КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изменения в пантеоне наверхВ ходе превращения латинского города-государства во владыку Италии, а затем и всего Средиземноморья римская религия претерпевала изменения. Римский пантеон VII—VI вв. до н. э. разительно отличался от пантеона III—II вв. до н. э. Уже при соправителе Ромула Тите Татии к римлянам пришли некоторые боги сабинян. Второй римский царь — сабинянин Нума Помпилий, которого считали учеником греческого мудреца Пифагора, — широко открыл ворота Рима для сабинских богов и одновременно создал римский календарь и культ. При этрусских правителях Рима Тарквиниях этрусские боги заняли одну из двух вершин высившегося над излучиной Тибра холма, названного Капитолием. Из их римских предшественников здесь остались только три божества — Марс, Ювента (богиня юности) и Термин (бог разделительных межей), имя которого и поныне живёт в языке науки. Видимо, тогда же в самом городе, в квартале, заселённом этрусскими ремесленниками и торговцами, стали почитать бога, по статуе которого трудно было понять, какого он пола. Поэтому называли его то Вертумном, то Вельтумной. На самом деле это было верховное божество центра союза этрусских городов — города Вольсинии. С изгнанием царей римский государственный корабль оказался в бурном море; ему случалось садиться на мель и даже попадать в руки врагов. Однако привычку заполнять трюм и палубы чужими богами римляне не оставили. Авторитетный христианский автор Блаженный Августин (354—430) сказал по этому поводу, что римляне превратили чужих богов в своих матросов. В завоёванном Римом великом этрусском городе Вейи легионеры «позаимствовали» богиню Уни, статую которой они выкрали из храма, проникнув туда через подкоп. Завоевание Южной Италии, где находились греческие города-государства, способствовало установлению в Риме культа Аполлона, имевшего эпитет Медикус, так как по времени это совпало с эпидемией чумы, до тех пор римлянам не известной. Ранее они приносили жертвы местным божествам, прежде всего богине Лихорадке, от которой страдали часто, поскольку в отличие от этрусков не боролись с болотами. Против грозной пришелицы-чумы римляне выставили сначала Аполлона, а потом и его сына — бога медицины Асклепия, который стал именоваться Эскулапом. Храму Эскулапа выделили место на небольшом островке, напротив Бычьего рынка. Туда отправляли заболевших рабов, отдавая их на попечение божества. В 364 г. до н. э. в Рим доставили статую богини Нортии из города Вольсинии вместе с запасом золотых гвоздей, которые каждый год вбивались в стену её храма на родине, а теперь стали вбиваться в стену храма Юпитера Капитолийского. Расширялись владения Рима. Увеличивалось число богов. Появлялись всё новые храмы. Пришедшие в Рим боги уже не ощущали себя чужаками, они стали римскими.
|