КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Базисные свойства
Это люди, которые живут и стремятся жить как все . Они подчиняются голосу большинства, в обществе они и составляют это большинство. Их мышление, вкусы, взгляды на мир и образ жизни не отличаются оригинальностью, напротив, во всем они обычны, стандартны. Шаблонность, ходячая мораль, «благонравие» — это их свойства.
Жить как все — их главный лозунг, их символ веры.
Характерно их отношение к новой моде. Сначала они яростные ее противники: «Нет, это никуда не годится!» «Да вы только посмотрите, как они себе это позволяют!», однако позже становятся главными ее приверженцами.
Все, что передается по масс-медиа, воспринимается ими как истина. Это люди с ограниченным кругозором и средним интеллектом, поэтому они попадают под «гипноз» массовой культуры.
Как выразился один классик, за таких людей думает и действует общество.
Неразвитость, некритичность мышления конформных порой вызывает впечатление глупости. Их разговоры наполнены банальностями — о погоде, нарядах, знаменитостях. Они могут хорошо учиться и получать дипломы о высшем образовании, но как специалисты звезд с неба не хватают.
Их отличает особенный консерватизм: в своей жизни они ничего не хотят менять — как есть, так пусть и будет, «лучшее — враг хорошего». Больше того, они боятся всяких перемен и готовы скорее жаловаться на судьбу или обстоятельства, чем что-либо в них менять.
В знакомой семье в течение многих лет жила домработница. Она была почти член семьи и открыто делилась своими мнениями по различным вопросам. То, как хозяева одевались, работали, отдыхали, вызывало у нее постоянные замечания. «Все сидите за книгами как сычи, когда жить-то будете?! — говаривала она. — И вообще, все ученые дураки: нормальные люди отдыхают как люди, на курортах, а они с рюкзаками лезут в гору!». Сама она, конечно, одевалась и проводила отдых «как полагается». Хотя работа и положение не доставляли ей большого удовольствия, она не решалась ничего менять. Но за два года до пенсии для большей зарплаты была вынуждена перейти на техническую работу в закрытое учреждение со льготными условиями. И тогда у нее «открылись глаза»: «Ну какая же я была дура! 20 лет тому назад могла уйти на такую работу! Тут в шесть утра придешь, за три часа уберешься — и свободен! А там 20 лет вкалывала целыми днями!»
Можно только порадоваться, что на седьмом десятке своей жизни эта женщина испытала перемены к лучшему. Но почему же это случилось так поздно?! Виной был ее явно выраженный конформный характер, вынуждавший сохранять привычное и бояться шагов в незнакомое — и так в течение двадцати лет!
Традиционный мещанский быт — это та среда, в которой чувствует себя вполне благополучно конформный характер (вспомним у Пушкина: «Всегда доволен сам собой, своим обедом и женой»). Больше того, эта среда, скорее всего, его и «производит». В художественной литературе есть яркий пример человека конформного характера — героиня рассказа А. П. Чехова «Душечка».
Оленька, дочь отставного коллежского асессора, живет на окраине провинциального городка. Это тихая добрая женщина с кротким, мягким взглядом, наивной улыбкой. Она целиком отдает всю себя — свои заботы, чувства и мысли сначала одному мужу, после его смерти — другому, затем — третьему. Не без юмора Чехов показывает, как вместе с профессией очередного мужа меняются интересы и содержание разговоров Душечки. После потери первого мужа с появлением второго неизменная фраза «мы с Ванечкой», заменяется на «мы с Васечкой». Самостоятельных мыслей и устремлений у нее нет. И это тут же обнаруживается, когда она по трагическим обстоятельствам остается одна. «А главное, — пишет Чехов, — что хуже всего, у нее уже не было никаких мнений. Она видела кругом себя предметы и понимала все, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить. А как это ужасно не иметь никакого мнения!.. При Кукине и Пустовалове и потом при ветеринаре Оленька могла объяснить все и сказала бы свое мнение о чем угодно, теперь же и среди мыслей и в сердце у нее была такая же пустота, как на дворе…» А что же еще, помимо работы мужа, наполняло жизнь Душечки в ее лучшие дни?
«По субботам Пустовалов и она ходили ко всенощной, в праздники к ранней обедне и, возвращаясь из церкви, шли рядышком, с умиленными лицами, от обоих хорошо пахло, и ее шелковое платье приятно шумело; а дома пили чай со сдобным хлебом и с разными вареньями, потом кушали пирог. Каждый день в полдень во дворе и за воротами на улице вкусно пахло борщом и жареной бараниной или уткой, а в постные дни — рыбой, и мимо ворот нельзя было пройти без того, чтобы не захотелось есть. В конторе всегда кипел самовар, и покупателей угощали чаем с бубликами. Раз в неделю супруги ходили в баню и возвращались оттуда рядышком, оба красные. — Ничего, живем хорошо, — говорила Оленька знакомым, — слава богу. Дай бог всякому жить, как мы с Васечкой».
|