КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
СЕДЬМАЯ ЛЕКЦИЯЯВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СНОВИДЕНИҹ И СКРЫТЫЕ ЕГО МЫСЛИ Уважаемые дамы и господа! Вы видите, что мы не без пользы изучалиошибочные действия. Благодаря этим усилиям мы -- исходя из известных вампредположений -- усвоили два момента: понимание элемента сновидения итехнику толкования сновидения. Понимание элемента сновидения заключается втом, что он не является собственным [содержанием], а заместителем чего-тодругого, не известного видевшему сон, подобно намерению ошибочного действия,заместителем чего-то, о чем видевший сон знает, но это знание емунедоступно. Надеемся, что это же понимание можно распространить и на всесновидение, состоящее из таких элементов. Наша техника состоит в том, чтобыблагодаря свободным ассоциациям вызвать к этим элементам другие замещающиепредставления, из которых можно узнать скрытое. Теперь я предлагаю вам внести изменения в терминологию, которые должныупростить наше изложение. Вместо "скрытое, недоступное, не собственное*[содер- ---------------------------------------- * По смыслу должно быть "собственное". Прим. ред. перевода. жание]" мы, выражаясь точнее, скажем "недоступное сознанию видевшегосон, или бессознательное" (unbewuЯt). Под этим мы подразумеваем (как этобыло и в отношении к забытому слову или нарушающей тенденции ошибочногодействия) не что иное, как бессознательное в данный момент. Впротивоположность этому мы, конечно, можем назвать сами элементы сновиденияи вновь полученные благодаря ассоциациям замещающие представлениясознательными. С этим названием не связана какая-то новая теоретическаяконструкция. Употребление слова "бессознательное", как легко понятного иподходящего, не может вызвать возражений. Если мы распространим наше понимание отдельного элемента на всесновидение, то получится, что сновидение как целое является искаженнымзаместителем чего-то другого, бессознательного, и задача толкованиясновидения -- найти это бессознательное. Отсюда сразу выводятся три важныхправила, которых мы должны придерживаться во время работы над толкованиемсновидения: 1) не нужно обращать внимания на то, что являет собойсновидение, будь оно понятным или абсурдным, ясным или спутанным, так каконо все равно ни в коем случае не является искомым бессознательным(естественное ограничение этого правила напрашивается само собой); 2) работуограничивать тем, что к каждому элементу вызывать замещающие представления,не задумываясь о них, не проверяя, содержат ли они что-то подходящее, необращать внимания, насколько они отклоняются от элемента сновидения; 3) нужно выждать, пока скрытое искомое бессознательное возникнет само,точно так же, как забытое слово Монако в описанном примере. Теперь нам также понятно, насколько безразлично, хорошо или плохо,верно или неверно восстановлено в памяти сновидение. Ведь восстановленное впамяти сновидение не является собственным содержанием, но только искаженнымзаместителем того, что должно нам помочь путем вызывания других замещающихпредставлений приблизиться к собственному содержанию, сделатьбессознательное сознательным. Если воспоминание было неточным, то просто взаместителе произошло дальнейшее искажение, которое, однако, не может бытьнемотивированным. Работу толкования можно провести как на собственных сновидениях, так ина сновидениях других. На собственных даже большему научишься, процесстолкования здесь более убедителен. Итак, если попытаешься это сделать, тозамечаешь, что что-то противится работе. Мысли хотя и возникают, но не всемим придаешь значение. Производится проверка, и делается выбор. Об одноймысли говоришь себе: нет, это здесь не подходит, не относится сюда, о другой-- это слишком бессмысленно, о третьей -- это уж совсем второстепенно, ивскоре замечаешь, что при таких возражениях мысли задерживаются прежде, чемстанут совершенно ясными, и наконец прогоняются. Таким образом, с однойстороны, слишком сильно зависишь от исходного представления, от самогоэлемента сновидения, с другой -- выбор мешает результату свободнойассоциации. Если толкование сновидения проводишь не наедине, а просишького-нибудь толковать свое сновидение, то ясно чувствуешь еще один мотив,которым оправдываешь такой недопустимый выбор. Тогда говоришь себе по поводуотдельных мыслей: нет, эта мысль слишком неприятна, я не хочу или не могу еевысказать. Эти возражения явно угрожают успешности нашей работы. Против них нужнозащититься, и при анализе собственного сновидения делаешь это с твердым намерением не поддаваться им; если анализируешь сновидение другого, тоставишь ему как непреложное условие не исключать ни одной мысли, даже еслипротив нее возникает одно из четырех возражений: что она слишкомнезначительна, слишком бессмысленна, не относится к делу или ее неприятносказать. Он обещает следовать этому правилу, но затем с огорчениемзамечаешь, как плохо подчас он сдерживает это обещание. Сначала объясняешьэто тем, что он не уяснил себе смысл свободной ассоциации, несмотря наубедительное заверение, и думаешь, что, может быть, следует подготовить егосначала теоретически, давая ему литературу или послав его на лекции,благодаря чему он мог бы стать сторонником наших воззрений на свободнуюассоциацию. Но от этих приемов воздерживаешься, замечая, что и сам, будучитвердо уверен в собственных убеждениях, подвержен этим же критическимвозражениям против определенных мыслей, которые впоследствии устраняются, визвестной мере, во второй инстанции. Вместо того чтобы сердиться на непослушание видевшего сон, попробуемоценить этот опыт, чтобы научиться из него чему-то новому, чему-то, чтоможет быть тем важнее, чем меньше мы к нему подготовлены. Понятно, чторабота по толкованию сновидения происходит вопреки сопротивлению(Widerstand), которое поднимается против него и выражением которого являютсяте критические возражения. Это сопротивление независимо от теоретическихубеждений видевшего сон. Больше того. Опыт показывает, что такое критическоевозражение никогда не бывает правильным. Напротив, мысли, которые хотелосьбы подавить таким образом, оказываются все без исключения самыми важными,решающими для раскрытия бессознательного. Если мысль сопровождается такимвозражением, то это как раз очень показательно. Это сопротивление является каким-то совершенно новым феноменом, которыймы нашли исходя из наших предположений, хотя он как будто и не содержится вних. Этому новому фактору мы не так уж приятно удивлены. Мы ужепредчувствуем, что он не облегчит нашей работы. Он мог бы нас привести ктому, чтобы вовсе оставить наши старания понять сновидение. Такоенезначительное явление, как сновидение, и такие трудности вместобезукоризненной техники! Но с другой стороны, именно эти трудностизаставляют нас предполагать, что работа стоит усилий. Мы постояннонаталкиваемся на сопротивление, когда хотим от заместителя, являющегосяэлементом сновидения, проникнуть в его скрытое бессознательное. Такимобразом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-тозначительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранитьскрываемое? Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы показать, что в ней,значит, там что-то, чего ему не разрешается иметь. Сейчас, когда мы вводим в ход наших рассуждений динамическоепредставление сопротивления, мы должны подумать о том, что это сопротивлениеможет количественно изменяться. Оно может быть большим и меньшим, и мыготовы к тому, что данные различия и обнаружатся во время нашей работы.Может быть, благодаря этому мы приобретем другой опыт, который тожепригодится в работе по толкованию сновидений. Иногда необходимаодна-единственная или всего несколько мыслей, чтобы перейти от элементасновидения к его бессознательному, в то время как в других случаях для этоготребуется длинная цепь ассоциаций и преодоление многих критическихвозражений. Мы скажем себе, что эти различия связаны с изменением величинысопротивления, и будем, вероятно, правы. Если сопротивление незначительно,то и заместитель не столь отличен от бессознательного; но большоесопротивление приводит к большим искажениям бессознательного, а с нимиудлиняется обратный путь от заместителя к бессознательному. Теперь, может быть, настало время взять какое-нибудь сновидение ипопробовать применить к нему нашу технику, чтобы оправдать связываемые с нейнадежды. Да, но какое для этого выбрать сновидение? Вы не представляетесебе, как мне трудно сделать выбор, и я даже не могу вам еще разъяснить, вчем трудность. Очевидно, имеются сновидения, которые в общем мало искажены,и самое лучшее было бы начать с них. Но какие сновидения меньше всегоискажены? Понятные и не спутанные, два примера которых я уже приводил? Нотут-то вы глубоко ошибаетесь. Исследование показывает, что эти сновиденияпретерпели чрезвычайно высокую степень искажения. Но если я, отказавшись откаких-либо ограничений, возьму первое попавшееся сновидение, вы, вероятно,будете очень разочарованы. Может случиться, что нам нужно будет выделить изаписать такое обилие мыслей к отдельным элементам сновидения, что работастанет совершенно необозримой. Если мы запишем сновидение, а напротивсоставим список всех пришедших по его поводу мыслей, то он может быть большетекста сновидения. Самым целесообразным кажется, таким образом, выбрать дляанализа несколько коротких сновидений, из которых каждое сможет намчто-нибудь сказать или что-либо подтвердить. На это мы и решимся, если опытнам не подскажет, где действительно можно найти мало искаженные сновидения. Кроме того, я знаю еще другой путь для облегчения нашей задачи. Вместотолкования целых сновидений давайте ограничимся отдельными элементами и на ряде примеров проследим, как их можно объяснить, используя нашутехнику. а) Одна дама рассказывает, что ребенком очень часто видела сон, будто уБога на голове остроконечный бумажный колпак. Как вы это поймете, неприбегнув к помощи видевшей сон? Ведь это совершенно бессмысленно. Но этоперестает быть бессмыслицей, когда дама сообщает, что ей ребенком за столомимели обыкновение надевать такой колпак, потому что она не могла отвыкнутьот того, чтобы не коситься в тарелки братьев и сестер и не смотреть, неполучил ли кто-нибудь из них больше ее. Таким образом, колпак должен былдействовать как шоры. Кстати, историческое сообщение было дано без всякойзадержки. Толкование этого элемента, а с ним и всего короткого сновидениялегко осуществляется благодаря следующей мысли видевшей сон. "Так как яслышала, что Бог всеведущ и все видит, -- говорит она, -- то сновидениеозначает только, что я все знаю и все вижу, как Бог, даже если мне хотятпомешать". Этот пример, возможно, слишком прост. б) Одна скептически настроенная пациентка видит длинный сон, в которомизвестные лица рассказывают ей о моей книге "Остроумие" (1905с) и очень еехвалят. Затем что-то упоминается о "Канале", возможно, о другой книге, вкоторой фигурирует канал, или еще что-то, связанное с каналом. она не знает.это совершенно не ясно. Вы склонны будете предположить, что элемент "канал" не поддаетсятолкованию, потому что он сам так неопределенен. Вы правы относительнопредполагаемого затруднения, но толкование трудно не потому, что этотэлемент неясен, наоборот, он неясен по той же причине, по которой затрудненотолкование: видевшей сон не приходит по поводу канала никаких мыслей; я,конечно, тоже ничего не могу сказать. Некоторое время спустя, вернее, на следующий день она говорит, что ейпришло в голову, что, может быть, относится к делу. А именно острота,которую она слышала. На пароходе между Дувром и Кале известный писательбеседует с одним англичанином, который в определенной связи цитирует: Dusublime au ridicule il n'у a qu'un pas [От великого до смешного только один[шаг]. Писатель отвечает: Qui, le pas de Calais [Да, Па-де-Кале]; [шагпо-французски "па". -- Прим. пер.] -- этим он хочет сказать, что Франциявеликая страна, а Англия -- смешная. Но Pas de Calais ведь канал, именнорукав канала, Canal la manche. Не думаю ли я, что эта мысль имеет отношениек сновидению? Конечно, говорю я, она действительно объясняет загадочныйэлемент сновидения. Или вы сомневаетесь, что эта шутка уже до сновидениябыла бессознательным для элемента "канал", и предполагаете, что онапоявилась позднее? Пришедшая ей в голову мысль свидетельствует о скепсисе,который скрывается у нее за искусственным восхищением, а сопротивлениеявляется общей причиной как задержки мысли, так и того, что соответствующийэлемент сновидения был таким неопределенным. Вдумайтесь в этом случае вотношение элемента сновидения к его бессознательному. Он как бы кусочекбессознательного, как бы намек на него; изолировав его, мы бы его совершенноне поняли. в) Один пациент видит длинный сон: вокруг стола особой формы сидитнесколько членов его семьи и т. д. По поводу стола ему приходит в головумысль, что он видел такой стол при посещении определенной семьи. Затем егомысль развивается: в этой семье были особые отношения между отцом и сыном, ион тут же добавляет, что такие же отношения существуют между ним и егоотцом. Таким образом, стол взят в сновидение, чтобы показать эту параллель. Этот пациент был давно знаком с требованиями толкования сновидения.Другой, может быть, был бы поражен, что такая незначительная деталь, какформа стола, является объектом исследования. Мы считаем, что в сновидениинет ничего случайного или безразличного, и ждем разгадки именно отобъяснения таких незначительных, немотивированных деталей. Вы, может быть,еще удивитесь, что работа сновидения выразила мысль "у нас все происходиттак, как у них" именно выбором стола. Но все легко объяснится, если выузнаете, что эта семья носит фамилию Тишлер [Tisch -- стол. -- Прим. пер.].Усаживая своих родных за этот стол, он как бы говорит, что они тоже Тишлеры.Заметьте, впрочем, как в сообщениях о таких толкованиях сновидений поневолестановишься нескромным. Теперь и вы увидели упомянутые выше трудности ввыборе примеров. Этот пример я мог бы легко заменить другим, но тогда,вероятно, избежал бы этой нескромности за счет какой-то другой. Мне кажется, что теперь самое время ввести два термина, которыми мымогли бы уже давно пользоваться. Мы хотим назвать то, что рассказывается всновидении, явным содержанием сновидения (manifester Trauminhalt), аскрытое, к которому мы приходим, следуя за возникающими мыслями, скрытымимыслями сновидения (latente Traumgedanken). Обратим внимание на отношениямежду явным содержанием сновидения и скрытыми его мыслями в наших примерах.Эти отношения могут быть весьма различными. В примерах а) и б) явный элементявляется составной частью скрытых мыслей, но только незначительной ихчастью. Из всей большой и сложной психической структуры бессознательныхмыслей в явное сновидение проникает лишь частица как их фрагмент или вдругих случаях как намек на них, как лозунг или сокращение в телеграфномстиле. Толкование должно восстановить целое по этой части или намеку, какэто прекрасно удалось в примере б). Один из видов искажения, в которомзаключается работа сновидения, есть, таким образом, замещение обрывком илинамеком. В примере в), кроме того, можно предположить другое отношение,более ясно выраженное в следующих примерах. г) Видевший сон извлекает (hervorzieht) (определенную, знакомую ему)даму из-под кровати. Он сам открывает смысл этого элемента сновидения первойпришедшей ему в голову мыслью. Это означает: он отдает этой дамепредпочтение (Vorzug). д) Другому снится, что его брат застрял в ящике. Первая мысль заменяетслово ящик шкафом (Schrank), а вторая дает этому толкование: братограничивает себя (schrдnkt sich ein). е) Видевший сон поднимается на гору, откуда открывается необыкновеннодалекий вид. Это звучит совершенно рационально, и, может быть, тут нечеготолковать, а следует только узнать, какие воспоминания затронуты сновидениеми чем оно мотивировано. Но вы ошибаетесь -- оказывается, именно этосновидение нуждается в толковании, как никакое другое спутанное. Видевшему сон вовсе не приходят в голову собственные восхождения нагоры, а он вспоминает, что один его знакомый издает "Обозрение" (Rundschau),в котором обсуждаются наши отношения к дальним странам. Таким образом,скрытая мысль сновидения здесь: отождествление видевшего сон с издателем"Обозрения". Здесь вы видите новый тип отношения между явным и скрытым элементамисновидения. Первый является не столько искажением последнего, сколько егоизображением, наглядным, конкретным выражением в образе, которое имеет своимисточником созвучие слов. Однако благодаря этому получается опять искажение, потому что мыдавно забыли, из какого конкретного образа выходит слово, и не узнаем его взамещении образом. Если вы подумаете о том, что явное сновидение состоитпреимущественно из зрительных образов, реже из мыслей и слов, то можетедогадаться, что этому виду отношения принадлежит особое значение вобразовании сновидения. Вы видите также, что этим путем можно создать вявном сновидении для целого ряда абстрактных мыслей замещающие образы,которые служат намерению скрыть их. Это та же техника ребуса. Откуда такиеизображения приобретают остроумный характер, это особый вопрос, которого мыздесь можем не касаться. О четвертом виде отношения между явным и скрытым элементами сновиденияя умолчу, пока наша техника не откроет нам его особенность. Но и тогда я недал бы полного перечисления этих отношений, для наших же целей достаточно иэтого. Есть у вас теперь мужество решиться на толкование целого сновидения?Сделаем попытку и посмотрим, достаточно ли мы подготовлены для решения этойзадачи. Разумеется, я выберу не самое непонятное сновидение, а остановлюсьна таком, которое хорошо отражает его свойства. Итак, молодая, но уже давно вышедшая замуж дама видит сон: она сидит смужем в театре, одна половина партера совершенно пуста. Ее муж рассказываетей, что Элиза Л. и ее жених тоже хотели пойти, но смогли достать толькоплохие места, три за 1 фл. 50 кр.,* а ведь такие места они не могли взять.Она считает, что это не беда. Первое, что сообщает нам видевшая сон, -- это то, что повод ксновидению указан в явном сновидении. ---------------------------------------- * 1 флорин 50 крейцеров. -- Прим. ред. перевода. Муж действительно рассказал ей, что Элиза Л., знакомая, примерно тех желет, обручилась. Сновидение является реакцией на это сообщение. Мы ужезнаем, что подобный повод в переживаниях дня накануне сновидения нетруднодоказать во многих сновидениях, и видевшие сон часто без затруднений даюттакие указания. Такие же сведения видевшая сон дает и по поводу другихэлементов явного сновидения. Откуда взялась деталь, что половина партера незанята? Это намек на реальное событие прошлой недели. Она решила пойти наизвестное театральное представление и заблаговременно купила билеты, но такрано, что должна была доплатить за это, когда же они пришли в театр,оказалось, что ее заботы были напрасны, потому что одна половина партерабыла почти пуста. Она бы не опоздала, если бы купила билеты даже в деньпредставления. Ее муж не преминул подразнить ее за эту поспешность. Откуда 1фл. 50 кр.? Это относится к совсем другому и не имеет ничего общего спредыдущим, но и тут есть намек на известие последнего дня. Ее невесткаполучила от своего мужа в подарок 150 фл., и эта дура не нашла ничеголучшего, как побежать к ювелиру и истратить деньги на украшения. А откудатри? Об этом она ничего не знает, если только не считать той мысли, чтоневеста Элиза Л. всего лишь на три месяца моложе ее, а она почти десять летзамужем. А что это за нелепость брать три билета, когда идешь в театрвдвоем? На это она ничего не отвечает и вообще отказывается от дальнейшихобъяснений. Но эти пришедшие ей в голову мысли и так дали нам достаточно материала,чтобы можно было узнать скрытые мысли сновидения. Обращает на себя вниманието, что в ее сообщениях к сновидению в нескольких местах подчеркиваютсяразные сроки, благодаря чему между отдельными частями устанавливается нечтообщее: она слишком рано купила билеты в театр, поспешила, так что должнабыла переплатить; невестка подобным же образом поспешила снести деньгиювелиру, чтобы купить украшения, как будто она могла это упустить. Если этитак подчеркнутые "слишком рано", "поспешно" сопоставить с поводомсновидения, известием, что приятельница, которая моложе ее всего на тримесяца, теперь все-таки нашла себе хорошего мужа, и с критикой, выразившейсяв осуждении невестки: нелепо так торопиться, то само собой напрашиваетсяследующий ход скрытых мыслей сновидения, искаженным заместителем которыхявляется явное сновидение: "Нелепо было с моей стороны так торопиться сзамужеством. На примере Элизы я вижу, что и позже могла бы найти мужа".(Поспешность изображена в ее поведении при покупке билетов и в поведенииневестки при покупке украшений. Замужество замещено посещением театра.) Это-- главная мысль; может быть, мы могли бы продолжать, но с меньшейуверенностью, потому что в этом месте анализу незачем было бы отказыватьсяот заявлений видевшей сон: "За эти деньги я могла бы приобрести в 100 разлучшее!" (150 фл. в 100 раз больше 1 фл. 50 кр.). Если бы мы могли деньгизаменить приданым, то это означало бы, что мужа покупают за приданое; мужзаменен украшениями и плохими билетами. Еще лучше было бы, если бы элемент"три билета" имел какое-либо отношение к мужу. Но наше понимание не идет такдалеко. Мы только угадали, что сновидение выражает пренебрежение к мужу исожаление о слишком раннем замужестве. По моему мнению, результат этого первого толкования сновидения насбольше поражает и смущает, чем удовлетворяет. Слишком уж много на нас сразусвалилось, больше, с чем мы в состоянии справиться. Мы уже замечаем, что несможем разобраться в том, что может быть поучительного в этом толковании сновидения. Поспешим жеизвлечь то, что мы узнали несомненно нового. Во-первых, замечательно, что в скрытых мыслях главный акцент падает наэлемент поспешности; в явном сновидении именно об этом ничего нет. Безанализа мы бы не могли предположить, что этот момент играет какую-то роль.Значит возможно, что как раз самое главное то, что является центромбессознательных мыслей, в явном сновидении отсутствует. Благодаря этомусовершенно меняется впечатление от всего сновидения. Во-вторых, в сновиденииимеется абсурдное сопоставление три за 1 фл. 50 кр., в мыслях сновидения мыугадываем фразу: нелепо было (так рано выходить замуж). Можно ли отрицать,что эта мысль "нелепо было" выражена в явном сновидении именно абсурднымэлементом? В-третьих, сравнение показывает, что отношение между явными искрытыми элементами не просто, оно состоит не в том, что один явный элементвсегда замещает один скрытый. Это скорее групповое отношение между обоимилагерями, внутри которого один явный элемент представляется несколькимискрытыми или один скрытый может замещаться несколькими явными. Что касается смысла сновидения и отношения к нему видевшей сон, то обэтом можно было бы тоже сказать много удивительного. Правда, она признаеттолкование, но поражается ему. Она не знала, что пренебрежительно относитсяк своему мужу, она также не знает, почему она к нему так относится. Итак, вэтом еще много непонятного. Я действительно думаю, что мы еще не готовы ктолкованию сновидений и нам надо сначала еще поучиться и подготовиться.
|