Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Царевна-Лебедь, Девочка на фоне персидского ковра, Ангел со свечой и кадилом

Читайте также:
  1. I. Евангелие детства
  2. XI Девочка Королева
  3. АНГЕЛ СВЕТА
  4. Ангел смерти
  5. Ангел-хранитель
  6. Ангелам не нужны ноги, чтобы летать
  7. АНГЕЛЫ СОТВОРИВШИЕ МИР ЕВАНГЕЛИЕ МАРКИОНА
  8. АНГЕЛЫ, КОТОРЫЕ СОТВОРИЛИ МИР
  9. Ангелы-мстители
  10. Ангелы-хранители

 

"Демон",

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

"МИР ИСКУССТВА", рус. художеств. объединение. Оформилось в кон. 1890-х гг. (официально в 1900) на основе кружка молодых художников и любителей иск-ва во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный союз под эгидой журнала "Мир искусства" объединение существовало до 1904, в расширенном составе -в 1910-24. Помимо осн. ядра (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов) "М. и." включал мн. петерб. и моек, живописцев и графиков (И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов и др.). В выставках "М. и." участвовали М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров и некоторые иностр. художники. Мировоззренч. установки деятелей "М. и." во многом определялись острым неприятием антиэстетизма совр. общества, стремлением противопоставить ему "вечные" духовные и художеств. ценности. Признание обществ. роли художеств. тв-ва, призванного, по мысли теоретиков "М. и.", эстетически преобразовать окружающую действительность, сочеталось у них с идеалом "свободного", или "чистого", искусства; декларируя его независимость, они отвергали как академизм, так и творчество передвижников (признавая, однако, ист. значение последнего), выступали с критикой эстетики русских революц. демократов и концепций В. В. Стасова.

Идейно и стилистически ранний "М. и." был близок . зап.-европ. художеств. группировкам, объединявшим теоретиков и практиков "модерна": образный строй произв. значит. части художников "М. и." также формировался на основе поэтики символизма и шире - неоромантизма.

Общей чертойбольшинства "мирискусников" было признание художеств. обаяния прошлого основным источником вдохновения. В своих произв. они (нередко в иронич., на грани самопародии ключе) оживляли изящество и своеобразную "кукольность" рококо, благородную строгость русского ампира. Они создали особый лирич. тип историч. пейзажа, окрашенного то элегией (Бенуа), то мажорной романтикой (Лансере). Общими для произв. чл. "М. и." стали утончённый декоративизм, изящная линеарность, иногда переходящая в орнаментику, изысканное сочетание матовых тонов. Тв-ву ряда предст. "М. и." были присущи тенденции неоклассицизма (Бакст, Серов, Добужинский) или увлечение др.-рус. культурой и историей (Билибин, Рерих). Поиски стилеобразующего начала, "целостного искусства" были наиб. полно реализованы мастерами "М. и." в их работах для театра, в немногочисл. опытах оформления интерьера и гл. обр. в графике, игравшей ведущую роль в их тв-ве. С их деятельностью связаны окончат, превращение гравюры из репродукц. техники в творч. вид графики (цв. эстампы Остроумовой-Лебедевой и др.), расцвет книжной илл. и иск-ва книги (Бенуа, Билибин, Нарбут).



 

"МИР ИСКУССТВА", лит.-художеств, иллюстриров. журнал, орган. объед. "Мир искусства" и (до 1903) писателей-символистов. Выходил в 1898/99-1904 в Петербурге. Издатели - М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов (в 1899), затем С. П. Дягилев (гл. редактор). С 1903 редактором был также А. Н. Бенуа. Направленность "М. и." в области изобразит. иск-ва состояла в утверждении эстетич. позиций одноимённого объединения, в популяризации рус. иск-ва 18-нач. 19 вв. Журнал пропагандировал образцы нар. тв-ва, широко знакомил читателя с совр. рус. и зарубежной художеств. жизнью (статьи и заметки Бенуа, И. Э. Грабаря, Дягилева, переводы из соч. Р. Мутера и Ю. Мейера-Грефе, репродукции совр. рус. и зап.-европ. живописи и графики и пр.). Внеш. облик журнала, в оформлении к-poro принимали участие К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, способствовал поднятию общего художеств. вкуса, развитию иск-ва книги в России. В 1903 выходило отд. издание "Хроника журнала "Мир искусства".



 

"БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ", объединение моск. живописцев, ведущее начало от одноим. выставки, организованной в 1910. Для тв-ва художников "Б. в." (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, В. В. Рождественский. Р. Р. Фальк и др.),

- отвергавших как традиции академизма и реализма 19 в., так и мистико-символистические тенденции рус. иск-ва нач. 20 в.,

Для этих художников характерны живописно-пластич. искания в духе постимпрессионизма (т. н. рус. сезаннизм; существенно также влияние фовизма и кубизма), обращение к приёмам рус. нар. иск-ва (лубок, росписи, изразцы и др.).

Ограничив сферу своей деятельности гл. обр. жанрами натюрморта, пейзажа и портрета, они решали формальные проблемы передачи объёма на плоскости и построения формы с помощью цвета, стремились к выявлению изначальной "вещности" натуры. Вместе с тем в нарочитой грубости и осязаемости фактуры, в броской, почти лубочной красочности полотен художников "Б. в." выразились индивидуалистич. протест против бурж.-мещанского вкуса, попытки воплотить в живописи чувственно-полнокровные, материально-красочные стороны бытия. В 1911 от "Б. в." откололась группа художников, тяготевших к примитивизму, кубофутуризму и абстрактному искусству (В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, К. С. Малевич и др.), к-рая организовала выставку под назв. "Ослиный хвост". В 1917 "Б. в." распался. В 1925 по инициативе его бывших членов возникло объединение "Московские живописцы" (в дальнейшем Общество московских художников, см. ОМХ).

 

"ГОЛУБАЯ РОЗА", художеств. объединение, получившее назв. от одноим. выставки (1907, Москва, организована ж. "Золотое руно"). В становлении стиля "Г. р." большую роль сыграло наследие В. Э. Борисова-Мусатова. Произв. чл. "Г. р." (Н. П. Крымов, П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, С. Ю. Судейкин, А. В. Фонвизин и др.) присущи плоскостно-декор. стилизация форм, мягкая прихотливость линейных ритмов, приглушённые цветовые сочетания. Склонность к ориенталистским мотивам, переходящий в глубокую меланхоличность лиризм образов отразили некоторые мистико-символистические тенденции рус. иск-ва предреволюц. эпохи. Нек-рые чл. "Г. р." впоследствии стали крупными мастерами сов. искусства (Крымов, Кузнецов, Матвеев, Сарьян и др.).

 

СОЮЗ МОЛОДЁЖИ", Общество художников "Союз молодёжи". Осн. в 1909 в союз входили предст. разл. художеств. течений: символизма, кубизма, футуризма, "беспредметничества" (Ю. П. Анненков, Н. И. Альтман, Д. Д. Бурлюк, В. Е. Татлин, П. Н. Филонов,

М. 3. Шагал, А. А. Экстери др.). В выставках "С. м." принимали участие чл. группировок

"Бубновый валет" и "Ослиный хвост". "С. м." организовал 7 выставок, выпускал одноим.

теоретич. сборник. Существовал до 1917.

 

ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА, группа франц. мастеров реалистич. пейзажа 30 - 60-х гг. 19 в. Получила назв. от дер. Барбизон (Ваrbizon) близ леса Фонтенбло, где работали отд. художники этой группы. Старшее поколение В. ш. (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз) Крупнейший предст. младшего поколения Б.ш. - Ш. Ф. Добиньи

Возникла в условиях подъёма демокр. движения, формирования нац. реалистич. иск-ва, кризиса академич. и романтич. школ. Барбизонцы стремились запечатлеть конкретные пейзажные мотивы, утвердить эстетическую ценность нац. ландшафта, передать многообразные состояния природы, вибрацию света и воздуха. Они достигли одухотворённости пейзажа, ощущения связи природы с повседневной жизнью простых людей. Традиции Б.ш. повлияли на развитие реалистич. пейзажа как во Франции, так и в других европ. странах – укр Василькивський. рус. пейзажисты А. П. Боголюбов, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев и др.).

 

ЗНАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО. "БАУХАУЗ" (Bauhaus), Высшая школа строительства и художественного конструирования (Hochschule fur Bau und Gestaltung), учебное заведение и архит.-художеств. объединение в Германии. Осн. в 1919 арх. Вальтером Гропиусом в Веймаре, в 1925 переведено в Дессау, в 1933 упразднено фашистами. Опираясь на эстетику функционализма, руководители "Б." стремились выработать универсальные принципы совр. формообразования в пластич. иск-вах, найти комплексное художеств. решение совр. материально-предметной бытовой среды; развивали у студентов способность творческого осмысления новых материалов и конструкций, учили осознавать красоту функционально обусловл. форм предметов, создаваемых в условиях совр. машинного произ-ва. Гл. звеном учебного процесса в "Б." была трудовая практика в производств., художеств. и проектных мастерских, где наряду с учебными работами создавались архит. проекты (в т. ч. типовые проекты жилых домов), образцы массовой пром. продукции (тл. обр. мебели, ламп, тканей), произв. декор. живописи и пластики. В "Б." преподавали крупные арх.-функционалисты (В. Гропиус, X. Мейер, Л. Мис ван дер Роэ), пионеры дизайна (И. Иттен, Л. Мохон-Надь), некоторые художники (Пауль Клее, В. В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер). "Б." сыграл важную роль в утверждении принципов рационализма в мировой арх-ре 20 в. и в становлении совр. художественного конструирования.

 

КОНСТРУКТИВИЗМ, направление в сов. иск-ве 1920-х гг. (в арх-ре, оформит. и театр.-декорац. иск-ве, плакате, иск-ве книги, художеств. конструировании). Сторонники К., выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизн. процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетич. возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево.

Показной роскоши бурж. быта конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. В арх-ре принципы К. были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга; практически они впервые воплотились в созданном бр. А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (жел.-бет. каркас). В 1924 была создана творч. opr-ция конструктивистов - OCА, предст. к-рой разработали т. н. функц. метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроит. комплексов. Наряду с др. группами сов. арх-ров конструктивисты (бр. Веснины, Гинзбург, И. А. Голосов, И. И. Леонидов, А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и др.) вели поиски новых принципов планировки населённых мест, выдвигали проекты переустройства быта, разрабатывали новые типы обществ. зданий (Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д.). Вместе с тем в своей теоретич. и практич. деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок (отношение к квартире как к "материальной форме мелкобурж. идеологии", схематизм в организации быта в нек-рых проектах домов-коммун, недоучёт природно-климатич. условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма).

Эстетика К. во многом способствовала становлению сов. художественного конструирования. На основе разработок конструктивистов (А. М. Родченко, А. М. Гана и других) создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое произ-во новые типы посуды, арматуры, мебели; художники разрабатывали рисунки для тканей (В. Ф. Степанова, Л. С. Попова) и практичные модели рабочей одежды (Степанова, В. Е. Татлин). К. сыграл заметную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи бр. Стенбергов, Г. Г. Клуциса, Родченко) и конструирования книги

(использование выразительных возможностей шрифта и др. наборных элементов в работах Гана, Л. М. Лисицкого и др.).

В театре традиц. декорации конструктивисты заменяли подчинёнными задачам сценич. действия "станками" для работы актёров (работы Поповой, А. А. Веснина и др. над постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова). Нек-рые идеи К. были воплощены в сов. (гл. обр. предст. ОСТ) и зап.-европ. (В. Баумейстер, О. Шлеммер и др.) изобразит. иск-ве.

Применительно к зарубежному иск-ву термин "К." в значит. мере условен: в арх-ре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию совр. конструкций, в живописи и скульптуре - одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего сов. К. (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер)

ВХУТЕМАС

Высшие Государственные художественно - технические мастерские (произн.: "Вхутэмас") - наименование московского художественного вуза в период с 1920/21 по 1926/27 учебный год. ВХУТЕМАС образовался путем слияния Первый государственных свободных художественных мастерских со Вторыми (см. Государственные свободные художественные мастерские), т. е. бывшего Строгановского училища с бывшим Училищем живописи, ваяния и зодчества. ВХУТЕМАС включал факультеты: живописный, полиграфический, скульптурный, архитектурный, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий. Программы ВХУТЕМАСа были разработаны формалистическим "Институтом художественной культуры", решительно отрицавшем идейно - образную сущность искусства. К концу 1921 - началу 1922 г. на живописном факультете появились реалистические мастерские А. Е. Архипова, Д. Н. Кардовского и класс анатомического рисования Д. А. Щербиновского. В 1926/27 учебном году ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН (Высший государственный художественно - технический институт). Вхутемасом назывался также ленинградский художественный вуз (бывш. Академия художеств) в период с 1923 по 1925 гг.

 


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 5; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Об'єднання "Мир искусства". Творчість М. Врубеля. | Леша Печерский
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты