Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Различия мнений Сахаба




Если принять во внимание эти ясные и недвусмысленные осуждения в Коране, как нам следует расценивать разногласия, временами возникавшие среди сподвижников Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)а (да благословит его Аллах и приветствует), а также среди первых ученых Фикха? Различия во мнениях, возникавшие среди Сахаба, были по большей части естественными и неизбежными. Значительная часть их происходила от различий в их индивидуальных способностях к рассуждению, что явствует из различных трактовок ими Аятов Корана и Хадисов. Были и другие причины, обусловившие различия между ними при их жизни, но в дальнейшем исчезнувшие. Например, в силу широкого хождения Хадисов, ни один отдельно взятый Сахаби не мог знать их все, а, следовательно, там, где отсутствовала достаточная информация, неизбежны были и неверные решения. Очевидно, что на них нельзя возлагать вину за эти и подобные ошибки, которые были непреднамеренными. Надо также отметить, что Сахаба сразу исправляли свои неверные решения, когда из достоверной информации или более актуального свидетельства следовало, что это нужно сделать. Именно в силу такой готовности распрощаться с неверными решениями в поисках Истины эти противоречащие Фатвы никак не принадлежат к категории "презренных разногласий". В этой связи Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал следующее: "Если судья предпринимает все зависящее от него и составляет верную Фатву, он получает двойное вознаграждение, но если он предпринимает все и ошибается, он все равно получит одно".(Рассказано Абдуллахом Ибн 'Амром Ибн Аль Асом «Сахих Аль Бухари» и «Сахих Муслим») На основании этого Хадиса Сахаба считаются свободными от вины за противоречащие Фатвы. Однако любые явные разночтения в различных Фатвах, выведенных сподвижниками, не следует восхвалять и увековечивать. Им и самим разногласия были не по душе, как это следует из повествования, приведенного Аль Музани, учеником Аш-Шафи'и: "'Умар Ибн Аль Хаттаб, второй Праведный Халиф, рассердился из-за спора между Сахаби, — У баем Ибн Ка'бом, и другим Сахаби — Ибн Мае'удом по поводу совершения Салят (двумя людьми) облачившись в одну одежду. Убай считал, что это вполне правильно, а Ибн Мас'уду думалось, что это правильно, только если одежды не хватает. 'Умар сердито покинул свое жилище и объявил: "Неужто двое сподвижников Посланника АллахаШ в разладе, а ведь они средь тех, на кого пристально глядит народ и кому подражает? Убай прав, а Ибн Мае'уд пусть прекратит! С этой минуты, если я услышу, что кто-то спорит об этом, я лично разберусь с ним"'("Джами Баян аль Ильм", т. 2, стр. 83—84)

Воистину, первые ученые прекрасно знали о причинах различий среди Сахаба, а также о стремлении людей увековечить их. Исходя из этого, они совершенно определенно высказывались по данному вопросу, пытаясь предотвратить догматизм и раскольничество, проистекавшие из противоречивых Фатв Сахаба. Вот лишь немногие примеры их выступлений на эту актуальную тему.

Ибн Аль Касим, принадлежавший к числу основных учеников Имама Малика, сказал следующее: "Я слышал, как и Малик, и Лайт сказали следующее в отношении различий среди Сахаба: "Люди говорят, что в этом для них (людей) относительная свобода действий. Но это не так; это были лишь верные и неверные Фатвы". Ашхаб, еще один ученик Имама Малика, сказал: "Малика как-то спросили, свободен ли человек в том, чтобы следовать (или, наоборот, не следовать) Фатве, рассказанной ему надежными рассказчиками, услышавшими ее от сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он ответил: "Нет, клянусь Аллахом, только если она не верна: Истина только одна. Могут ли два противоположных мнения одновременно быть верными? Точка зрения, которая верна, может быть только одна".("Джами Баян аль Ильм", том 2, стр. 81-82,88-89)

Аль-Музани, ученик Имама Аш-Шафи'и изложил это следующим образом: "Сподвижники Посланника Аллаха (c) время от времени расходились во мнениях и объявляли, что кто-то из них ошибается. Некоторые из них рассматривали высказывания других и тщательно их изучали. Следовательно, если бы всем им думалось, что все сказанное ими верно, они бы никогда не исследовали высказывания друг друга и не объявляли бы, что кто-то среди них ошибается". И далее: "Тому, кто допускает разногласия, заявляя, что если два ученых стремятся прийти к решению по одному и тому же вопросу, и одна Фатва будет гласить, что это "Халяль", а другая — что это "Харам", то обе они верны, — тому следует задать такой вопрос. "Ты судишь так, полагаясь на основное Писание (Коран или Сунну) или на Кийяс (т.е. выводя Фатву по аналогии)? Если он заявит, что судит, полагаясь на основное Писание, тогда его надо спросить: "Как можно судить таким образом, полагаясь на Писание, когда Коран (являющийся самым основным Писанием) осуждает разногласие? Если же он заявит, что это основано на Кийясе, то его нужно спросить: "Как может основное Писание отвергать разногласие, а ты, наоборот, делаешь из него вывод о том, что разногласие является дозволенным? Ни один обыкновенный человек, способный рассуждать, не допустит этого, тем более ученый".("Джами Баян аль-Ильм", том 2, стр. 89)

Хотя Сахаба различались с точки зрения применения некоторых принципов, они шли на самые радикальные меры ради сохранения единства и недопущения всего, что может разделить их ряды. Но среди ученых и последователей более позднего периода, которые слепо и догматично следовали Мазхабам, доставшимся им в наследство, мы обнаруживаем совершенно противоположное. Ранее уже упоминалось, что различия среди них по одному из моментов привели к расколу их рядов относительно Салят, величайшего столпа Ислама, следующего по важности сразу после заявления свидетельства веры, Шахады.

Раскольники-консерваторы в среде ученых более позднего периода иногда доводили свои различия до крайности, выводя такие Фатвы, которые подрубали под самый корень Мусульманское братство и единство Ислама. К примеру, Имам Абу Ханифа был единственным из первых Имамов, считавшим, что Иман (вера) и не ослабляется, и не усиливается: просто человек или верит, или не верит.

Эта позиция не согласуется ни с Кораном, ни с Хадисами. Аллах характеризует истинных верующих как таких, " ... которым говорили люди: "Вот, люди собрались против вас, бойтесь их! — но это только увеличило веру в них ..."" (Коран: Сура 3, Аят 173). В другом месте Корана мы находим следующее: " ... а когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру ... " (Коран: Сура 8, Аят 2). Пророк (с) также сказал: "Никто из вас не уверует, пока я не буду для него более любимым, чем его потомки, отец и весь род людской". Здесь отрицание следует рассматривать в контексте совершенства веры, а не отрицания веры как таковой; иначе никто из нас не мог бы считаться Мусульманином. Этот Хадис собран Аль Бухари и Муслимом. См.: "Сахих Аль Бухари" (на арабском и английском языках, т. 1, стр. 20, № 14), а также "Сахих Муслим" (англ. перевод), т. 1, стр. 31, № 71

На основе данного мнения Абу Ханифы ученые более позднего периода из Мазхаба Ханафитов вывели Фатву, гласящую, что если кого-то спрашивают: "Ты верующий?", то ответ: "Я верующий, если Аллаху это угодно" будет Харам, ибо этим подразумевается, что человек сомневается в существовании своей веры (т.е. он сомневается, верит он или не верит) (202). Согласно Иджме ученых, сомнение в своей вере равнозначно неверию (Куфр). Поэтому следует отвечать: "Я истинно верующий". Подразумеваемый, хотя и не сформулированный смыл этой Фатвы был таков, что последователи других школ мысли сомневаются в своей вере (Иман), а, значит, пребывают в состоянии неверия (203). Это никогда не устанавливалось школой Ханафитов раннего периода, но некоторые ученые более позднего периода вывели из этого Фатву о том, что последователям Мазхаба Ханафитов запрещено вступать в брак с последователями Мазхаба Шафи'итов, который был вторым из самых выдающихся Мазхабов того времени. Этот вывод был позже аннулирован учеными Мазхаба Ханафитов (204), но сохранил свое значение как документальное историческое свидетельство об опасностях фракционности.

* * *

202 Подобный ход рассуждения ученых данного Мазхаба опровергается следующим Хадисом, в котором Пророк (с) учит нас совершать молитву на кладбищах, содержащую в себе такие слова: "Да будет мир верующим и повинующимся людям в этих пристанищах, да смилуется Аллах к нашим предшественникам и преемникам. И, волею Аллаха, мы все присоединимся к вам" (Сообщено Аишей и собрано Муслимом и Абу Даудом. См.: "Сахих Муслим" (англ. перевод), т. 2, стр. 461—462, № 2127 и "СунанАбу Дауд" (англ. перевод), т. 2, стр.919—920, № 3231. Пророк (с) не сомневался относитель но неизбежности смерти, но подчеркивал, что все — по воле Аллаха.

203 Ибн Аби Аль Изз, "Шарх Аль Акида ат-Тахавийя" (Бейрут: Аль Мактаб аль Ислами, первое издание, 1972), стр. 395—397.

204 Новые Фатвы, которые были выведены знаменитым ученым Ханафитов, и собраны вместе под названием "Муфти Ат-Такалайн", допускали женитьбу на женщинах Мазхаба Шафи'итов. Эти Фатвы основывались на допустимости брака с Христианками и Иудейками (Зайн Ад-Дин Ибн Нуджайм, цитируется жившим в 16-м веке ученым-египтянином, представителем школы Ханафитов, в его восьмитомном труде под названием "Аль Бахр ар-Ра'ик"). Однако эти Фатвы подразумевали, что женщинам Ханафитов все равно не разрешено вступать в брак с мужчинами Шафи'итов так же, как они не могут вступать в брак с мужчинами Христианами и Иудеями!

* * *


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты