КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 9. Как правильно реорганизовать структуру сознания человека
Ваше представление о времени может быть другим
— Что вас сейчас волнует? — Я ехала в метро и заметила, что стала чувствовать больше пространства вокруг себя. Когда я ездила в Америку, то обратила внимание на то, что там личное пространство каждого четко обозначается. Там и возможности другие, например, транспорт не такой переполненный. Они очень четко и тонко чувствуют личное пространство. Первое время я на всех просто натыкалась. Мне хотелось везде пролезть, пройти, обогнать. Один раз наткнулась, второй… Потом вижу, что от меня люди просто отодвигаются. — Ваше осознание относится к представлению о пространстве. Так? Почему я обычно начинаю с вопроса о том, что вас сейчас волнует? Потому что это отправная точка для выявления основного запроса, который у вас существует на данный момент. Вы сейчас говорили об одном из своих запросов. Он может задать направление исследования на сегодняшнем занятии. — Этот вопрос у меня не случайно появился. — Конечно. Очень важно понять свой запрос. Из вашего рассказа мы видим, что ваш вопрос связан с личным пространством. — Раньше я очень остро ощущала, что у меня в квартире должен быть свой отдельный угол, в который бы никто не заходил, где я могла бы находиться в покое, пусть даже не целый день. Очень долго его не было, и вот сейчас он появился. — У личности может быть больше или меньше пространства, но не может быть бесконечного пространства. Стать тем, кто живет в бесконечности, возможно только преодолев ограниченное представление о пространстве. Пространство и время — всего лишь определенные представления нашего обусловленного ума. Но, так как именно такие представления о времени и пространстве являются основой системы координат трехмерного мира, они обычно не подвергаются никакому сомнению. Иначе может произойти нарушение системы координат этого мира. Поэтому существа, которые вошли в данный мир и хотят жить именно в нем, вынуждены принять такие представления как аксиому. Но тем, кто хочет видеть шире трехмерного измерения, нужно понять, что это просто представления, а представлениями можно манипулировать, то есть изменять их. Рассматривая представления о пространстве и времени, мы можем их модифицировать как угодно. В трехмерном мире время представляют как хронологический поток событий, связывая его с движением часовой стрелки. Такое исчисление времени вызвано особенностями обусловленного ума, который способен воспринимать происходящее только в хронологической, линейной последовательности. — Но ведь это удобно. Есть четкость. — Да. Но если вы хотите прожить за час несколько жизней, то такое представление о времени не создает для вас никакого удобства, оно только помешает вам. Что касается нашего представления о пространстве, оно тоже не единственно возможное. — Если говорить о времени, то переход к цифровому времени изменяет восприятие. Одно дело, когда смотришь на часы со стрелками, а другое дело — на часы с цифрами. Возникает ощущение дискретности. В этом случае воспринимаешь как бы пространство времени, а в другом — конкретный его момент. — Как только вы смотрите на часы, то моментально включается вся структура ваших представлений о линейном времени. Ведь время является основополагающим убеждением, которое влечет за собой всю совокупность других представлений. Это основа, костяк. Если мы этот костяк убираем, то вся структура связанных с ним представлений разрушается. Если сейчас взять и убрать ваше представление о времени, что произойдет? В частности, вы не будете знать своей возраст. А если вы не знаете своего возраста, то, в свою очередь, это повлечет массу других психических изменений. Не правда ли? Или, например, вы забываете свое имя. У каждого из нас есть определенное имя, которым его назвали и продолжают называть сейчас. Вдруг происходит так, что вы не знаете своего имени. Это влечет за собой массу и других изменений. Есть определенные представления, трансформирование которых приводит к сильному изменению всей структуры сознания человека. Эти представления являются узловыми точками системы координат мировосприятия данного человека. Если мы начинаем что-то с ними делать, то вся система координат начинает перестраиваться. Причем, если это делать без понимания, то можно привести всю систему в состояние хаоса, не создав взамен ничего нового. Тогда это будет просто разрушение. Но любую систему координат можно трансформировать, и тогда мировосприятие данного человека изменится и станет новым, скажем, более широким. Но это надо уметь делать правильно, не разрушая психику человека. — У японских художников была такая традиция: после определенного творческого периода менять имя. После этого возникал как бы новый человек, который творил что-то уже совсем другое. Его переставало держать то, что он сделал раньше. Это чисто практическое действие. — Совершенно верно. — Мне кажется, что если разрушатся основные представления человека, то всё равно произойдет какая-то самоорганизация в его сознании. Это зависит от силы творческого потенциала сознания данного человека. От того, насколько оно способно к перестройке и восстановлению собственной целостности. Сознание обычного человека, как правило, ограничено жесткими представлениями, содержащимися в его обусловленном уме. А что такое обусловленный ум? Он представляет собой некий ментальный пузырь, в котором всё время происходит одно и тоже — рефлексия или, по-другому, процесс думания. Что такое рефлексия? Это непрекращающийся внутренний диалог с самим собой. Такой диалог поддерживает и укрепляет привычную для данного ума систему координат. Выйти из традиционной системы восприятия можно, только прорвавшись через мыльный пузырь обусловленного ума, который всегда делает только одно — сам себя отражает. Выйти из этого пузыря можно двумя способами: через просветление или сумасшествие. Между сумасшедшим и просветленным есть кое-что общее. В обоих случаях вы выходите за рамки обусловленного ума. Но один выход ведет в состояние хаоса, а другой — в состояние расширенного, целостного понимания себя и Вселенной. Сумасшедший находится в состоянии расщепленного сознания. Он уже не способен восстановить даже тот порядок, который у него когда-то был. Вместе с тем хаос — это этап, через который проходит любая изменяющаяся, трансформирующаяся система. Возьмем, к примеру, некую организацию: политическую, экономическую или другую. Предположим, что руководители организации видят, что она потеряла свою жизнеспособность. Чтобы она могла выжить, нужно изменить ее структуру. Они решают сделать это. Начинается период, когда все привычные связи распадаются и возникает некий хаос. Если этот хаос усиливается, то предприятие просто разваливается и исчезает. Либо из него, путем переорганизации, создается новая структура, имеющая способность выжить в данных условиях. Она живет до определенного момента, пока форма этой структуры позволяет ей успешно функционировать в данной изменяющейся среде, то есть до тех пор, пока среда опять не потребует новых изменений. Тогда опять начинается перестройка, сопровождающаяся хаосом. И снова возникает вопрос: либо эта организация исчезает, либо она преобразуется во что-то более жизнеспособное. Сам по себе человеческий ум и его физиологическая основа — мозг являются некой организующей структурой. Именно ум определяет восприятие обычного человека. Он направляет восприятие, выделяя из всего окружения только то, что он знает. Ум — это опознающее устройство. Но для того, чтобы ему совершать эту операцию, то есть опознавание, он должен иметь определенные представления. Именно на основе тех представлений, которые заложены в него, ум воспринимает окружающую его среду. Его восприятие обусловлено этими представлениями. Если у него есть представление о мужчине и женщине, то он будет определять встречающихся людей как мужчин или женщин. Отношения между людьми также строятся на основе тех представлений, которые содержатся в их умах. В уме содержатся определенные представления, например, о том, что такое мужчина, чего можно ждать от мужчины, что такое женщина и так далее. Вы, возможно, знаете, что белый шум — это отсутствие каких-то оформленных звуков. Но ум большинства людей имеет тенденцию даже в нем слышать что-то знакомое, потому что его работа заключается именно в том, чтобы всё определять. Если он не способен что-то определить, то ему становится крайне плохо. А определяет он исходя из того, что в него уже заложено. Он не может увидеть ничего нового, то есть того, что в нем отсутствует. Ум подобен компьютеру. Если вы заложили в него программу, которая может распознавать русский алфавит, он это сделает. Если в нем содержится только английский алфавит, он этого не может сделать, потому что у него отсутствуют представления, согласно которым он может опознать русский язык. — Разве можно воспринимать без образов? Мы можем их поменять, мы можем одновременно иметь несколько образов, но возможно ли жить вообще без образов, без ума?
Образ — очки восприятия
— В ряде миров, и в том числе физическом, невозможно существовать без образа, причем не просто без образа, а образа устойчивого. Представьте себе, что вы сидите и смотрите телевизор. Вдруг начинаются какие-то помехи, и изображение начинает плыть. Если вы этого не хотели, то, скорее всего, вас будет сильно раздражать потеря четкого изображения на экране, особенно если вы смотрите интересную для вас передачу. С точки зрения ума, это просто безобразие. Вы хотите видеть четкие, определенные и понятные вам образы. — Но ведь мы можем пользоваться образами, при этом понимая, что это просто образы? — А вы действительно осознаете образы как образы? Чтобы понять это, нужно иметь непривычную точку видения, нужно смотреть не из ума. Когда вы смотрите на что-то обычным зрением, связанным с обусловленным умом, то есть с некоторыми представлениями, которые в него заложены, то вы с ними полностью отождествляетесь. Тогда вы становитесь просто совокупностью неких образов, содержащихся в вашем ограниченном уме. Ничего, кроме них, в уме нет, поэтому, смотря на образ, вы полностью с ним отождествляетесь и считаете его единственной реальностью. — Но я же не могу давать себе отчет в том, что я знаю, что это просто образ, и, тем не менее, я иногда вижу, что это так и есть. У меня вопросы: можно ли вообще отказаться от образов и нужно ли от них отказываться? Ведь можно просто понять, что это образы, и успокоиться. — А как практически использовать то, о чём мы говорим? — Я отвечаю столь же практически. Надо ли отказываться от этого, решаете вы сами. Отказаться от восприятия через привычные образы — значит отказаться от привычного. Как мы видим, сделать это сложно. Хотя на словах многие говорят, что они это делают. Вы говорите о свободе, но на самом деле этой свободы не хотите. А что есть свобода? Возможность видеть по-другому. Но хотите ли вы действительно видеть по-новому? На этот вопрос можете ответить только вы сами. Теперь второй вопрос. Вы говорите, что достаточно просто понять, что это есть образ. У меня есть на этот вопрос свой вопрос. Действительно ли вы понимаете, что видите только образы, и осознаете их полностью? Вот вы сейчас смотрите на меня. Что вы видите? — Я больше воспринимаю то, что вы говорите, причем пытаюсь одновременно наблюдать за вами. — Хорошо. У вас есть образ меня? — Очки и усы. — В Москве вы можете встретить довольно много очков и усов. Так что, это всё я? — Я воспринимаю ваш образ мысли. Он очень широкий. — А я уже знаю, как вы ответите на мой вопрос. Ваш образ, сформировавшийся у меня) позволяет прогнозировать ваш ответ. — Смотрите, вы сказали, что у вас сформировался мой образ. Вы уже знаете, как я отвечу на ваш вопрос. Именно из-за этого вы не можете услышать от меня ничего нового. На самом деле то, как вы себе представляете мой ответ на ваш вопрос, совершенно не соответствует тому, как я на самом деле отвечу вам. Что же вы делаете? Вы ищите согласия с тем представлением, которое у вас уже есть, в данном случае по поводу меня. Так вот чем занимается ваш ум: он получает удовлетворение, которое мы сейчас видим на вашем лице, связанное с тем, что он уже всё знает заранее. При этом вы не слышите сути того, что я говорю, но зато по форме всё соответствует вашим уже сложившимся представлениям. Вы говорите: «Я так и знал, что он мне это скажет!» Вы это хотели услышать и услышали. Это и есть привычный механизм работы обусловленного ума. Он до краев наполнен своими представлениями, поэтому ничего нового в него влить невозможно. При этом он очень радуется своей полноте, но полнота его очень сомнительна. Осознание бесконечно и безгранично. Обусловленный ум склонен считать, что знает всё. Он говорит: «Я сыт и доволен. Всё будет происходить так, как, я считаю, должно происходить». — Примерно да. Так оно и происходит. Я сам уже заметил это. — Смотрите, насколько хитер ограниченный ум. Возможностей понимания истинных Законов Жизни сейчас более чем достаточно. Только вот обусловленный ум не может их вобрать, не может их понять. Поэтому основная работа заключается в том, чтобы освободить себя от его ига. Если вы это сделаете, то все эти законы становятся вашим естественным состоянием сознания. Тогда вы войдете в сферу, где очень многое известно. Но до тех пор, пока это не произойдет, вы будете заниматься тем, чем занимается ваш ограниченный, обусловленный ум, то есть перебирать, как карты, одни и те же представления, определения и получать от этого удовольствие. — Меня раздражает то, что я не запоминаю лица незнакомых людей. — Так происходит потому, что вы не видите людей. Вы их не видите в упор. Вот вы сейчас смотрите на меня, открыв глаза, но совершенно не видите меня. Это очень типичная ситуация: два человека друг на друга смотрят, но совершенно друг друга не видят. Можно, конечно, сделать механическую операцию по упражнению в запоминании человека, как это делает компьютер. Он отсканирует и совершенно четко опишет лицо. Но для него все лица одинаковы на самом деле. Ведь лицо человека отражает его суть. Почему каждый из нас имеет данное тело, а не какое-то другое? Почему именно такая внешность у каждого из нас? Это очень интересный вопрос. В ней отражается суть каждого из нас. Но если эту суть не видеть, то все на одно лицо. А если суть видеть, тогда всё становится совсем другим.
А вы видите суть человека?
— А вы видите суть человека? — Если я скажу «да», что вы скажете? А если я скажу «нет», что это вам даст? Говорить можно всё, что угодно. А что толку? Вам придется выбирать: верить мне или не верить. — Нет. — Тогда зачем задаете такой вопрос? — Тогда я задам вопрос по-другому. Где то место в теле человека, в котором заключается его суть? Говорят, что глаза — зеркало души человека. — Вы хотите закрепить это представление в системе координат физического тела человека? — Необязательно. Можно взять, например, энергетическое тело, душу… — Воспринимать человека можно на разных уровнях. Физический лишь один из них. Существуют и другие планы, на основе которых вы можете соприкасаться и воспринимать другого человека. Скажем, если ваша Душа пробужденная и моя Душа пробужденная, то мы можем общаться на уровне Душ. Или даже на уровне Духа — без слов. — Недавно я слышал, как Хазанов говорил, что чувствует блондинку спинным мозгом. Значит, можно чувствовать спинным мозгом. — Спинной мозг — это место, где располагается двигательный центр. То есть это уровень физического тела. На каком уровне будут общаться два человека, зависит от того, насколько полно они осознают самих себя. Скажем, если они осознают себя на всех уровнях, то и общаются на каждом из них. Если один может общаться на всех уровнях, а другой — только на двух или трех уровнях, то они будут общаться на двух или трех уровнях. — А суть человека вообще меняется? — Смотря что вы называете сутью. — Вот видите, нужно же какие-то определения иметь. — Определения нужны тому, кто не чувствует интуитивно, а пытается всё анализировать только с помощью ограниченного ума. — Меняется ли наша суть со временем, настроением или еще в связи с чем-то? — Да. Она постоянно меняется. При этом суть человека есть то, что не рождается и не умирает. Это зерно Единого Творца. Он и есть суть всего. Что касается изменения состояния мыслей, чувств и ощущений, то они происходят постоянно, потому что природа каждой из этих сфер есть изменение. В ментальной сфере происходят постоянные изменения мыслей. Чувства и ощущения тоже очень быстро изменяются. Кстати, наиболее быстро изменяющейся является сфера чувств. Самая инертная сфера мыслей. Всё меняется, но если вы этого не осознаете, то для вас этого как бы и не существует. За секунду физического времени происходит очень много изменений. Но обычный человек себя не осознает полностью. Он осознает только то, что называет собственной личностью, то есть некую систему представлений о себе, мире и других людях, содержащуюся в его обусловленном уме. Поэтому единственное, что он способен делать, так это подтверждать то, что он и так уже знает, или возмущаться несоответствием его привычной системы представлений тому, что происходит. Ложная личность, созданная обусловленным умом, всё время поддерживает иллюзию того, что существует только то, в чём она убеждена. Это единственное, чем она занимается. Я не говорю, плохо это или хорошо. Просто таков мир эго. Только так оно может существовать. Поэтому, если большинство эго-людей перестанет думать и делать то, что они постоянно думают и делают, этот мир просто исчезнет или трансформируется в какой-то другой. Думая о чём-то, мы это укрепляем, усиливаем и поддерживаем. Данный мир есть результат думанья людей об этом мире так, как они о нем думают. Благая же весть заключается в том, что это не единственно возможный способ существования. Существует масса других вариантов. — Вы имеете в виду существование других миров во Вселенной? — Да. — Но пока-то мы говорим о нашем мире. — Пока мы говорим о нем, потому что ничего другого обусловленный ум понять не может. Поэтому мы и говорим только об этом. Но я готов к разговору и о других мирах и измерениях. Вы меня можете использовать на полную мощность, что называется. Сейчас вы меня используете где-то на 0,01 процента. А это всё равно, что самолетом орехи колоть. — Вы сказали о других способах существования. Что это за способы? — Разные способы. А чего вы хотите? Всё зависит от того, чего вы хотите. — Зависит от того, чего я хочу? — Да. Что вы хотите? — Я хотел бы узнать, например, как освобождаться от тюрьмы обусловленного ума и что это конкретно дает? Вообще, возможно ли это? — Если бы это не было возможно, то я бы об этом не говорил. Что это дает? Освобождение. А что это такое, можно узнать только из собственного опыта переживания… — А как это происходит? — Вы хотите узнать об этом теоретически или практически? Я говорю только о практике. Если я и применяю различные теоретические представления, то только затем, чтобы, оттолкнувшись от них, вы узнали об этом практически, то есть на собственном опыте. Всё зависит от того, как вы относитесь к этому. Если вы относитесь к этому как к теории, то это будет для вас теория, если как к практике, то получаете ключи входа в другие измерения и реальности. Я вам всё время предлагаю целый набор ключей к дверям, ведущим в различные сферы Единой Реальности. Вам надо хорошо понять, что же такое я предлагаю. Потому что вы можете их взять, но что с ними делать — не понимаете. Помните, как в сказке Буратино получил ключи, а для чего, от чего и зачем они нужны, он вначале не знал. Нужны были те, кто ему рассказал о них, и только тогда он начал искать дверь, от которой у него были ключи. У него были ключи, но о двери он ничего не знал, поэтому ее даже и не искал. Когда же узнал о волшебной двери, он и его друзья открыли ее и вошли в новый чудесный мир. — Нужно знать, для чего использовать этот ключ, и зачем вообще он тебе нужен. — Такое знание рождается из Души, в Сознании, которое пробуждается. Ложная личность и обусловленный ум не хотят этого. Ничего из того, о чём я говорю, их не интересует. Для них в этом есть угроза. То, о чём я говорю, вопрос жизни и смерти. Если Сознание человека начинает пробуждаться, для него это является практическим руководством и самой острой необходимостью. Если оно спит, то эго, может быть, будет играть словами до тех пор, пока получает от этого какую-то выгоду для себя. Как только оно перестанет получать выгоду, то уйдет отсюда. Всё зависит от того, что вас сюда привело. Если ваша ложная личность, то наше общение не будет долгим. Если ваше пробуждающееся Сознание, тогда совсем другое дело. Откуда идут ваши вопросы? Вы сами осознаете, откуда идут ваши вопросы? — Понятия не имею. — Вы даже сами не знаете, о чём спрашиваете, но при этом так мило говорите. Смотрите, что происходит. — Я думаю, что больше от ума. Но что-то, наверное, и от… Ведь до сих пор не изучен вопрос о зарождении самой мысли: где она рождается и где умирает. — Почему не изучен? Именно здесь мы его и изучаем. Для понимания этого нужно просто не вовлекаться в собственные мысли. Чтобы изучить какую-нибудь собственную сферу, нужно, не вовлекаясь в нее, наблюдать за тем, что в ней происходит. Если же вы полностью вовлечены в свой процесс мышления и просто проговариваете всё, что вам в голову приходит, то, естественно, не можете ничего понять из того, что сами же и говорите. Разные мысли неосознанно проходят через вас, вот и всё. То же касается чувств, ощущений и так далее. Есть законы, по которым всё происходит, но сам человек просто отражает эти законы, при этом не понимая их. Чтобы их понять, нужно выйти за пределы привычных отождествлений себя с мыслями, чувствами и ощущениями. Если вы хотите изучать ощущения, то вам нужно выйти за пределы этих ощущений, то есть вы должны видеть себя не как тело, а как нечто, имеющее тело. Но если вы полностью отождествились со своим телом, то не можете непредвзято изучать его ощущения. Если вы полностью отождествились со своими эмоциями или мыслями, то и их не можете изучать. Вы можете изучать их, только когда увидите, что вы есть нечто большее, чем то, что считаете своими мыслями, чувствами, ощущениями. Способны ли вы наблюдать чувства, ощущения, мысли? — Я думаю, что… — Это не вопрос думанья. Когда вы думаете, то просто рождаете еще одно представление, но это не значит, что вы делаете то, о чём я только что говорил. Думать о том, что я что-то делаю, и делать это — совершенно разные вещи. Это и есть основы самопознания. Это то, чем мы занимаемся здесь. А самопознавать, исследовать можно только через самого себя. Вы не можете делать это посредством каких-то книг или еще чего-то в этом роде. Хотя самоисследование не исключает чтения, но информацию о себе надо извлекать из самого себя, то есть путем самонаблюдения. Наблюдая за собой, вы можете узнать очень многое. Наблюдая за своими чувствами, мыслями, ощущениями, вы узнаете, что есть чувства, мысли, ощущения. Откуда приходят мысли и куда они уходят? Как они реализуются в чувства, действия? Почему одни мысли реализуются, а другие нет? — Самонаблюдение и самоанализ?
Самонаблюдение — это не самоанализ
— Самоанализ — это рефлексия. Это различные вещи. Что такое анализ? Анализ — это расчленение. Это расчленение мысли на множество фрагментов. Что всё время делает обусловленный ум? Он всё фрагментирует, то есть вместо десяти кусочков, которые были, он сделал тридцать кусочков. А что с ними теперь делать? Они ведь не собраны в единую картину. Анализ — это разделение. Понимание — это объединение фрагментов в целостную картину. Анализ любой проблемы только укрепляет ее. Психоанализ укрепляет проблему. — То есть не приводит к пониманию, что этой проблемы как бы и нет на самом деле? — Да. Психоаналитик, по большому счету, не заинтересован в решении проблемы. Он заинтересован в укреплении проблемы, потому что рассматривает человека как личность, а личность это и есть проблема. А проблема сама себя устранять не хочет. — Сегодняшним утром вспомнил ваши слова о том, что свои проблемы надо полностью пережить и отпустить. Я стал вспоминать эмоциональные события в своей жизни, начиная с самого детства. Некоторые из них я мог вспомнить уже без эмоциональной окраски. Другие были насыщены сильными, часто отрицательными эмоциями. Я проживал их до тех пор, пока эмоциональная окраска не исчезла полностью. Переживая заново некоторые события, я выходил на какие-то другие ситуации, о которых я даже никогда не вспоминал. Как только отрицательный болевой опыт данного события проживался мной, он отпускался. Всплывали следующие события, как по цепочке. Это очень необычный для меня опыт. Но я почувствовал большое облегчение после того, как всё это сделал. — Смотрите, именно так мы освобождаем сами себя от болевого опыта. Для этого нужно увидеть то, что с нами происходило, целостно. Откуда вообще появился болевой опыт? Ведь не сами события, а наше восприятие этих событий принесло нам боль. А какое восприятие событий привело нас к боли? Фрагментарное восприятие. Мы не увидели всё происходящее в целостности, мы увидели только одну сторону. Таким образом, произошло разделение целостной ситуации и, как следствие — боль и страдание. Вообще, все страдания и боли этого мира связаны с разделенным восприятием обусловленного ума. На самом деле разделения не существует. Оно привнесено через фрагментарное, двойственное восприятие обусловленного ума. Поэтому, когда мы опять возвращаемся к событиям прошлого и осознанно, целостно их переживаем, готовые видеть все стороны произошедшего, зажатая энергия высвобождается, и это дает нам доступ к другим событиям, которые были связаны с предыдущим. Посмотрите! То, что обычно человек называет своей жизнью, представляет собой какие-то фрагменты, куски и части его действительной жизни. И эти куски никак не объединены, поэтому человек и страдает. Он не может объединить самого себя. Возможность такого объединения возникает, когда вы готовы осознанно посмотреть на всё, что с вами происходило в жизни. Тем самым, вы фактически соединяете все части самого себя, не отрицая ничего из своего прошлого. Страшное дело делают многие люди. Они говорят: «Я хочу всё выбросить из своего прошлого и забыть. С этим человеком я прожил много лет, но это — не жизнь, а ужас какой-то». И она или он выбрасывает из своей жизни какой-то ее кусок. Но это же невозможно. Это всё равно, что вытащить из себя желудок и выбросить его только потому, что у вас была изжога. Ведь это одно и то же. Всё, что происходило с человеком, было необходимо, очень важно и нужно. Отрицая что-либо из своего прошлого, он тем самым оставляет себя в заблуждении и неведении. Всё, происходящее с вами, необходимо для того, чтобы вы смогли увидеть свое неведение по отношению к чему-то. Понимаете, этот мир дает возможность знакомства с темнотой. Никто здесь не может обойти ее. Всякий вошедший в этот мир знакомится с тем, что есть тьма. А тьма есть неведение. Только и всего, но в этом неведении скрыт потенциал истинного понимания и ясновидения. Каждый проходит через свою область тьмы, неведения, заблуждения. Ее нужно увидеть, осветить светом осознания. Только тогда вы интегрируете все части самого себя. Фактически человек сейчас представляет собой набор разрозненных и разбросанных частей. Ему нужно с помощью осознания собрать эти части воедино, соединить их, и тогда он станет действительно Человеком. А сейчас он представляет собой что-то разрозненное, фрагментарное, раскиданное по времени и пространству. Вам необходимо собрать самого себя и стать целостным. Предположим, что каждый из нас уже прожил много жизней, но всё то, что должно быть сейчас нами понято, все темные места незнания, неведения аккумулированы в данной нам именно сейчас жизни. Многие люди очень интересуются: «А каким я был в прошлой жизни, позапрошлой, позапозапрошлой. А был ли я там фараоном, Клеопатрой или еще кем-то?» Это праздный, поверхностный интерес. Какая разница, кем вы были? Кем бы мы ни были, мы проходили то, что тогда нам было нужно. И основной вопрос заключается в том, понял ли ты, будучи фараоном, проституткой или солдатом, то, что должен был понять. Вот это самое главное. А не то, кем ты был и в каких каретах ездил. На самом деле всё, что было не понято нами в прошлых воплощениях, присутствует сейчас в данной жизни каждого из нас. Поэтому понять эту жизнь — значит, соединить все свои прошлые жизни воедино. Потому что все не выученные вами уроки присутствуют в данном воплощении. — По этому поводу мне хочется сказать, что еще до наших встреч мне захотелось написать рассказ о своей жизни, но не от себя, а будто это другой человек пишет обо мне как о каком-то постороннем человеке. И я начал писать. Это оказало сильное действие на мое состояние. Когда я начал писать, мне сразу стало легче. Правда, я давно уже не писал. В результате этой работы у меня словно что-то от души отлегло, и я успокаялся. А когда меня жизнь опять била, я вспоминал об этих записях и возвращался к ним. — Смотрите, какая интересная оговорка. Вы сказали «успокаялся». Хорошее слово. Красивое слово. Словно вы говорите о покаянии. На самом деле описывать свою жизнь со стороны — это то, что я рекомендую всем. Наблюдать себя со стороны в текущий момент для большинства людей вначале очень сложно. Поэтому начинайте с письменного просмотра своей личной истории. Различные мысли, чувства, ощущения проходят через нас каждое мгновение, как вода через устье реки. Но способны ли вы наблюдать за ними постоянно. К этому надо стремиться. Вы можете начать с письменной фиксации, то есть записи событий, происшедших с вами, и сопровождающих их мыслей, чувств и ощущений. Зафиксировав их на бумаге, вам потом будет легче за ними наблюдать. Вы увидите, что определенные мысли, чувства и ощущения часто повторяются. Они стали привычными для вас. И именно их вам труднее всего непосредственно осознавать. Если вы их записали, то вам будет легче в дальнейшем наблюдать и осознавать момент их появления в вашей ментальной, эмоциональной и физической сфере. Осознавая их, вы увидите, как они «увядают», теряют силу, исчезают в результате того, что вы их ясно видите. Личную историю можно изменить в одно мгновение. Но для этого ее надо увидеть. А чтобы увидеть, надо понимать, зачем ты это делаешь. Мы говорим о том, что в умах людей хранятся обусловленные представления. Есть представления очень узкие и более широкие. То, о чём я говорю, это тоже представления. И я передаю их вам. Но эти представления ведут к расширению сферы вашего сознания. Например, представление о том, что я самый, самый, самый, а все вокруг идиоты и не понимают меня, — очень ограниченное, крайне ограниченное, ведущее к сумасшествию. Но ведь есть и другие представления. Например, о том, что я служу другим людям так, как я лучше всего им могу служить. Допустим, у меня есть несколько близких людей, и я им служу. Пускай я только готовлю им пищу и встречаю их, но в этом мое служение. Так я служу. Это уже совершенно другое представление. Оно не ведет к сумасшествию. Если какую-нибудь очень важную личность стащить с эстрады и рассказать о таком представлении, то она взбесится. Потому что данную личность это представление совершенно не устраивает. Так что представления тоже очень разные существуют. Я ничего не отрицаю, но я хочу видеть, что есть что и чему оно служит, то есть правильно понимать происходящее. — Можно вопрос об эмоциях? С одной стороны, мы говорим, что нужно проживать эмоции. Не подавлять их, а проживать. А с другой стороны, если мы осознаем свои эмоции, то они уходят. Тогда получается, что я их не проживаю. Я как бы через осознание от них освобождаюсь. — А почему вам нужно их проживать? — Ведь мы говорим, что эмоции не надо подавлять?
Кто породил двойственность чувств?
— Да, для того, чтобы их увидеть. Что мы делаем? Мы выявляем то, что есть в нас. При этом мы хотим увидеть, является ли то, что мы выявили в себе, иллюзорным или реальным. Если это нечто иллюзорное, то, освещенное светом осознания, оно исчезает. Если это реальное, то под светом осознания оно становится еще более реальным и прекрасным. Осознание — сила, которая отсеивает зерна от плевел. Она дает возможность увидеть ложное как ложное, а истинное как истинное. Но вы увидите, что и в ложном тоже есть истинное. Например, вы говорите о чувствах. Если вы смотрите на свои чувства, наблюдаете за ними, то тем самым вы уже не отождествляетесь, не вовлекаетесь в них. Неправда ли? Что обычно делают люди? 99 процентов своего времени они выражают отрицательные эмоции. Выражая их, они выбрасывают огромное количество энергии. На самом деле в человеке нет никакого органа, который вырабатывал бы отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции являются вредной привычкой, которая не имеет никакой реальной основы в человеке. Тогда возникает вопрос: а как же они появились? В процессе обучения. Ведь каждый может научить другого только тому, что умеет сам. Большинство же людей имеет отрицательные эмоции в огромном количестве. Именно им и обучается ребенок в семье и в других местах. Ребенок обучается тому, что такое ревность, страх, раздражение, ненависть и так далее. Обратите внимание, что все эмоции, которые переживает человек, находящийся в обусловленном уме, полярны. Одна крайность полярного чувства может перейти в свою противоположность. Вот он говорит о любви, но вдруг чувствует ненависть. Раньше или позже одна крайность переходит в другую. Обусловленный человек может говорить о своей любви, но в потенциале за этим всегда присутствует ненависть. Каждое его чувство двойственно, и если актуализируется одна сторона этой двойственности, то другая просто находится в потенциале. Но в определенный момент она проявляется. В обусловленной любви всегда присутствует ненависть. Но и в ненависти всегда присутствует любовь. Это и есть двойственное чувство. Не случайно ведь говорят, что от любви до ненависти один шаг. — Значит, я их до конца не проживаю? — Зачем вам их проживать? Вам нужно выйти за пределы ограничивающих представлений о двойственности. Истинная Любовь, идущая из осознания себя, постоянна и не переходит в ненависть. Она не двойственна. — Получается, что вообще всё иллюзорно. — Да. Мы живем в иллюзорном мире. Этот мир — пир эмоций. Посмотрите, всё здесь построено на эмоциях. Если их убрать, исчезает вся привычная культура, все великие произведения искусства. Ведь все они построены на драматизме двойственных чувств. А сама двойственность есть иллюзия, но данная иллюзия очень реальна. Подавляющее большинство современных произведений искусств черпает свои сценарии в двойственных чувствах. — Значит, нет необходимости культивировать положительные качества? — Положительные качества несут за собой и отрицательные. Если вы сейчас проявите доброту, то в потенциале у вас накапливается злость. Потому что они ходят рука об руку. — Совершенствование в таком плане бессмысленно. Да? — Это то, что называется личностным ростом. Это всего лишь личностный рост. Сейчас много всяких семинаров и книг на тему личностного роста. А ведь личностный рост — это блеф. Есть только одно: укрепление эго либо его трансформация вплоть до полного исчезновения. — И единственное, что остается, — это осознавать. В этом и есть изменение себя? — Да. Это возвращение к себе. Потому что суть и природа наша есть необусловленная, недвойственная любовь. Это не та любовь, которая перетекает в ненависть, это не двойственное чувство. Это состояние единства, гармонии, мудрости. В ней нет разделения. — Всё остальное можно отбросить, не цепляться, не холить и не лелеять? — Да. Но если вы цепляетесь, то ищете что-то для себя как эго. Отказаться от этого — значит, отказаться от эго, ложной личности. Есть только одна проблема, порождающая массу других — это эго. Эго, ложная личность — это воплощение проблемы, она их постоянно множит и множит. Она выражает себя таким образом. Человек очень интересное существо, это существо, которое создает проблемы. Это мастер создания проблем в любых областях, в любых сферах и так далее. Вот в этом его определенная оригинальность среди всех существ нашей Вселенной. Где бы он ни появлялся, он будет создавать проблемы. Потому что он ими живет. — А потом помогать всем решать их. — Да. Совершенно верно. Именно этим люди и занимаются. При этом они пытаются вовлечь других в решение собственных проблем. За что идет борьба в этом мире? Кто-то говорит, что проблема есть в написании прекрасной литературы, кто-то говорит, что проблема есть в создании общества экономически свободных людей… Каждый носится со своей главной проблемой. Хотя, чаще всего, проблема для них всех одна — это укрепление собственного эго. Вот так они, толкая друг друга, живут.
Изучите свою психологическую тень
— На прошлом занятии мы говорили о личности и конкретно обратились к Лене и Грише. Лена говорила, что, используя английский язык, пытается стать более уверенной. Насколько я понимаю, английский язык более конкретный, практический по сравнению, например, с русским… Поэтому для меня стало понятно, как личность себя укрепляет через язык. Я понял, что могу отслеживать и наблюдать через свои слова, как работает моя или твоя личность. — Если вы действительно хотите увидеть свою личность, я вам предлагаю то же самое, что мы делали прошлый раз с Леной. — Опять? — Не с ней, а с другим человеком. Что испытывает ложная личность? Она испытывает большое удовольствие, когда говорят что-то, что подкрепляет ее представление о самой себе, и большое неудовольствие, когда говорят что-то, не соответствующее этому. Всё очень просто на самом деле. Ничего сложного нет. — А если всё вызывает отрицание? — Такого не бывает. — И с этим можно разобраться, если вы действительно хотите исследовать свою личность. — Я хочу закончить. Сначала вы нам преподали урок. Потом мы взялись за личность Гриши. Он начал увиливать — стал рассказывать о своих проблемах. Потом, когда я обдумывал эту ситуацию, я так ее для себя объяснил. Он обозначил свою проблему, а ваше предложение было отказаться от нее. Не думать и не говорить о ней. Тогда мной это было воспринято только на уровне слов. Я не увидел сути того, что вы ему сказали. И он тоже не понял этого. — Он не был готов к встрече со своей ложной личностью. Он не хотел в тот момент такой встречи. — Может быть. — На самом деле не я эту работу делаю, вы ее делаете сами. Я просто создаю возможность. Если вы готовы, то сделаете это сами. — Хорошо. Скажем, у Гурджиева есть представление о необходимости дополнительного толчка. Мне кажется, что ваша задача оказать такой толчок. — Совершенно верно. — Вы оказываете влияние «С», по терминологии Гурджиева. Человек имеет воздействие «А» и «В». «В» — это то, что мы и из книг можем почерпнуть. А вот влияние «С» нам передать может только тот, кто его имеет. В данном случае это вы. — Насколько я понимаю, именно от вас зависит, получит человек необходимый ему толчок или нет. — Я использую для этого разные формы. Например, нота си. Нота си может звучать на гитаре, на саксофоне, на органе. Но это всегда будет нота си. Она может иметь различную окраску в зависимости от инструмента, но всегда будет именно нотой си. Моя нота си. — Мне бы хотелось вернуться к тому, что было на прошлой встрече. Когда вы пригласили нас всех посетить наш внутренний мир. Вспоминая то, что происходило тогда, я увидел, что где-то минут за тридцать до вашего предложения я почувствовал усталость, боль в спине между лопатками. А то, что происходило, я воспринял просто как игру. — Смотрите, какое у вас чуткое эго. Оно почувствовало то, что должно было произойти, за полчаса. Для него возвращение человека к самому себе представляет самую большую угрозу. Потому что ложная личность паразитирует на незнании, неведении себя. Что вы сделали после моего предложения? Помните? Вы вышли за дверь. — Вот я и говорю, что у меня не было необходимой для выполнения вашего предложения энергии. Я чувствовал большую усталость. — У вас была энергия. Но на что вы ее потратили? Вот в чем основной вопрос. — На защиту? — Да. На защиту. Именно от этого вы и чувствовали большую усталость. Смотрите, сколько энергии ушло у вас на защиту? Предчувствуя угрозу для себя, ваша ложная личность потратила огромное количество энергии на то, чтобы не допустить вашей встречи с самим собой, то есть ясного видения эго. Смотрите, как она работает. Нельзя недооценивать эти вещи. — Главное, что я не получил той энергии, которую мог бы получить от встречи. — Да. Ваша ложная личность сделала всё, чтобы эта встреча не состоялась. Вот что она сделала. И, кстати, продолжает делать это. Здесь все участники одного процесса. Нельзя сделать человека просветленным насильно. Это просто невозможно. Потому что на Земле действует закон Свободной Воли. — А где-то он не действует? — Есть миры, где это не так. Поэтому жизнь на Земле имеет огромный потенциал развития. Например, ангелы. Они живут в тонких мирах. Там, где они живут, для них является само собой разумеющимся действовать во имя Света. И это для них закон. Для человека есть выбор. Вот почему у него есть возможность очень быстрого духовного роста. В связи с этим возникает много вариантов вашего развития. В частности, на Земле в воплощенном и невоплощенном виде присутствует большое количество существ, преследующих различные цели. Некоторые из этих существ заинтересованы в том, чтобы человек остался таким, какой он сейчас есть, то есть живущим в обусловленном уме. Они используют энергию такого человека для собственного питания. В Космосе всё является пищей для всего. Поэтому каждый ищет себе соответствующую пищу. Они нашли в человеке пищу. Они увидели одну простую вещь, что всё сущее наделено сознанием, и это сознание можно удерживать в определенном диапазоне, тогда им можно «кормиться». Они это и проделали с человеком. И теперь им пользуются. Но так как у других существ и у Творца есть совершенно другие планы в отношении Земли и человечества, то должны произойти глобальные изменения. План Творца заключается в том, чтобы перевести человека в состояние актуализации заложенного в него огромного потенциала. В потенциале человек имеет огромные творческие возможности. Это уникальное существо Вселенной. Но ложная личность и обусловленный ум тормозят реализацию присущих ему возможностей.
Внутренний учитель слушает вас. А вы?
— У меня вопрос. Считается, что без учителя, то есть без внешнего воздействия, нельзя выйти на Путь. Но ведь у каждого есть свой внутренний учитель, который может помочь встать на Путь и иди по нему. — Да. Но чтобы внутренний учитель мог говорить с вами, вы должны быть способны услышать его. Вот в чем дело. — Значит, двигаться по Пути невозможно самостоятельно? — Это вполне возможно. Ведь если бы вы не могли, у вас бы этот вопрос не возникал. Не так ли? — Практически каждый человек проходит по какому-то Пути. Где-то в начале Пути он не может еще слышать, но уже где-то посредине Пути он начинает слышать. — Вы опять вводите представление о хронологическом времени. То, о чём вы сейчас говорите, может произойти здесь и сейчас. Вот вы сейчас говорите о своем внутреннем учителе. На самом деле, вы прямо сейчас можете с ним соединиться. Моя задача и заключается в том, чтобы вы соединились с ним как можно быстрее. Я делаю всё для того, чтобы вы услышали свое Высшее «Я». Готовы ли вы к этому? Если вы действительно хотите, то прямо сейчас это произойдет… — Прошлый раз, когда был задан вопрос: хочу ли я этого, я почувствовал, что не хочу. Но сейчас я хочу. — Действительно хотите? Очень хотите? — Да, я хочу этого. — Тогда слушайте. Смотрите, слушайте и ощущайте… Сейчас вы соединяетесь с ним. Что он вам говорит? Канал связи есть, теперь используйте его. Не надо думать. Просто говорите… — Я задаю вопрос: что делать? Ответ: ничего. — Задавайте еще вопрос, но уже более четкий. — Меня беспокоит то, что я не успеваю ничего сделать. Хотя сейчас я уже понимаю, что всё происходит так, как должно происходить. И в тот момент, когда готов, — получаешь. — Вот ваш внутренний учитель. Вы можете его спрашивать и получать ответы. Но, смотрите, как это непривычно для вас. Вы даже не можете толком задать вопрос. Пожалуйста, каждый присутствующий здесь может пообщаться со своим внутренним учителем. Моя работа заключается именно в том, чтобы вы быстрее вышли на контакт с самим собой. Все мои усилия направлены только на это. Я совершенно не заинтересован в том, чтобы кто-то из вас нуждался во мне как в постоянном источнике энергии и ответов на ваши вопросы. У каждого есть свой источник энергии и внутренний учитель. Услышьте его. Соединитесь с ним. Тогда начнется самое интересное. — Хорошо. У меня вот такая проблема, чисто физическая. Каждую весну в период цветения растений и деревьев появляется аллергия, я начинаю чихать. Скорее всего, это продолжение каких-то моих внутренних проблем. — Сформулируйте вопрос и задайте его своему внутреннему учителю. — А я уже давно пытаюсь в этом разобраться, лет тридцать. — Так сделайте это прямо сейчас. Сформулируйте вопрос, задайте его и получите ответ. — А может быть, я не принимаю какие-то свои части. Я не знаю. Возможно, надо пройти через процесс интеграции… — Если с вами общается ваш внутренний учитель, то никакого сомнения не будет. Слова, которые идут от него, не сопровождаются сомнениями. Потому что сомнения — свойство обусловленного, двойственного ума. Ума, который всегда утверждает что-то и тут же сомневается в этом. Вот вам показатель того, соединены вы с внутренним учителем или нет. Вот первый критерий. — Но слова, которые идут от него, могут не осознаваться мной. — Вот почему очень важно их произнести сейчас. Именно это я и предлагаю. Пусть ваш внутренний учитель сейчас выскажется. Просто говорите, и не надо ничего отслеживать. У вас сильная привычка всё отслеживать интеллектуально. Выключите контроль обусловленного ума, иначе он внесет сильные помехи. Именно он и не дает вам возможности соединиться со своим внутренним учителем, то есть с самим собой. — У меня вопрос. Почему на протяжении такого большого промежутка времени меня преследует аллергия, мешающая жить и полноценно функционировать? — Теперь сами отвечайте. Просто отвечайте. Говорите! Не думая ни о чём, говорите! — Наверное, у меня существует какой-то конфликт с миром через природу, именно через весну, через цветение, возможность осознавать его… — Володя, обратите внимание на то, что между вопросом, который вы задаете внутреннему учителю, и ответом есть некая пауза. Эта пауза будет насыщаться, и потом пойдет поток информации, который вы сможете проговорить. Вы же хотите получить ответ сразу. — Из ума отвечаю. Наверное, сейчас говорит мой ум, а не Высшее «Я». — Да. Слова внутреннего учителя льются легко, как вода, без усилий и напряжения. Не отслеживайте и не обдумывайте эти слова. Они могут быть совершенно не связаны с теми привычными понятиями, которыми пользуется ваш ум. — Можно я скажу. Володя помог мне сейчас увидеть мои собственные вопросы по поводу аллергии. Я тоже пришла сегодня с этим вопросом. Меня мучит аллергия, но не тридцать лет, а, наверное, лет шесть. Каждую весну я задаю себе такой вопрос: зачем мне это? Когда вы задали себе этот вопрос, то я очень четко ответила на него для себя. Не потому что аллергия мне мешает, а потому что я ее не принимаю. Когда вы говорили, я услышала этот ответ. Он заключался в том, что эту болезнь я просто не принимала. Я говорила: «Ты мне не нужна». Теперь я поняла, что она присутствует во мне, что я не должна ее уничтожать. Я ее должна принять. И благодаря этому буду жить по-другому. Посмотрите, обусловленный ум всегда нацелен на получение результата. Я буду думать о своей аллергии только затем, чтобы она скорее исчезла. Понимаете, нельзя уничтожать ничего существующее в этом мире, тем более, присутствующее в вас. Нужно принять его, и оно расскажет вам о том, что знает. Сейчас вы рассматриваете аллергию как нечто нежелательное, как муху, которая села на вас, а вы хотите ее согнать. Но ведь это не муха. Это часть вас, и в ней скрыта какая-то очень важная для вас информация. Ее надо впустить, принять, и тогда она вам всё расскажет. Если бы кто-то и мог просто устранить, уничтожить ее, он бы сделал большое преступление, потому что не дал бы вам возможности понять что-то очень важное. Всё, что в нас есть, является крайне важным для нас. Но мы часто не можем получить необходимое знание из-за нашего непринятия. Например, если я отвергаю какую-то книгу, то я никогда не узнаю то, что в ней написано. То же самое происходит у нас внутри. Если там есть что-то, что мы отвергаем, то оно и не может нам ничего сообщить. — Но тогда по идее любая форма целительства не должна применяться. — Я не стал бы говорить о том, что должно или не должно быть. То, что происходит, — оно происходит. И происходит правильно. Всё происходит правильно, если смотреть с точки зрения гармонии, целостности большей, чем та, которую мы видим, говоря о том, что что-то неправильно или не нужно. — Если следовать тому, что мы сейчас говорим, то любая болезнь нужна. И было бы преступлением ее убрать, даже если бы кто-то и смог это сделать. — Да. Никто этого не сможет сделать, кроме самого человека, имеющего данную болезнь. — Но ведь есть люди, которые именно этим и занимаются. Они помогают другому человеку выздороветь. — Всё, что в этом мире существует, необходимо для его гармонии. Гармония в мире двойственностей осуществляется за счет уравновешивания полярных, противоположных тенденций. Например, один болеет, другой — его лечит. И тот и другой могут научиться чему-то очень важному, находясь в такой ситуации. Но это требует осознания. Всё, что есть в этом мире, необходимо. Но что от этого получает сам человек, зависит от степени его осознания. Что бы я или вы ни говорили, на самом деле есть только одно реальное — это собственное осознанное изменение. Только оно имеет ценность для каждого из нас. То, что у нас происходит в группе, это возможность для каждого, кто ее использует. Главное, что может сделать человек, — это увеличить степень собственного осознания. У каждого свои пути движения к расширению сознания. Оно беспредельно. Поэтому всё, что мы здесь делаем, мы делаем для того, чтобы расширить свое сознание. Даже простое присутствие человека, имеющего высокую степень осознания, всё изменяет. Поэтому ему не нужно ничего специально делать. Ведь само его присутствие всё изменяет. А если таких людей много? По крайней мере, больше, чем определенная критическая масса. Тогда весь мир начинает меняться. Им не надо бегать с транспарантами и выкрикивать лозунги типа «Мы за просветление!» «Но как стать таким человеком?» — спросите вы. Во-первых, этого надо действительно страстно захотеть, и тогда жизнь начнет давать вам всё, что для этого необходимо. На первом этапе требуются объяснения. Без объяснений многие не могут двигаться в силу укоренившейся привычки обдумывать свои действия. По мере увеличения осознания объяснения уменьшаются. Ему уже не требуются объяснения. Он уже идет не с какой-то определенной целью, он просто идет. Чем дальше идет, тем больше радуется. Ведь на самом деле Осознание и Любовь — это Радость. И тогда всё, что с ним происходит, происходит в радости и любви. Что бы ни происходило, оно всегда окрашено радостью и любовью. А что еще пожелать? — А если человек носит очки. О чём это говорит? — Вас интересуют другие люди или вы сами? Вы сейчас говорите о собственной слепоте или о проблемах других людей? Что именно вас волнует? Почему я задаю вам такие вопросы? Только для того, чтобы вы могли переадресовать то, что заботит вас в других людях, к самому себе. Только так можно исследовать самого себя. Я могу вам дать энергию, толчок для осознания, но используйте ее именно для этого. Если вы ее использовали по назначению, то сможете вернуть ее мне с «прибылью», приростом осознания. Тогда я, в свою очередь, дам ее вам с еще большим увеличением. Таким образом, мы увеличим наше общее осознание. В Евангелие сказано: «У кого много — еще прибавится. У кого мало — последнее отберется». Увеличивайте свою любовь и осознание. Тогда вам будет чем поделиться с другими. Что вы можете дать, если у вас пустой кошелек? Дать может только тот, у кого есть в кошельке что-то. Что вы можете дать, если у вас ничего нет. Я даю, потому что у меня есть. Но я смотрю, как человек использует то, что ему дается. И если я вижу, что он всё просто растрачивает, то я перестаю давать. Таков закон, а не просто мое желание или нежелание кому-то давать, а кому-то — нет.
Притчи
Только не внутри
У Моллы спросили: — Где лучше быть, когда несешь гроб, — впереди или позади? — Это ваше дело, — ответил Молла, — будьте, где хотите, только не внутри.
Красильня Моллы
Молла Насреддин открыл красильню. Однажды некий человек принес ему шерстяную материю. — Молла, покрась это, — сказал он. — В какой цвет? — В такой цвет, какого на свете нет. — Как же это так — «какого на свете нет»? — Ну, чтоб он был не красный, не черный, не голубой, не зеленый, не желтый, не белый. Понял? — Понял. Покрашу так, как ты желаешь. — Когда же прийти? — Приди в такой день, чтобы это был не понедельник, не вторник, не среда, не четверг, не пятница, не суббота и не воскресенье.
Пропажа
Однажды в городе у Моллы пропал осел. Он громко причитал и в то же время возносил хвалу аллаху. — Ай, Молла, — спросили у него, — ты потерял осла, за что же ты благодаришь аллаха? — Благодарю, — ответил Молла, — за то, что сам не был на осле, а то и сам пропал бы, и мои дети остались бы сиротами.
Кто старше
У Моллы спросили: — Молла, кто из вас старше: ты или брат? Подумав немного, Молла ответил: — В прошлом году отец говорил, что брат старше меня на год, так что теперь мы должны быть одних лет.
Дай очки
Поздней ночью Молла Насреддин разбудил жену. — Жена, а жена, — сказал он, — скорей дай мне очки. — Ты что, с ума сошел, на что тебе очки ночью в постели? — Не мешкай. Я увидел хороший сон, но темновато, и кое-что никак не разберу. Дай-ка очки, я рассмотрю хорошенько.
Кази нет
Многие недолюбливали Моллу за то, что он всегда говорил правду и за словом в карман не лез. Ненавидел и городской кази. Однажды Молла пошел к нему по какому-то делу. Подходя к дому кази, он заметил, как тот показался в окне и тотчас отскочил. Молла постучался. Открыл ему слуга. — Хозяина дома нет, он пошел на базар. Поняв, что слуга врет, Молла сказал ему: — Скажи своему хозяину, чтобы он, уходя на базар, не оставлял своей головы на окне, а то люди подумают, что он дома.
Я и сам собирался слезть
Однажды Молла упал с осла. Уличные ребятишки рассмеялись, увидев свалившегося Моллу. Вставая на ноги и отряхивая пыль, он сказал им: — Чего вы смеетесь? Я и сам собирался слезть.
Счастливая курица
У Моллы был очень скупой сосед. Молла заметил, что уже несколько дней повар в обеденное время носит ему жареную курицу. Но скупец ел один хлеб, а к курице не притрагивался, и повар уносил ее. И так каждый день эта курица подавалась на стол и, нетронутая, уносилась обратно. В конце второй недели Молла, не выдержав, сказал: — Живучесть этой счастливой курицы обнаружилась после ее смерти.
Глава 10. Пройди по осевой линии между «материальным» и «духовным»
От гусеницы к бабочке и обратно
— Вы предложили обсудить вопрос о том, что такое проблема. Обычно, когда человек говорит «проблема» это значит, что за этим стоит какая-то неразрешимая ситуация, которая мешает ему спокойно жить. Из моего опыта я увидела, что то, что я считала своей проблемой, по прошествии времени перестает быть таковой. Самое интересное, что она и до этого не была проблемой. Происходит так, наверное, потому, что проходит время, человек свыкся или изъял себя из тех условий, в которых данная проблема могла жить. Как правило, те люди, которых я знаю, делают проблему из общения. Проблема в том, что трудно общаться в социуме, семье, на работе и вообще где бы то ни было. — А какие сложности возникают в общении? — В данном случае я говорю о прошлом этапе. На данном этапе, как мне кажется, у меня такой проблемы нет. Проблемы нет, потому что я прекрасно понимаю, что всё происходит так, как оно и должно происходить. Правда, это не всегда приятно. Это не всегда совпадает с тем, что ты хочешь. Я думаю, что сейчас моя проблема в том, что я не могу позволить себе жить так, как бы мне хотелось. И не в плане каких-то материальных благ. Хотя, как оказалось, материальные блага — очень существенный момент, и они входят в понятие «жить, как мне хочется». Дело даже не в том, чтобы куда-то поехать отдыхать. Мне даже и не хочется. Не потому, что я наездилась и повидала мир. А просто мне настолько комфортно в моей жизни, что для меня не существенно, поеду я куда-нибудь или нет. Единственное, что огорчает, это неблагополучие моих близких, знакомых. Иногда знаешь, что человеку не нужно, например, ввязываться в некую историю, но, чаще всего, он не слушает советов. Это касается не только знакомых или родственников, но и лично меня. Я часто поступаю не так, как считаю нужным, уступая жизненным обстоятельствам. Вот это, на самом деле, и является для меня проблемой. Иной раз я знаю, что не могу переменить обстоятельства, а по прошествии времени думаешь, что их и не нужно было менять. Например, воспитание детей. Мы живем в человеческом обществе, и не соответствовать каким-то принятым нормам неудобно. Нарушая привычный процесс, ты выпадаешь из общепринятого восприятия социума. Но, с другой стороны, иногда бывает так, что в этом социуме просто невозможно жить. Такая несовместимость приносит большие терзания, и не только мне, но и тем людям, о которых я сейчас говорю. Что мне сказать им? Казалось бы, надо смотреть на всё проще, но не получается. — Мне в голову сейчас приходит образ гусеницы и бабочки. Гусеница ползает, она видит то, что внизу, она очень близка к земле. Ее добродетель заключается в том, чтобы выжить и больше съесть, и она ест. Ей нужно набрать питательные вещества. Когда она их наберет, то находит какое-то место и начинает образовывать кокон. Из кокона рождается бабочка. Бабочка, которая взлетает. Для нее совершенно непонятна жизнь, когда ты ползаешь, а не летаешь. Но ведь эта бабочка родилась из гусеницы. Если бы гусеница не делала то, что она делает, и не следовала своим «нормам морали», то не могла появиться и бабочка. Теперь бабочка летает и видит мир совершенно по-другому. Может быть, она вообще не помнит о том, что родилась из гусеницы. А гусеница не знает, что закончит жить таким образом. Вот проблемы общения гусеницы и бабочки. — Да. Красивый образ. Очень хороший пример. И, конечно, в итоге всех привлекает образ бабочки. — Всех ли? — А мне бы очень хотелось быть гусеницей. Очень бы хотелось. Образ спокойно жующей гусеницы меня очень устраивает. — Вы не можете стать гусеницей. Вы ею уже были в прошлом. Вот в чём дело. — Но очень хочется вернуться туда. В таком образе прослеживается некое неравноправие, кастовость. С другой стороны, бабочки без гусеницы не могут жить. — Точнее, не могут родиться. — Да. Мотылек тянется к свету, порхающий, хрупкий, восприимчивый. Но именно гусеница вскормила бабочку. И как бы мы ни порхали в лучах света, без гусениц нам никак не обойтись. Но при этом бабочки и гусеницы вечно враждуют между собой. — Вражда возникает как результат того, что гусеница не знает, что она переродится в бабочку, а бабочка забыла, что появилась из гусеницы. Если гусенице сказать о том, что она станет бабочкой, то она не захочет даже об этом слушать. Она скажет, что это всё ерунда. — Да. Так, в принципе, и происходит в человеческом обществе. — Гусеница вообще может отрицать бабочку. Потому что там, куда она обычно смотрит, их нет. Она ведь не смотрит вверх, она смотрит вниз, и там их нет. Летающая бабочка может увидеть гусеницу, но при этом скажет, что она к ней никакого отношения не имеет. Я сейчас не хочу вводить понятия «плохо — хорошо». Я сейчас хочу увидеть единый процесс. Потому что только так мы можем разрешить то противоречие, с которого начали. — Мне кажется, что это неразрешимое противоречие. — А мне кажется, что нет ничего неразрешимого в мире, который создан Единым. Дело не в том, что мы пытаемся решить или не решить. Это не вопрос волевого решения. Потому что на самом деле всё уже решено. Мироздание прекрасно уже тем, что оно гармонично. Но то, что фрагментарное видение гусеницы или бабочки не позволяет видеть данную гармонию, создает для них проблемы. — «Мир создан гармонично». Например, в лесу волки — это санитары. Но когда мы видим волка, пожирающего лань, то у нас возникают не самые добрые чувства. Чувство сожаления, а у некоторых безразличия. Это тоже гармония? — Да. — Значит, гармония жестока? — Нет. Жестоким это выглядит в нашем фрагментарном восприятии. Понимаете, нет ни жестокости, ни того, что противоположно этому. Есть то, что есть. Но если мы начинаем подходить к происходящему с определениями добра и зла, мы их и порождаем. Мы говорим, что это зло, а то добро. А так как я добрый человек, то я хочу, чтобы было добро. Но тогда я не хочу жестокости. Воспринимая происходящее как двойственности, мы сами же их и укрепляем. — Но противопоставления должны быть всегда дозированы. Не может быть всегда жестоко. Человек это плохо переносит. — Как только мы попадаем в тюрьму собственных двойственных определений, то не можем выйти к видению Единства. Как только мы начинаем, например, говорить, что есть духовное, а есть материальное, мы создаем разделение собственного восприятия. Всё, что есть, едино. — Да. Одно рождается из другого. — Самое ужасное то, что обозначив всё это словами, мы не успеваем за процессом. — Тут невозможно не успеть. Всё, что происходит, происходит. И происходит правильно. Всё есть благо. Мудрость Будды, Христа, Кришны — это наша мудрость. И то, что нам мешает видеть нашу мудрость, — это двойственность обусловленного ума. Сейчас мы описали общую картину. Теперь давайте посмотрим более конкретно. Например, мы можем видеть, что те люди, которые называют себя духовными, очень часто таковыми не являются. Им очень сложно общаться с теми, которые называют себя материальными. — Но вообще-то я считаю, что в моей ситуации это нормально. — Именно с этого мы и начали. Можно сказать, что это но
|