Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ОДИННАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ




РАБОТА СНОВИДЕНИҹ Уважаемые дамы и господа! Если вы усвоили сущность цензуры сновидения исимволического изображения, хотя еще и не совсем разрешили вопрос обискажении сновидения, вы все-таки в состоянии понять большинство сновидений.При этом вы можете пользоваться обеими дополняющими друг друга техниками,вызывая у видевшего сон ассоциативные мысли до тех пор, пока не проникнетеот заместителя к собственному [содержанию], подставляя для символов ихзначение, исходя из своих собственных знаний. Об определенных возникающихпри этом сомнениях речь будет идти ниже. Теперь мы можем опять взяться за работу, которую в свое время пыталисьсделать, не имея для этого достаточно средств, когда мы изучали отношениямежду элементами сновидения и его собственным [содержанием] и установили приэтом четыре такие основные отношения: части к целому; приближения, илинамека; символического отношения и наглядного изображения слова. То же самоемы хотим предпринять в большем масштабе, сравнивая явное содержаниесновидения в целом со скрытым сновидением, найденным путем толкования. Надеюсь, вы никогда не перепутаете их друг с другом. Если вы добьетесьэтого, то достигнете в понимании сновидения большего, чем, вероятно,большинство читателей моей книги Толкование сновидений. Позвольте еще разнапомнить, что та работа, которая переводит скрытое сновидение в явное,называется работой сновидения (Traumarbeit). Работа, проделываемая вобратном направлении, которая имеет целью от явного сновидения добраться доскрытого, является нашей работой толкования (Deutungsarbeit). Работатолкования стремится устранить работу сновидения. Признанные очевиднымисполнением желания сновидения детского типа все-таки испытали на себечастичную работу сновидения, а именно перевод желания в реальность и побольшей части также перевод мыслей в визуальные образы. Здесь не требуетсяникакого толкования, только обратный ход этих двух превращений. То, чтоприбавляется к работе сновидения в других сновидениях, мы называемискажением сновидения (Traumentstellung); именно его и нужно устранитьпосредством нашей работы толкования. Сравнивая большое количество толкований сновидений, я в состояниипоследовательно показать вам, что проделывает работа сновидения с материаломскрытых его мыслей. Но я прошу вас не требовать от этого слишком многого.Это всего лишь описание, которое нужно выслушать со спокойным вниманием. Первым достижением работы сновидения является сгущение (Verdichtung).Под этим мы подразумеваем тот факт, что явное сновидение содержит меньше,чем скрытое, т. е. является своего рода сокращенным переводом последнего.Иногда сгущение может отсутствовать, однако, как правило, оно имеется иочень часто даже чрезмерное. Но никогда не бывает обратного, т. е. чтобыявное сновидение было больше скрытого по объему и содержанию. Сгущениепроисходит благодаря тому, что: 1) определенные скрытые элементы вообщеопускаются; 2) в явное сновидение переходит только часть некоторыхкомплексов скрытого сновидения; 3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, вявном сновидении соединяются, сливаются в одно целое. Если хотите, то можете сохранить название "сгущение" только для этогопоследнего процесса. Его результаты можно особенно легко продемонстрировать.Из своих собственных сновидений вы без труда вспомните о сгущении различныхлиц в одно. Такое смешанное лицо выглядит как А, но одето как Б, совершаеткакое-то действие, какое, помнится, делал В, а при этом знаешь, что это лицо-- Г. Конечно, благодаря такому смешиванию особенно подчеркивается что-тообщее для всех четырех лиц. Так же, как и из лиц, можно составить смесь изпредметов или из местностей, если соблюдается условие, что отдельныепредметы и местности имеют что-то общее между собой, выделяемое скрытымсновидением. Это что-то вроде образования нового и мимолетного понятия сэтим общим в качестве ядра. Благодаря накладыванию друг на друга отдельныхсгущаемых единиц возникает, как правило, неясная, расплывчатая картина,подобно той, которая получается, если на одной фотопластинке сделатьнесколько снимков. Для работы сновидения образование таких смесей очень важно, потому чтомы можем доказать, что необходимые для этого общие признаки нарочносоздаются там, где их раньше не было, например, благодаря выбору словесноговыражения какой-либо мысли. Мы уже познакомились с такими сгущениями исмешениями; они играли роль в возникновении некоторых случаев оговорок.Вспомните молодого человека, который хотел begleitdigen даму. Кроме того,имеются остроты, механизм возникновения которых объяс- няется таким сгущением. Однако независимо от этого можно утверждать,что данный процесс является чем-то необычным и странным. Правда, образованиесмешанных лиц в сновидении имеет аналогии в некоторых творениях нашейфантазии, которая легко соединяет в одно целое составные части, вдействительности не связанные между собой, -- например, кентавры и сказочныеживотные в древней мифологии или на картинах Беклина. Ведь "творческаяфантазия" вообще не может изобрести ничего нового, а только соединяет чуждыедруг другу составные части. Но странным в способе работы сновидения являетсяследующее: материал, которым располагает работа сновидения, состоит ведь измыслей, мыслей, некоторые из которых могут быть неприличными инеприемлемыми, однако они правильно образованы и выражены. Эти мыслипереводятся благодаря работе сновидения в другую форму, и странно инепонятно, что при этом переводе, перенесении как бы на другой шрифт илиязык находят свое применение средства слияния и комбинации. Ведь обычноперевод старается принять во внимание имеющиеся в тексте различия, асходства не смешивать между собой. Работа сновидения стремится к совершеннопротивоположному: сгустить две различные мысли таким образом, чтобы найтимногозначное слово, в котором обе мысли могут соединиться, подобно тому, какэто делается в остроте. Этот переход нельзя понять сразу, но для пониманияработы сновидения он может иметь большое значение. Хотя сгущение делает сновидение непонятным, все-таки не возникаетвпечатления, что оно является результатом действия цензуры сновидения.Скорее, хочется объяснить его механическими и экономическими факторами;однако приходится принимать в расчет и цензуру. Результаты сгущения могут быть совершенно исключительными. С егопомощью иногда возможно объединить две совершенно различные скрытые мысли водном явном сновидении, так что можно получить одно вроде бы удовлетворяющеетолкование сновидения и все же при этом упустить возможность другого. Следствием сгущения является также отношение между скрытым и явнымсновидением, заключающееся в том, что между различными элементами и несохраняется простого соответствия. Один явный элемент соответствуетодновременно нескольким скрытым, и наоборот, один скрытый элемент можетучаствовать в нескольких явных как бы в виде перекреста. При толкованиисновидения оказывается также, что [ассоциативные] мысли к отдельному явномуэлементу не всегда приходят по порядку. Часто приходится ждать, пока всесновидение не будет истолковано. Итак, работа сновидения совершает очень необычную по форме транскрипциюмыслей сновидения -- не перевод слова за словом или знака за знаком и невыбор по определенному правилу, когда передаются только согласныекакого-нибудь слова, а гласные опускаются, что можно было бы назватьпредставительством, т. е. один элемент всегда извлекается вместо нескольких,-- но это нечто другое и гораздо более сложное. Вторым результатом работы сновидения является смещение (Verschiebung).Для его понимания мы, к счастью, провели подготовительную работу; ведь мызнаем, что оно целиком является делом цензуры сновидения. Оно проявляетсядвояким образом, во-первых, в том, что какой-то скрытый элемент замещаетсяне собственной составной частью, а чем-то отдаленным, т. е. намеком, аво-вторых, в том, что психический акцент смещается с какого-то важногоэлемента на другой, не важный, так что в сновидении возникает иной центр ионо кажется странным. Замещение намеком известно нам и по нашему мышлению в бодрствующемсостоянии, однако здесь есть различие. При мышлении в бодрствующем состояниинамек должен быть легко понятным, а заместитель иметь смысловое отношение ксобственному [содержанию] (Eigentliche). И острота часто пользуется намеком,она отказывается от ассоциации по содержанию и заменяет ее необычнымивнешними ассоциациями, такими, как созвучие и многозначность слова и др. Ноона сохраняет понятность; острота лишилась бы всего своего действия, если бынельзя было без труда проделать обратный путь от намека к собственномусодержанию. Но намек смещения в сновидении свободен от обоих ограничений. Онсвязан с замещаемым элементом самыми внешними и отдаленными отношениями ипоэтому непонятен, а если его разъяснить, то толкование производитвпечатление неудачной остроты или насильственно притянутой за волосы,принужденной интерпретации. Цензура только тогда достигает своей цели, когдаей удается полностью затемнить обратный путь от намека к собственному[содержанию]. Смещение акцента как средство выражения мысли не встречается. Примышлении в бодрствующем состоянии мы иногда допускаем его для достижениякомического эффекта. Впечатление ошибки, которое оно производит, я могу увас вызвать, напомнив один анекдот: в деревне был кузнец, который совершилпреступление, достойное смертной казни. Суд постановил, что он долженпонести наказание за свое преступление, но так как в деревне был только одинкузнец и он был необходим, портных же в деревне жило трое, то один из этихтрех был повешен вместо него. Третий результат работы сновидения психологически самый интересный. Онсостоит в превращении мыслей в зрительные образы. Запомним, что не все в мыслях сновидения подлежит этому превращению, кое-что сохраняет своюформу и появляется в явном сновидении как мысль или знание; зрительныеобразы являются также не единственной формой, в которую превращаются мысли.Однако они все-таки являются существенным фактором в образовании сновидения;эта сторона работы сновидения, как мы знаем, является второй постояннойчертой сновидения, а для выражения отдельных элементов сновидениясуществует, как мы видели, наглядное изображение слова. Ясно, что это нелегкая работа. Чтобы составить понятие о ее трудностях,представьте себе, что вы взяли на себя задачу заменить политическуюпередовицу какой-то газеты рядом иллюстраций, т. е. вернуться от буквенногошрифта к письму рисунками. То, что в этой статье говорится о лицах иконкретных предметах, вы легко и, может быть, удачно замените иллюстрациями,но при изображении абстрактных слов и всех частей речи, выражающихлогические отношения, таких как частицы, союзы и т. п., вас ожидаюттрудности. При изображении абстрактных слов вы сможете себе помочьвсевозможными искусственными приемами. Вы попытаетесь, например, передатьтекст статьи другими словами, которые звучат, может быть, необычно, носодержат больше конкретных и подходящих для изображения понятий. Затем вывспомните, что большинство абстрактных слов являются потускневшимиконкретными и поэтому по возможности воспользуетесь первоначальнымконкретным значением этих слов. Итак, вы будете рады, если сможетеизобразить обладание (Besitzen) объектом как действительное физическоесидение (Darauf sitzen). Так же поступает и работа сновидения. При такихобстоятельствах вы едва ли будете предъявлять большие претензии к точностиизображения. Таким образом, и работе сновидения вы простите, что она,например, такой трудный для изображения элемент, как нарушение брачной верности(Ehebruch), заменяет другим каким-либо разрывом (Bruch), перелом ноги(Beinbruch).* Надеюсь, вы сумеете до некоторой степени проститьбеспомощность языка рисунков, когда он замещает собой буквенный. ---------------------------------------- * При исправлении корректуры этого листа мне случайно попалась газетнаязаметка, которую я здесь привожу как неожиданное пояснение вышеизложенныхположений. "НАКАЗАНИЕ БОЖИЕ (перелом руки за нарушение супружеской верности)(Armbruch durch Ehebruch). Анна M., супруга одного ополченца, обвинила Клементину К. в нарушениисупружеской верности. В обвинении говорится, что К. находится с Карлом М. впреступной связи, в то время как ее собственный муж на войне, откуда он дажеприсылает ей ежемесячно семьдесят крон. К. получила от мужа пострадавшей ужедовольно много денег, в то время как она сама с ребенком вынуждена жить внужде и терпеть голод. Товарищи мужа рассказывали ей, что К. посещает с М.рестораны и кутит там до поздней ночи. Однажды обвиняемая даже спросила мужапострадавшей в присутствии многих солдат, скоро ли он разведется со своей"старухой", чтобы переехать к ней. Жена привратника дома, где живет К., тоженеоднократно видела мужа пострадавшей в полном неглиже на квартире К. Вчера перед судом в Леопольдштатте К. отрицала, что знает М., а обинтимных отношениях уж не может быть и речи. Однако свидетельница АльбертинаМ. показала, что неожиданно застала К., когда она целовала мужапострадавшей. Допрошенный при первом разборе дела в качестве свидетеля М. отрицалтогда интимные отношения с обвиняемой. Вчера судье было представлено письмо,в котором свидетель отказывается от своего показания на первомразбирательстве дела и сознается, что до июня месяца поддерживал любовнуюсвязь с К. При первом разборе он только потому отрицал свои отношения собвиняемой, что она перед разбором дела явилась к нему и на коленях умоляласпасти ее и ничего не говорить. "Теперь же, -- пишет свидетель, -- ячувствую потребность откровенно сознаться перед судом, так как я сломаллевую руку, и это кажется мне наказанием божьим за мое преступление". Судьяустановил, что срок преступления прошел, после чего пострадавшая взялажалобу обратно, а обвиняемая была оправдана". Для изображения частей речи, показывающих логические отношения, вроде"потому что, поэтому, но" и т. д., нет подобных вспомогательных средств;таким образом, эти части текста пропадут при переводе в рисунки. Точно также благодаря работе сновидения содержание мыслей сновидения растворяется вего сыром материале объектов и деятельностей. И вы можете быть довольны,если вам предоставится возможность каким-то образом намекнуть в более тонкомобразном выражении на определенные недоступные изображению отношения. Точнотак же работе сновидения удается выразить что-то из содержания скрытыхмыслей сновидения в формальных особенностях явного сновидения, в его ясностиили неясности, в его разделении на несколько фрагментов и т. п. Количествочастей сновидения, на которые оно распадается, как правило, сочетается счислом основных тем, ходом мыслей в скрытом сновидении; короткоевступительное сновидение часто относится к последующему подробному основномусновидению как введение или мотивировка; придаточное предложение в мысляхсновидения замещается в явном сновидении сменой включенных в него сцен и т.д. Таким образом, форма сновидений ни в коем случае не являетсянезначительной и сама требует толкования. Несколько сновидений одной ночичасто имеют одно и то же значение и указывают на усилия как-нибудь получшесправиться с нарастающим раздражением. Даже в одном сновидении особеннотрудный элемент может быть изображен "дублетами", несколькими символами. При дальнейшем сравнении мыслей сновидения с замещающими их явнымисновидениями мы узнаем такие вещи, к которым еще не подготовлены, например,что бессмыслица и абсурдность сновидений также имеют свое значение. Да, вэтом пункте противоречие между медицинским и психоаналитическим пониманиемсновидения обостряется до последней степени. С медицинской точки зрениясновидение бессмысленно, потому что душевная деятельность спящего лишенавсякой критики; с нашей же, напротив, сновидение бессмысленно тогда, когдасодержащаяся в мыслях сновидения критика, суждение "это бессмысленно" должнынайти свое изображение. Известное вам сновидение с посещением театра (трибилета за 1 фл. 50 кр.) -- хороший тому пример. Выраженное в нем суждениеозначает: бессмысленно было так рано выходить замуж. Точно так же при работе над толкованием мы узнаем о часто высказываемыхсомнениях и неуверенности видевшего сон по поводу того, встречался ли всновидении определенный элемент, был ли это данный элемент или какой-тодругой. Как правило, этим сомнениям и неуверенности ничего не соответствуетв скрытых мыслях сновидения; они возникают исключительно под действиемцензуры сновидения и должны быть приравнены к не вполне удавшимся попыткамуничтожения этих элементов. К самым поразительным открытиям относится способ, каким работасновидения разрешает противоречия скрытого сновидения. Мы уже знаем, чтосовпадения в скрытом материале замещаются сгущениями в явном сновидении. Ивот с противоположностями работа сновидения поступает точно так же, как с совпадениями, выражая их с особым предпочтением одним и тем же явнымэлементом. Один элемент в явном сновидении, который способен бытьпротивоположностью, может, таким образом, означать себя самого, а также своюпротивоположность или иметь оба значения; только по общему смыслу можнорешить, какой перевод выбрать. С этим связан тот факт, что в сновиденийнельзя найти изображения "нет", по крайней мере недвусмысленного. Пример желанной аналогии этому странному поведению работы сновидениядает нам развитие языка. Некоторые лингвисты утверждают, что в самых древнихязыках противоположности, например, сильный -- слабый, светлый -- темный,большой -- маленький, выражались одним и тем же корневым словом.("Противоположный смысл первоначальных слов"). Так, на древнеегипетскомязыке ken первоначально означало "сильный" и "слабый". Во избежаниенедоразумений при употреблении таких амбивалентных слов в речиориентировались на интонацию и сопроводительный жест, при письме прибавлялитак называемый детерминатив, т. е. рисунок, не произносившийся при чтении.Ken в значении "сильный" писалось, таким образом, с прибавлением послебуквенных знаков рисунка прямо сидящего человечка; если ken означало"слабый", то следовал рисунок небрежно сидящего на корточках человечка.Только позже благодаря легким изменениям одинаково звучащего первоначальногослова получилось два обозначения для содержащихся в нем противопоставлений.Так из ken -- "сильный -- слабый" возникло ken -- "сильный" и kan --"слабый". Не только древнейшие языки в своем позднейшем развитии, но игораздо более молодые и даже живые ныне языки сохранили в большом количествеостатки этого древнего противоположного смысла. Хочу привести вам в этой связи несколько примеров по К. Абелю (1884). В латинском языке такими все еще амбивалентными словами являются: altus(высокий -- низкий) и sacer (святой -- нечестивый). В качестве примеровмодификации одного и того же корня я упомяну: clamare -- кричать, dam --слабый, тихий, тайный; siccus -- сухой, succus -- сок. Сюда же из немецкогоязыка можно отнести: Stimme -- голос, stumm -- немой. Если сравнитьродственные языки, то можно найти много примеров. По-английски lock --закрывать; по-немецки Loch -- дыра, Lьcke -- люк. В английском cleave --раскалывать, в немецком kleben -- клеить. Английское слово without, означающее, собственно, "с -- без", теперьупотребляется в значении "без"; то, что with, кроме прибавления, имеет такжезначение отнимания, следует из сложных слов withdraw -- отдергивать, братьназад, withhold -- отказывать, останавливать. Подобное же значение имеетнемецкое wieder. В развитии языка находит свою параллель еще одна особенность работысновидения. В древнеегипетском, как и в других более поздних языках,встречается обратный порядок звуков в словах с одним значением. Такимипримерами в английском н немецком языках являются: Topf -- pot [горшок];boat -- tub [лодка]; hurry [спешить] -- Ruhe [покой, неподвижность]; Balken[бревно, брус] -- Kloben [полено, чурбан]. В латинском и немецком: capere -- packen [хватать]; ren -- Niere[почка]. Такие инверсии, какие здесь происходят с отдельными словами,совершаются работой сновидения различным способом. Переворачивание смысла,замену противоположностью мы уже знаем. Кроме того, в сновиденияхвстречаются инверсии ситуации, взаимоотношения между двумя лицами, как в"перевернутом мире". В сновидении заяц нередко стреляет в охотника. Далее,встречаются изменения в порядке следования событий, так что то, что являетсяпредшествующей причиной, в сновидении ставится после вытекающего из нееследствия. Все происходит как при постановке пьесы плохой труппой, когдасначала падает герой, а потом из-за кулис раздается выстрел, который егоубивает. Или есть сновидения, в которых весь порядок элементов обратный, такчто при толковании, чтобы понять его смысл, последний элемент нужнопоставить на первое место, а первый -- на последнее. Вы помните также изнашего изучения символики сновидения, что входить или падать в воду означалото же самое, что и выходить из воды, а именно рождать или рождаться, и чтоподниматься по лестнице означает то же самое, что и спускаться по ней.Несомненно, что искажение сновидения может извлечь из такой свободыизображения определенную выгоду. Эти черты работы сновидения можно назвать архаическими. Они присущитакже древним системам выражения, языкам и письменностям, и несут с собой теже трудности, о которых речь будет ниже в критическом обзоре. А теперь еще о некоторых других взглядах. При работе сновидения дело,очевидно, заключается в том, чтобы выраженные в словах скрытые мыслиперевести в чувственные образы по большей части зрительного характера. Нашимысли как раз и произошли из таких чувственных образов; их первым материаломи предварительными этапами были чувственные впечатления, правильнее сказать,образы воспоминания о таковых. Только позднее с ними связываются слова, азатем и мысли. Таким образом, работа сновидения заставляет мысли пройтирегрессивный путь, лишает их достигнутого развития, и при этой регрессиидолжно исчезнуть все то, что было приобретено в ходе развития от образоввоспоминаний к мыслям. Такова работа сновидения. По сравнению с процессами, о которых мыузнали при ее изучении, интерес к явному сновидению должен отойти на заднийплан. Но этому последнему, которое является все-таки единственным, что намнепосредственно известно, я хочу посвятить еще несколько замечаний. Естественно, что явное сновидение теряет для нас свою значимость. Намбезразлично, хорошо оно составлено или распадается на ряд отдельныхбессвязных образов. Даже если оно имеет кажущуюся осмысленной внешнююсторону, то мы все равно знаем, что она возникла благодаря искажениюсновидения и может иметь к внутреннему его содержанию так же мало отношения,как фасад итальянской церкви к ее конструкции и силуэту. В некоторых случаяхи этот фасад сновидения имеет свое значение, когда он передает в мало илидаже совсем не искаженном виде какую-то важную составную часть скрытыхмыслей сновидения. Но мы не можем узнать этого, не подвергнув сновидениетолкованию и не составив благодаря ему суждения о том, в какой мере имеломесто искажение. Подобное же сомнение вызывает тот случай, когда дваэлемента сновидения, по-видимому, находятся в тесной связи. В этом можетсодержаться ценный намек на то, что соответствующие этим элементам скрытыемысли сновидения тоже должны быть приведены в связь, но в других случаяхубеждаешься, что то, что связано в мыслях, разъединено в сновидении. В общем следует избегать того, чтобы объяснять одну часть явногосновидения другой, как будто сновидение связно составлено и являетсяпрагматическим изложением. Его, скорее, можно сравнить с искусственныммрамором брекчией, составленным из различных кусков камня при помощицементирующего средства так, что получающиеся узоры не соответствуютпервоначальным составным частям. Действительно, есть некая часть работысновидения, так называемая вторичная обработка (sekundдre Bearbeitung),которая старается составить из ближайших результатов работы сновидения болееили менее гармоничное целое. При этом материал располагается зачастуюсовершенно не в соответствии со смыслом, а там, где кажется необходимым,делаются вставки. С другой стороны, нельзя переоценивать работу сновидения, слишком ейдоверять. Ее деятельность исчерпывается перечисленными результатами; большечем сгустить, сместить, наглядно изобразить и подвергнуть целое вторичнойобработке, она не может сделать. То, что в сновидении появляются выражениясуждений, критики, удивления, заключения, -- это не результаты работысновидения, и только очень редко это проявления размышления о сновидении, ноэто по большей части -- фрагменты скрытых мыслей сновидения, более или менеемодифицированных и приспособленных к контексту, перенесенных в явноесновидение. Работа сновидения также не может создавать и речей. За малымиисключениями речи в сновидении являются подражаниями и составлены из речей,которые видевший сон слышал или сам произносил в тот день, когда видел сон,и которые включены в скрытые мысли как материал или как побудителисновидения. Точно так же работа сновидения не может производить вычисления;все вычисления, которые встречаются в явном сновидении, -- это по большейчасти набор чисел, кажущиеся вычисления, как вычисления они совершеннобессмысленны, и истоки вычислений опять-таки находятся в скрытых мысляхсновидения. При этих отношениях неудивительно также, что интерес, которыйвызывает работа сновидения, скоро устремляется от нее к скрытым мыслямсновидения, проявляющимся благодаря явному сновидению в более или менее искаженном виде. Но нельзя оправдывать то, чтобы этоизменение отношения заходило так далеко, что с теоретической точки зренияскрытые мысли вообще ставятся на место самого сновидения и о последнемвысказывается то, что может относиться только к первым. Странно, что длятакого смешивания могли злоупотребить результатами психоанализа."Сновидением" можно назвать не что иное, как результат работы сновидения, т.е. форму, в которую скрытые мысли переводятся благодаря работе сновидения. Работа сновидения -- процесс совершенно своеобразного характера, до сихпор в душевной жизни не было известно ничего подобного. Такие сгущения,смещения, регрессивные превращения мыслей в образы являются новымиобъектами, познание которых уже достаточно вознаграждает усилияпсихоанализа. Из приведенных параллелей к работе сновидения вы можете такжепонять, какие связи открываются между психоаналитическими исследованиями идругими областями, в частности, между развитием языка и мышления. О другомзначении этих взглядов вы можете догадаться только тогда, когда узнаете, чтомеханизмы образования сновидений являются прототипом способа возникновенияневротических симптомов. Я знаю также, что мы еще не можем полностью понять значения дляпсихологии всех новых данных, заключающихся в этих работах. Мы хотим указатьлишь на то, какие новые доказательства имеются для существованиябессознательных душевных актов -- а ведь скрытые мысли являются ими -- икакой неожиданно широкий доступ к знанию бессознательной душевной жизниобещает нам толкование сновидений. Ну а теперь, пожалуй, самое время привести вам различные примерыотдельных сновидений, к этому вы подготовлены всем вышеизложенным.
Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты