КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Я тоже бывает бессознательным ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Я - сущность, исходящую из системы W и пребывающую вначале предсознательной. Оно -область психического, в которую Я проникает и которые являются бессознательными. Согласно предлагаемой теории: Индивидуум - непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я, возникшее из системы W как ядра. Я не целиком охватывает Оно (расположено по отношению к нему примерно так, как зародышевый диск расположен в яйце). Я и Оно не разделены резкой границей, и с последним Я сливается внизу. Вытесненное сливается с Оно и есть только часть его. Вытесненное резко обособлено только от Я, с помощью Оно ему открывается возможность соединиться с Я. Я, по свидетельству анатомов, имеет «слуховой колпак» только на одной стороне. Я – продолжение дифференциации поверхностного слоя, Я старается также содействовать влиянию внешнего мира на Оно и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью Оно – олицетворяет страсть, влечения (для некоторого среднего в идеале правильного случая). Функциональнее значение Я - в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, Я же силами заимствованными. Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей. Я складывается и обособляется от Оно, не только под влиянием системы W,Я прежде всего телесно, оно не только поверхностное существо, но даже является проекцией некоторой поверхности. Важно: даже тонкая и трудная интеллектуальная работа, которая обычно требует напряженного размышления, может быть совершена бессознательно, не доходя до сознания Бессознательное чувство вины играет в большинстве неврозов экономически решающую роль и создает сильнейшее препятствие выздоровлению. Сознательное Я - прежде всего телесное Я. III Я И СВЕРХ-Я (Я-ИДЕАЛ) Сверх-Я существование некоторой инстанции в Я, дифференциацию внутри Я (не так прочно связана с сознанием). Только система W — Bw может быть признана ядром - имеет существенное значение в выработке характера. Если мы нуждаемся в сексуальном объекте или нам приходится отказаться от него, наступает внедрение объекта в Я; Я облегчает или делает возможным отказ от объекта. Может быть, это отождествление есть вообще условие, при котором Оно отказывается от своих объектов. Характер Я - осадок отвергнутых привязанностей к объекту, он содержит историю выборов объекта. Другой подход - превращение эротического выбора объекта в изменение Я является также путем, каким Я получает возможность овладеть Онo и углубить свои отношения к нему, ценой значительной уступчивости к его переживаниям. Принимая черты объекта, Я как бы навязывает Оно самого себя в качестве любовного объекта, старается возместить ему его утрату. Происходящее в этом случае превращение объект-либидо в нар-цистическое либидо влечет за собой десексуализацию, своего рода сублимацию. Я-идеала, ибо за ним скрывается первая и самая важная идентификация индивидуума, именно — идентификация с отцом в самый ранний период истории развития личности. Такая идентификация не есть следствие или результат привязанности к объекту; она прямая, непосредственная и более ранняя, чем какая бы то ни было привязанность к объекту. С введением нарциссизма, после того как отделили Я от Оно, должны признать Оно большим резервуаром либидо. Либидо, направляющееся на сознание вследствие описанной идентификации, составляет его «вторичный нарциссизм». два момента, обусловливающие эту сложность:
Один способ, каким бисексуальность вмешивается в судьбу Эдипова комплекса - переход Эдиповой ситуации в идентификацию с отцом или матерью зависит у обоих полов, по-видимому, от относительной силы задатков того или другого пола. Другой способ - более подробное исследование вскрывает в большинстве случаев более полный Эдипов комплекс, который бывает двояким, позитивным и негативным, в зависимости от первоначальной бисексуальности ребенка, т. е, мальчик находится не только в амбивалентном отношении к отцу и останавливает свой нежный объектный выбор на матери, но он одновременно ведет себя как девочка, проявляет нежное женское отношение к отцу и соответствующее ревниво-враждебное к матери. Это вторжение бисексуальности очень осложняет анализ отношений между первичными выборами объекта и идентификациями и делает чрезвычайно затруднительным понятное их описание. амбивалентность должна быть целиком отнесена на счет бисексуальности В результате сексуальной фазы, характеризуемой господством Эдипова комплекса, в Я отлагается осадок, состоящий в образовании обеих названных, как-то согласованных друг с другом идентификаций. Это изменение Я сохраняет особое положение: оно противостоит прочему содержанию Я в качестве Я-и де а л а или сверх-Я. Сверх-Я не является простым осадком от первых выборов объекта, совершаемых Оно, ему присуще также значение энергичного реактивного образования по отношению к ним. Его отношение к Я не исчерпывается требованием, оно выражает также запрет(обусловлено тем, что сверх-Я стремилось вытеснить Эдипов комплекс, более того — могло возникнуть лишь благодаря этому резкому изменению). Вытеснение Эдипова комплекса было нелегкой задачей. Инфантильное Я накопляло силы для осуществления этого вытеснения путем создания в себе самом того же самого препятствия. Эти силы заимствовались им в известной мере у отца» и такое позаимствование является актом, в высшей степени чреватым последствиями* Сверх-Я сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем стремительнее было его вытеснение (под влиянием авторитета, религии, образования и чтения), тем строже впоследствии сверх-Я будет властвовать над Я как совесть, а может быть, и как бессознательное чувство вины. возникновении сверх-Я связано с:
Отделение сверх-Я от Я не случайно оно отражает важнейшие черты как индивидуального, так ft родового развития и даже больше: сообщая родительскому влиянию длительное выражение, оно увековечивает существование факторов, которым обязано своим происхождением. Я-идеал является наследником Эдипова комплекса и, выражением самых мощных движений Оно и самых важных судеб его либидо. Выставив этот идеал, Я сумело овладеть Эдиповым комплексом и одновременно подчиниться Оно. В то время как Я является преимущественно представителем внешнего мира, реальности» сверх-Я выступает навстречу ему как поверенный внутреннего мира, или Оно. Конфликты между Я и Я-идеал отразят противоречия реального и психического, внешнего и внутреннего миров. Вследствие истории своего образования Я-идеал имеет теснейшую связь с филогенетическим достоянием, архаическим наследием индивидуума. То, что в индивидуальной душевной жизни принадлежало глубочайшим слоям, становится благодаря образованию Я-идеал а самым высоким в смысле наших оценок достоянием человеческой души. Попытка локализовать Я-идеал или подогнать его под одно из тех сравнений, при помощи которых мы пытались наглядно изобразить отношение Я и Оно тщетна. Я-идеал соответствует всем требованиям» предъявляемым к высшему началу в человеке. Несогласие между требованиями совести и действиями Я ощущается как чувство вины. Социальные чувства покоятся на идентификации с другими людьми на основе одинакового Я-идеала.
|