом смысле теорию знания грубейшим субъективистским заблуждением. Это заблуждение подчинило себе всю западную философию. Я предпринял попытку искоренить его и заменить его объективной теорией знания, по существу предположительного (conjectural) знания. Может быть, это притязание и дерзко, но я не приношу за него извинений.

Однако я чувствую, что должен извиниться за имеющиеся в книге повторы. Некоторые ее главы, в том числе и ранее не опубликованные, я оставил почти что в том виде, в каком они были написаны, даже если они частично совпадали друг с другом. Именно по этой причине в третьей и четвертой главах я говорю о «первом», «втором» и «третьем» мирах, хотя теперь я предпочитаю говорить о «мире 1», «мире 2» и «мире 3», следуя предложению сэра Джона Экклза, высказанному в его книге «Лицом к действительности».

Карл Р. Поппер

Пенн, Бэкингемшир

24 июля 1971

Выражение благодарности

Я остаюсь в глубочайшем долгу перед Дэвидом Миллером, Арне Ф. Петерсеном, Джереми Шермуром и прежде всего перед моей женой за их терпеливую и неутомимую помощь.

К. Р. П. 1971

Большая часть улучшений в этом пересмотренном издании подсказана Дэвидом Миллером, Джереми Шермуром, который, благодаря щедрости фонда Наффилда, является моим помощником по исследовательской работе, и Джоном Уоткинсом.

Я благодарен Энтони Флю за критику, побудившую меня исправить абзац (b) на с. 21, и А. Граттан-Гиннесу за указание на двусмысленность на с. 33 1-го издания. Соответствующие исправления были внесены в четвертую перепечатку 1-го издания в 1975 году.

Я благодарен также Адольфу Грюнбауму за подробные критические замечания. Хотя я понял не все его замечания, некоторые из них побудили меня внести два исправления — на с. 56 и 59 — и один комментарий в Приложение 2.

Я хочу также поблагодарить всех, кто со времени первой публикации этой книги откликнулся на мою просьбу направлять мне критические замечания.

Приложение 2 «Дополнительные замечания» (1978) было добавлено в настоящем издании.

К. Р. П.

Глава 1. Предположительное знание: мое решение проблемы индукции*

Рост иррационализма (unreason) на протяжении девятнадцатого и прошедших лет двадцатого века — естественное последствие юмовского разрушения эмпиризма.

Бертран Рассел

Возможно, конечно, что я ошибаюсь, но, по-моему, мне удалось решить крупнейшую философскую проблему: проблему индукции. (Мне кажется, что я пришел к ее решению около 1927 года1)). Это решение оказалось в высшей степени плодотворным и позволило мне разрешить немало других философских проблем.

Впрочем, немногие философы согласятся с утверждением о том, что я решил проблему индукции. Немногие философы взяли на себя труд изучить — или хотя бы критиковать — мой взгляд на эту проблему или же вообще заметили тот факт, что я занимался ею. В самое последнее время опубликовано много книг на эту тему, в которых вообще не упоминаются мои работы, хотя в большинстве из них заметны признаки очень отдаленного и косвенного влияния моих идей. В тех работах, в которых отмечены мои идеи, мне обычно приписывают взгляды, которых я никогда не придерживался, или критикуют меня, исходя из явных недоразумений, недопонимания или используя неверные аргументы. В этой главе я пытаюсь заново объяснить свои взгляды и при этом дать полный ответ тем, кто меня критикует.

Моими первыми публикациями по проблеме индукции были письмо в журнал «Erkenntnis», опубликованное в 1933 году2) в которой я крат-

 

* Popper К. R. Conjectural Knowledge: My Solution of the Problem of induction // Popper K. R. Objective Knowledge. An Evolutionary Approach. Oxford: Clarendon Press, 1979. Ch. 1. Pp. 1-31 (первое издание: Oxford, Clarendon Press, 1972). Эта статья впервые была опубликована в журнале «Revue Internationale de Philosophie», 25e année, no. 95-96, 1971, fasc. 1-2.

1) Еще до того (зимой 1919-1920 г.) я сформулировал и решил проблему разграничения, или демаркации, науки и не-науки, но не счел ее заслуживающей публикации. Однако, решив проблему индукции, я обнаружил интересную связь между этими двумя проблемами. Это привело меня к мысли, что проблема демаркации важна. Я начал работать над проблемой индукции в 1923 году и нашел се решение около 1927 года. См. также автобиографические замечания в моей книге «Conjectures and Refutations» (далее сокращенно C.&R.) — Popper К. R. Conjectures and Refutations. The Growth of Scientific Knowledge. London: Routledge and Keagan Paul, 1963; Routledge, 1996. Ch. 1, 2.

2) Popper K. R. Ein Kriterium des empirisches Charakters theoretischer Systeme // Erkenntnis, Bd.3, 1933. S.426 и далее (русский перевод: Поппер К. Критерий эмпирического характера

 

ко изложил свою формулировку проблемы индукции и свое решение этой проблемы, и книга «Логика научного исследования» («Logik der Forschung»), опубликованная в 1934 году3). И письмо, и книга были написаны очень сжато. Я ожидал — видимо, чересчур оптимистично — что читатели с помощью нескольких моих исторических намеков поймут, почему моя специфическая переформулировка этой проблемы имеет решающее значение. Я считаю, что именно переформулирование мною этой традиционной философской проблемы и сделало возможным ее решение. Под традиционной философской проблемой индукции я подразумеваю формулировки, подобные следующим (которые я обозначу ‘Tr’):

Tr: Чем можно обосновать веру в то, что будущее будет (в большой мере) таким же, как прошлое? Или несколько иначе: В чем состоит оправдание (justification) индуктивных выводов (inferences)?

Формулировки, подобные этим, некорректны по нескольким причинам. Например, первая из них предполагает, что будущее будет таким же, как прошлое — это предположение я, например, считаю ошибочным, если только не брать выражение «такой же» в столь гибком смысле, что все утверждение становится пустым и выхолощенным. Вторая формулировка предполагает, что существуют индуктивные выводы и правила проведения индуктивных выводов, а это предположение опять-таки из тех, которые нельзя принимать некритически, и которое я также считаю ошибочным. Поэтому я считаю обе эти формулировки просто некритическими, и это же можно сказать о многих других формулировках этой проблемы. И потому моя основная задача — заново сформулировать проблему, которая, намой взгляд, стоит за тем, что я назвал традиционной философской проблемой индукции.

Приведенные формулировки, уже ставшие традиционными, исторически появились совсем недавно: они возникли из юмовской критики индукции и ее влияния на теорию познания, основанную на здравом смысле.

Я вернусь к более подробному обсуждению традиционных формулировок проблемы индукции, но сначала представлю точку зрения здравого смысла, или обыденного сознания, затем точку зрения Юма, а после этого — мои переформулировки и решения этой проблемы.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты