КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тенденции молодежного движения в современной России
Участие молодежи в общественно-политической жизни общества представляет интерес, как с точки зрения ее собственного развития, так и ее роли в воспроизводстве политической структуры всего общества. Молодежь сегодня составляет четвертую часть населения страны. Реализуя свои общественно-политические интересы, цели и идеалы, молодое поколение интегрируется в общественно-политическую структуру общества и способствует ее воспроизводству. Воспроизводя существующие на момент своего становления общественно-политические структуры, обновляя их на основе нового социального опыта и передавая будущим поколениям, молодое поколение определяет характер общественно-политического развития общества на многие годы вперед. От того, насколько активна будет молодежь в этом процессе, на что будет направлена ее воспроизводственная и преобразовательная деятельность, зависит характер общественного развития страны. Поэтому исследование молодежного движения представляет научный интерес, как для понимания процессов, протекающих внутри самой молодежи, так и для объяснения перспектив развития общества в целом. Особый смысл оно приобретает в переломные моменты истории, связанные с реальными или ожидаемыми изменениями в обществе. От того, насколько удастся разбудить созидательную энергию молодых людей и реализовать социально значимый потенциал, будут определяться перспективы достижения устойчивости и интеграции общества. История России свидетельствует, что в периоды, когда удавалось сплотить и организовать молодое поколение на выполнение им своей социальной миссии, общество и государство заметно продвигались вперед в решении социально-экономических, геополитических и цивилизационных проблем. Не однократно отмечалось социологами и политологами, что нынешнее поколение молодежи не отличается высокой общественной и политической активностью. Многократно обманутая разными политическими режимами, она не верит в возможность своего влияния на процесс принятия решений, не стремится к активному участию в политической жизни. Политический нигилизм, отмечаемый многими исследователями, проявляется и в политических ориентациях молодежи, и в ее отношении к структурам власти, и в игнорировании молодежных движений. Нельзя не учитывать и отсутствие традиций демократического отстаивания своих интересов, свойственное не только молодому поколению, но и их родителям. Подобное положение не могло не отразиться на состоянии и характере молодежного движения в современной России. Следует констатировать, что за последнее десятилетие его состояние не вызывает особого оптимизма. Фактически молодежь оказалась изолированной от ключевых социально-экономических, духовно—культурных и политических процессов современного российского общества и осталась на периферии развернувшихся в стране преобразований. Сыграв значительную роль в разрушении прежней социалистической системы и, активно поддержав в начале 90-х годов демократические преобразования, подавляющее большинство молодежи оказалась лишь марионеткой зарождавшегося политического режима. Ювенофобия, характерная для советского периода, сменилась манипулятивной стратегией заигрывания с молодежными лидерами. Широкие слои молодежи оказались далеки от реального демократического участия, не возымели реального влияния на проводимую политику, испытали непреодолимые препятствия в труде, образовании, здравоохранении, рекреации и в то же время лишены были возможностей защищать свои интересы, постепенно маргинализировались, испытывали разочарование и апатию. Сложившаяся ситуация заметно сузила социальную базу общественно-политической активности молодежи и проводимых реформ, лишила их необходимого динамизма. Это серьезным образом отразилось на темпах и характере социального развития молодежи, а в конечном счете, на развитии всего российского общества. Существующие в настоящее время объединения молодежи не пользуются авторитетом и влиянием ни среди самих молодых граждан, ни в общественно-политических кругах. Они не известны молодежи и не имеют устойчивой социальной поддержки. Молодежь, по сути, остается разрозненной, не объединенной ни идейно, ни организационно. А, значит, у молодежи нет своего общественного представителя в сфере гражданского общества. Подобные тенденции социального исключения - дискриминации, отчуждения и маргинализации молодежи в основных сферах - политической, социальной, экономической, культурной чревато эффектом «потерянного поколения». Вместе с тем, как всякой социальной системе, молодежи свойственны элементы самоорганизации. Подобная самоорганизация, в свою очередь, испытывает влияние внешних социальных условий, приобретая свои специфические особенности в условия социальной неопределенности российского общества. Лишенная четко определенных критериев общественного и социального развития (социально-политических, морально-нравственных и др.), молодежь спонтанно ищет пути преодоления неопределенности собственной жизненной ситуации и по-своему достраивает образ мало понятной социально-политической реальности. Согласно данным Отдела социологии молодежи ИСПИ РАН, абсолютное большинство молодежи признались в том, что в политической жизни страны столько неясного, что им не под силу в ней разобраться1. В результате в сознании молодежи возникают и развиваются идеи, принимающие разнообразные, в том числе экстремистские формы. В молодежной среде возникают различные формы субкультур как объединений на основе альтернативных стилей жизни, норм, идеалов и ценностей. Часто их социальная энергия, духовные искания, жизненные траектории вступают в противоречие с общественными потребностями и социально-значимыми ценностями, приводя к конфликту между молодежью и обществом. Таким образом, исследование особенностей и динамики молодежного движения как важнейшего механизма социального воспроизводства общества в условиях социальной неопределенности российского общества приобретает особую актуальность. Основная научная проблема состоит в противоречии между насущной необходимостью поиска и обоснования интеграционных процессов молодежи, отвечающих как национальным интересам России, так и жизненным интересам молодых россиян, с одной стороны, и слабой общественно-политической активностью и дезинтеграцией молодежи - с другой. Прогрессивные формы организации молодежи позволили бы существенно изменить ее положение в обществе, решить многие важные проблемы, направить творческий потенциал и социальную энергию молодых людей в русло формирования современного облика российского общества, повысить роль, значение и социальную ответственность молодежи в жизни страны, активно вовлекая ее представителей в социально-экономические и социально-политические процессы. Изучение ситуации в молодежном движении, особенностей формирования мировоззрения и ментальности молодого человека, конкретного социального опыта организационной работы с молодежью, являются крайне важными для понимания сути проблемы и позволяют более полно увидеть и раскрыть как новые возможности интеграции молодежи в социальные структуры общества, так и новые риски на этом пути. Важным аспектом решения проблемы является поиск на основе анализа ситуации и прогноза ее развития адекватных механизмов вовлечения молодежи в социальную практику путем создания необходимых организационных форм, активизирующих как уже заложенную мотивационную основу деятельности, так и новый выбор социально-перспективных жизненных стратегий поведения. В разные исторические периоды развития социологической мысли в России характер исследования молодежных движений приобретал свои особенности. Общим в этих исследованиях было то, что изучение молодежных движений, деятельности молодежных организаций и объединений осуществлялось в неразрывной связи с изучением гражданского самосознания и гражданской позиции молодежи, проблемами интеграции молодых людей в общественную и политическую жизнь. Между тем, длительное время подобные исследования не выходили за рамки идеологических доктрин, а акцент делался преимущественно на повышении сознательной роли молодежи в строительстве социализма, укреплении политического единства советского общества как результата коммунистического воспитания молодежи и успешного усвоения ею конформного способа интеграции в советское общество. Провозглашаемая ценность энтузиазма и активности молодежи имела свои жестко очерченные пределы, оставляя лишь незначительный коридор для автономных от институциональных предписаний действий. Деятельность самого молодежного движения находилась под контролем специального комитета молодежных организаций (КМО) при ЦК ВЛКСМ. Молодежное движение рассматривалось как неотъемлемая и вместе с тем, контролируемая обществом часть единого советского политического пространства. Появлявшиеся отдельные нонконформистские молодежные течения (в особенности диссидентские, а также связанные с молодежной модой на различные музыкальные стили) рассматривались как опасные отклонения и подвергались незамедлительному воздействию со стороны идеологических структур. Исследования молодежного движения в данный период в основном проводились в организациях ЦК ВЛКСМ и подчиненных ему организаций. К числу последних относились такие организации, как «Следопыты», туристические организации, спортивные общества и т.д. Конец 70-х - начало 80-х годов ознаменовался первыми попытками исследования самодеятельных молодежных объединений, как например, обществ авторской песни, спортивных дворовых команд и т.д. Исследования проводились Е.Г. Левановым, В.Т. Лисовским, коллективом автором под руководством В.И.Чупрова (Кинсбурский А.В., Коклягина Л.А., Семенова В.В., Топалов М.Н. и др.) и др. Новый этап исследований молодежного движения относится к периоду перестройки, начавшемуся в СССР после 1985-го года. В Советском Союзе открыто было признано существование неформальных молодежных объединений, в которых усматривался мощный инновационный потенциал, способный привести к обновлению существующей модели социально-политического участия молодежи. Часто молодежное движение рассматривалось исследователями как выражение молодежной субкультуры и даже контркультуры, принимавшей делинквентный характер. В постсоветское время, соотносимое с периодом реформ, начатых в 90-е годы, вопрос об исследовании характера молодежных движений возник с новой остротой и рассматривался в связи с модернизацией российского общества, осмыслением роли молодежи в этом процессе, выработкой современных моделей социально-политического участия молодых граждан, их гражданского самосознания и патриотического воспитания молодого поколения.
|