Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Прокофьев Иван Прокофьевич (1758-1828).




Вопросы стиля и типология, проблемы материала. Иконологические проблемы. Творчество И.П. Прокофьева. Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса, Ф.Г. Гордеева.

Прокофьев Иван Прокофьевич (1758-1828).

Ранние работы
Рельефы Прокофьева Статуя Афины Морфей
  демонстрация красоты человеческого тела в состоянии покоя. Роккайльное начало не пропадает.
Актеон, преследуемый собаками.  

В 1771 году из воспитательного училища при Академии художеств перешёл в скульптурный класс, к Николя Жилле. В 1776 году Прокофьева перевели в класс «исторической скульптуры», где преподавал Ф. Г. Гордеев. В 1779 году пенсионер в Париж (1779—1784), где работал под руководством П. Жюльена. По дороге домой останавливался в Берлине и Штеттине. Работая в Прусской академии, он выполнил несколько частных заказов на портреты. В Петербурге Прокофьев оказался летом 1784 года. Преподавал в петербургской АХ (1784—1828, с 1785 — академик).

«Актеон, преследуемый собаками», 1784г. – золотая медаль Академии. Барельефы для Академии Художеств (гипс, 1785—1786) и для дворца в Павловске (гипс, 1785—1787) с их мерным и плавным ритмом знаменуют переход к классицизму.

Было множество портретов Прокофьева, но осталось только 2 – А.Ф. Лобзин и его супруга + Барятинский.

А.Ф. Лобзин его супруга Е.П.Барятинская
    Стилизация под Шубина – мрамор обязывает.

 

Сохранилось много рисунков Прокофьева, особенно на античные сюжеты. Он рисовал скульптуру, а не просто фигуры. Видно влияние живописи Левицкого – параный портрет Екатерины (бросает мак на жертвенный огонь. Мак – символ сна/смерти, но и плодородия/олицетворение матери-земли и др. )

Мелеагр и Аталанта. Богиня Телла 1790 ГРМ. перо и кисть Моисей Терракота. Геракл. Борцы. 1818
Ойней (отец Мелеагра) участвовал в празднике урожая, принёс жертвы всем богам, кроме Артемиды. Оскорблённая, она наслала на Калидон чудовищного вепря, который губил все. Мелеагр убил вепря, принес голову Артемиде. Терракота. Этюд с натуры  

 

Под впечатлением от фонтанов Петергофа: слева () и справа Слияние Волхова и Невы. Наверно, макет-этюд.

 

Прокофьев создал декоративные статуи и группы для фонтанов Петергофа («Тритоны», бронза, 1800), созвучные своей бурной патетикой барочной архитектуре ансамбля, монументальный, полный драматизма рельеф «Поклонение медному змию» на аттике Казанского собора в СПб (камень, 1805—1806).

Выполнил портреты (А. Ф. и А. Е. Лабзиных; оба — терракота, 1802, ГРМ), а также многочисленные фигуры и группы из гипса и терракоты. Работал как рисовальщик.

Исцеление израильского народа

Работает с Мартосом для Казанского собора. Прокофьев – Зап. аттик, Мартос – вост.

 

Феодосий Федорович Щедрин (1751—1825)

Учился с Козловским.

 

Родился в семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка, в 1764 году принят в число казенных воспитанников при Академии художеств. Обучался скульптуре у француза Никола Жилле (1708—1791).

За время обучения получил ряд отличий. 1770 году — малую золотую за барельеф «Посягательство Рогнеды на жизнь Владимира», В 1772 году он получает большую золотую медаль за барельеф «Изяслава Мстиславича, уязвленного, хотели убить любимые его воины, не знавши», выполненную в стиле русского барокко.

В 1773 году, как пенсионер Академии художеств, был командирован для продолжения обучения за границу. В течение года пробыл в Италии - «Аполлон, вынимающий стрелу из колчана». В 1775 году переехал в Париж, где и пробыл более десяти лет. Занимался у Габриеля Аллегрена. На втором году обучения, в 1776 году, получил за статую «Марсия» от парижской Академии вторую золотую медаль. По просьбе Аллегрена командировка ему было продлена. Вернувшись в Петербург в 1789 году, он занял место профессора скульптуры в Академии художеств. В 1794 году им выполнена значительное произведение «Венера, вышедшая из воды», приобретенная в 1797 году Павлом I за 7000 руб. В 1794 году признан профессором, а через год членом совета Академии, в 1803 году стал адъюнкт-профессором. В 1818 году получил звание ректора.

 

Щедриным выполнены ряд работ общественного назначения.

Фигуры «Сирены» (1800-05) и «Реки» для Самсоновской террасы Петергофского сада,

фигуры для Биржи,

для Казанского собора, в том числе огромный горельеф: «Христос, ведомый к месту распятия» (1807).

«Диана», «Венера» (1792), «Нарцисс»,

Марсий (отливка более поздняя). Прототип – рабы Микеланджело.

Персей 1800г. ……………………………………………………………………

 

Рельефы и скульптуры для Адмиралтейства (совместно с И. И. Теребенёвым, Демут-Малиновским, архитекторы И. К. Коробов и А. Д. Захаров), в том числе «Кариатиды» (1812—1813); Фигуры нимф на входе с шарами над головой – одинаковые. Рельеф в аттике – восстановление флота в России с аллегорическими фигурами, героями Илиады и Александром Македонским.

 

Щедрин Ф. Ф. похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1934 году его прах перенесен в Некрополь XVIII века. Творчество Феодосия Федоровича Щедрина совпадает по времени с творчеством другого скульптора — Ф. И. Шубина. Между скульпторами шло соперничество полное интриг и художественной конкуренции.

Творчество Щедрина оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской скульптуры.

Из родственников Федора Щедрина известны:

· Брат: Семен Федорович Щедрин, адъюнкт-ректор Академии художеств;

· Сын: Сильвестр Феодосиевич Щедрин, художник;

· Сын: Аполлон Феодосиевич Щедрин, архитектор и академик.

 

Иван Петрович Мартос 1757-1835.

В начале 19в. скульптура переживает не лучшие времена, т.к. остаются надгробия, общественные заказы на монументы и портреты. Кризис жанра.

Иван Мартос родился в Полтавской губернии (ныне Черниговская область Украины) в семье мелкопоместного украинского дворянина. Был принят в воспитанники Императорской академии Художеств.в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в 1764 г., окончил курс в 1773 г. с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию. В Риме усердно занимался в мастерской П. Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса. В 1779 г. был определён преподавателем ваяния в Академии, а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. — ректором и наконец в 1831 г. — заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях.

Мартос был женат дважды. В первый раз на очень красивой дворянке Матрене, фамилия которой неизвестна. Она рано умерла. Вдовец оказался заботливым отцом, он сумел вырастить и воспитать детей. Иван Петрович был гостеприимным человеком и большим благотворителем. В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал. О его искреннем благодеянии свидетельствует такой факт, что даже когда он овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота дворянка Авдотья Афанасьевна Спиридонова, милая и добрая девушка. Как-то Мартос стал свидетелем, когда одна из его дочерей некорректно отнеслась к намного старшей её Авдотье и дала ей пощечину. Несправедливо обиженная сирота с горькими рыданиями принялась складывать в плетеный из прутьев баул свои вещи, чтобы навсегда уйти от Мартосов и где-то устроиться гувернанткой. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так неожиданно для всей родни и даже для самого себя, уже в годах, Мартос женился во второй раз. Сразу же после венчания строго предупредил своих детей, чтобы они уважали Авдотью Афанасьевну, как родную мать. Следует отметить, что его дети и мачеха постоянно жили во взаимном уважении. Мартос очень хотел, чтобы его дочери вышли замуж за художников или людей родственных профессий.

Дети от первого брака:

· Никита Иванович (1782 — 1813) — закончил с золотой медалью Петербургскую Академию художеств и за государственный счет, на правах стипендиата, был послан за границу, где совершенствовал свое профессиональное мастерство как скульптор и архитектор. Вместе с ним учился в Риме Абрам Мельников, который после женился на его сестре Любе. На талантливого Никиту отец возлагал большие надежды, но в 1813 году сын неожиданно погиб. Его убили французские солдаты, когда Наполеон оккупировал Италию.

· Анастасия (Александра) Ивановна (1783 — ?), в неё был влюблен талантливый портретист Александр Варнек и сватался к ней. Но девушка отказала ему: спутником жизни она избрала против воли отца перспективного служащего Герасима Ивановича Лузанова, который впоследствии достиг высоких государственных чинов.

· Алексей Иванович Мартос (1790 — 1842) — писатель, мемуарист.

· Софья Ивановна (1798 — 1856) — замужем за В.И. Григоровичем (1786/1792 - 1863/1865), профессор и конференц-секретарь Академии художеств, художественный критик, издатель.

· Вера Ивановна (180. — 18..) — замужем за художником А.Е.Егоровым (1776 — 1851).

· Любовь Ивановна (180. - 18.) — замужем за архитектором, профессором Академии художеств А.И.Мельниковым (1784 — 1854).

От второго брака:

· Екатерина Ивановна (1815 — 18..), замужем за известным архитектором, профессором Академии художеств Василием Алексеевичем Глинкой (1787/1788 — 1831). Глинка умер от холеры. Мартос устроил пышные похороны, похоронил его на Смоленском кладбище и установил на могиле богатый памятник. Вскоре к молоденькой богатой вдове посватался скульптор и мастер литейных дел немецкий барон П.К.Клодт фон Юринсбург (1805 — 1867). Сам Мартос был не против, чтобы Клодт женился на Екатерине, но жених не нравился Авдотье Афанасьевне, и она уговорила дочь отказать бедному Петру Карловичу. Авдотья Афанасьевна предложила Клодту женится на её племяннице Ульяне Ивановне Спиридоновой (1815 — 1859), что вскоре и произошло.

Умер Мартос в Петербурге 17апреля 1835 г. и захоронен на Лазаревском кладбище.

 

3е поколение скульпторов у Жилле.

80-90е гг. надгробия и рельефы. После 1800 памятники в основном.

Основные жанры – монумент, надгробие, памятник.

 

Памятник Минину и Пожарскому 1804-1815. Проект 1803. Сидящий Пожарский. Он был болен. Спас на щите. Рельеф на постаменте. Круговой обход возможен, но есть главный фасад.

Вместе с Прокофьевым делал рельефы на аттике Казанского собора Воронихина.

Памятник Ломоносову в Холмогорах, Ришелье в Одессе и др. др. др.

Надгробие Волконской Надгробие Собакиной. Надгробие Гагариной Надгробие Куракиной Граф Никита Панин  
 

 

Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810).

Родился в семье скотника. Художественное образование получил в петербургской Академии Художеств (1759—1767). Ученик Н. Ф. Жилле. Продолжил образование в Париже у Ж. Б. Лемуана и в Риме (1767—1772). В 1776 стал академиком, в 1782 — профессором, в 1802 — ректором Академии Художеств.

Раннее творчество Гордеева («Прометей» (гипс, 1769 ГТГ; бронза — ГРМ) отмечено склонностью к драматичности композиций, следованию стилю барокко и выраженной экспрессией в технике. В поздних работах прослеживается поворот к классицизму, им свойственны простота, сдержанность и определённость. (Похожая линия ноги у Фальконе в Мелоне Кротонском).

Гордеевым созданы рельефы для фасадов и интерьеров Останкинского дворца в Москве, 1794—98; для фасадов Казанского собора в Петербурге, 1804—07; мраморные надгробия (Н. М. Голицыной, 1780, Д. М. Голицына, 1799, — оба в музее архитектуры им. А. В. Щусева, Москва; А. М. Голицына, 1788, Музей городской скульптуры, Ленинград). Эти работы отличают тонкая пластическая разработка, мягкие переходы светотени и торжественная грация. – см. вопрос 18.

Для Академии Художеств Гордеев делает слепки и модели для отливки – Геркулес и Флора – сейчас установлены на фасаде. + Их копии стоят на Камероновой галерее.

Под руководством Гордеева были отлиты бронзовые статуи для фонтанов Петергофа, а также установлен памятник Петру I работы Э. М. Фальконе и А. В. Суворову работы М. И. Козловского в Петербурге. + фигуры античных богов и муз для Камероновой галереи, Летнего сада.

 

Аполлон Бельведерский Оригинал в музее Ватикана. Клио или Каллиопа. Клио или Каллиопа. Урания. Копия с музы в Ватикане. Талия. Мельпомена. С маской. Полигимния копия с Ватикана.

Со второй половины 18 века связан замечательным подъемом русской скульптуры. В эти годы она превращается в одно из важнейших ответвлений европейского искусства ваяний. Блестящие мастера этого периода ничем не уступают зарубежным скульпторам своего времени, а кое в чем и превосходят их.

Русские мастера второй половины века, при всем различии индивидуальных манер, основываются на общих творческих принципах. Не в последнюю очередь это объясняется тем, что все ведущие мастера окончили Ак. Худ. и были учениками выдающегося педагога – француза Никола Жиле.

Огромную роль в единстве творческой направленности сыграло и обращение к классицизму, предполагающее обязательное изучение памятников античности и Ренессанса: слепки, копии и некоторые подлинники штудировались на родине, знаменитые произведения – во время поездок за границу. Широко распространялись сюжеты, связанные с античной мифологией, библейскими приданиями, зарубежной и отечественной историей. Становится общепринятым следование высоким заветам древности, основанным на идее гражданственности и патриотизма. Под влиянием античных идеалов скульпторы воспевают мужественную, реже – мягкую женственную красоту человеческого тела. Они стремятся к гармонизации тем, связанных с конфликтом и борением. Лирические образы полнокровны, лишены изощренной утонченности, слабости и вялости. Мастера изучают натуру, стремясь уйти от частностей, желая добиться совершенства произведения, его общечеловеческой значимости. Уроки классики сказываются и в средствах выразительности: в том, как строится композиция, группируются фигуры, трактуются одеяния. Изучение древнеримского и ренессансного скульптурного портрета с его мягкостью характеристик, глубиной постижения модели, отточенностью формы и блестящим владением материалом в свою очередь много дает русским ваятелям.

 

Значительный вклад в развитие монументально-декоративной пластики вносит Ф.Г. Гордеев (1744-1810). Этот мастер чрезвычайно удачлив. Большинство его замыслов осуществлено, а популярность и общественное положение, сложившиеся рано, не изменяли художнику до конца жизни. Гордеев прошел туже школу, что и большинство скульпторов его поколения. Барельефные композиции – «Свадебный поезд Амура и Психеи», «Жертвоприношение Зевсу» и другие, выполненные для Останкинского дворца, свидетельствуют о способности компоновать – врожденном даре сочинительства.

 

1774 – Прометей (влияние Фальконе)

 

Наиболее значительное в творчестве Гордеева – это надгробия. Раннее и самое поэтичное из них – памятник Н.М. Голицыной (мрамор, 1780, ГНИМА). По своим достоинствам – мягкой одухотворенности и мастерству обращения с мрамором – этот барельеф занимает одно из самых славных мест в истории нашей скульптуры, имея близкой параллелью лишь более поздний памятник С.С. Волконской работы Мартоса (1782, ГТГ). Расцвет жанра надгробий не случаен для 1780-1790-х годов, когда на исходе столетия во всех областях русской культуры происходило своего рода прощание с ним.

Элегический оттенок прекрасно выражен во всех скульптурах Гордеева. Одна из самых привлекательных их особенностей состоит в изобразительном целомудрии – глубоко личном и благородно-сдержанном проявлении чувств. Наиболее известные надгробия, созданные Гордеевым в конце 1780-х и в 1790-х годах, - памятники фельдмаршалу А.М. Голицыну (мрамор,1788, Гос. музей городской скульптуры Ленинграда) и надгробие Д.М. Голицыну. В отличие от раннего надгробия здесь налицо откровенно демонстрируется переживание и несколько навязчивое морализирование. В этих работах наблюдается своеобразный возврат к принципам барокко – к характерной для него помпезности.

Надгробия Гордеева прекрасно иллюстрируют общую тенденцию в искусстве. Наиболее близкую аналогию им составляет живописный парадный портрет 1790-х годов, часто имеющий также мемориальный оттенок. В нем тоже ощущается импозантность, предопределенная внушительными размерами и изобилием аксессуаров, на которые ложится значительная смысловая нагрузка. Указанные работы Гордеева позволяют оценить культуру формы, свободы обращения с темой и материалом и другие грани профессиональной маэстрии, отшлифованной к концу столетия трудами плеяды русских мастеров, в том числе самим Гордеевым. Многословность и риторичность здесь, так же как в ряде произведений Мартоса или поздних бюстах Шубина, отнюдь не являются отрицательными качествами. Они лишь выражают красивую и печальную поэтику павловского времени.

 

+ Геркулес и Флора – у Камероновской лестницы к галерее в ЦС и на портике АК худ-в. – копии с римских.

 

 

В истории нашей пластики И.П. Прокофьев (1758-1828) занимает внешне не столь видное место, вероятно, благодаря камерному характеру своего творчества. Артистическая непринужденность выделяет его не только на фоне более сдержанных скульпторов – Гордеева, Щедрина и Мартоса, но даже изящного, но не всегда притязающего на большое искусство Козловского.

Прокофьев успешно работает в специфической области скульптурных малых форм. Он имеет туже школу, что и его коллеги: начинал под руководством Н.Жилле, затем провел пенсионерские годы во Франции. Прокофьев близок к той ветви французской традиции, которая свободна от академического привкуса и склонна к импровизации, основанной на метком наблюдении натуры.

 

– рельеф смех и проклятие Хам


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты