КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Право в системе социальных норм1. Нормы права являются не единственным регулятором общественных отношений. Наряду с нормами права общественное поведение регулируют и другие нормы, принятые в обществе и имеющие не меньшее значение, чем нормы права. Данные нормы получили наименование социальных норм. К социальным нормам относятся: • нормы морали; • религиозные нормы; • обычаи; • нормы общественных организаций; • нормы профессиональных групп; • нормы этикета; • неформальные нормы отдельных социальных групп; • иные нормы. 2. Нормы морали — устойчивые представления в обществе о добре и зле, о допустимом и недопустимом поведении, например уважение к старшим, вежливость и др. Нормы морали имеют следующие особенности: • не подкреплены принудительной силой государства; • но влекут сильное общественное осуждение в случае их нарушения; • тем самым являются мощным регулятором общественных отношений. Сильной чертой норм морали является их всеобъемлющий характер (правом нельзя урегулировать абсолютно все отношения, в то время как под критерий моральности и аморальности можно подвести почти любой вид отношений). Религиозные нормы — нормы поведения, установленные определенной религией. По своей сути очень близки к нормам морали (фактически их разновидность, закрепленная в религиозных канонах). Примерами религиозных норм являются 10 заповедей Христа ("Не убий", "Не укради" и др.). В современных мусульманских странах получает распространение "жизнь по исламу" — ежедневное следование нормам ислама в повседневной жизни. Также особенностью норм ислама является их совпадение в ряде стран с официальными правовыми нормами. Обычаи (и близкие к ним традиции) — это правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку, закрепившиеся в сознании людей. Они передаются из поколения в поколение, в основном в устной форме. Несоблюдение обычаев влечет общественное воздействие, осуждение. В ряде обществ обычаи имеют более сильное " регулирующее влияние, чем официальный закон. Например, обычай кровной мести у ряда горских народов — представители данных народов воздерживаются от убийства не столько в результате страха перед уголовным наказанием, сколько в результате страха перед кровной местью со стороны родственников убитого всему роду убийцы. Другой пример обычая — выкуп за невесту; он выплачивается в ряде азиатских обществ, несмотря на то, что официальный закон этого не требует. Нормы общественных организаций — этоправила поведения, установленные в общественной организации и регулирующие отношения между ее членами. Данные норму: • определяют: • права, обязанности членов (обязанность платить членские взносы); • структуру объединения, порядок формирования, компетенцию высших органов; • распространяются только на членов данной организации; • обеспечиваются мерами общественного воздействия, такими как: • предупреждение; • выговор; • исключение из организации и др. В качестве примера жесткого регулирующего действия подобных норм можно привести нормы КПСС для членов партии (выговор по партийной линии, исключение из партии за какой-либо проступок были не меньшим наказанием, чем другие наказания, установленные законом). Нормы профессиональных групп регулируют поведение представителей отдельных профессий. Например, ими могут быть: • нормы адвокатов: • писаные — Кодекс адвокатской этики (адвокатская тайна, запрет вести дела в интересах стороны — в прошлом противника клиента по этому же делу); . неписаные (не "перебивать" клиентов, не устанавливать цены за услуги, явно отличающиеся от общепринятых, и др.; • нормы врачей: • писаные (например клятва Гиппократа, иные); • неписаные, распространенные среди врачей; • в прошлом — неписаные нормы поведения функционеров КПСС (спокойствие, невыражение своей позиции, бесконфликтность, стремление не принимать единоличных решений и др.); • нормы представителей иных профессиональных групп. Указанные нормы, как правило, носят (носили) неформальный характер, но их нарушители рискуют (рисковали) быть отторгнутыми другими представителями данной группы. Нормы этикета — нормы ежедневного поведения, внешнего вида, общения. Например, законы не требуют опрятно одеваться, но данное требование самостоятельно выполняется людьми, признающими основополагающие правила этикета. Неформальные нормы отдельных социальных групп включают в себя, в частности: • нормы преступников, соблюдаемые в преступном мире (например "воровской закон", влияние которого в преступной среде постепенно ослабевает); • "дворовые", молодежные нормы (являются более сильным регулятором для молодежи, чем законы); • негласные армейские нормы и т. д. Таким образом, поведение человека в обществе регулируется не только правом, но и многочисленными, часто незримыми социальными нормами. 3. В правовой науке наблюдается два явления: • правовой идеализм — ошибочное убеждение, что все отношения в обществе можно урегулировать правом. Например, невозможно урегулировать только правом: • режим в исправительных учреждениях; . отношения между военнослужащими; • отношения родителей и детей и т. д.) — в реальной жизни всегда есть и будут сферы, недосягаемые для права; • правовой нигилизм — ошибочное убеждение, что правом почти ничего нельзя урегулировать (даже в тех сферах, где возможности регулирования правом ограничены, право в любом случае выполняет регуляторную функцию (например трудно на практике запретить законом недобросовестное выполнение родительских обязанностей или телесные наказания детей, но в случае явного злоупотребления ими со стороны родителей это будет так или иначе замечено обществом и государством, и существует возможность ограничения произвола родителей правовыми мерами; то же касается и других не регулируемых правом сфер).
|