Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Римский пантеон




Сложный состав римского пантеона был порожден в значительной мере пестротой и сложностью происхождения самой римской общины. В состав этого пантеона вошли многие божества тех племен и родов, чьими покровителями они прежде считались. Известно, что римская община составилась из латинских, сабинских, этрусских и, может быть, иных племенных и родовых групп, но удельный вес каждой отдельной группы остается не совсем ясным, а поэтому не все ясно и в вопросе о происхождении сонма римских богов. Римляне сами различали в классический период в своем пантеоне две группы божеств: dii indigetes- старые, туземные, отечественные боги, и dii novensides (novensiles)- новые боги, пришельцы. Однако и в составе первой группы выделяются божества разного племенного происхождения*.

* (Некоторые исследователи, правда, сомневаются, что эти две группы - dii indigetes и dii novensiles - соответствуют разделению на старых и новых богов. Смысл этих обозначений действительно не очень-то ясен.)

Наиболее спорен вопрос об этрусском вкладе в римский пантеон (вообще этрусская проблема поныне остается нерешенной). Кое-кто приписывает этрусское происхождение богу Меркурию (от имени этрусского рода Меrси), богиням Минерве (этрусское Menerva) и Юноне (этрусское Uni)*. Есть мнение, что Юпитер стал верховным богом римлян под влиянием этрусков, чтивших в качестве верховного бога олицетворение молнии (Тина, Тиниа)**.

* (Clemen, стр. 119, 262. Моммсен, напротив, полагал, что культ Минервы, а также Нептуна заимствован этрусками от италиков (Моммсен, стр. 80).)

** (См. А. П. Каждан. Религия и атеизм в древнем мире. М., 1957, стр. 239-240.)

Но большинство римских божеств, видимо, местного италийского происхождения: они включались в римский пантеон по мере разрастания римской общины, вхождения в нее новых и новых племен и областей. Так, Диана была, кажется, местным божеством Ариции, Венера - древней италийской богиней садоводства. Марс (Маворс, Мармар) был, видимо, племенным богом сабинян - покровителем земледелия; конечно, не случайно созвучие его имени с названием сабинского племени марсов. На римском Палатине существовал древний центр культа Марса, но это означает лишь древность сабельского элемента в составе римского населения. Покровителем какой-то древней общины - видимо, тоже сабинской - был и бог Квирин, в позднейших представлениях сближенный с Марсом и с легендарным основателем Рима Ромулом. Вернее всего, что это был патрон-эпоним самого Рима, судя по архаическому названию римлян - квириты (может быть, от сабинского слова quiris - копье). Очень вероятно, что и некоторые другие боги римского пантеона из числа dii indigetes были первоначально покровителями общин, влившихся в Римское государство.

Однако подавляющее большинство древнеримских божеств носит совершенно иной характер. Многочисленные dii minores римского пантеона никогда не были покровителями каких-либо общин. В большинстве своем они являются не чем иным, как олицетворением различных сторон человеческой деятельности, которым они покровительствовали. В не дошедших до нас списках этих мелких божеств, так называемых Indigitamenta (содержание которых изложено частично Варроном, а позже христианским писателем Августином), указывается, в каких точно определенных случаях в какие моменты своей жизни к какому из этих богов должен был обращаться с молитвой верующий римлянин. - Каждый шаг человека, начиная с самого его появления на свет, находился под покровительством того или иного божества, функция которого была чрезвычайно ограничена. Боги эти имели не собственные имена, а нарицательные, по выполняемой каждым из них функции (возможно, что имена были, но тайные, и они остались нам неизвестны).

Так, первый крик новорожденного ребенка был под покровительством бога Vaticanus; членораздельной речью его руководили боги Fabulinus, Farinus, Locutius. Есть и пить учили ребенка богини Educa и Potina. Когда дитя начинало ходить, богиня Аbеопа выводила его из дома, а Adeona приводила домой. Физическому росту ребенка покровительствовали боги: Ossipago, укреплявший его кости; Statanus, выпрямлявший его корпус; богиня Саrпа, помогавшая расти его мускулам. После поступления мальчика в школу богиня Iterduca водила его ежедневно туда, a Domiduca сопровождала домой.

Вход в дом охраняли три бога: Forculus - олицетворение дверных створок, Limentinus - порога, богиня Cardea - дверных петель и т. д.

Каждый шаг, каждое действие человека имело своего бога. Естественно, что подобных мелких божеств было неисчислимое множество. Немецкий исследователь Герман Узенер назвал эту, по его мнению древнейшую, категорию богов "мгновенными богами" (Augenblicksgötter). Нетрудно видеть, что наше слово "бог" не совсем соответствует римскому понятию "deus", означавшему самые разнообразные олицетворенные образы и сверхъестественные существа.

Очень многие из этих божеств были связаны с земледелием (примеры уже приводились выше) и другими видами хозяйственной деятельности. Вместе с развитием культуры и появлением новых занятий и культурных благ рождались и новые боги. Так, например, медная монета находилась под покровительством бога-медника Эскулануса, а когда в 269 г. римляне ввели серебряную монету, вместе с ней появился на свет и новый бог - Аргентинус (сребреник), который стал считаться сыном первого. Когда в конце эпохи республики была введена система подвоза продовольствия из провинций и раздачи хлеба (анноны), то объявилась и богиня Аннона, которой стали молиться об обильном привозе хлеба.

Каждый мужчина имел своего личного духа-покровителя - гения. У женщин были свои богини-покровительницы - юноны, которые благоприятствовали их брачной жизни, рождению детей. Культ личных духов-покровителей - гениев и юнон - исторически восходит, очевидно, к древнему нагуализму. По весьма справедливому замечанию советской исследовательницы Е. М. Штаерман, в развитии представлений о личном гении-покровителе отразился распад древних родовых и общинных связей: вначале гении были, видимо, родоначальниками и покровителями рода*. Недаром слово "genius" происходит от глагола "genere"-рождать.

* (См. Е. М. Штаерман. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. М., 1961, стр. 25.)

Помимо личных гениев были и многочисленные гении-покровители местностей (genii locorum), видимым символом которых обычно считалась змея. Эти гении мест близки к упомянутым выше ларам, и на практике едва ли между теми и другими проводилась ясная грань.

Вопрос о происхождении великих божеств римского пантеона сложен. Некоторые из них, как уже говорилось, были когда-то покровителями отдельных общин и племен. Но большинство представляло собой в значительной мере непосредственное олицетворение отдельных отвлеченных понятий, имевших отношение к общественной и государственной жизни. Римляне почитали такие божества, как Мир (Pax), Надежда (Spes), Доблесть (Virtus), Справедливость (Justitia), Счастье (Fortuna) и пр. Эти чисто абстрактные обозначения содержали в себе весьма мало черт живых личных образов, еще меньше мифологии. Их трудно даже назвать настоящими олицетворениями. Однако в честь их в Риме строились храмы, приносились жертвы. Мифологическая фантазия римлян была чрезвычайно бедна, антрономорфизация богов весьма слаба.

Мало отличаются от чисто нарицательных обозначений и такие имена божеств, как Беллона - богиня войны, Терминус - бог границ, Юнона - богиня семьи и деторождения, впоследствии мифологически (под греческим влиянием) связанная с Юпитером как его супруга.

Наименее ясно и, по-видимому, наиболее сложно происхождение образа главного бога римлян классической эпохи-Юпитера, о котором отчасти уже говорилось. В основе своей это, вероятно, олицетворенное сияющее небо - Небо-отец (Jovis-pater>Jappiter) - образ, параллельный санскритскому Дьяус-питар, греческому Зевс-патер. Этот элемент в сложном образе Юпитера отчетливо виден, однако едва ли это оправдывает мнение старых ученых о Юпитере как о древнем общеиндоевропейском божестве. Имя его употреблялось и нарицательно, в смысле просто неба: sub jove - значит просто под открытым небом, sub jove frigido - на холодном воздухе. В то же время Юпитер - бог грома и молнии (возможно, под влиянием этрусского Тиниа). С другой стороны, как уже говорилось, в Юпитере римляне видели и бога-покровителя виноградной лозы, отождествляя его с Либером. Далее, Юпитер считался (вероятно, в подражание греческому Зевсу) богом-защитником гостеприимства, нравственности, семейной жизни. Возможно, что римляне вначале признавали неопределенное множество юпитеров, как проявления некой безличной силы. По преданию, царь Тарквиний (этрусского происхождения) соорудил храм Юпитеру на Капитолийском холме, и Юпитер Капитолийский стал считаться покровителем города. Позже он стал и верховным покровителем всего государства и национальным богом римского народа.

Сложен также и образ бога Марса. Его первоначальный облик племенного (видимо, марсийско-сабинского) бога и покровителя земледелия постепенно отступил перед позднейшей более специализированной функцией - бога войны. По мнению некоторых исследователей, это произошло потому, что землю римские крестьяне добывали копьем и мечом, отнимая ее у соседних народов: бог полей стал богом войны. Как таковой, Марс был позже приравнен к греческому Аресу.

Каково бы ни было происхождение отдельных образов римских богов, культ их по мере создания и роста Римского государства принял характерную для античных обществ форму - почитания богов-покровителей полиса. Подобно греческим (и восточным) богам, боги Рима считались патронами своего государства. "Как Римское государство было замкнуто в отношении к другим, - писал справедливо Моммсен, - так и римские боги стояли в прямой противоположности с чужеземными, - и оба круга были распространяемы не иначе как одновременно: когда переселяли в Рим граждан завоеванного города, то приглашали и богов на новое место... Как всякий почитал своих собственных богов, так и государство имело своих особенных богов"*. Древнейшими богами Римского государства Моммсен считал троицу - Юпитер (Йовис), Марс, Квирин, - представлявшую вначале "три трибы народа", из которых это государство составилось. Более поздней надо считать тенденцию к созданию сонма богов наподобие греческого олимпийского пантеона и, очевидно, под греческим же влиянием. Поэт Энней (II в. до н. э.) упоминает 12 главных богов Рима: Юнона, Веста, Минерва, Церера, Диана, Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Нептун, Вулкан, Аполлон. Писатель I в. Варрон прибавляет к ним еще 8: Янус, Сатурн, Гений, Солнце, Орк, Либер-отец, Земля, Луна.

* (Моммсен, стр. 113.)

Таким образом, господствующей формой религии Рима в классический период, его официальной религией стал, как и в греческих республиках культ полисных богов.

Помимо представлений о богах (del) и других личных сверхъестественных существах в римской религии до конца сохранялось глубоко архаичное представление о некой безличной сверхъестественной силе - numen. Это слово (от глагола "nuere" - двигать, приводить в движение) означало какую-то таинственную могучую потенцию, присущую главным образом богам (numen deorum), a также и некоторым людям: впоследствии говорили о numen imperatorum (божественность императоров). Идея нумен - своеобразная аналогия океанийской мана. Впрочем, слово это употреблялось и в личном смысле, вместо понятия бога.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2025 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты