КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть II. Сновидение в городе 6 страницаЕсли вы замечаете, что вы находитесь в середине вторичного процесса, вы можете «проснуться», то есть вы можете применить ваше второе внимание и закончить процесс. Иначе вы просто спите и опутываетесь этим сном. После этого у вас плохое настроение. Сознательное сновидение означает необходимость помнить самого себя, независимо от того, в каком состоянии вы находитесь: помните вашу добросердечность, когда вы в гневе, помните значение жизни, кода вы в депрессии, помните холодную трезвость, когда вы пьяны. Сновидение или работа со вторичными процессами протекает лучше всего, когда вы находитесь в этих двух отдельных душевных состояниях одновременно. Вы спите, но одновременно и сознаете самого себя. Мой брат Карл рассказал забавную историю, иллюстрирующую эту тему. Один из его учителей медитации проходил ученичество в Индии и находился в состоянии глубочайшего изумительного транса в ашраме. Именно в этот момент его гуру проходил мимо и резко прервал его нирвану, попросив его показать ашрам только что прибывшему американскому туристу. На гуру не произвело впечатления его погружение в нирвану. Послание в поступке гуру заключалось в том, что вы не должны забывать себя в измененном состоянии сознания. Если вы это делаете, то, чему вы научились, будет недоступно вам. Находясь в состоянии экстатических переживаний, вы не должны отождествлять себя с ними. Первый шаг в уединенной работе над собой заключается в том, чтобы понять, что вы в равной степени и наблюдатель и действующее лицо. Выбирайте, когда отождествляться с процессом, а когда нет. Вы должны помнить себя самого даже в процессе сновидений, когда вы спите. Существуют различные методы отделения себя от процессов, с которыми вы работаете, для того, чтобы противостоять одержимости. Один из них — взять свои повседневные проблемы и разногласия в свои внутренние переживания. Если вы помните о своих проблемах в состоянии измененного сознания, вы не только избегаете потери контроля над своим душевным состоянием, но можете быть способны преобразовать свою повседневную индивидуальность. Это и означает — смотреть на руки во время сновидений. Метанавыки Каким бы методом вы ни пользовались, кажется, что ваши чувства о необычном опыте и определяют его успешность. Важное значение имеют не только навыки и техника, но и чувства, с которыми вы их используете. Эми называет их метанавыками4. Наиболее полезный и особенный метанавык — сердечность: сострадание к себе и сочувственный интерес к тому, что вы переживаете. Я не знаю, как научиться или научить этому чувству, хотя я знаю, что оно более важно, чем навыки или что-либо другое. Непривязанная сердечность — самое мощное оружие в ваших отношениях с наиболее соблазнительным из всех состояний транса — обычной реальностью. Как удивительно, но и как трудно помнить о своей безграничности, ежедневно сталкиваясь с проблемами жизни и смерти, особенно переживая трудные моменты или решая вопросы взаимоотношений. В такие особенные моменты, когда вы помните себя, вы можете глубоко проникнуть в мирские заботы обычной жизни и пользоваться ее тайнами. Пробуждение влечет за собой воспоминание о себе в глубине трансовых состояний и придает им смысл. Это, однако, не означает отсутствия проблем. Каждый проходит сквозь цикл открытия, будучи усталым, спящим и вновь проснувшимся. Однако воин старается сломать этот цикл, все время помня самого себя. Когда он находится в мире повседневной деятельности, он в то же самое время пребывает и на горной вершине, точно так же он спит и бодрствует одновременно. Навык — это способность «поймать» вторичные процессы, а метанавык — это сострадание к себе и переживанию. В сновидении решающим является заметить происходящее, а также поддерживать видение вашего переживания. В боевых искусствах борьба — это навык, а любовь к миру, организующая эту схватку, — это метанавык. Метанавык в военном столкновении обеспечивает победу. Точно так же, как доказала Эми, в работе над процессами необходимы навыки, но сострадание или безжалостность, с которыми проводится работа, — это метанавыки, определяющие ее качество. Таким образом, навык в сновидении — это второе внимание, а сострадание к себе и своим переживаниям — это метанавыки. Вы наблюдаете и работаете с силой. Не существует правил, по которым можно научиться метанавыкам. Метод, с помощью которого вы выдерживаете вторичный процесс при его возникновении, зависит от осознания и усиления, но ваши конечные способности при этом зависят от вашей любви к непредсказуемому. Чтобы работать с неведомым, необходима некая комбинация внимания, безжалостности, смелости и собранности. Эти метанавыки могут отличаться от ваших навыков в обычных медитациях. Чтобы выдержать необычный процесс, очень важно иметь ощущение или веру в то, что если процесс возникнет, то он доведет вас до возможности стать единым целым. Если у вас есть вопросы, процесс будет ответом на них. Если вы обеспокоены чем-то, все разрешится само собой. Юнг говорил, что сон сам по себе — самая лучшая интерпретация, а в теории Вильгельма Райха, тело исцеляется благодаря своим собственным усилиям. Пантанджали, один из первых учителей и описателей йоги, сказал: «Йога учит йоге». Раз уж вы начали работать со своим вторым вниманием, процессы, которые вы переживаете, станут вашими инструкторами. Когда вы ошибаетесь и делаете что-то, что кажется глупым, вместо того чтобы ненавидеть себя за ошибку, постарайтесь воздать должное тому неведомому в вашей собственной натуре, что и совершило «ошибку». Полюбите ошибку и поддержите ее, чтобы лучше понять ее. Если друг говорит одно, а делает другое, «раздружитесь» с другим, но не забывайте друга. Метанавыки сновидения предотвратят вас от критики собственного бессознательного и бессознательного других и вместо этого поощрят вас глубже входить в него. Лучше приветствовать соматические симптомы, чем пренебрегать ими. Если вы овладеваете такими энергиями, жизнь становится лучше для всех. Создавайте симптомы, а не только испытывайте их. Когда сновидения одурманивают вас, продолжайте процесс сновидения. Шаман, заключенный в вас, понимает силу как любовь к необычному, любовь, которая все оживляет. Любовь к абсурдному — преобразующий метанавык, все превращающий в золото. Поклоняйтесь не предмету, а духу, оживляющему его, не содержанию, а созидающему элементу, стоящему за ним. Все, что вы видите, слышите, осязаете или к чему имеете отношение, — все реально, независимо от того, может ли это быть повторено, или нет. Если вы неожиданно начинаете что-то фантазировать, тогда образ этого что-то уже существует, пытаясь воплотиться в жизнь. Это ваша жизненная энергия — ваше величайшее, может быть, единственное богатство. Таким образом, это животное в муках смертельной агонии — реально, так как умирали сам наш ученик и его рутинные представления. Это реальность. Урок маленькой палочки состоит в следующем: если вы хотите быть охотником, тогда вы должны иметь навыки замечать, когда происходит что-то необычное. Вы должны учиться этому. Но если вы хотите быть воином, вы должны иметь второе внимание, вы не только должны уловить внешние проявления энергии или почувствовать ее, вы должны почитать ее и подружиться с ней. Без такого отношения каждый раз, когда случается что-то необычное, вы думаете, что создали это сами и нечаянно убиваете жизненную энергию, не заметив и не открыв таинственное. Такое отношение раздражает и беспокоит природу, и она соответственно реагирует. Я помню человека, который страдал от «тяжелых галлюцинаций» — так их называли. В то время в Швейцарии лекарства для подавления галлюцинаций не использовались так широко, как в настоящее время, и нередко можно было наблюдать больных в разгаре шизофренического бреда. Как бы то ни было, мой клиент потерялся среди переполнявших его видений, терзаемый неописуемыми и ужасными чудовищами. В один момент нашей работы он закричал: «Я — чудовище с гор» и поднял мой стул вместе со мной. Я испугался, замер и впал в мир сновидений. Я настаивал на том, чтобы он не отождествлялся с происходящим, в основном ради моего блага. Я заорал в ответ: «Я — Арни, терапевт из Цюриха, собирающийся завтракать». Естественно, на чудовище это не произвело ни малейшего впечатления, и он начал поднимать второй стул. Моя первая попытка остановить происходящее потерпела неудачу, но, к счастью, я вспомнил себя самого и подумал, что это, должно быть, тот самый момент, когда нужно поддержать имидж чудовища и подружиться с ним. Итак, я использовал этот шанс и заорал: «Эй, ты! Я рад, что ты появился. Спорю, что ты пришел помочь моему клиенту в его повседневной жизни. Приятно видеть тебя со мной сегодня. Ты, конечно, очень сильный!» Чудовище остановилось на мгновение и, казалось, стало прислушиваться. Оно пронзительно закричало в ответ: «Твой клиент плакса, слабак, боящийся своей матери», — после чего он разрыдался. Человек, теперь находившийся в более или менее нормальном состоянии сознания, казалось, забыл о своих галлюцинациях и просил меня помочь ему защитить себя от своей матери, которая, очевидно, сексуально оскорбляла его в детстве. «Помните о сильном чудовище», — умолял я человека в его нормальном состоянии. «Вы действительно верите в это чудовище?» — спросил мой клиент. «Да, — сказал я, — и если вы намереваетесь оставаться в здравом рассудке, я рекомендую вам также верить в чудовище. Иначе оно рассердится на всех нас». Человек ответил, что вера в эту чепуху имела сильнейшие последствия. «Теперь я должен научиться защищать себя!» Упражнения 1. Напишите краткую личную историю. С кем вы идентифицируетесь прямо сейчас? Какими делами заняты? Мужчина вы или женщина? С какой расой, религией или группой вы идентифицируетесь, если таковая имеется? Одиноки ли вы или у вас большая семья?
2. Спросите, позволит ли природа провести вам эксперимент — побыть воином в течение нескольких минут. Если вы неуверенны — бросьте монету, спросите «И цзин» или вообразите, что спрашиваете мудрого персонажа из сна о том, можете ли вы быть по крайней мере охотником.
3. Теперь дорога перед вами открыта, и вы должны идти дальше. Используйте ваше первое внимание и поохотьтесь за силой. Замечайте происходящее и отметьте что-то непредсказуемое внутри или вокруг себя. Не медлите с этим.
4. Идите вперед и поймайте это непредсказуемое. Теперь используйте ваше второе внимание. Удержите это необычное переживание или событие. Сфокусируйте на нем свое зрение, слух, осязание и движение, как если бы оно требовало величайшего уважения и почестей. Задержите на нем свое внимание, заботливо давая ему время, чтобы жить и проявиться. Полюбите его.
5. Если вы не в состоянии удержать второе внимание на необычном, причина этого может заключаться в привязанности к своей личной истории. Вернитесь назад и изучите то, что вы написали о себе в первой части этих упражнений. Спросите себя, существенна ли эта история для вас в настоящий момент или вы можете позволить себе отказаться от нее на короткое время. Оставьте вашу историю, как это сделал бы воин, и позвольте себе наблюдать и переживать непредсказуемое еще раз. Начните, просто отбросив на время эту историю.
6. Следуйте за событием или переживанием и представьте, что вы — сила, энергия или власть, управляющие ими. Отметьте, как изменяются ваши тело и душа.
7. Не забывайте о своих «руках», вашем повседневном сознании. Спросите себя, как эта сила могла бы быть использована для трансформации повседневной реальности и вашей личной истории.
8. Теперь путешествуйте в потоке событий и позвольте вашему сновидению нести вас.
Глава 7 По мере того как вы развиваете свои способности охотника и сновидца, появляются типичные барьеры, подавляющие сознание. Эти барьеры — классические края, имеющие различные названия. Как говорит дон Хуан, их можно называть ясностью, страхом, силой и старостью. Для достижения какой-либо степени самопознания и текучести вы должны преодолевать барьеры. Когда вы начинаете жаловаться на то, что все становится странным и непонятным, то это означает, что вы, возможно, столкнулись с барьером, называемым ясностью. Необходимость ясности и понимания блокирует ваше восприятие и заставляет вас игнорировать те аспекты жизни, которые представляются иррациональными, нелогичными или странными. Ясность говорит вам, что происходящее слишком странно, чтобы быть реальным, или что это просто безумие. Однако ясность является всего лишь гранью, барьером, который нужно преодолеть. Впервые я встретился с этим барьером в Момбасе, в Кении, на восточном побережье Индийского океана, когда мы с Эми сидели на полу хижины наших целителей из племени джирами. Целители, супружеская пара шаманов, вошли в транс и занимались лечением лекарственными растениями и хирургией. Я все еще отчетливо помню странные танцы и состояния транса, в которые впадала эта пара, особенно женщина, пронзительно кричавшая и катавшаяся по земляному полу. Комбинация их экзотического языка, странное снадобье из трав, которое мы должны были пить, хирургическое лечение присутствовавших здесь жителей деревни и телепатическая способность женщины мысленно видеть моих «врагов», находящихся далеко отсюда, была в такой степени чужда мне, что ясность вышла на первый план и заблокировала мои переживания на несколько минут. Мой разум отказывался принимать участие в церемонии. Мое изучение шаманизма и антропологии помогло уменьшить барьер, установленный подсознательной потребностью в понимании ясности. В конце концов я решил позволить моим случайным опытам в области телепатии, которые я никогда не был в состоянии понять, руководить мной. Я расслабился и позволил воздействию таинственного обряда вести мое тело по своему пути. Церемония длилась несколько часов. Наши целители переодели нас в африканские наряды, чтобы посвятить в свои таинства. Их любовь и благоговение, которые я ощущал в течение тех двух дней и ночей, дали мне возможность преодолеть барьер ясности. Сейчас ясность более не связывает меня; когда кто-то хочет знать, с чем он столкнется, работая над собой, я просто признаюсь, что не знаю. Я могу только сказать, что, невзирая на желание знать, лучший способ открыть, что находится по другую сторону, — это проявить достаточную сдержанность и позволить процессам раскрыть свою собственную природу. Возьмите с собой ясность. Не боритесь с ней, а используйте для того, чтобы определить как можно больше неведомого. Когда вы начинаете беспокоиться о безопасности, у вашего порога появляется страх. Страх — опасный противник, так как, если вы даже используете ваше чувство ясности и понимания, вас тревожит воображаемая опасность неведомого. Вы боитесь, что вам причинят боль, что вас унизят или убьют. Страх обычно облекается в форму боязни утраты индивидуальности. Если для вас безопасность является решающим фактором, то неведомое ощущается как угроза. Следовательно, очень полезно поработать над стиранием личной истории и понять, что вы, в конце концов, нечто большее, чем ваша идентичность. Потерять себя на короткий период времени — это не самое худшее, что может случиться. Это может даже принести облегчение. Когда вы признаете ваши страхи и внимательно относитесь к ним, вы избегаете опасности погибнуть от рук неведомого; вместо этого вы принимаете участие в своей собственной трансформации. Если вы поможете расслабиться своей прежней идентичности, прежде чем она будет уничтожена, вы можете встретиться со сверхъестественными силами, которые более могучи, чем вы, и узнать нечто новое. В конце концов, вы почувствуете себя сильнее. Когда ваша самоуверенность начинает раздражать окружающих, проблема может заключаться именно в силе. После того как вы преодолели барьеры понимания и страха, вы сталкиваетесь с проблемой силы. Сила — это поистине наиболее опасный враг: вы приобретаете его, сами того не замечая. Когда вы начинаете считать свой жизненный опыт единственным образцом для подражания, когда вы считаете свой путь единственно верным, это означает, что вас беспокоит сила. Проблема силы особенно трудна, если у вас большой жизненный опыт. Используя свое ограниченное знакомство с неведомым, вы рисуете карты пройденного вами пути и верите, что другие должны следовать тем же маршрутом. Когда сила берет верх над вами, вы уверены, что действуете мудро, на все имеете ответы и оскорбляетесь и отстаиваете свою правоту, если другие не соглашаются с вами. Вы интерпретируете, советуете, объясняете и предостерегаете, как если бы вы, а не природа были учителем. Может быть, наихудшая сторона силы — комплекс неполноценности. Вы так много о себе воображаете, что все, что не соответствует этому, повергает вас в глубокую депрессию. Таким образом, если вы не раздуваетесь от собственной важности, то находитесь в состоянии депрессии. При этом вы несчастны, потому что сами не можете следовать тем золотым путем, который определили для других. Сила — страшный враг; благодаря ей вы теряете чувство юмора и постепенно становитесь все более унылым, серьезным и властным. Сила прельщает вас тем, что дает вам ложную уверенность, будто вы знаете, что должно случиться. А истина в этом вопросе заключается в том, что никто не обладает большей, чем другие, силой, и вы имеете только ту силу, которая дана вам в какой-то момент. Каждый человек помнит свои моменты обладания силой и может воскресить в памяти, при каких обстоятельствах они возникли. Голоса и послания вашего пути были полны значения для вас и для мира, в котором вы жили в тот момент. Но времена меняются, и сила того момента и его послание могут ничего не значить в следующий момент. Ваш шанс оставаться связанным со сверхъестественными силами в природе зависит от вашей способности оставаться открытым для них и уметь переживать один момент за другим. Для того чтобы преодолеть барьер силы, попробуйте принять ее. Она должна присутствовать, так как вы все еще не следуете своим собственным правилам и предписаниям. Если вы попробуете применить вашу силу к той части себя, которая нуждается в хорошем пинке, то она (сила) может преобразоваться в смех. Тогда вы поймете, что вы — самый плохой из ваших учеников, но кого это волнует? В конце концов, вы начнете расслабляться, и, прежде чем вы осознаете это, ничто уже не будет иметь значения. После того как вы поработали со страхом, ясностью и силой, вы встречаетесь с одним из наиболее трудных барьеров — старостью. Старость поистине коварна и может настигнуть человека в любом возрасте. Мне кажется, что старость начинается с чувства равнодушия. И тогда еще не осознав этого, вы внезапно теряете интерес ко всему — становитесь старым. После того как вы преодолели барьер силы и связь с миром и мнение о вас других стали вам более неинтересны, вы задаетесь вопросом: «Зачем вообще продолжать жить? Для чего?» Вы вдруг начинаете чувствовать себя не просто все познавшим, но и полностью обессиленным. Вы чувствуете, что с вас достаточно, что вы сделали больше, чем было нужно. Может, стоит подумать об отдыхе? Почему бы не позволить кому-то еще позаботиться об этом сумасшедшем мире? Этот вид старости — не равнодушие, а неуловимая хроническая депрессия, в глубине которой таятся самые тонкие прозрения. Вы действительно должны умереть, чтобы стать самим собой, должно умереть даже ваше равнодушие. Это тоже всего лишь другое состояние сознания. Усталость и равнодушие — это апатия, возникающая в том случае, когда принуждение уже позади. Ощущение старости приводит к метафорической смерти. Однако ощущение пустоты может обернуться желанием что-то делать, и вы можете начать развивать ум новичка. Даже предсмертные переживания могут быть началом чего-то нового. Все мои пациенты, находившиеся на пороге смерти, за исключением тех, у кого были серьезные нарушения функций мозга и они не могли потому говорить после выхода из коматозного состояния, вели себя так, как если бы их жизнь продолжалась. Многие говорили о том, что они хотели бы работать над собой. Я вспоминаю, как моя мать сказала мне с улыбкой перед самой смертью, что она собирается в Цюрих на учебу. Человек, о котором я писал в моей книге «Кома, ключ к пробуждению», заявил мне на пороге смерти, что я должен позаботиться о его жене и детях и что он собирается продолжать работу со мной. По-видимому, старость является врагом только тогда, когда вам нужно умереть. Но если уж вы умерли, то можете продолжать жить более полно, чем прежде. Союзник Одно из различий между воином и охотником заключается в том, что у воина есть союзник. Это — знак шамана. После того как вы научились охотиться и обращаться с некоторыми из своих барьеров, следующий шаг должен состоять в развитии отношений с союзниками. Согласно Элиаде, «шаман — это человек, который имеет непосредственный конкретный опыт общения с богами и духами: он встречается с ними лицом к лицу, разговаривает с ними, молится им, упрашивает их, но он в то же время «управляет» только ограниченным их числом»1. Часто собаки, быки, жеребята, орлы, лоси или бурые медведи являются теми богам и духами, теми союзниками, с которыми шаман наиболее близок. Союзником может быть дух умершего шамана или какой-нибудь незначительный небесный дух. Он может называться «душой кустарника» в Австралии или «нагвалем» в Центральной Америке и Мексике. Для получения помощи в обучении воин должен сам найти себе магического сокровенного гуру, или учителя. Психологический аспект здесь состоит в том, что воину кроме существующей идентичности необходимо понимать и почитать кого-то еще в качестве своего учителя. Союзник — это учитель, который будет другом нашего обычного рассудка и в то же время является символом или выражением измененного состояния сознания. Можно сказать, что союзник — это мост между мирами. В шаманизме стать целостным означает найти своего союзника и попросить его помочь обрести другие, потерянные или недостающие части вашей души. Согласно всем шаманам, союзник — это необходимость, так как он может помочь вам понять вещи, о которых другие человеческие существа, возможно, могут и не знать. Союзник может вывести вас за границы вашего «я» и подарить вам чувство дружбы и уверенности, в которых не может дать вам обычная жизнь. Союзник уравновешивает вас и может вселить в вас уверенность в своих силах, когда вы считаете себя бессильным. Но он может также заставить вас почувствовать себя недостойным, когда вы слишком амбициозны, больным, когда вы хотите командовать жизнью. Союзник невыносим и опасен, и все же без него жизнь пуста. Без сознательных отношений с союзником все, что вы можете сделать, — это добиться измененных состояний сознания с помощью наркотиков или еды. Возможно, понятие «союзник» звучит непривычно или странно для вас? В таком случае вспомните игрушечного медвежонка из вашего детства, который составлял вам компанию, когда обстоятельства складывались не лучшим образом. Этот медвежонок был добр к вам даже тогда, когда не были добры остальные. Ваши куклы и мягкие игрушки были первыми союзниками, которые подсказали вам, как любить себя и позаботиться о себе, оставаясь один на один с ночью. Или они были вашими детскими союзниками, совершавшими дурные поступки. Не только шаман, но и любой обычный человек создает себе вымышленных персонажей, друзей и внешних учителей, которым можно было бы подражать и чьими советами можно было бы руководствоваться, когда жизнь кажется невыносимой. Такие фигуры появляются почти автоматически, перед тем как вы погрузитесь в реку сновидений. Перед смертью вы, вероятно, подобно другим, внезапно увидите своих умерших родителей или друзей, которые появляются, чтобы помочь вам перейти порог в новые измерения. Вы откроете в умерших родителях мудрых людей, превосходных союзников, особенно если вы любили их. Большинство взрослых забывают своих союзников, но у многих бывают периоды поиска необходимых им внешних учителей или внутренних духов. Некоторые молятся Богу. У шамана или ясновидящего должны быть близкие, хорошо знакомые существа, которые вдохновляют, говорят на странных языках, учат вещам, которых люди знать не могут. Союзники — часть вашей личной психологии, но создается впечатление, что они существуют и вне вас. В сущности, очень многое в жизни определяется кем-то вроде ангела-хранителя. Вы выполняете свои обязанности и чувствуете, что справляетесь с ними. Однако когда вы оглядываетесь назад, у вас может возникнуть ощущение, что то, что вы сделали, было сделано не вами, а какой-то другой силой. Не чувствуете ли вы порой, что у вас никогда не хватило бы сил или смелости выполнить в одиночку определенную работу? Кажется, что некий направляющий свет, помогающий ангел или союзник стоит за вашей судьбой. Союзники могут появляться во снах, фантазиях или телесных симптомах. Иногда они впервые появляются после измены друга или во время тяжелого кризиса. Наиболее мощные союзники вступают в столкновение с вами. Вы хотите, чтобы жизнь шла в одном направлении, но какие-то неведомые силы направляют ее по другому пути. Большинство людей, с кем мне доводилось работать, находили своих наиболее ценных союзников, став взрослыми. И хотя я знал многих людей, у которых были союзники, лишь немногим нравилось говорить о своих отношениях с ними, так как все это слишком интимное. Иисус был союзником одного из моих целителей. Союзником одного из моих любимых учителей был Юнг, а Юнг, в свою очередь, рассказывает в автобиографии, как он контактировал с несколькими персонажами. Персонаж в образе древнего мудреца, которого он называл Филемоном, был наиболее полезным для него. Испытание союзника Прежде чем воспользоваться помощью своих союзников при путешествии в другие миры, чтобы отыскать там душу или недостающие предметы, шаманы определяют ценность своих союзников, считая, например, койотов и собак менее ценными, чем медведей2. Союзник — это дух, который может иметь силу, но не иметь разума, иметь стойкость, но не иметь сердца, иметь мудрость, но не иметь чувства. Вовсе необязательно, чтобы союзник был мудрым, здоровым или совершенным сам по себе. Вы должны знать своих союзников. Шаманы говорят, что человек нисколько не лучше, чем его союзник. Проблема состоит в том, что лишь немногие знают о существовании у них союзника. Большинство полагают, что они вообще не располагают силой, а это означает, что они не осознают своих возможностей. Однако некоторые люди всегда имели что-то вроде духовного помощника. Есть ли у вас духовный помощник? Как он выглядит? Есть ли у вас какая-либо фигура, предмет или телесное ощущение, указаниями которых вы руководствуетесь? Появился ли ваш союзник во время какого-нибудь кризиса и что случилось с вами тогда? Помощь, которую вы получили в тот период, мудрость или сила, которую вы обрели, — это и мог быть или был ваш союзник. Используете ли вы все еще эту сущность? Постарайтесь, погрузившись в глубины вашего «я», узнать этого союзника и встретиться с ним. Изучите его достоинства и недостатки. Если ваш союзник — койот, значит, вы чем-то похожи на это животное и можете быть лжецом или мошенником. Не будьте наивны по отношению к самому себе. Некоторые союзники, может быть даже все, раздувают ваше «эго». Действительно, они дают вам то, чего у вас нет в данный момент. Они также могут заставить вас действовать более мудро, стойко или знающе, чем другие, и чувствовать себя в соответствии с этим. А если вы слишком амбициозны, они могут заставить вас почувствовать себя слабым и бесполезным. Сама природа силы союзника вызывает эти эффекты. Многие союзники, даже умершие духовные учителя и наставники, не могут оказать вам большую помощь в повседневной жизни, так как мало интересуются мирской реальностью. Эти союзники кажутся интересными во сне, но, если дать им волю, они возьмут вас с собой в фантастические царства или чудесные трансперсональные полеты, избегая банальных человеческих проблем. Временами комментарии дона Хуана действительно звучат как голос его союзника. Может быть, поэтому многие читатели Кастанеды полагали, что дон Хуан был лишь плодом воображения своего ученика. Тем не менее дон Хуан (или, возможно, собирательный образ, даный Кастанедой) имеет очень близкое знакомство с кем-то, имеющим большой реальный опыт в различении необычных и измененных состояний сознания. Дон Хуан в состоянии внимательно смотреть даже на своего собственного учителя. Союзником его учителя была «трава дьявола», которая заставляла того действовать слишком энергично, говорит он. Некоторые подразделяют шаманов на два типа: черный и белый. Это зависит от природы шаманских союзников и того вида магии, которую они практикуют. Дон Хуан сравнивает контакты с двумя союзниками, которых он называет соответственно «травой дьявола» и «дымком». Оба они могут вызываться с помощью психоактивных веществ. Он предпочитает опыт дымка, который ведет к обособленности. Он говорит Кастанеде, который, естественно, попал под очарование силы травы дьявола, что в самой траве нет никакой необходимости. Дону Хуану не нравится сила. «В давние времена, — говорит он, — коренные американцы могли совершать удивительные подвиги; ими восхищались, их боялись и уважали за их силу. Но теперь власть дурмана более не нужна»3. Если вы мыслите психологически, вы поймете, что опыты с травой и дымком, вызываемыми психоактивными веществами, — нормальные состояния сознания, через которые вы обычно проходите, не идентифицируя их. Однако окружающие вас люди видят, когда вы находитесь во власти дурмана или дымка. Когда в некоторые периоды жизни вы чувствуете себя обессиленным, то испытываете большую необходимость в силе дурмана. Но поиски такой силы — это всего лишь кратковременная фаза в развитии, так как она приводит к неустойчивым отношениям и к обществу, в котором каждый старается одержать верх над другими. В любом случае, имеет ли ваш союзник характеристики дурмана или характеристики дымка, это зависит от стадии развития, на которой вы находитесь в данный момент. На ранних стадиях вы нуждаетесь в силе и должны стать сильнее, чтобы жить в мире. Однако позднее вы устаете быть сильным и нуждаетесь в новом духовном помощнике, наподобие дымка, который поможет вам обрести любовь и терпение.
|