Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Denis М . Theories. Paris, 1920, p. 16. 8 страница




Иногда стиль прусского эллинизма называют, как и параллельное ему французское течение — «неогрек». В России, помимо здания Нового Эрмитажа, к этому стилю очень близка постройка А. Штакеншнейдера — дворец герцогов Лейхтенбергских в Сергиевке близ Петергофа (1839-1842, см. помпеянский стиль). Аналогично прусскому эллинизму в Англии и США развивалось «греческое возрождение».

 

ПСЕВДОКЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ(см. псевдостили) — другое название «неоренессанса».

 

ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ — см.русское искусство, «русский стиль».

 

ПСЕВДОСТИЛИ(от греч. pseudo — лже, мнимый и см. стиль) — общее название различных ретроспективных течений и стилизаторских тенденций возрождения исторических стилей прошлого (см. Историзм): псевдоготика, псевдоарабский, псевдорусский стиль и т. д. Однако более правильно — неостили. Приставка «псевдо» придает этим терминам негативный смысл, также, как, к примеру, «ложная готика» или «ложное барокко», и потому они не отражают действительное значение этих стилей в истории мирового искусства.

 

ПУАНТИЛИЗМ— см. дивизионизм.

 

ПУНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО —искусство пунов (лат. punicum) — так древние римляне называли жителей Карфагена (финик. Karthadasht — новый город) — финикийской колонии в Северной Африке, основанной в 823 г. до н. э. (по иным данным, в конце XII в. до н. э.). Культура Карфагена первоначально представляла собой западную ветвь финикийской культуры, затем испытала сильное греческое влияние. В 146 г. до н. э. Карфаген был разрушен римлянами, но в I в. до н. э. возродился в качестве римской колонии. В 439 г. был захвачен вандалами, затем подчинен Византии, а в 698 г. окончательно уничтожен арабами. Искусство пунов — самобытное явление. Через финикийскую морскую торговлю оно впитало месопотамские и египетские элементы, затем — достижения древнегреческой и эллинистической скульптуры, архитектуры, соединяя их в своеобразной форме. Наиболее полно специфика пунического искусства проявилась в скульптуре малых форм, рельефах, изделиях из металла, которые отличают символичность, декоративная стилизация, графичность и гротесковый характер изображения. Искусство пунов обычно рассматривается как часть культуры Магриба, что не совсем правильно, так как оно не входило в сферу арабской культуры.

 

ПУНСОННАЯ ГРАВЮРА —см. шроттблаттер, шроттшнитт.

 

ПУРИЗМ(итал. purismo, франц. purisme от лат. purus — чистый) — в широком смысле слова, чистота художественного стиля, стилистически чистое, рафинированное художественное мышление, эстетизм. Произведение искусства, демонстрирующее подобные качества, становится эталоном, идеальным образцом художественного стиля. Поэтому пуризм — понятие, противоположное эклектике, произвольному смешению элементов различных стилей.

Впервые идеи пуризма, как определенного течения в искусстве были высказаны теоретиком французского Неоклассицизма Катрмером де Кинси (1788), а затем развиты Гёте в статье «Античное и современное» (1818). В начале XIX в. в Италии возникло художественное течение пуризма, предвещавшее итальянский Романтизм. В своем манифесте, опубликованном позднее, в 1842 г., пуристы последовали призыву Гёте: «пусть всякий по-своему будет греком!» 1 и утверждали право трактовать античность по-новому, по-современному. Пуристами эти художники называли себя в знак того, что сохраняют «в чистоте» истинно национальные традиции итальянского искусства.

В искусстве Франции также известно течение пуризма. Временем его рождения считается 1918г., когда вышел в свет манифест «После кубизма», написанный А. Озанфаном и Э. Жаннере — Ле Корбюзье. В нем провозглашалась идея «очищения» действительности, изображаемой художником. Согласно этой идее, объект отображения в его конкретном виде дол-

1 Гёте об искусстве. Л.-М.: Искусство, 1936, с. 286.

жен быть заменен «пластическим символом», выражающим суть его внутренней конструкции, очищенной от внешних, случайных и несущественных деталей. Живописные произведения Озанфана и Ле Корбюзье, главным образом натюрморты, наглядно демонстрировали этот принцип, уподобляя живопись «чистой архитектонике», пластической игре линий, силуэтов, цветовых пятен изысканных очертаний. Предмет становился лишь поводом для такой формально эстетской игры. В одном из вариантов пуризма, представленном творчеством Ф. Леже, подобные идеи привели к культу техники, воспеванию красоты технических форм, машин, где все случайное, как не соответствующее утилитарной функции, было отброшено. Это течение породило конструктивизм. В русском искусстве — кубофутуризм. Живописцы иной ориентации, эстетизировавшие в области «цветовых форм», Р. Делоне, Ф. Купка, создали несколько позднее орфизм. Другое название пуризма — неопластицизм. В архитектуре Модерна пуристом был А. Лоос.

 

ПУРИТАНСКИЙ СТИЛЬ(от англ. puritan — пуританин от лат. purus — чистый и см. стиль) — строгий, аскетичный, лаконичный стиль. В более узком, конкретно-историческом смысле слова пуританский стиль связан с движением пуританизма в Англии в XVII в. Это движение началось при королеве Елизавете I Тюдор (1558-1603) и заключалось в усилении реформации — переустройстве англиканской церкви, очищении храмов от икон, скульптур и витражей. С этим временем связан «стиль Елизаветы» — английский, елизаветинский Ренессанс, более строгий и аскетичный, чем французский или итальянский. Дальнейшее развитие пуританского стиля отмечалось в период революции Кромвеля (1640-1660), когда он получил название «строгого», или «республиканского», стиля. Однако позднее строгие, пуританские формы английского Ренессанса сменились стилем Реставрации Стюартов (1660-1685), или английским Барокко (см. Реставрации Стюартов стиль; см. также Марии стиль; Якова стиль).

 

РАДИКАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ —см. магический реализм.

 

РАКУ(японск. raku — наслаждение) — тип изделий из керамики традиционного искусства Японии. Простые, без декора керамические чаши, покрытые красной или черной глазурью, предназначенные для чайной церемонии. Такие изделия появились впервые в период Момояма (1573-1614). Знаменитый мастер С. Тёдзиро отказался от гончарного круга и начал лепить чаши от руки, сохраняя небольшую неровность верхнего края. Свободные подтеки глазури подчеркивали природную красоту материала. В соответствии с традиционной японской эстетикой, красота изделия заключается в простоте и естественности. Чаши работы Тёдзиро были преподнесены в дар сегуну Тоётоми Хидэёси. Восхищенный их красотой могущественный правитель в знак благодарности подарил мастеру золотую печать с иероглифом «раку» (наслаждение). С тех пор чаши работы потомков мастера Тёдзиро носили это название. Позднее оно распространилось на все предметы подобного стиля и назначения. Знаменитым мастером керамики «раку» был X. Коэцу.

 

РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО —исторический тип европейского искусства в период, границы которого условно определяются от момента признания в 313 г. римским императором Константином (306-337) прав христианской религии до начала формирования художественного стиля византийского искусства в VI в. Однако чаще под раннехристианским искусством понимается искусство Западной Европы этого периода. Его главными центрами были города Рим, Милан и Равенна, с 404 г. ставшая резиденцией императоров Западной Римской империи. Возникновение раннехристианского искусства тесно связано с эволюцией античного искусства, фаюмским портретом, становлением искусства иконописи и византийской мозаики. Но главной особенностью этого, чрезвычайно важного в истории европейской культуры периода было сложение единого европейского духовного пространства, основанного на общности христианской веры. Произведения искусства разных стран этого периода характеризуются рядом общих черт. Другая особенность раннехристианского искусства — его архаичность, неразвитость формы. Язык раннехристианского искусства робок, полон трепета перед таинствами веры, еще только предвещающий сложение нового стиля. Без труда в этом искусстве можно заметить промахи, заблуждения, иногда даже беспомощность, слабость формы и, вместе с тем искренность и чистоту художественного чувства. Пока не сложился новый стиль, закономерно использовали старые, античные формы.

П. Муратов писал о росписях римских катакомб — местах захоронений первых христиан, — что «Anima naturaliter Christiana 1 — это строй душевных сил и способностей, из которых каждая прочно коренилась в старом язычестве. Без такой связи символика живописи в катакомбах стала бы сухим и безароматным переводом догматов на чужой язык. Но изображенные там Орфей, гении, Эрос и Психея были дороги тем людям, не только благодаря догматам церкви, которые можно было за ними угадывать. Чистая и радостная вера, соединенная с этими легкими, окрыленными фигурками, была вечным достоянием самых простых и природных душ античного мира... Еще с большей свободой расцветшее воображение христианских мастеров обратилось теперь к античным образам. Медальон с изображением молодого Христа, напоминающего Диониса классическим поворотом, завитками волос и улыбкой, окружен сценами виноградного сбора... Большие птицы-фениксы слетелись клевать виноград... Но только уже нет полного спокойствия, ясности и легкой прохлады античных рельефов... Эти странные птицы с их слишком пышными хвостами — явные гостьи из другого, чем наш мира, и есть что-то таинственное, даже жуткое, в деле этих детей-гениев, так мало похожих на детей. Собранное ими не останется на земле. Иной мир возьмет себе плоды, произведенные ее долгим античным летом, и земля опустеет. 2

1 Лат. «душа по естеству христианская». 2Муратов П. Образы Италии. М.: Республика, 1994, с. 236-238.

Образы «Доброго пастыря», притча о виноградаре, птицы, пьющие из чаши — символа бессмертия, соответствовали стремлениям к подчеркиванию особой напряженной духовности, дематериализации, иератичности. Это определяло некоторую заостренность, гротесковость формы, декоративность в использовании линии, силуэта, фактуры, цвета. Выдающимися памятниками раннехристианского искусства стали мозаики Мавзолея Галлы Плацидии, сестры римского императора Гонория, выданной за вестготского короля (ок. 440), церкви Сан-Витале (547) и Сан-Аполлинаре Нуово (504) в Равенне.

Основными центрами художественного ремесла были бурно развивающиеся города и монастыри. Первые удовлетворяли спрос, главным образом, на утилитарные, бытовые предметы, вторые — на изделия, связанные с церковным обиходом. Монастыри становились средоточием ремесленных производств, иногда единственных в своем роде (картезианская мозаика — см. чертоза). Среди монахов были мастера-миниатюристы, ювелиры, резчики. Ремесленники-миряне объединялись в артели. Торговцы и паломники, путешествуя, способствовали обмену идеями, художественными формами, секретами мастерства. Вопреки устаревшим представлениям, дороманская и доренессансная Европа совсем не являлась неподвижным и консервативным миром. Общность духовных идеалов поддерживалась прочными связями между монастырями различных орденов. Они были так широки, что возникали даже такие понятия, как «империя Клюни» (см. Клюни).

Расцвет раннехристианского искусства Западной Европы совпадает с годами правления в Равенне остготского императора Теодориха (493-523), «романизированного варвара», который, будучи заложником, воспитывался в Византии при дворе Константина Великого. Теодорих правил вместе со своими советниками Симмахом и Боэцием — римлянами консервативных взглядов. При дворе Теодориха традиции Древнего Рима перемешивались с византийскими, сирийскими, арабскими. Первоначально раннехристианское искусство не создало своего архитектурного стиля. В этом отношении показателен пример возникновения храма-базилики. Базилика (лат. basilica от греч. basilike — дом «архонта базилевса», высшего духовного лица византийского города) — вытянутое в длину здание. Однако историкам никак не удается связать архитектурный план этого здания с каким-либо типом античного дома, где обычно и происходили первые христианские богослужения. Поэтому возникла версия о происхождении христианского храма от молитвенного двора, окруженного стенами или аркадой, как это имело место в Сирии и Палестине, и лишь затем перекрытого двускатной кровлей по ассоциации с другими греческими общественными зданиями, получившего название «базилика». Восточными влияниями, безусловно, объясняются появление аркад и крестово-купольных построек. Раннехристианское искусство было эклектично, оно еще не создало свой художественный стиль. Это справедливо и по отношению к скульптуре, резьбе по дереву, камню и слоновой кости, изделиям из металла. Поэтому раннехристианское искусство, в котором происходило лишь накопление мастерства, следует относить к «достилевой фазе» развития культуры. Наиболее полное и стилистически ясное выражение все виды средневекового искусства получили в Византии, романском искусстве и готическом стиле.

 

РАННИЙ ВИКТОРИАНСКИЙ СТИЛЬ(см. «викторианский стиль») — первый этап развития искусства викторианской эпохи в Англии 1830-1850-х гг. Ранний викторианский стиль иногда называют «английским рококо», так как в нем отразилось стремление к большему комфорту, богатству и уюту жилых интерьеров после простоты английского Классицизма георгианского стиля и периода Регентства (см. Регентства стиль в Англии). Заимствовались и отдельные элементы второго рококо, или стиля Луи-Филиппа, периода Реставрации Бурбонов во Франции (см. Неорококо, или второе рококо). Для интерьеров раннего викторианского стиля было характерно обилие драпировок, из-за которых в них царил полумрак, мягкие диваны и кресла. В моду входили восточные ковры. В рамах для картин и зеркал возрождались элементы рокайля. В обивочных тканях — мотивы крупных, натуралистически трактованных цветов. В мебели появлялся резной «готический» декор (см. Неоготика). Все это свидетельствовало о начале длительного периода эклектики, составлявшей суть «викторианского стиля» в Англии.

 

РАННИЙ КЛАССИЦИЗМ(см. Классицизм) — художественный стиль русского классицизма середины и второй половины XVIII в. Соответствует европейскому понятию Неоклассицизма. Содержание этого периода и стиля в истории русского искусства точнее определяется термином екатерининский классицизм, в отличие от александровского классицизма начала XIX в. и русского ампира первой трети XIX в. (сравн. строгий классицизм; «высокий классицизм»).

 

«РАННИЙ СТЮАРТ» —см. Якова стиль.

 

РАЦИОНАЛИЗМ, РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ(франц. rationalisme от лат. rationalis — умозрительный, ratio — счет, расчет). Рационализм — способ мышления, в котором преобладают логические, интеллектуальные, умозрительные конструкции. Рационализм с его нормативностью в значительно большей степени свойствен классицистическому художественному мышлению, чем романтическому, в котором определяющим является эмоциональное, субъективное начало. Рационализм означает конструктивность, ясность, функциональность, тектоничность. Скульптурное и графическое начало в искусстве более рационально, чем пластическое и живописное. Рациональное мышление стремится к синтезу, т. е. к ясности стиля. Поэтому не случайно, рационалистические течения в искусстве тяготеют к Классицизму. В живописи апофеозом рационализма является творчество Н. Пуссена. В архитектуре течение рационализма Также связывается с Классицизмом. Рационализм — национальная традиция английской архитектуры, начало которой было положено в XVII в. (см. Якова стиль), продолжена пуританским стилем времен революции Кромвеля и «классически» завершена в период Модерна (см. «эстетическое движение»; Глазго школа). Основоположник русского архитектурного рационализма И. Свиязев строил в классицистических формах. Его идеи развил А. Красовский. К рационалистическому течению в архитектуре следует отнести «кирпичный стиль» конца XIX в. и творчество мастеров амстердамской школы П. Ж. Кайперса и X. П. Берлаге. В противостоянии эклектике оформлялось рационалистическое течение в архитектуре венского модерна конца XIX — начала XX вв. (см. также «Венские Мастерские»). Однако направленность на создание исключительно рациональных, целесообразных, функциональных произведений привела в дальнейшем к возникновению течений конструктивизма, функционализма и дизайна, выходящих за границы собственно художественного творчества.

 

РЕАЛИЗМ(франц. realisme от лат. realis — вещественный) — один из самых трудных для определения терминов. В широком смысле слова: стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению реальности во всех ее проявлениях. В обыденной жизни реализм — почти тоже, что прагматизм, ясное, трезвое, утилитарное восприятие действительности. В художественной деятельности — понимание возможного, соответствие материальных средств и приемов поставленным задачам. Тенденция реалистичности мышления проявляется в различной степени и в разных формах в тех или иных видах искусства, художественных направлениях, течениях и стилях. Однако сложность заключается в том, что в более узком и конкретном значении термин «реализм» ускользает от научных дефиниций, а то и просто теряет смысл. Ведь сила воздействия художественного образа не зависит от степени сходства, правдоподобия. Поэтому крайне шатким оказывается определение реализма как некоего равновесия между изображением и выражением, миметическими (от греч. mimesis — подражание) и «немиметическими», символическими средствами художественного выражения, реальностью и фантазией. Как отмечал Э. Делакруа, «реализм нельзя смешивать с видимым подобием действительности», и потому «совершенство художественного образа не зависит от степени подражания» природе, т. е. от натуралистичности изображения. «Искусство примитива может быть реалистичнее академической живописи. А фантастические образы Микеланжело, весьма далекие от внешнего правдоподобия, поистине реалистичны» 1. Далее художник делает вывод, что реализм — это полноценное ху-

1Делакруа Э. Мысли об искусстве. М.: Изд. Акад. худож. СССР, 1960, с. 217.

дожественно-образное мышление со всеми присущими ему приемами абстрагирования и обобщения, противопоставляя его, таким образом, натурализму, но тут же заключает: «Гольбейн и Мемлинг прекрасны именно благодаря их удивительно точному подражанию природе, а не вопреки ему. Все зависит от характера самого подражания» 1. Следовательно, качество художественности не связано с мерой натуралистичности или условности. Одинаково реалистическими могут быть и натурализм малых голландцев, и экспрессионизм немецких живописцев начала XX в., и русский лубок, и аналитические искания кубистов, и импрессионизм, и строгая каноничность древнеегипетских рельефов, и абстрактивизм П. Мондриана. В архитектуре геометрические формы «интернационального стиля» не менее ярко отражают «реальность», чем «органическая» пластика Ф. Л. Райта или «натуральная» — А. Гауди. Нередко откровенный натурализм нереалистичен, поскольку не отражает глубинные процессы действительности, а более отвлеченное, абстрактное художественное мышление более точно выражает реальность.

В определенном смысле, реализм в изобразительном искусстве означает почти то же, что реализм в споре средневековых схоластов — «реалистов» и «номиналистов», суть которого сводилась к тому, что чем более общим является понятие, тем полнее, реальнее оно отражает действительность. Поэтому и все попытки определить «формальные признаки» реалистического искусства, дать ему строгое научное определение оказываются бесплодными. Правильнее, вероятно, считать, что художественно-образный смысл реалистического искусства связан не с оппозицией «натурализм — абстрактивизм» или «реализм — идеализм», а с мерой соответствия избираемой художником формы для выражения той или иной идеи. Суть всякой композиции как способа существования художественного образа «в реальности» материального мира состоит в уникальном, неповторимом соединении объективного и субъективного, рационального и эмоционального, познанного и непознаваемого, конкретного и абстрактного, традиционного и новаторского. Реализм находится

1Делакруа Э. Мысли об искусстве. М.: Изд. Акад. худож. СССР, 1960, с. 218.

где-то посредине и поэтому не принадлежит всецело ни одной из упомянутых категорий.

Еще более сложны отношения реализма и Романтизма. Эти категории часто рассматривают как оппозиции. Так, романтик Делакруа писал, что реализм в живописи «следовало бы определить как антипод искусства». «Реалистическая поэзия» была бы тогда забавным «противоречием в терминах», поскольку даже простая субъективность восприятия «уже делает невозможным реалистичность художественного образа... Композиционное мышление — всегда вымысел, и именно оно делает произведение искусства художественным. Парадоксальным образом даже у великих натуралистов вся прелесть их произведений заключается в некоторой доле субъективности 2.

Впервые термином «реализм» стали обозначать конкретные явления в области искусства только в середине XIX в. Этот термин был выдвинут французским литературным критиком Ж. Шанфлери в 1850-х гг. для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Вначале реализм отождествлялся с натурализмом и «натуральной школой» французского и русского искусства 1860-1880-х гг. в литературе, живописи и графике.

Но во всем богатстве своих внутренних возможностей, во всей полноте реализм раскрывается лишь на относительно высоких, развитых стадиях наиболее рационального, классицистического мышления, например в эпоху Возрождения, хотя по отношению к Классицизму Итальянского Возрождения или французского Ренессанса можно говорить о реалистичности лишь как об одной из тенденций развития художественного стиля. Реализм связан с прагматизмом общественного сознания, преобладанием материалистических взглядов, господствующей ролью науки.) Иррациональное, мистическое отношение к миру, напротив, снижает материалистические тенденции и усиливает идеалистические, романтические, символические. Поэтому реализм и не является каким-то отдельным творческим методом, художественным направлением, а тем более, стилем. Границы его изменчивы и неопределенны.

2Делакруа Э . Дневник. М.: Изд. Акад. худож. СССР, 1961, т. 2, с. 343.

В историческом развитии искусства реализм как тенденция непрерывно взаимодействует с идеализмом, поскольку наша реальная жизнь наряду с материальным включает и духовное, идеальное начало и именно это соединение материального и идеального отражает искусство. Ведь человек, как заметили еще древние, представляет собой странное и совершенно непознаваемое разумом соединение вечной души и бренного тела, а художественное творчество и есть попытка интуитивного выражения этого противоречия. А. Блок заметил, что реализм в однозначном, рационалистическом понимании есть «пустой цветок позитивизма», а «источник и декадентства, и классицизма, и мистицизма, и реализма — один: имя ему — Бог» 1. И все это охватывается понятием реализма. Символисты, к примеру, стремились развивать свое искусство «от реального к реальнейшему», т. е. от реальности материальной к иной, высшей реальности — духовной, мистической. Именно в этом они видели «большой стиль»2. Искусство, отражающее только материальную сторону действительности — не реализм, а натурализм, т. е. явление нехудожественного порядка. Различные взаимопроникновения идеального и материального в художественном творчестве определяют многообразие художественных методов, способов выражения и стилей. Поэтому можно сказать, что сущность художественного стиля определяется конкретным способом претворения идеального в материальное или материального в идеальное, жизни в мечту или идеальных образов в конкретную материальную форму, в конечном итоге обеспечивающее постоянное стремление человека к наивысшему благу, совершенному духовному состоянию.

Недостаточная конкретность и «понятийная емкость» слова «реализм» вызвали к жизни такие странные двойные определения, как «мистический реализм» по отношению к стилю средневековых фресок Сербии, «магический реализм» в искусстве Северного Возрождения и живописи XX в., критический реализм или социалистический реализм в истории русского искусства.

1 Блок А . Собр. соч.: В 8-ми т. М.; Л.: Худ. лит., 1960-1963, т. 7, с. 32.

2 Блок А . Записные книжки. М.: Худ. лит., 1965, с. 168-169.

 

 

РЕГЕНТСТВА СТИЛЬ(франц. Regence style от лат. rego — управляю и см. стиль) — в истории искусства Франции переходный от «Большого стиля» Людовика XIV к Рококо Людовика XV. Стилем регентства (1715-1720) начинается «золотой восемнадцатый век» французской культуры (см. восемнадцатого века искусство). В 1700 г. Людовик XIV еще правил Францией, но счастливый век короля-солнца, век пышных версальских празднеств и искусства «Большого стиля», был уже позади. Новый художественный стиль складывался в зыбкой атмосфере между прошедшим, блистательным для Франции семнадцатым столетием и сулившим неуверенность восемнадцатым. Страна была в бедственном положении. В 1689 и 1699 гг. Людовик издал свои печально известные «законы против роскоши», в результате которых было переплавлено на монеты огромное количество золотых и серебряных изделий. Погибли безвозвратно замечательные произведения ювелирного искусства, но казна все равно была пуста.

В 1715 г. на престол вступил малолетний Людовик XV, страной правил регент — герцог Филипп Орлеанский. Отсюда название нового стиля. Центр художественной жизни из Версаля снова переместился в Париж. «Большой стиль» с его широтой, показной пышностью и героикой уже не отражал духа времени. На смену ему приходило камерное искусство аристократических салонов. Происходил поворот от торжественности к интимности, от официальной нормативности к индивидуализму. В период Регентства «город восторжествовал». Герцог Орлеанский своей главной резиденцией сделал дворец Па-ле-Рояль в самом центре Парижа. Он сам насаждал вкусы вседозволенности, «общественной релаксации» после тяжких последних лет правления Людовика XIV. Герцог был не чужд искусству. Он пригласил во Францию труппу итальянского театра. В 1718 г. вышло издание «Дафниса и Хлои» Лонга с гравюрами его работы. 3 Их стиль, так же как и само литературное произведение, соответствовал новой эстетике соединения серьезного и шутливого, показной строгости и фривольности, смелости

3 Михайлов А. Роман Кребийона-сына и литературные проблемы рококо.— В кн.: Кребийон-сын. Заблуждения сердца и ума. М.: Наука, 1974, с. 293-294.

рискованных намеков и остроумия — всего того, что позднее назовут стилем Регентства.

Однако в этот краткий период искусство еще не замкнулось окончательно в частных салонах, аристократических гостиных и будуарах, как это произошло в следующую эпоху господства Рококо. Переходный стиль Регентства не имел ярких специфических черт, он совмещал в себе элементы уходящего стиля и нового, нарождающегося. Своеобразным символом этого странного времени было имя А. Ватто и созданный этим выдающимся художником живописный жанр «галантных празднеств». Именно так Академия живописи определила тему его творчества в 1717г., тогда довольно необычную, принимая Ватто в свои члены как мастера подобных сюжетов. Картины Ватто, проникнутые тонким элегическим настроением, какой-то тоской, как нельзя лучше отражали атмосферу периода Регентства. Создателями стиля Регентства были и французские художники-орнаменталисты: К. Одран, Ж.-М. Оппенор, Д. Маро. Оппенор — главный архитектор регента — смягчил барочные черты стиля Людовика XIV и выдвинул в качестве основного формообразующего элемента мягко изогнутую линию. В оформлении интерьеров прямые линии сменились округлыми, тяжелые картуши — раковинами, предвещающими орнаментику Рококо.

Стремление к интимному, камерному стилю отразилось и в названии только что изобретенного вида мебели — комода (франц. commode — удобный). Считается, что первый комод изготовил знаменитый мебельный мастер А.-Ш. Булль. Небольшая по размеру мебель с мягко закругленными углами постепенно вытесняла массивные шкафы, сундуки и парадные кабинеты, превратившиеся к концу XVII столетия в сложные архитектурные сооружения с пилястрами, кариатидами, балюстрадами и вазами. К концу XVII в. резную мебель стали золотить. На фоне золота, вместо ярких цветов Барокко, более гармоничными казались мягкие, светлые тона: розовый, палевый, голубой, оливковый, белый. Черное дерево вытеснялось орехом, красным — махагона и розовым — амарантом. На мраморные и порфировые столешницы, пристенные консоли ставились небольшие скульптуры, вазы из цветного камня, часы или китайский фарфор. Именно в это время началось увлечение китайским искусством, привозимым голландскими и венецианскими купцами заморским фарфором, лаком, шелком. Своеобразным откликом на эту моду стали новые декоративные мотивы: китайская пагода, зонтик, веер, пальма, попугай. Они самым причудливым образом вплетались в ренессансные гротески, переплетения бандельверка, арабески и завитки, которые рисовались все более тонкими и легкими. Этот орнамент стиля Регентства уже трудно отличить от настоящего Рококо — граница между стилями была почти неразличима.

 

РЕГЕНТСТВА СТИЛЬ В АНГЛИИ(англ. Regentcy style от лат. rego — управляю и см. стиль) — художественный стиль краткого периода развития английского искусства в годы правления принца Георга (1800-1820), будущего короля Георга IV, принявшего регентство во время болезни своего отца, английского короля Георга III (см. георгианский стиль). Другое, более краткое название — «рйдженси» — именно так оно произносится по-английски.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты